СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК УСЛОВИЕ ЕГО ГУМАНИТАРИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК УСЛОВИЕ ЕГО ГУМАНИТАРИЗАЦИИ

Варенцова И.А. 1, Пушкина В.Н. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Институт физической культуры, спорта и здоровья
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный этап развития системы высшего образования предлагает приведение его содержания в соответствии с идеями гуманитарно-ориентированной культуры. Отход от технократического направления вузовского образования влечет за собой непростые проблемы, побуждающие к новому осмыслению содержания не только профессиональной подготовки будущих специалистов, но и духовно-нравственного, эстетического, физического и художественного развития будущего специалиста (Черняев В.В., 2003). В общем контексте гуманитаризации содержания образования предметное поле «физическая культура» остается в стороне от позитивных преобразовательных процессов. Одной из причин недооценки роли физической культуры является ее обособленность от гуманитарных дисциплин общекультурного блока образовательного стандарта, а также в недостаточной ориентации содержания физического воспитания студентов на системную и целенаправленную гуманитарную подготовку, освоение, воспроизводство и приумножение ценностей культуры, на развитие целостной личности будущего специалиста.

«Физическая культура» является обязательным учебным предметом гуманитарного блока государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, где отражена структура и содержание основ физкультурной деятельности, которые характеризуются наличием ее базовых компонентов – информационного компонента (знания), операционального компонента (способы деятельности), мотивационного компонента (мотивационно-ценностные отношения), нравственного компонента (социально-духовные ценности), чувственно-эстетического компонента (эстетические чувства, идеалы, вкусы). Представленная в таком органическом единстве в системе вузовского образования физическая культура определяет свой социальный смысл и культурную ценность в качестве объективного условия развития и саморазвития гуманитарной культуры личности студента (Черняев В.В., 2003).

В данной связи особый интерес представляет информационный компонент как методологическая база и условие вхождения личности в социокультурную среду жизнедеятельности. Выделяют три уровня информационного компонента – теоретический (категориальный), методический (функциональный) и практический (персонифицированный). В современных условиях образовательного пространства вуза очень сложной задачей является рациональная структуризация данных трех уровней. Это связано с множеством проблем - недостаточностью материально-технической базы, аудиторного фонда и просто непониманием необходимости реорганизации предметного поля «физическая культура». Поэтому и наблюдается противоречие между большим объемом социального опыта в сфере физической культуры, накопленным человечеством, и низким уровнем сформированности физической культуры личности (Антипова Е.Н., 2010). Разрешение этой проблемы возможно путем изменения стандартного подхода к изучению предмета, что дает возможность повысить интерес к занятиям физической культурой и уровень сформированности физической культуры студентов. По нашему мнению, для эффективного построения учебного процесса с рациональным распределением учебного материала между теоретическим и практическим блоком, возможностью информировать студента по всем вопросам физической культуры и спорта необходимо включение в образовательный процесс инновационных методов. Это могут быть как прикладные компьютерные продукты, так и учебные пособия с четко изложенной информацией и специально разработанными рабочими тетрадями, помогающими за короткое время продемонстрировать и зафиксировать значительный блок информации.

Такое учебное пособие разработано на кафедре физической культуры САФУ, которое включает 2 блока – собственно учебное пособие «Здоровый университет», где представлена информация по следующим темам: «Методы исследования физического развития», «Методы оценки физического развития», «Способы и методы исследования функционального состояния», «Оценка физической работоспособности», «Оценка психологического статуса», «Методы оценки физической подготовленности», «Методы самоконтроля здоровья, физического развития и функционального состояния организма», «Основы здорового питания», «Основы формирования здоровья, основные методики самостоятельных занятий физическими упражнениями» и «Факторы риска утраты здоровья». Учебное пособие дополнено рабочей тетрадью «Здоровый университет», которую студенты заполняют и анализируют в течение всех лет обучения в вузе. По окончании университета рабочая тетрадь остается у выпускника, тем самым сохраняется возможность владения необходимой информацией по сохранению физического и психического здоровья. Для повышения эффективности занятий рабочая тетрадь дополнена компьютерными продуктами, которые дают возможность в короткое время, после внесения базовых данных, получить нужную информацию о своем состоянии. Компьютерная программа «Физическое развитие» информирует пользователя о физическом развитии, функциональном состоянии и работоспособности, а программный продукт «Здоровое питание» снабдит молодых людей необходимой информацией из области рационального питания.

Таким образом, студенты технического вуза получают на лекционных занятиях необходимую информацию о процессе становления физической культуры, знания о биологической, социальной и психологической сущности человека. На методико-практических занятиях молодых людей учат здоровье сберегающим технологиям, основанным на базовых знаниях в области физической культуры. На практических занятиях студенты получают необходимые практические знания и навыки в различных видах спорта, включающих спортивные игры, легкоатлетическую и лыжную подготовку, аэробику, атлетическую гимнастику и т.д. Различные секции по видам спорта во внеучебное время дают возможность совершенствовать свое спортивное мастерство в полиатлоне, лыжном спорте, легкой атлетике, спортивных играх, конькобежном спорте и т.д. Ежегодно проводимый «Фестиваль фитнеса», где студенты соревнуются в трех номинациях – бальные танцы, клубные танцы, индивидуальное выступление, является мощным средством пропаганды здорового стиля жизни и эстетического развития молодежи.

Таким образов, основной формой организации учебного процесса по физическому воспитанию в социокультурном пространстве вуза остаются обязательные занятия по физической культуре. Именно они, объединяя, корректируя и согласовывая все воздействия на личность, учитывая ее потребности, возможности и особенности, определяют физическое совершенствование и способствуют самовоспитанию будущих специалистов. Но сложившаяся практика физического воспитания показывает, что знания могут оказаться мертвым грузом, если они не подкреплены интеллектуальным воспитанием. Интеллектуальная составляющая физической культуры личности предполагает способности обрабатывать знания (анализировать, синтезировать, индуцировать, дедуцировать, делать выводы), логически мыслить и практически использовать их. Знаниям принадлежит основная роль в формировании мировоззрения, мотивов, пробуждения интереса к активной физкультурно-спортивной деятельности. Только на основе знаний эта деятельность может быть по настоящему творческой, позволяющая студенту находить собственные пути удовлетворения потребностей и интересов в этой сфере, построения индивидуальных оздоровительных и тренирующих программ.

Список использованной литературы:

  1. Антипова Е.Н. Формирование физической культуры студентов аудиовизуальными средствами//Теория и практика физической культуры. – 2010. - №3. – С. 48-50.

  2. Черняев В.В. Проектирование и конструирование гуманитарно ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: теория и методология. Монография. – Москва – Липецк, 2003. – 347 с.

Просмотров работы: 1098