ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена развитием современного уровня информатизацией образования, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе внедрения средств информационных и коммуникационных технологий на занятиях по дисциплине «История развития обогащения полезных ископаемых», обеспечивающие реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания в условиях ВУЗа.

Глобальная информатизация общества государства в целом повлекло за собой осуществление изменений в политической, экономической, духовной жизни общества. Происходящее в настоящее время изменение парадигмы образования существенно и неизбежно корректирует образовательную практику.

В связи с этим, все более актуальными становятся вопросы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий (здесь и далее сокращенно ИКТ) и инновационных методов в учебном процессе, которые создают принципиально новые возможности для овладения студентами знаний по вышеобозначенной дисциплине.

По мнению В.Н. Васильева, применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усиливать мотивацию учения и улучшать усвоение нового материала. Все это дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. Преподавание спецкурсов– именно та область, где использование ИКТ может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты. Совершенствование методики преподавания вышеуказанной дисциплины путем активного использования методов ИКТ повышает темп обучения, и увеличивает долю самостоятельной работы студентов. {1}

Следовательно, в процессе группового и личностного информационного обмена повышается степень осознанности овладения знаниями, способами учебной работы, формируется умение проектировать свои действия и получать положительные результаты труда. Расширяется сфера интересов и их трансформация с узкоучебных на более широкие социальные.

В наибольшей, полной мере продуктивное применение современных образовательных технологий достигается при правильной организации наблюдения в процессе работы учащихся. Определение задач, предварительное изучение объектов наблюдения, разработка плана и последующее описание и обсуждение результатов наблюдения - всё это приводит к контролю связи восприятия с практическими действиями и мышлением учащихся и тем самым является важнейшим средством развития их познавательной деятельности.

Эффективность использования в организации учебного процесса педагогических технологий определяется их способностью активизировать личностный потенциал учащегося, прежде всего в организации учебного процесса в ряде дисциплин спецкурсов, к которым относится «История развития обогащения полезных ископаемых».

Поэтому в последнее десятилетие в педагогической науке и практике осуществляется поиск новых методов обучения, в системе образования начинают широко использоваться активные, продуктивные образовательные технологии, ориентированные на повышение уровня самопознания при изучении ряда дисциплин в рамках ВУЗа. Одной из таких технологий, широко внедряемых в учебный процесс, является метод проектов или технология проектного обучения, также его подраздел, -метод активного обучения.

В соответствии с этим целью исследования стало педагогическое обоснование и применение образовательных технологий в дисциплине «История развития обогащения полезных ископаемых» в рамках информатизации Вуза.

Объект исследования: организация учебного процесса по дисциплине «История развития обогащения полезных ископаемых».

Предмет исследования: образовательные технологии в учебном процессе по дисциплине «История развития обогащения полезных ископаемых».

В связи с целью работы можно определить следующие задачи:

  1. Рассмотреть общие подходы к применению современных образовательных технологий в условиях информатизации ВУЗа.

  2. Выявить образовательные технологии для реализации спецкурса «История развития обогащения полезных ископаемых» в условиях информатизации Вуза.

  3. Разработать методическое обеспечение по дисциплине «История развития обогащения полезных ископаемых на основе применения образовательных технологий.

Глава 1: Анализ понятия «педагогическая технология» на основе психолого-педагогической литературы

§1.1. Общие подходы к определению педагогической технологии

Педагогические технологии реализуют учебный процесс в целом, поэтому они определяют, насколько продуктивно происходит учебный процесс. Рассмотрим подробнее определения педагогических технологий различных авторов:

1) По мнению ученого С.Сполдинга, педагогическая технология - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.[2]

2) Педагогическая технология - есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.[3]

1 группа:

  • Педагогическая технология - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. [4]

  • Педагогическая технология - практическое приложение: алгоритм процесса (совокупность целей, содержания, методов и форм обучения для достижения планируемых результатов). [5]

  • Педагогическая технология - форма организации поведения преподавателя в обстоятельствах урока и представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе, актерских и режиссерских (по Ильеву В.А.)

2 группа:

  • Педагогическая технология - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций ( Пальчевский, Фридман).

  • Педагогическая технология - это описание, проект процесса формирования личности (А.П.Беспалько).

  • Педагогическая технология - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков)

3 группа:

  • Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика. [6]

  • Педагогическая технология -это направление педагогической науки, проектирующее педагогические процессы, которые гарантируют наиболее эффективное достижение учащимися запланированных результатов обучения. (Википедия)

Говоря о более походящем определении пед. технологий к нашему исследованию, целесообразно провести более глубокий анализ по каждому из приведенных определений:

-Касаемо определений 1 группы, стоит отметить, что они являются более частными, хотя частично удовлетворяют условиям нашего исследования:

-Определение, данное Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии США, не совсем относится к некоторым разработкам и тенденциям в пед. технологиях, рассматриваемых в России, поскольку наши государства отличаются по подходу в обучении;

-В определениях группы 2 в неполной мере отражены сущность понятия, не затрагивается сторона восприятия, рассматриваемой в курсовой работе.

-Определения группы 3 слишком емкие и содержат лишние аспекты, усложняющие их использование.

- Определение, данное американским исследователем С. Сполдингом, в котором речь идет о наиболее продуктивном восприятии человеком информации посредством внедрения инновационных педагогических технологий, отражает тему наших исследований в данной области знаний.

Таким образом, среди приведенных определений основным будем считать последнее и в дальнейшем при рассмотрении педагогических технологий опираться именно на мнение вышеназванного американского ученого.

При изучении автором литературных источников нами было отмечено, что большинство педагогических технологий разработано лишь на общетеоретическом уровне. Внедрение их в практику преподавания конкретного предмета, создание соответствующих учебных и методических материалов является я делом достаточно перспективным.

Современные технологии обучения выражают основные методологические принципы построения обучения - методологию гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного проекта организации обучения. До недавнего времени педагогика располагала только технологическими указаниями. Введение гуманистических технологий относится к 60-м годам XX века в связи с реформированием американского и западноевропейского образования. Многие технологии обучения продолжают оставаться слабо технологичными, т. е. не до конца расписанными. В них в основном преобладают теоретические основы технологий, деятельностная сторона продолжает быть либо недостаточно конкретной, либо излишне привязанной к конкретному учебному предмету.[7]

Подводя итоги рассмотрения определения "педагогическая технология", отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей, а именно-активизировать процесс активного восприятия информации слушателем, стимулироваться его мыслительная деятельность и повышаться продуктивность и качество обучения в целом, поскольку, как нами было отмечено в Главе 1, восприятие является основой для принципиально важных процессов человеческой деятельности: мышления, интуиции, принятия решений.

§1.2. Классификация педагогических технологий

Педагогические технологии классифицируют по различным признакам: (В.Г.Селевко)

  1. По уровню применения: общепедагогические, частнопредметные, локальные или узкометодичекие.

  2. По концепции усвоения: развивающие, интериоризаторские, нейролингвистические и т.д.

  3. По организационным формам: классно- урочные, индивидуальные, групповые, коллективный способ обучения, дифференцированное обучение.

  4. По подходу к ребенку: авторитарные, личностно- ориентированные, технологии сотрудничества и т.п.

  5. По преобладающему методу: репродуктивные, объяснительно- иллюстративные, развивающее обучение, игровые, проблемно- поисковые, творческие и т.п.

  6. По категории обучающихся: массовая технология, компенсирующие, технологии работы с трудными, технологии работы с одаренными детьми.[8]

Классификация педагогической технологии В.Т. Фоменко:

1. на созерцательной основе - на деятельной основе

2. на эмпирической основе - на концептуальной основе

3. на последовательной основе - на крупно блочной основе

4. на неопережающей основе - на опережающей основе

5. на гностической основе - на личностной основе

6. на объяснительно репродуктивной основе – на проблемной основе

7. на безальтернативной основе - на альтернативной основе

8. на монологовой основе - на диалогической основе

Классификация педагогической технологии С.А.Смирнова.

  1. технология занятия;

  2. технология предмета;

  3. технология полного обучения.

Классификация Смирнова С.А. рассматривается по уровню учебного процесса.

Классификация педагогической технологии Л.Г.Семушина

  1. Технология программированного обучения;

  2. Технология проблемного обучения;

  3. Технология деятельностного подхода.

Данная технология рассматривается по целям. Например:

а) возникновению программированного обучения предшествовали развитие кибернетики и информатики.

б) возникновению проблемному обучению предшествовало исследование закономерностей развития мышления.

в) предпосылкой к формированию деятельностного подхода в обучении послужило развитие философских и психологических исследований.{9}

Классификация Г.Ю.Ксензовой

  1. технологии объяснительно-иллюстративного обучения;

  2. личностно-ориентированные технологии обучения;

  3. технологии развивающего обучения.

Классификация Ксензовой Г.Ю. различается по трём основным группам.

В основе 1-ой технологии находится информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

В основе 2-ой технологии находятся технологии, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся. учёта и развития индивидуальных особенностей школьников.

В 3-ем пункте рассматриваются технологии, в центре внимания которых – способ обучения, с необходимостью вызывающий, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Т.И. Шамова, Т. И. Давыденко

класификация образовательных технологий:

  1. технологии “традиционной школы”;

  2. технологии ”школы развития”;

  3. технологии “школы социализации”.

В.В. Гузеев

Классификация образовательных технологий:

  • “традиционные методики”;

  • модульно-блочные технологии;

  • цельно-блочные технологии;

  • интегральные технологии

-Таблица классификаций педагогических технологий Е.Ф.Широкова: [10]

По ведущему фактору психического развития

  • Биогенные

  • Социогенные

  • Психогенные

  • Идеалистические

По ориентации на личностные структуры

  • Информационные (формирование знаний, умений, навыков)

  • Операционные (формирование способов умственных действий)

  • Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений)

  • Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений)

  • Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов)

  • Эвристические (развитие творческих способностей)

По характеру содержания образования

  • Обучающие – воспитательные

  • Светские – религиозные

  • Общеобразовательные – профессиональные

  • Гуманитарные – технократические

  • Частнопредметные

По организационным формам

  • Классно-урочные – альтернативные

  • Академические – клубные

  • Индивидуальные – групповые

  • Коллективный способ обучения

  • Способы дифферинцированного обучения

По отношению к ребенку

  • Авторитарные

  • Дидактоцентрические

  • Личностно-ориентационные

  • Гуманно-личностные

  • Технологии свободного воспитания

  • Технологии сотрудничества

По преобладающему (доминирующему) методу

  • Догматические, репродуктивные

  • Объяснительно-иллюстративные

  • Развивающее обучение

  • Информационные (компьютерные)

  • Творческие

  • Программированное обучение

  • Диалогические

  • Игровые

  • Саморазвивающее обучение

  • Проблемные, поисковые

По категории обучающихся

  • Продвинутого образования

  • Массовая технология

  • Компенсирующие

  • Виктимологические

  • Технологии работы с одаренными детьми

  • Технологии работы с трудными детьми

По концепции усвоения

  • Ассоциативно-рефлекторные

  • Бихевио-ристические

  • Гештальт-технологии

  • Интериоризаторские

  • Суггестивные

  • Нейролингвистические

По типу управления познавательной деятельностью

  • Классическое лекционное

(-Обучение с помощью ТСО

- Система "консультант"

-Обучение по книге

-Система малых групп )

  • Современное традиционное обучение

  • Традиционное классическое (ГСО, дифференцирование)

  • Программированное обучение (ГСО)

Среди педтехнологий по сфере применения в образовательной области можно выделить:

  • универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета, цикла предметов или образовательной области;

  • ограниченные - для нескольких предметов или областей;

  • специфические - для одного-двух предметов.

В зависимости от психологических структур (И.Я. Лернер) выделяются и классифицируются следующие технологии:

  • информационные (формирование знаний, умений, навыков - ЗУНов);

  • операциональные (формирование способов умственных действий - СУД);

  • эмоциональные, нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН);

  • технологии саморазвития (формирование саморазвивающихся механизмов личности - СУМ);

  • эвристические (развитие творческих способностей - РТС).

По характеру содержания образования технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические. Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько): педтехнология как взаимодействие разомкнутое (неконтролируемая, некорректируемая деятельность учащихся); циклическое (с контролем, взаимоконтролем, самоконтролем); рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное); ручное или автоматизированное (с помощью автоматизированных средств обучения).

По стилю управления педагогические технологии делятся на: авторитарные (жесткая организация детской жизни, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся); дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием); личностно ориентированные (центром образования является личность ребенка). В рамках наиболее перспективной личностно ориентированной технологии выделяются технологии сотрудничества (стремятся к демократизму, равенству, партнерству, субъектно-субъектным отношениям); технологии свободного воспитания (делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора, самостоятельности в его жизнедеятельности).

Новые педагогические технологии , применяемые в настоящее время в образовательных учреждениях, создаются на основе гуманизации и демократизации отношений ( личностно- ориентированные технологии ):

  • вероятностное образование (А. Лобок),

  • развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

  • "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),

  • гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),

  • преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин), дизайн-педагогика.

Классификация Ксензовой Г.Ю:

  • технологии объяснительно-иллюстративного обучения;

  • личностно-ориентированные технологии обучения;

  • технологии развивающего обучения

  • технологии проектного обучения

Классификация Ксензовой Г.Ю. различается по трём основным группам.

В основе технологии объяснительно-иллюстративного обучения находится информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

В основе личностно-ориентированной технологии обучения находятся технологии, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников.

В 3-ем пункте рассматриваются технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, с необходимостью вызывающий, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Таким образом, нами были рассмотрены различные классификации пед. технологий, и выявлено в процессе обработки различных информационных источников, что существует около 200 классификаций, однако же придерживаться в дальнейшем будем классификации Г.Ю.Ксензовой, так как последняя, в свою очередь, делит технологии на три группы, каждая из которых отвечает перекликается с задачами исследования, а именно:

- поскольку в современном мире наблюдается усиление визуальных коммуникаций, текстуальное восприятие смысла уступает место визуально активному его пониманию: компьютерная графика, гипертексты электронных пособий, визуальные модели молекул, карты мозга, а также широкий круг научных исследований, результаты которых невозможно выразить в вербальной форме, требует разработки новых методик по восприятию, что достаточно явно отражено в технологии иллюстративного обучения;

-кроме того, как нами было заявлено ранее в главе №1, у человека есть два независимых канала восприятия зрительной информации – интегрированный и дифференцированный. С помощью последнего человек воспринимает детали наблюдаемой сцены, их координаты и реализует поставленные цели, а это принципы обработки информации непосредственно включены в технологию развивающего обучения, где невозможно добиться каких-либо положительных результатов, не применяя внимательность, логику мышления и умение систематизировать сигналы среды под созданную неразрешенную учеником ситуацию, поступающие из среды извне.

Нельзя не коснуться процесса обработки информации человеком, так как стремление зафиксировать, сохранить надолго свое восприятие информации было всегда свойственно людям разумным: мозг человека хранит множество информации, и использует для хранения ее свои способы, основа которых — двоичный код, как и у компьютеров. Человек всегда стремился иметь возможность поделиться своей информацией с другими людьми, систематизировать и применить ее по назначению, что отражено в личностно-ориентированной технологии обучения.

§1.3 Частные технологии обучения

А) Технология проблемного обучения

Данная технология получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке:

Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. {8}

Особенности методики

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали Махмутов, Кудрявцев, Матюшкин, и.др.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения: [11]

  1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

  2. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.

  3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

  4. Задания должны быть таковыми, что бы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Технология проблемного обучения помогает стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем, а именно:

  • к собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни, в будущей профессиональной деятельности, в продолжении образования по выбранному профилю;

  • к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл результату;

  • к творческой деятельности по конструированию новых объектов.

Поскольку внимание является исходной позицией процесса восприятия информации, то напрямую зависит от субъективного опыта человека и его заинтересованности в рассматриваемой теме. Внимание имеет различные виды и характеристики. Учет их в процессе активизации учебной деятельности как нельзя более ярко выражен в технологии проблемного обучения

Также данная технология позволяет формировать следующие ключевые умения и компетенции:

  • проектировочные: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;

  • познавательные; навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач.

  • исследовательские: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение;

  • коммуникативные: передача информации, умение слушать и понимать другого;

  • социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;

  • информационные: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение

Таким образом, на основании вышеизложенных фактов, можно сделать вывод: важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или любой другой деятельности, которые и есть источник движения и развития в любой сфере.

Б) Общие основы технологий развивающего обучения

В начале 30-х годов XX в. Л.С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Термин 'развивающее обучение' обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется уже специальное исследование для уяснения его современного значения. Понятие 'развивающее обучение' может считаться содержательным обобщением (В.В. Давыдов). Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).[12]

Вторая (социологизаторская, бихевиористская), наоборот, все результаты развития приписывает влиянию среды. Современной наукой установлено, что всякий акт психического развития связан с отражением в мозгу внешней среды, он есть присвоение, приобретение опыта познания и деятельности, и в этом смысле является обучением. Обучение - это форма психического развития человека, необходимый элемент развития. Всякое обучение развивает, обогащает банк памяти и условных рефлексов.

Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности.

Однако и здесь существуют две принципиально различные концепции:

-Концепция обучаемого развития: (Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Д. Дьюи)

Ребенок должен пройти в своем развитии: строго определенные возрастные стадии (дооперационные структуры - формальные операции - формальный интеллект) до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических заданий. Развитие всегда идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним, как бы 'обучая' его.

-Концепция развивающего обучения:

Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Она утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Э.В. Ильенкова, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организованно так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. К процессу восприятия имеют отношения и гендерные отличия: то, что девочки начинают говорить раньше, чем их сверстники мужского пола, было известно давно. Теперь экспертам удалось найти этому научное объяснение. Оказалось, что речь мальчиков в большей степени базируется на ощущениях, у девочек – на абстрактных понятиях, в результате чего процесс обучения для сильной половины человечества протекает сложнее,-это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением.

Давно известно о человеческой способности удерживать свое внимание на каком-либо одном предмете, однако этому может препятствовать множество других вещей, представляющих для нас интерес. Иногда возникает потребность сознательно сосредоточить свое внимание на двух или более предметах одновременно(распределенное внимание)-в такой интерпретации мы и видим подход к усвоению нового материала в технологии развивающего обучения: студент должен уметь распределять свое внимание рационально, удерживая в мыслях простроенный план проекции запоминания определенных аспектов нового материала.

Таким образом, в развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности,а основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей ребенка посредством воздействия на зрительный и аудиальный каналы восприятия, являющимися самыми продуктивными и активными в процессе познания, систематизации и усвоения информации индивидом.

В) Технология активного обучения

Текущая версия (не проверялась)

Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. {13}

 

Особенности методов

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения. Подходы к системному использованию МАО изложены в теории Активного обучения.

Признаки методов

Чаще всего, выделяют следующие признаки:[14]

  1. Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи — та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста, преподавателя.

  2. Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися профессиональной деятельности. Наиболее полно подходы к реализации этого признака изложены в теории контекстного обучения. Поэтому этот признак трактуется также как осуществление контекстного обучения.

  3. Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Этот признак не отрицает индивидуализацию обучения, но требует его разумного сочетания и умелого использования. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей школьников показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера.

  4. Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.

  5. Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.

  6. Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

  7. Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают:

  • Профессиональный интерес.

  • Творческий характер учебно-познавательной деятельности.

  • Состязательность, игровой характер проведения занятий.

  • Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.

Учеными доказано, что процесс убеждения человека в каких-либо фактах не обязательно человека с первого раза, и практически невозможно: акцент делается на то, что при повторении нужная информация со временем обязательно совпадет из открытым восприятием. Это происходит тогда, когда человек готов к восприятию информации, когда ему комфортно, когда информация повторяется неоднократно.

Метод активного обучения как никакой другой из педагогических технологий, внедряется в процесс обучения непосредственно на эмоциональном уровне, повышается мотивация к усвоению дисциплины.

Таким образом, восприятие в методе активного обучения происходит при наиболее ярко выраженном психологическом комфорте, создаваемом различными факторами в соответствии с технологией, чему способствуют, в частности, взаимообучаемость, основанная непосредственно на личном интересе ,а также многократная повторяемость информации, что, как нами было доказано ранее, что повышает уровень общедоступности.

Г) Технология проектного обучения

Предметная область проектирования постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных систем, организаций, трудовых, экологических, социальных, генетических, психолого-педагогических процессов.{14}Сравнительный анализ истории становления теории и практики проектного обучения показал, что в педагогике этот метод рассматривается прежде всего как средство:* всестороннего упражнения ума и развития мышления (П.Ф.Каптерев);* формирования творческих способностей (П.П.Блонский);* развития самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни (С.Т.Шацкий);* подготовки воспитанников к профессиональной деятельности (А.С.Макаренко);* слияния теории и практики в обучении (Е.Г.Каганов, М.В.Крупенина, В.В.Игнатьев, В.Н.Шульгин).

Русские ученые связывали технологии обучения (в том числе и проектный) прежде всего с развитием личности, подготовкой человека к жизни и труду. В зарубежной педагогике проекты рассматривались с позиции целей обучения, связанных с утилитарной задачей выполнения учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке (У.Х.Килпатрик). Итак, в нашем понимании метод проектов (в пер. с греч. "путь исследования") - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.

К характерным особенностям проектного метода отнесем интегративность, проблемность и контекстность обучения. Первая означает оптимальный синтез сложившихся концепций усвоения знаний и теорий обучения школьников. По поводу второй заметим: неслучайно проектирование вначале называлось методом проблем или методом целевого акта. Проектное обучение основано во многом на контекстном подходе. Остановимся на нем подробнее. В психолого-педагогической литературе понятие "контекст" используется все чаще. В языкознании и логике оно определяется как относительно законченный в смысловом отношении отрывок речи или текста, в котором выявляются смысл и значение входящих в него слов или предложений, выступающих в качестве лингвистического окружения определенной языковой единицы. По мнению А.Ф.Лосева, значение слова есть знак, взятый в свете своего контекста. В Советском энциклопедическом словаре "контекст" (от лат. contextus - соединение, связь) трактуется как относительно законченный отрывок письменной или устной речи, общий смысл которого позволяет уточнить значение отдельных входящих в него слов, выражений и т.д. В Словаре русского языка С.И.Ожегова "контекст" - законченная в смысловом отношении часть текста. В Кратком психологическом словаре - это речевое или ситуативное окружение литературного произведения (или его часть), в пределах которого наиболее точно выявляются смысл и значение отдельного слова, фразы и т.д.

Как нами было рассмотрено ранее, внимание является исходной позицией процесса восприятия информации, и зависит от субъективного опыта человека. Таким образом, контекстное обучение, опираясь на субъективное отношение студента к предмету, активизирует внимание, опираясь на предыдущий, полученный ранее опыт, поскольку восприятие, как нами было доказано в главе 1, связано с памятью ,которая, в свою очередь, придерживаясь системы качественного восприятия, опирается в информировании на одну из групп памяти: семантическую или эпизодическую, в зависимости от трудности задачи, поставленной перед обучающимся. С педагогической точки зрения, контекстное обучение позволяет осуществить переход от школы памяти к школе мышления, где акцент делается на процессах восприятия, внимания и памяти.

Выделяют четыре уровня технологии проектного обучения:

I уровень - несамостоятельная (обычная) активность. Для него характерно, что учитель сам организует проблемную ситуацию, вычленяет учебную проблему и излагает факты, приводящие к ее решению. Учащиеся воспринимают объяснение учителя, усваивают образец умозаключения в условиях проблемной ситуации, выполняют самостоятельные работы, упражнения воспроизводящего характера, осуществляют устное воспроизведение изученного материала.

II уровень - полусамостоятельная активность. Характеризуется применением прежних знаний в новой учебной ситуации. Учитель сам организует проблемную ситуацию, а далее уже совместно с учащимися формулирует проблему; вместе они выдвигают гипотезы, останавливаются на единственно верной, намечают пути решения, обсуждают факты.

III уровень - самостоятельная активность. Характеризуется тем, что проблемную ситуацию создает учитель, а решают проблему учащиеся. Данному уровню присуще выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя.

IV уровень - творческая активность. Ему присуще выполнение самостоятельных работ, требующих творчества, воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства. Этот уровень предполагает, что на основе материалов, рекомендованных педагогом, учащиеся сами определяют проблемы, намечают пути их решения с последующей самостоятельной реализацией, делают выводы, необходимые обобщения. [15]

На основании приведенных выше материалов, можно заявить следующее: метод проектов является одним из способов реализации проблемного обучения и соответствует III и IV уровням активности личности в условиях проблемного обучения, в зависимости от сформированности у учащихся навыков самостоятельной деятельности по решению проблем. В перспективе предполагается, что изучение проектного метода позволит дополнить некоторые вопросы технологии проблемного обучения, что может иметь определенное практическое значение для современного процесса обучения. )

Любая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, обладать целостностью, быть эффективной и воспроизводимой в других однотипных образовательных учреждениях. Рассмотрим структуру, приведенную Зайцевой Светланой Анатольевной, доцентом кафедры начального математического образования ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет", канд.пед.наук;

Структура педагогической технологии:

  • концепция (философское, психологическое, дидактическое, социально- педагогическое обоснование);

  • цели обучения, планируемые результаты обучения;

  • содержание обучения;

  • средства диагностики текущего состояния учащихся;

  • критерии выбора оптимальных моделей для данных условий;

  • набор моделей обучения (методы и формы деятельности учащихся и учителя);

Таким образом, нами были рассмотрены различные современные методы обучения, и сделан вывод: теория развивающего обучения, проектного метода и методы активного обучения наиболее продуктивно отвечают целям нашего исследования.

- важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или любой другой деятельности, которые и есть источник движения и развития в любой сфере;

-контекстное обучение, включенное в технологию проектного обучения, основываясь на субъективном отношении студента к предмету, активизирует внимание, опираясь на предыдущий, полученный ранее опыт, поскольку восприятие тесно связано с памятью ,которая, в свою очередь, придерживаясь системы качественного восприятия, опирается в информировании на одну из групп памяти. Таким образом, технология проектного обучения позволяет осуществить переход от школы памяти к школе мышления, где акцент делается на процессах восприятия, внимания и памяти.

- в методе активного обучения происходит при наиболее ярко выраженном психологическом комфорте, создаваемом различными факторами в соответствии с технологией, чему способствуют, в частности, взаимообучаемость, основанная непосредственно на личном интересе, а также многократная повторяемость информации, что, как нами было доказано ранее, что повышает уровень общедоступности.

Глава 2. Общие подходы к преподаванию дисциплины «История развития обогащения полезных ископаемых».

Образование входит в состав основных приоритетов российского общества и государства. Модернизация образования различных ступеней обучения предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качественного образования. В общегосударственном плане новое качество - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Таким образом, от способов преподнесения информации студентам напрямую зависит качество усваиваемых аудиторией знаний.

Горное дело - область деятельности человека по освоению недр Земли. Она включает все виды техногенного воздействия на земную кору, а также горные науки, изучающие закономерности преобразования и сохранения недр. Раньше здесь рассматривались и разведка полезных ископаемых, и металлургических передел.

Значение горного дела чрезвычайно велико. Нельзя не согласиться с высказыванием крупнейшего деятеля в этой области академика Н.В.Мельникова: «Масштабы и развитие горной промышленности определяют богатство страны, ее могущество и процветание» [16].

Известный историк горного дела А.М.Лоранский в 1900 г. писал: «Горнозаводская промышленность имеет весьма важное значение для благосостояния и могущества государства, и горное дело оказывает громадное влияние на развитие цивилизации в человеческих расах. Всемирная история показывает нам, что периоды особенного развития интеллектуальной и коммерческой деятельности совпадали с прогрессом горного дела и металлургии. Как в новых, так и в древних веках существовали постоянные отношения между элементами общего прогресса в цивилизации и количеством и разнообразием минерального богатства, получаемого из земли».

Россия обладает огромными запасами природных ресурсов, поэтому горному делу на всем протяжении его развития отводилась ведущая роль.

По истории горного дела и обогащения полезных ископаемых, а точнее, отдельных разделов и направлений указанных областей имеется немало исследований и изданы учебные пособия. Однако, они создавались в различные исторические периоды, поэтому задачи, методы и подходы к решению поставленных проблем также менялись. В целом эти работы носили фактологический характер и в настоящее время не соответствуют современному уровню развития горных наук, в том числе обогащения полезных ископаемых, истории науки и техники.

Среди многообразия средств обучения большими возможностями совершенствования учебного процесса обладают электронные учебники и мультимедийные учебные пособия, так они позволяют экономить учебное время, широко иллюстрировать программный материал, трудные для понимания моменты, дифференцировать лекции/практики в соответствии с индивидуальными и психологическими возможностями учащихся. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой учебный процесс. При использовании электронных информационных ресурсов в исследовательской деятельности учащимися широко используются методы проектирования, моделирования, статистического анализа, что позволяет углубить количественный анализ изучаемых объектов, расширить область получаемой информации. {17}

Таким образом, информационное обеспечение деятельности обучающихся и педагогов, возможность свободного доступа к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации – необходимое условие повышения качества обучения. По мнению Т.В.Глембоцкой в публикации «Творческий портрет ученого», «без ориентации на дистанционные методы обучения нельзя рассматривать современные и перспективные образовательные системы».

В настоящее время не существует десятки информационно-образовательного ресурса по дисциплине «История развития обогащения полезных ископаемых».

Таким образом, информатизация преподавания вышеуказанной дисциплины для деятельности конкретного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности обработки информации во всех видах деятельности современного учреждения высшего образования. Одним из таких средств может быть информационно-образовательный ресурс на платформе Moodle.

Растущая потребность в создании унифицированного информационно-образовательного ресурса по дисциплине «История развития обогащения полезных ископаемых», основными целями которого являются содействие налаживанию диалога между студентом и преподавателем, формирование информационно- педагогической компетентности преподавателя при работе с данным ресурсом, расширение границ компьютерной грамотности студента и расширение его кругозора в целом через систему обратной связи; помощь преподавателю в работе со студентами при обучении определяет актуальность темы данного исследования.

Глава 2.1. Характеристика дисциплины

Дисциплина «История обогащения полезных ископаемых» предназначена для формирования знаний об истории развития обогащения полезных ископаемых. Она должна научить понимать взаимосвязь обогащения полезных ископаемых с историческими, культурными, экологическими и экономическими проблемами общества в целом и отдельных стран и регионов в различные исторические эпохи.

Целью изучения данной дисциплины является приобретение студентами знаний:

– о взаимосвязи развития обогащения полезных ископаемых с развитием науки, техники и культуры;

– об основных этапах развития обогащения полезных ископаемых;

– о возникновении и развитии методов обогащения полезных ископаемых;

– об основных исторических фактах в горном деле, датах, событиях и именах деятелей в области обогащения полезных ископаемых;

– о географическом расположении и народнохозяйственном значении основных производителей цветных металлов и золота в России и мире;

– об истории возникновения и развития ИЦМиМ, выпускающей кафедры.

Задачи дисциплины – научить студентов оценивать достижения в области обогащения полезных ископаемых на основе знания исторического контекста их создания грамотному подходу к решению технологических вопросов, организации производства, труда и управления.

Задачи изучения дисциплины основываются на основных темах, содержащихся в ФГОС ВПО:

– первые печатные источники в области горного дела обогащения полезных ископаемых, металлургии;

– взаимосвязь развития обогащения полезных ископаемых с развитием науки, техники и культуры;

– основные этапы развития обогащения полезных ископаемых;

– возникновение и развитие методов обогащения полезных ископаемых;

– основные исторические факторы в горном деле, датах, событиях и именах деятелей в области обогащения полезных ископаемых;

– географическое расположение и народнохозяйственное значение основных производителей цветных металлов и золота в России и мире;

– история возникновения и развития КГАЦМиЗ, СФУ, выпускающей кафедры. {18}

Дидактические единицы развертывания учебного материала дисциплины формируются в соответствии с набором тем, содержащихся в Федеральных Государственных стандартах и определенных учебным планом:

1 – зарождение горного дела и его развитие в рабовладельческий период;

2 – обогащение полезных ископаемых в феодальный период развития общества;

3 – обогащение полезных ископаемых в период победы и утверждения капитализма;

4 – обогащение полезных ископаемых в период монополистического капитализма;

5 – развитие обогащения полезных ископаемых после 1917 года;

6 – полезные ископаемые и их обогащение в Красноярском крае.

Роль и цели дисциплины «История обогащения полезных ископаемых» – сформировать у студентов теоретические знания, практические навыки, выработать социально-личностные компетенции, которые дают способность самостоятельно приобретать новые знания, используя современные информационные технологии.

Знания в области «Истории обогащения полезных ископаемых» необходимы студенту при изучении дисциплин гуманитарно - и социально-экономического блока учебного плана подготовки специалистов по специальности обогащение полезных ископаемых, при поступлении в аспирантуру, а будущему специалисту – для качественного выполнения производственно-технологической деятельности. Они учат оценивать достижения в области обогащения полезных ископаемых на основе знания исторического контекста их создания грамотному подходу к решению технологических вопросов, организации производства, труда и управления.

2.2. Структура дисциплины

В вузовской учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании различных наук: лекции, самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной работы.

Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Поэтому с методической точки зрения нельзя разъединять отдельные звенья учебного процесса, необоснованно заменять их другими.

Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.

Работа по курсу «История обогащения полезных ископаемых» состоит из аудиторных и самостоятельных занятий, предусмотренных учебным планом. Аудиторные занятия проводятся в виде лекций и семинарских занятий. Самостоятельная работа состоит из изучения теоретического курса, подготовки к семинарским занятиям, написания реферата, промежуточного и итогового контроля знаний.

Аудиторные занятия в виде лекций представляют основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями. Главная ее задача - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над курсом.

На данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе, определяющей его содержание.

Лекционная форма обучения в вузе является главной. Вузовская лекция дает глубокие и разносторонние знания, максимально способствует воспитанию и развитию студента, формирует глубокую идейную убежденность, развивает творческие способности.

Лекция реализует общепрофессиональные и специальные профессиональные компетенции, такие как:

- владение основными принципами рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды;

- умение управлять производственным процессом;

- умение предсказывать показатели обогащения различных типов руд;

- умение разрабатывать технологические процессы;

- умение оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемых и используемых техники и технологий;

- умение выявлять объекты для улучшения в технике и технологии;

- обеспечивать безопасность и охрану окружающей среды.

Семинарские занятия являются одним из основных видов практических занятий. Они представляют собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

Семинарские занятия проводятся с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Самостоятельная работа студентов является важной формой образовательного процесса и является его основой, так как основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Самостоятельная работа развивает умение учиться, формирует у студента способность к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации в профессиональной деятельности.

При изучении дисциплины «История обогащения полезных ископаемых» самостоятельная работа состоит из следующих взаимосвязанных форм:

– изучения теоретического курса;

– подготовки к семинарским занятиям;

– написания реферата;

– контроля знаний.

Самостоятельная работа реализует общепрофессиональные, специальные и инструментальные компетенции.

Качественная организация контроля – залог стимулирования студента на получение необходимых знаний.

Следует иметь в виду, что количественное соотношение и роль различных методов обучения могут изменяться. На методы обучения влияют такие факторы, как количество времени, выделенного на предмет учебным планом, обеспеченность современными техническими средствами обучения и оборудование ими учебных аудиторий и т. д.

Глава 3. Фрагмент методического обеспечения по дисциплине «История развития обогащения полезных ископаемых»

В данном параграфе мы хотели бы представить разработку двух занятий по вышеназванной дисциплине, а именно -по проектной и проектной технологии, Предполагается проведение четырех часов занятий различных видов: лекции(проблемное обучение) и семинарского занятия (проектное обучение).

Учебная информация используется в процессе обучения тем эффективнее, чем больше она скоординирована с познавательной деятельностью ученика, его потребностями, целями, с психологией усвоения информации.

Психолого-педагогический анализ процесса усвоения учебной информации в технологии проектного и проблемного обучения позволяет выделить в нем следующие основные компоненты:

1) восприятие информации (через лекционные занятия)

2) осознание и осмысление информации; (через отработку с структурирование информации к создаваемому проекту)

3) запоминание информации; (через деятельность, связанную с созданием собственного конечного программного продукта)

4) обобщение и систематизация информации; (деятельность непосредственно касающаяся доработки проекта)

5) применение информации. (в реализации программного продукта)

Усвоение учебной информации – целостный процесс. Все его компоненты тесно взаимосвязаны и взаимопроникают, переплетаются в реальном учебном процессе. Однако на отдельных этапах этого учебного процесса в технологии проектного обучения могут преобладать восприятие и осознание, осмысление и запоминание, об общение, систематизация и применение.

К примеру, обобщение информации сопровождает весь процесс ее усвоения(как при лекционных занятиях, так и при), но преобладающая роль обобщения и систематизации присуща заключительному этапу(контрольному). Учитывая целостный характер процесса усвоения информации следует особо отметить, что каждый компонент, каждое звено этого процесса(четыре основных составляющих этапа проектной технологии) обязательны и требуют выделения специальных, факторов, способствующих его успешной реализации.

Покажем это на примере выделения факторов, способствующих успешному восприятию и пониманию учебной информации (первое и второе звено закона усвоения информации). Восприятие учебной информации учеником в значительной степени зависит от его внимания (произвольного и непроизвольного) к этой информации. Поэтому следует выделить свойства информации, обеспечивающие привлечение внимания ученика, форму представления информации (визуальную, словесную, композиционную, техническую) и структурную организацию информации (обзорная, иллюстрирующая и др.). Еще один фактор важен здесь – отношение ученика к познанию информации (см. таблицу 1). {4}

Характер информации(свойства)

Форма информации и ее структурная организация

Ценностная ориентация студента к информационно-познавательной деятельности

  1. новизна (абсолютная и относительная);

  2. занимательность;

  3. парадоксальность;

  4. конкретность;

  5. контрастность;

  6. аналогичность;

  7. необычность и др.

  1. разнообразная форма информации (словесная, визуальная, композиционное, техническое исполнение);

  2. неожиданность предъявления информации;

  3. сочетаемость трудной и легкой для восприятия информации;

  4. структурированная информация;

  5. регламентирующая информация;

  6. иллюстрирующая и поясняющая информация;

  7. обзорная и обобщающая информация и др.

  1. значимость информации для ученика;

  2. актуализация прежней информации;

  3. положительное отношение ученика к процессу получения информации;

  4. связь информации с чувствами (положительными эмоциями), радостью эстетического обогащения (эмоциональный и эстетический эффекты) и др.

Таблица 1. Факторы успешного восприятия учебной информации

в технологии проектного обучения.

Занятие №1

Тема практического (семинарского занятия №15) : « Научно-исследовательские институты в области обогащения руд. Разработки учёных института «Механобр», Ленинградского и Свердловского горных институтов.Начало использования развитых технологических схем, многостадиального и комбинированного обогащения. Комплексность использования при переработке руд цветных металлов».

Цель занятий: Обобщение и систематизация знаний по теме «обогащение полезных ископаемых в различных институтах /комплексность использования при переработке руд цветных металлов».

Тип занятия: семинар.Технология: метод проектов.Форма учебной деятельности: индивидуальная, групповая.Методы: проблемно – поисковый, исследовательский.

Задачи:

Образовательная:

- Различать разработки различных институтов в обогащении полезных ископаемых

- Применение и использование технологии создания и редактирования слайдов с помощью программы Microsoft Power Point;

- Использование редактора MS Office для оформления доклада к презентации

- Умение работать в многозадачной среде операционной системы Windows.

Развивающая:

- Поиск информации в различных источниках;

- Анализ пройденных этапов разрабатываемого проекта;

- Публичное выступление с собственным проектом по подгруппам;

- Формулирование основных тезисов по теме выступления;

- Выбор и систематизация информации в презентациях одногруппников, анализ докладов и формулирование вопросов по заявленным темам.

Воспитательная :

- Уважительное и внимательное отношение к выступающему;

- Умение оценивать и ценить чужой труд;

- Овладение проектным методом мышления.

Предполагаемый результат: Систематизирован материал заявленной темы посредством публичных выступлений учащихся и итоговым обсуждением темы семинара.

Реализация технологии проектного обучения проходила через следующие наличествующие в разработанной учебной программе структурно- логические этапы:

1. Подготовка к занятию самостоятельно каждым студентом через поиск, анализ и систематизацию информации при создании проекта;

2. Тема занятия раскрыта в форме индивидуальных презентаций групп;

Согласно структуре технологии проектного обучения, она состоит из следующих основных этапов:

  • Выдача теоретического материла (происходила на лекции-частично).

  • Обзорно-индивидуальная проверка усвоенных знаний

  • Формирование и выдача конкретного задания группам (СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА)

  • Контроль (защита проекта).

  • Вывод

  • Таким образом, сравнивая рассмотренные нами выше педагогические технологии на предмет наиболее качественного восприятия и усвоения информации, замечаем следующее: метод проектного и проблемного обучения наряду с методамиразвивающего обучения отличаются особой продуктивностью на предмет восприятия информации, поскольку, как нами было доказано ранее, на восприятие учебной информации студентом в значительной степени зависит от его внимания (произвольного и непроизвольного) к представленным ему материалам.

  • На основе вышесказанного автор делает выбор в пользу дальнейшего изучения и разработки метода проектного и проблемного обучения.

Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

Темазанятия: «Научно-исследовательские институты в области обогащения руд. Разработки учёных института «Механобр», Ленинградского и Свердловского горных институтов.Начало использования развитых технологических схем многостадиального и комбинированного обогащения. Комплексность использования при переработке руд цветных металлов».

Цель: систематизировать знания студентов по вопросу обогащения полезных ископаемых в различных институтах (Механобр, Ленинградский, Смольный).

Теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия. (учебники, статьи, методические материалы):

- И.Н.Плаксин Обогащение полезных ископаемых /сб. Техника горного дела и металлургии , М: Наука, 1968, с.403.

- Ю.И.Еропкин, Н.В.Зашихин, А.С.Конев Разработка и внедрение технологии флотационного обогащения руд. / ж.Обогащение руд ,№1-5, 1967, с7-13.

Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Компьютеры с системой Windows XP/Vista, редактор MS Office(Power Point, Word, Internet Explorer).

Практические задания для использования в группе:

  1. Разделиться на 3 подгруппы по темам «Обогащение ПИ с Смольном институте», «обогащение ПИ в Ленинградском институте, «Обогащение ПИ в Механобре».

  2. Каждой группе осветить в презентации тему «особенности переработки руд цветных металлов» (2-3 слайда).

  3. Каждой группе защитить проект в форме доклада.

Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

  1. Что представляют собой методы комбинированного обогащения?

  2. Какими характерными особенностями обогащения ЦМ обладает каждый институт?

  3. Что общего в этих методах, в чем состоят их различия?

  4. Какие еще НИИ в области обогащения руд вы знаете?

  5. Что представляет собой технологическая схема комбинир.обогащения?

  6. Какой метод обогащения на Ваш взгляд является наиболее выгодным с экономической точки зрения?

  7. Какой метод обогащения наиболее часто применяется в современных системах и разработках обогащения ПИ?

Реализация технологии проектного обучения проходила через следующие наличествующие в разработанной нами программе структурно- логические этапы:

1. Подготовка к занятию самостоятельно каждым учеником через поиск, анализ и систематизацию информации;

2. Тема занятия раскрыта в форме индивидуальных презентаций отдельных модулей;

3. В ходе системного анализа проектных работ одногруппников разработан продукт "Памятка для пользователя ПК".

Согласно структуре технологии проектного обучения, она состоит из следующих основных этапов:

  • Выдача теоретического материла

  • Обзорно-индивидуальная проверка усвоенных знаний

  • Формирование и выдача конкретного задания группам (СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА)

  • Контроль (защита проекта)

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ №6

Темазанятия: «Как преодолеть проблемы производства флотореагентов?».

Цель лекции: выявить проблемы производства флотореагентов и предложить пути преодоления данных трудностей.

Теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия. (учебники, статьи, методические материалы):

- И.Н.Плаксин Обогащение полезных ископаемых /сб. Техника горного дела и металлургии , М: Наука, 1968, с.403.

- Ю.И.Еропкин, Н.В.Зашихин, А.С.Конев Разработка и внедрение технологии флотационного обогащения руд. / ж.Обогащение руд ,№1-5, 1967, с7-13.

Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Компьютеры с системой Windows XP/Vista, редактор MS Office(Power Point), мультимедийный проектор.

Данный вид проведения и организации лекции способствует выявлению у студентов интереса к исследовательской работе, развивает инициативность и самостоятельность в сборе информации.

Организационно-методические указания по проведению лекции:

  1. Озвучивание темы проблемной лекции, запуск показа слайдов на проекторе

  2. По мере проведения лекции проходит дискуссия между всеми членами коллектива по заявленной проблеме, студенты делятся своими познаниями в данной области.

  3. Подведение итогов лекции, заканчивается дискуссией на тему «Возможно ли использовано данный метод в современном процессе обогащения ПИ на производстве?»

Порядок использования информационных технологий, наглядных пособий, дополнительной научной и справочной литературы:

  1. Слайд-фильм преподавателя по заявленной теме (19 слайдов)

  2. Дидактич. материал –таблица «Методы обогащения ПИ»

  3. Видеосюжет « Обогащение ПИ методом флотационной переработки»

Список литературы (с комментарием):

  1. И.Н.Плаксин Обогащение полезных ископаемых /сб. Техника горного дела и металлургии , М: Наука, 2008, с.403.

  2. Ю.И.Еропкин, Н.В.Зашихин, А.С.Конев Разработка и внедрение технологии флотационного обогащения руд. / ж.Обогащение руд ,№1-5, 2007, с7-13.

  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=15&text=%D01192575.ru&img_url=www.kniga.ru%2Fupload%2Fimage%2F1000820773.jpg&rpt=simage

Таким образом, проблемность как принцип обучения не только требует особым образом организовать содержание усваиваемых знаний, но и диктует особую методику его усвоения - через мыслительные действия обучаемого по поиску этого содержания.

Значит, выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы (того, что неизвестно), её формулировкой и решением. Такое обучение предполагает структуру, состоящую из трёх компонентов (являющихся одновременно и его этапами): актуализация опорных знаний и способов действия, усвоение новых понятий и способов действия, применение их (формирование умений и навыков). Это обеспечивает реализацию познавательной, развивающей и воспитывающей функций.

Проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса: не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи. При постановке учебных проблем, вызывающие интеллектуальную активность, необходимо руководствоваться принципом целесообразности и соблюдать ряд условий.

Таким образом, из условий, относящихся как к созданию проблемных ситуаций, так и к процессу, составляющему содержание проблемных заданий можно выделить критерии их эффективности - повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся, глубина и прочность усвоения знаний, повышение уровня сложности решаемых задач, направленность развития личности и т. д.

Подводя итоги разработанных автором занятий по заявленной дисциплине, при использовании технологии проектного и проблемного обучения, можно выделить следующие особенности, отмеченные при непосредственной разработке занятий:

На лекционном занятии студенты самостоятельно выступают, высказывают мнения, используя частично-поисковый метод обучения- эта конкретная деятельность предполагает стимулирование активизации познавательной деятельности учащихся, развития их самостоятельности, а также обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности, которые недостаточны в традиционном обучении. При таком внедрении форм и методов обучения на познавательном этапе происходит активное повышение восприятия учебной информации, как нами было сказано выше.

На практическом занятии (создании проекта) конечным продуктом деятельности студенческих групп должен был стать презентационный продукт по трем заявленным темам. Следовательно, у учащихся на данном этапе реализации рассматриваемой нами технологии включается логика построения задач, анализирование, - опять же при помощи постановки проблемы (проверка диска на наличие вирусов, анализ собственных действий) происходит активизация мыслительной деятельности учащихся. А поскольку рефлексия и восприятие всегда взаимосвязаны друг с другом в процессе познания, то автоматически подключается на данном этапе реализации технологии проектного обучения активизация восприятия излагаемой информации. Автор также замечает, что есть некая схожесть проведения занятия по технологии проблемного обучения (данная технология является дочерней ветвью метода проектного обучения, как нами уже было выявлено ранее).

.

Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание базового курса по дисциплине. Анализ уровня их выполнения позволяет сделать следующие выводы:

  • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения, используя индивидуальные возможности собственной мыслительной активности.

  • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

  • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии путем активизации восприятия информации

  • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

  • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной, направленной именно на повышение уровня знаний и включение резервных запасов познавательной активности.

Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности. Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий, а именно- технологии проектного и проблемного обучения, позволяющая сформировать следующие компетенции:

  • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

  • социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

  • предметную - способность применять полученные знания на практике.

  • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;

Проектное и проблемное обучение на занятиях решают следующие задачи:

- стимулирует самостоятельность в выборе объекта труда;

- повышает самооценку учащихся;

- развивает наблюдательность;

- развивает решительность, уверенность в себе (я хочу и я могу);

- развивает уважение к чужому труду.

Вывод по главе 3

Следовательно, на основании вышерассмотренных нами технологий обучения, в проектной и проблемной деятельности, при условии применения метода проектов в качестве базового метода обучения в данном спецкурсе, будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

  • наиболее выявления наиболее продуктивного способа активизации восприятия учебной информации

  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

  • развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

  • изменения роли преподавателя в образовательной среде;

  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Таким образом, на основе разработанных занятий, мы выявили следующее: метод проектов вызван к жизни в силу необходимости перестройки образовательной системы в условиях информатизации общества. В современной педагогике метод проектов используется в условиях преобладания в практике школы иллюстративно-объяснительного метода, называемого традиционным методом. Поиски новых форм и методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности, которые недостаточны в традиционном обучении, приводят к пересмотру дидактических возможностей проектного метода, поиску форм его реализации, поиску методики использования учебных проектов в преподавании различных школьных предметов.

На дисциплине технология проектного обучения позволяет реализовать проблемное обучение активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Таким образом, от качества зрительной перцепции, формируемой на занятиях, прямо зависит успешность процесса обучения и уровень познавательной активности учащихся, поскольку познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность, позволяя человеку намечать заранее цели, план и содержание предстоящей деятельности. Следовательно, можно сделать вывод о том, что на развитие познавательной активности влияет определенная система психологических механизмов.

Заключение

В результате проведения данного исследования было выявлено, что актуальность проблемы ещё раз неоднозначно подтверждается проведением разработанных учебных занятий по дисциплине «История развития обогащения полезных ископаемых» с использованием при их реализации технологии проектного и проблемного обучения. В результате выполнения научной работы были выявлены характеристики процесса были рассмотрены различные педагогические технологии, их классификации, а также разрешены поставленные при формулировании темы исследования три задачи, каждая из которых решалась при индивидуальном подходе к проблеме, а именно:

  • Был охарактеризован процесс восприятия информации

  • Выявлены педагогические технологии, способствующие активизации восприятия учебной информации

  • Разработаны 6 часов занятий с использованием педагогических технологии по дисциплине «Информатика», активизирующие восприятие учебной информации

Были рассмотрены различные определения педагогических технологий из обширных источников, и в итоге сформулировано одно, наиболее конкретно отражающее цель нашего исследования, американского ученого С.Сполдинга, а именно-педагогическая технология - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Таким образом, проанализировав процесс разработки методического обеспечения по дисциплине, мы выявили тот факт, что он наиболее ярко проявляется при внедрении технологии проблемного и проектного обучения в учебный процесс, а именно реализует следующие опорные точки:

  • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения, используя индивидуальные возможности собственной мыслительной активности.

  • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

  • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии путем активизации восприятия информации

  • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

Практическая часть нашего исследования доказала, что использование технологии проектного и проблемного обучения существенно сказывается на повышении мотивационной активности студента, его мыслительной деятельности, позволяет использовать ИКТ в обучении , что удовлетворяет целям нашего исследования.

Для решения второй поставленной задачи, была раскрыта сущность понятия «педагогическая технология». Педагогическая технология – это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять следующим критериям технологичности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

может способствовать применение технологий проектного и игрового обучения.

Для решения третьей задачи работы мы разработали фрагмент методического обеспечения по вышеобозначенной дисциплине на основе применения проектной и проектной технологий.

Список использованных источников

  1. Компьютерная технология обучения в вузе Отв. Ред. В.Н. Васильев. Петрозаводск, 2009.

  2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2004.

  3. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. – Орловский государственный технический университет. - Орел, 2000. - 145 с. - Библиогр. 87 назв.

  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: "Школа-Пресс", 2009. - 205 с.

  5. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. М.: Эдиториал УРСС, 2006.

  6. Рок И.Б. Введение в зрительное восприятие. М.: Педагогика, 2008.

  7. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  8. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование,2008.

  9. Седова Л.Н., Н.П.Толстолуцких Теория и методика воспитания – М.: Высшее образование, 2006.

  10. Мицкевич А.А., Завьялова Т.Б. Использование технологий обучения как условие успешного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/243732– Загл. с экрана.

  11. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 2010. — 80 с.

  12. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2009. [24]

  13. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учеб. пособие / Ю.В. Атемаскина,Л.Г. Богословец.– М.: Детство-Пресс, 2011.

  14. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.,Просвещение 2009.

  15. Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 2010.

  16. Возникновение и развитие гравитационных методов обогащения

полезных ископаемых/ Г.В. Глембоцкая - М.: Наука, 2005. - 256 с.

  1. УМКД «История развития обогащения полезных ископаемых»,- Алгебраистова Н.К., ст. преподаватель,к.т.н. Гроо Е.А., ст. преподаватель Филенкова Н.В.

 

Просмотров работы: 3231