ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАУСИНЫХ ФЕРМ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАУСИНЫХ ФЕРМ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Лубшева М.Н. 1, Семеркова Л.Н. 1
1Пензенский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аграрии постоянно ищут новые подходы к ведению сельского хозяйства. В мире растет число ферм, занимающихся альтернативным сельским хозяйством. Россия в этом плане тоже не отстает. Пока страусоводство является для России несколько необычным бизнесом, однако с каждым годом число страусиных ферм увеличивается. Разводить страусов не сложнее какой-либо другой сельскохозяйственной птицы.

Дешевизна рабочей силы, кормов и земли делают себестоимость страусятины ниже себестоимости продуктов свиноводства, в то время как рентабельность может достигать 50% и выше. К тому же, разведение страусов почти не дает отходов. [3]

На сегодня на территории нашей страны насчитывается около 100 ферм, разбросанных от Подмосковья до Таймыра, с общим поголовьем около 4 500 страусов.

Как говорят эксперты, сегодняшние страусиные фермерские хозяйства не испытывают конкуренции. А это значит, что данная рыночная отрасль свободна для предпринимателей. Годовое потребление страусиного мяса в России не превышает, по данным производителей, 100 тонн, и потому рынок его, включая поставки всех отечественных страусиных ферм и импорт, далек от насыщения. Потенциальный же объем только московского рынка - 5000 тонн, или, в пересчете на убойный молодняк, около 125 тысяч голов. Для выращивания такого количества товарного молодняка необходимо иметь 9-10 тысяч племенных производителей. А сегодня во всей России племенное стадо не насчитывает и 1000 голов. [2]

Разведение страусов представляет собой относительно молодую птицеводческую отрасль, которая направлена на продукцию:

  1. Мясо, которое обладает высокой питательной ценностью. Это относится к красному мясу с высоким содержанием белков – около 22%, с низким содержанием жира - 0,5 % и холестерина - около 60 мг/100 г. Выход мяса у страусов колеблется около 35-50%, самое большое количество относится к ногам – около 70-75%. Сравнительная характеристика питательной ценности мяса различных видов животных представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика питательной ценности мяса различных видов животных

На 100 грамм продукта

Энергетическая ценность, Ккал

Жирность, г

Холестерин, мг

Белок, г

Страус

106

2,4

54,7

20,4

Баранина

202

15,3

98

16,3

Говядина (вырезка)

187

12,4

80-86

18,9

Куриное мясо

164

8,8

78,8

20,8

Свинина

315

27,8

89,2

16,4

Кролик

198

12,9

91,2

20,7

Как видно из таблицы, мясо страуса смело можно назвать диетическим, т.к. оно содержит наименьшую из представленных видов мяса жирность, холестерин.

  1. Кожа, отличающаяся своей высокой прочностью, непроницаемостью для воды и сопротивляемостью к износу. Её пользуют для производства обуви и бижутерии. От одного животного можно получить приблизительно 1,2-2 m2 кожи. На сегодняшний день кожа страуса может считаться наиболее рентабельным продуктом этой отрасли производства. Особая актуальность этого вида продукции связана с тем, что в последнее время значительно возрос спрос на различные экзотические виды кожи – кожу змеи, крокодила и страуса. Помимо высоких потребительских качеств, – таких, как износоустойчивость, гибкость, устойчивость к воде, – страусиная кожа привлекает дизайнеров и производителей своей неповторимой фактурой. Её гладкая поверхность украшена крохотными, равномерно разбросанными бугорками – фолликулами, образующимися у основания пера. Подделать страусиную кожу чрезвычайно сложно, поскольку настоящие фолликулы возвышаются над поверхностью и при поглаживании издают характерный скрип. Наиболее подходящий возраст для получения кожи – 10 – 14 месяцев.

  2. С одного страуса можно получить около 2 кг перьев, предназначенных для изготовления роскошных аксессуаров.

  3. Яйца страусов весят приблизительно 1,5 кг (доля желтка представляет около 32 %, белка 54 %, а скорлупы14 %). Соотношение основных частей яиц разных видов птиц представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Соотношение основных частей яиц разных видов птиц

Вид птицы

Средняя масса яйца, гр.

Белок, %

Желток, %

Скорлупа, %

Страус

1400,0

53,4

32,5

14,1

Утка

68,0

57,3

33,6

9,1

Индейка

88,0

58,8

31,4

9,8

Курица

57,0

57,1

31,1

10,7

Перепел

10,3

58,7

31,1

10,2

В таблице 3 представлен примерный химический состав яиц разных видов птицы, гр./100 гр. жидкой съедобной части.

Таблица 3 - Примерный химический состав яиц разных видов птицы, гр./100 гр. жидкой съедобной части

Вид птицы

Вода

Протеин

Жир

Минеральные вещества

Углеводы

Страус

75,1

12,2

11,7

1,4

0,7

Индейка

73,7

13,1

11,7

0,8

0,7

Курица

74,4

12,0

12,3

-

-

Перепел

74,3

13,1

11,1

1,1

0,4

Утка

70,5

13,3

14,5

1,0

-

  1. Также от страусов получают жир для косметических целей и опытно применяется роговая оболочка глаз и сухожилие для медицинских целей у человека.

Сравнительная характеристика показателей разведения страусов и крупного рогатого скота представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Сравнительная характеристика показателей разведения страусов и крупного рогатого скота

В Пензенской области на сегодняшний день функционируют 3 фермы:

  1. ООО «Сурский страус» в с. Сосновка Бессоновского района; [5]

  2. ООО «Надежда» в с. Казеевка Пензенского района; [4]

  3. Страусиная ферма в Неверкинском районе. [1]

Не смотря на утверждение экспертов о высокодоходности данного бизнеса, предприниматели на местном рынке сталкиваются с проблемой реализации своей продукции.

Проведенное исследование рынка сбыта показало, что рестораны периум-сегмента, средний чек которых от 1500 руб., не готовы в настоящее время включать в свое меню блюда из страусятины, следовательно, данные заведения исключаются из потенциальных потребителей. Аналогичная ситуация и с гипер- и супермаркетами. В связи с отсутствием конечного спроса среди населения на продукцию страусоводства, ритейл не спешит закупать данный экзотический продукт.

Исходя из сложившейся ситуации, страусиным фермам Пензенской области следует рассмотреть прямой канал сбыта как наиболее предпочтительный на данном территориальном рынке.

В рамках прямого канала может быть рассмотрено:

  • создание фирменного магазина продукции страусоводства непосредственно на территории ферм;

  • предоставление посетителям ферм оборудованных площадок для пикника с приготовлением данных продуктов питания;

  • создание Интернет-магазина, объединяющего продукты страусоводства и других продуктов фермерского хозяйства, которыми располагают предприятия.

В результате проведенного исследования было выявлено, что данная отрасль является высокопривлекательной для фермерских хозяйств, однако требуются значительные капиталовложения для функционирования фермы. Спрос со стороны конечных потребителей на сегодняшний день отсутствует в связи с неосведомленностью населения о полезных свойствах продукта. Для успешного ведения бизнеса необходимо налаживать коммуникации с потенциальными потребителями для формирования спроса.

Список использованной литературы
  1. В Неверкинском районе создана страусиная ферма // PenzaNews: Экономика. 06.08.2009. URL: http://penzanews.ru/content/view/11021/. (дата обращения: 21.10.2013).

  2. Куранова Ю.В. Современное состояние нетрадиционного мясного сырья повышенной биологической ценности в России // Отраслевой Агропромышленный Портал: Производство продуктов питания. 01.03.2013. URL: http://www.rusagroug.ru/articles/print/1975. (дата обращения: 21.10.2013).

  3. Нетрадиционные направления российского фермерства // Сделано у нас: Сельское хозяйство. 28.03.2013. URL: http://sdelanounas.ru/blogs/31084/?pid=314186. (дата обращения: 3.10.2013).

  4. Овсов В. Страусы из Казеевки // Сурские просторы: Свое дело. 10.01.2012.URL: http://www.surskieprostori.ru/news-12-631.html. (дата обращения: 21.10.2013).

  5. Ферма «Сурский страус». URL: http://surskystraus.ru/. (дата обращения: 21.10.2013).

Просмотров работы: 2852