ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ

Омарова М.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет", факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из самых сложных периодов, как для ребенка, так и для его окружающих, а особенно для родителей является подростковый возраст. Именно в это время начинают возникать противоречия и зарождаются конфликты из сферы «отцов и детей».

Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Воспитание подростков – одна из трудных, но важных задач. Ведь большую часть времени они находятся под влиянием других людей: учителей, друзей, знакомых или просто сверстников. Многие родители чувствуют, что не в состоянии следить за поведением поведение своего ребенка, оказывать на него воздействия. Как результат - отсутствие взаимопонимания, разногласия, проблемы… зачастую причиной такого положения является родительская неподготовленность, непонимание особенностей подросткового возраста, что и сводит на нет все воспитательные усилия. Однако, многие подростковые проблемы могут быть частично или полностью решены, если исчезнет натянутость во взаимоотношениях детей и родителей. При воспитании ребенка не только педагогу, который занимается с ним только в стенах школы, но и родителю как самому близкому человеку ребенка, важно учитывать индивидуально-возрастные особенности воспитуемого [5].

Подростковый возраст – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма. В этом, во многом полным противоречий периоде жизни ребенка, происходящие резкие изменения как в физическом, так и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Характеризовать детей в подростковом возрасте можно десятками прилагательными с приставкой «не»: невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им нелегко учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый проблемный ребенок проблематичен по-своему.

Конкретное, образное мышление у подростка становится более самостоятельным, активным, творческим. Для них характерны попеременное проявление и совокупность целеустремленности и настойчивости с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность быстро меняется легкой ранимостью и неуверенностью в себе; любовь и возвышенность чувств сочетается с враждебностью и даже жестокостью. У многих подростков в этом возрасте наблюдается неустойчивость нервной системы, что могут вызвать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость... [2].

Каждого родителя должны волновать подобные проявления отклонений от нормы поведения, как нарушение сна, трудности в общении, безосновательная жестокость, вредные привычки, замкнутость и другие, которые не были свойственны ребенку грани состояния и поведения. И чем раньше их заметят, тем быстрее и легче их можно будет устранить или скорректировать.

Подростковый возраст период «тяжелого кризиса» в развитии личности ребенка. В этом возрасте особенно проявляется замкнутость: отчужденность, «уход в себя», пассивность. Причины такого поведения у подростков скрываются не столько в половом созревании, сколько в неверных отношениях подростка со взрослыми и сверстниками. Зачастую, конфликты в семье возникают от того, что родители не хотят признавать, что их дети выросли и продолжают смотреть на них как «на маленьких детей» [3].

Некоторые подростки в оценке других людей часто допускают поспешность и категоричность; они часто оценивают человека по одному поступку или отдельным качествам. А что касается самооценки, то случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, что сказывается на формировании завышенной самооценки ребенка. С другой стороны, даже случайная неудача может вызвать и неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особое отношение со стороны взрослых при общении с подростками. Важно позволить ребенку высказать собственную точку зрения, узнать его отношение к существующей проблеме, в котором, как он считает, хорошо разбирается. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития.

Формируются первые жизненные ценности. Подросток выбирает друзей по сходству взглядов на жизнь, по убеждениям, которые еще не зрелы. И крайне трудно уберечь ребенка от плохой компании. А обвинения на счет того, что он выбрал себе не правильных друзей, только усиливают пропасть между родителями и детьми. Они начинают утверждать, что взаимопонимания нет давно, что у родителей и детей разные ценности. Бывает, что родители полностью теряют престиж в глазах подростков. И если раньше контакт с ребенком был, то подростковый возраст часто обостряет ситуацию. Очень часто дети думают, что родители не принимают их всерьез, как человека, который имеет свои взгляды и мнение. Но нельзя забывать, что подросток уже не маленький ребенок, который молча страдает оттого, что его не замечают и не понимают. Он бунтует, он настаивает, чтобы с ним считались, что бы его уважали, понимали, признавали, и настаивает громко и часто обвиняет. А это очень неприятно родителям, поскольку услышать от собственного сына или дочери обвинения в собственной неправоте кажется обидным, оскорбительным. Многие родители не хотят мириться с тем, что ребенок обвиняет их в неумении жить и наслаждаться жизнью. Но обязательно необходимо выслушать и попытаться понять, что скрывается за подобными обвинениями. Возможно, что это связано с тем, что мама очень много внимания уделяла физической заботе о сыне и очень мало заботилась о его духовном развитии, редко разговаривала о своей жизни, чужой, о книгах, о героях, о ценностях и не объяснила ребенку, в чем состоит смысл жизни [6].

Отношение к подростку должно быть пристальным и внимательным. И, прежде всего, должно основываться на его поведении, где имеет место твердое, неизменное руководство его поведением, а вместе с тем, умение все это осуществить так, чтобы ребенок не чувствовал постоянной мелочной опеки над собой.

Особое место в воспитании подростка занимает такой прием, как умение слушать, суть которого заключается в том, что взрослый должен постараться услышать и понять ребенка в ситуациях, когда ребёнок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - то есть, когда ребенок столкнулся с эмоциональными проблемами. Все это делается в целях оказания поддержки ребенку. Важно что бы он понял, что на взрослых можно положиться и они всегда будут готовы помочь ему в трудной ситуации. Такой прием способствует тому, что ребенок перестает искать поддержки «на стороне» и обращается за помощью только к старшим. Без сочинения, чувства и переживания подростка заслуживают внимания со стороны родителей. Именно принятие, сопереживание и внимание со стороны родителей и есть основа доверительных отношений в семье, залог настоящего и будущего взаимопонимания.

В юношеском возрасте человек открывает в себе новые способности, новый метод размышлять и думать. У него появляется собственные взгляды на людей, проблемы, события. Зачастую, эти взгляды противоречат прежним нормам. Важно, чтобы родители в важных вопросах оставались при своих взглядах и не уступали желаниям своих детей. Часто подвергаются сомнению и школьная среда, общественные порядки и правила — и подростки начинают требовать их изменить. Молодые люди часто настойчиво отстаивают свои взгляды и проявляют политико-социальную активность. Отрицание молодым человеком сложившихся взглядов довольно неудобно и проблематично для взрослых, но необходимо и полезно для самого подростка, чтобы он мог стать самостоятельной личностью.

Еще одна проблема этого возраста, которая доставляет много беспокойства родителям — это несобранность, неорганизованность и нестабильность настроения молодых людей. Нестабильное эмоциональное состояние - молодой человек то счастлив и находит жизнь прекрасной, а в следующее мгновение может быть подавлен, раздражен и теряет всякий интерес. В этом возрасте детям трудно скрыть свои эмоции, особенно печаль, и быстро начинают плакать. В такие моменты они нуждаются в понимании и заботе, что нужно учитывать родителям и педагогам. Все новое в его жизни переживается эмоционально: любовные заботы, страх потерпеть неудачу, успехи и разочарования. Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, тайна, доверенная взрослому, либо доверительный разговор должны остаться между ними. Иначе старшим никогда не стать в глазах подопечных человеком, достойным доверия и уважения [4].

Робость и застенчивость — очень распространенная проблема в этом возрасте. В этот период внутренняя жизнь подростка полна самых невероятных фантазий. Часто торможение обусловливается комплексами, связанными с внешностью. Молодой человек всегда не доволен собой и склонен считать себя слишком высоким или низким, слишком полным или худым, он смущается, если носит очки или брикеты и т.д.

В переходном возрасте у подростка появляется стремление к новому, необычному, запретному. Многие молодые люди в очень раннем возрасте начинают пробовать легкие наркотики, алкоголь и токсичные вещества. Очень важным является выявление употребления их на ранней стадии. Родителям не следует впадать в панику, наоборот, надо сохранить спокойствие, поговорить об этом и затем решить, что необходимо предпринять. Главное, ни в коем случае не допустить прерывания диалога с ребенком.

Одной из самых опасных проблем является и проблема суицидального поведения, когда ребенок любыми способами готов обратить на себя внимание. К этому поступку подросток подходит, ощутив нехватку внимания и понимания со стороны взрослых. Сразу при возникновении суицидальных мыслей у ребенка необходимо воздействовать на психологический климат в семье, развить навыки общения с подростком [1].

При возникновении любой проблемы необходимо отнестись к ней с позиции понимания трудностей самого ребенка. Не стоит предпринимать никакие шаги, не выяснив до конца причин трудности, не устранив их, невозможно помочь ребенку. Не оценивайте негативно своего ребенка из-за какого-то плохого проступка. Воспитание ребенка – труд непрерывный и весьма сложный. Необходимо на время забыть о собственных проблемах и прежде решить проблемы детей. Иначе мы рискуем «потерять» ребенка и в прямом и переносном смысле. Главное быть уверенным в своих силах и с оптимизмом смотреть в будущее. Помните, что у вас все получится.

Литература:

  1. Абрамова Д.С. Возрастная психология Учебная пособие для студентов ВУЗов. – Екатеринбург.: Деловая книга, 2002.

  2. Гасанова Д.И. Саногенное мышление в структуре личности// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2009- № 3.

  3. Дубровина И.В. Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  4. Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2011 - № 4.

  5. Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в образовании» № 5, Москва, 2012, с. 19 – 22

  6. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» - М., 2013. -№1- С. 117-121.

 

Просмотров работы: 1651