ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СИСТЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СИСТЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ.

Свеженцева Н.С. 1, Боровицкая Е.А. 1
1Барабинский филиал Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассматривается система дополнительного образования, а именно, история становления, значение системы дополнительного образования, проблемы в системе дополнительного образования, взаимодействие с педагогическим коллективом общеобразовательной школы.

Ключевые слова: дополнительное образование, взаимодействие с педагогическим коллективом, перспективы развития дополнительного образования, проблемы в системе дополнительного образования.

Сегодня в Российской Федерации система дополнительного образования детей все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг. Исследователями выделяются хронологические периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления дополнительного образования. По мнению исследователей, этими периодами являются временные отрезки: конец 19- начало 20 века, 20-30- е годы 20 века, 40- 80- е годы 20 века и период с 1992 года по настоящее время. Исследуя проблему особенностей становления дополнительного образования в России, мы сопоставили состояние внешкольного образования в обозначенные периоды по таким параметрам как: цель, задачи, принципы, функции, направления работы, типы учреждений, то есть по тем характеристикам, которые выявляют динамику развития внешкольного образования и его переход в дополнительное образование. Идеи внешкольного образования начали овладевать передовыми умами ещё в 19 веке. Общественность понимала, что социально- экономические условия вынуждали детей включаться в производство рано, а они не имели возможностей для полноценного развития. Исследователи отмечают, что появление самых первых форм вне учебной деятельности связано со Шляхетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30- е годах 18 века. Воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и в свободное время они собирались вместе читали свои литературные пробы. В первых внешкольных учреждениях « Дневной клуб для приходящих детей» (1905 г.), общество «сетлемент» (1906 г.), общество « Детский труд» (1909 г.), детская летняя трудовая колония « Бодрая жизнь» (1911 г.) основополагающим моментом педагогических исканий была тенденция сочетания педагогики индивидуальной и педагогики социальной. Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом общественно- хозяйственной деятельности России носила характер конкретнопрактической направленности воспитания, что имело исключительную педагогическую ценность для становления общественного воспитания. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию: занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. В конце 19- начале 20 века прогрессивные деятели- энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических обществ. В это же время появился термин «внешкольная работа». М.Б. Коваль подчеркивала, что помочь войти растущему человеку в культуру, освоить ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами. В 20-30- е 20 века внешкольная деятельность в принципе сохраняет и развивает формы, существовавшие до 1917 г. Содержание внешкольной работы обогащается делами пионерской и комсомольской организации как неотъемлемых частей воспитания личности социалистического государства. Исследователь О. Е. Лебедев характеризует 20- 30 гг. 20 столетия в России формированием системы внешкольных учреждений для детей, обладающей большим социально- педагогическим потенциалом. Этот потенциал основывался на организационных возможностях системы, фундамент которой составляла сеть разнообразных внешкольных учреждений: дворцов и домов творчества, специализированных центров детского творчества, спортивных школ, пионерских лагерей. Эти учреждения имелись во всех республиках и областях. Вместе с культурнопросветительскими учреждениями для детей сеть внешкольных учреждений была способна решать разнообразные задачи духовного, интеллектуального и физического развития детей. В эти годы деятельность внешкольных учреждений развивалась по тем основным направлениям: учебно- кружковая, массовая работа, методическая работа. Во внешкольных учреждениях основной организационной формой в эти годы стали кружки по интересам. Первоначально их главными задачами были обучение детей основным трудовым умениям рабочих специальностей. Развитие системы внешкольных учреждений в 40- 50- е гг. 20 века, по мнению исследователя О. Е. Лебедева, характеризуется реализацией четырех основных специально- педагогических функций: профессиональное и гражданское самоопределение детей; дополнительное образование; коммуникативная; методическая. В эти годы в деятельности внешкольных учреждений преобладает парадность и формализм, индивидуальная и клубные формы работы сменяются массовостью праздников. В 60- е годы 20 века, «оттепели», наблюдаются значительные изменения в характере деятельности внешкольных учреждений, воспитание приобретает «деятельный» характер. Рождается и получается широкое распространение методика коллективного творческого дела И. П. Иванова. В эти годы в деятельности внешкольных учреждений приоритетными становятся: уважение к увлечению ребенка, его занятию в коллективе на основе учета его успехов во внешкольном учреждении, участия в школьных делах; совместное изучение школой и внешкольным учреждением опыта подготовки актива; взаимная информация педагогов внешкольных учреждений и школы о кружковцах. Периодом наивысшего развития внешкольных учреждений явились 70- 80- е годы 20 века. Именно в этот период, подчеркивает исследователь М. Р. Катукова, определились главные направления социально- педагогической деятельности, и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание, и формы внешкольной работы. Внешкольные учреждения стали одним из основных институтов общества, так как усилилась их практическая роль в организации деятельности учащихся и ее воспитательного воздействия на них по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Процесс становления дополнительного образования вызвал интерес не только у педагогов- практиков, но и у ученых, которые в своих исследованиях научно обосновывают такое социально- педагогического явления, как дополнительного образования. Исследователи характеризуют дополнительные образования как: особое образовательное пространство, где объективно задаются множество отношений, где осуществляются специальные образовательные деятельности различных систем, так как оно расширяет возможности практического опыта ребенка, является временем творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована; целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие личностных профессиональных качеств человека и реализуемых через творческие образовательные программы, не входящие в содержание Госстандартов образования; специфически органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирование личности ребенка в условиях развивающей среды, представляющая детям интеллектуальные, психолого- педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения; образование, представляющее детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их миропонимания, развитие мотивационной положительной направленности в сфере свободного времени. Эти определения не исключают по своему содержанию друг друга, в них прослеживается потенциал дополнительного образования в воспитании социально активной личности.

Проблема дополнительного образования детей является на сегодняшний день бесспорной, так как она непосредственно связана с новым пониманием сущности образования детей. Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей. Обладая открытостью, гибкостью, мобильностью, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом внимания и поддержки со стороны общества и государства. В « Концепции федеральной целевой программы развития на 2011- 2015 годы » отмечается, что « серьезной проблемой российского образования является несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми….В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности учреждений дополнительного образования детей».

В наиболее общем виде, дополнительное образование детей может быть определенно как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Создаваемое на основе внешкольных учреждений ( чья деятельность на протяжении трех десятков лет относилась к категории « воспитательная деятельность») дополнительное образование детей отличается меньшей формализованностью в отличие от школы, открытостью и большей социальной мобильностью, ориентацией на поддержку и развитие мотивации, творчества, самовыражения детей. Данные особенности формируют уникальную среду личностного развития и свободного самовыражения ребенка. В этой связи следует говорить о философии современного дополнительного образования, в основе которой заложено понимание его как сферы становления личности, неотъемлемой части духовного, интеллектуального и физического развития детей.

Одним из новых видов дополнительного образования является занятие в фольклорном ансамбле. Фольклорный ансамбль- это новый вид занятия детей творчеством. Причем фольклорные ансамбли создаются в системе дополнительного музыкального образования детей сравнительно недавно. Появляется новый репертуар, который характерен для определенной местности, определенного поселения. Но с течением времени эти знания были утеряны. Фольклор- это наследие народа, его культурная традиция. Поэтому фольклорные ансамбли направлены на то, чтобы эти традиции сохранить. По сути, дополнительное образование является дополнительным источником развития личности, получения ребенком более глубоких знаний об окружающей действительности, но не является обязательным. Поэтому педагогом дополнительного образования, очень трудно найти соратников среди педагогов общеобразовательной школы. Педагогический коллектив ориентируется в системе образования на кружки, которые «напрямую» связаны с общеобразовательной школой. И родители также ориентируются на престиж дополнительного образования. Как правило, выбирают дополнительное образование, диктуемое требованиями общества. Это дополнительное образование в области спорта, иностранных языков, престижных музыкальных инструментов. Хотя фольклорный ансамбль по сути может не только дать глубокие знания в различных областях, но и помогает ребенку социализироваться, получать признание, уважение среди сверстников. Но педагогический коллектив, как показывает практика, очень часто взаимодействует с системой дополнительного образования лишь тогда когда необходимо помощь в педагогическом процессе в проведении различных мероприятий. В остальное же время педагогический коллектив осуществляет лишь манипулятивное взаимодействие с системой дополнительного образования.Начало формы

Просмотров работы: 2656