ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Алибекова П.Г. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет", факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Лучшие люди познаются высшим

нравственным развитием

и высшим нравственным влиянием».

Ф. М. Достоевский

На протяжении всей истории человечества учёные в области педагогики занимались проблемой нравственного воспитания детей. Если мысленно сопоставить основные известные педагогические теории в общем плане, можно выявить, что идея, которая их объединяет сводится к тому, чтобы дать наиболее адекватные рекомендации воспитателям, как и какими средствами воспитать у детей нравственные идеалы и устои определенного общества. Первоначально выполнение этих задач поручалось, главным образом, родителям, которые старались внушить детям уважение к старшим, воспитать правдивость, скромность, вежливость, послушание, умение вести себя среди знакомых и незнакомых, с равными себе по возрасту и взрослых людей, следить за чистотой и опрятностью. Семейные ценности прививаются ребёнку с усвоением им простых норм нравственности [3].

Подобная закономерность общего порядка вызвана социальными и физическими причинами. Она осуществляется всегда и везде, отличие лишь в том, какое значение то или иное общество, семья подразумевают под понятием «простая норма». Это своеобразные правила поведения, без которых не может состояться совместная деятельность и жизнь людей. Сфера использования этих норм, главным образом, сводится к поведению в семье, в быту, повседневным взаимоотношениям. Стоит также заметить, что на формирование нравственного сознания ребенка оказывают влияние детский сад, а потом и школа. Но только в семье закладываются первые кирпичики фундамента нравственности личности. Простые нормы остаются неизменными на протяжении всей жизни человека, несмотря на то, что со временем изменяется их содержание, широта охвата ими явлений действительности, их место в системе моральных идеалов личности [4].

В раннем возрасте ребёнок воспринимает окружающий мир сквозь призму семьи. Он выбирает то, что любит мама, смеётся над тем, чему радуется отец. Опыт общения родителей с миром очень важен для него. Общение в сем, реальные ежедневные ситуации создают душевное состояние семьи, которое формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности на основе нравственных норм. Именно поэтому одним из основных факторов в нравственном развитии человека является семейная атмосфера, её эмоциональный и духовный фон.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Нравственность – обязательная сторона личности, которая обеспечивает добровольное точное исполнение ею имеющихся норм, принципов и правил поведения. Они выражаются в отношении человека к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду и результатам труда, к самому себе. Навыки нравственного поведения у подрастающего поколения формируются под воздействием семьи, школы общественной среды, информационных средств и других источников.

С самого рождения для проявления нравственной потребности ребёнка нужна моральная среда. Подходящей средой может быть добрый и светлый мир семейного или иного окружения. Василий Андреевич Сухомлинский писал о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Одна из главных закономерностей нравственного воспитания гласит, что если человека учат добру – учат умело и настойчиво, в результате будет добро, если учат злу (редкое явление), в результате будет зло. Но если не учат, ни добру, ни злу – в конечном итоге будет зло, потому что и человеком его надо сделать. Родители не должны забывать, что в формировании простых норм нравственности на них возложена особая ответственность, так как именно они первыми вкладывают в сознание ребенка эти нормы, скрепляя их личным примером. Очень важную роль в нравственном воспитании ребёнка играет пример родителей. Многому можно научить ребенка, как правильно сидеть за столом, не перебивать взрослых, быть вежливым с ними, но дело в том, что хорошие манеры не всегда являются верными показателями нравственной воспитанности. Ведь в обществе бытуют и такие понятия, как «вежливая наглость», «нравственная глухота».

О детях часто судят по их внешнему виду и манерам, обращении со взрослыми людьми. Неоспорим тот факт, что опрятный мальчик, вежливо уступивший дорогу старшему, охотно взявшийся донести до дома тяжелую сумку старушке, привлекает наше внимание, вызывает к себе уважение. Однако, дело не только в опрятности и вежливости, но и в причине того, что побудило его, преломляя себя, сделать приятное другому. Если причина этого его внутреннее побуждение, норма жизни, глубокое убеждение—тогда все в порядке. Но если мотив подобного поведения — «Обратите внимание, какой я хороший», тогда это плохо. Это связано с тем, что то или иное поведение является, как следствие, результатом семейного воспитания, сделанных ребенком выводов о поступках родителей, их взаимоотношений в семейной и общественной жизни. Очень часто родители считают, что достаточно только быть искренним по отношению к своему ребенку, а с соседями, близкими людьми и коллегами по работе можно лицемерить. Ребенок наблюдает за тем, как в семье относятся к окружающим людям, слышит мнение родителей. И, естественно у него появляется вопрос: почему родители говорят о других не то, что думают? Ребёнок очень остро ощущает потребность в истине, потому что в его представлении все взрослые должны быть честными, но авторитет родителей играет очень важную роль и ему приходится скрывать свои чувства [1].

Когда дети слышат лишь один или два раза, это может вскоре забыться. Но если ребёнок становится свидетелем обмана со стороны родителей часто, он начинает думать, что существуют два мира: один — внутренний, скрытый («так надо поступать»), другой — внешний, наглядный («так можно поступить, если это выгодно»). С возрастом у него складывается искажённый тип нравственного сознания, он меньше воспринимает моральную ответственность за совершенные поступки, лейтмотивом его поведения становится «личная выгода». Самим взрослым людям очень трудно, подчас, разобраться в непонятных и лживых отношениях, тем более тяжело их понять ребенку, не имеющего жизненного опыта, который не постиг всех сложностей человеческих отношений в обществе. В этом заключается причина того, что в семейном воспитании очень важны правдивость, искренность, доброжелательность родителей в отношениях между собой и в отношениях с человеческим окружением. Но при этом необходимо знать нравственные возможности своего ребенка, быть внимательным, терпимым по отношению к нему.

Немаловажными являются проблемы нравственного развития и нравственного воспитания ребенка в семье. Нравственные идеалы детей формируются на основе отношений в семье и общения родителей со своими детьми. Если ребёнок не слушает, упрямится, капризничает, а временами дерзит – почему это? Может потому, что родители с самого начала неправильно повели себя в отношении к ребенку? Необдуманное слово, грубый крик – плохие средства воспитания. Некоторые дети привыкают не реагировать на них. В таком случае нельзя рассчитывать на осознанное послушание, но иногда – окрики вызывают ответную грубость, внутреннее препятствие выполнению указаниям старших. Порою родители не замечают, что бывают несправедливыми к своим детям. Ребёнка обижает подобное поведение со стороны взрослых, непонимания к его интересам. Очень часто родителям даже некогда просто обратить внимание на своего ребёнка, поговорить с ним хотя бы несколько минут. При постоянном столкновении детей с равнодушием взрослых, их потребность поделиться с ними своими «маленькими» проблемами и новостями постепенно исчезает. Ребенку свойственно замечать, внимательны ли вы в семье друг к другу, искренни ли ваши отношения с соседями, знакомы ли с друзьями, как разговариваете со всеми окружающими, заботливы ли. Ведь именно от того, какие уроки общения дети получат в семье, будет зависеть и их отношение к людям. Уважение и справедливая настойчивость – вот что поможет найти правильный подход к ребенку. Ребенку необходимо постоянное внимание родителей. Время для общения с детьми надо использовать не для упрёков и нареканий, а для дружеской беседы, для совместной прогулки или занимательной экскурсии. В городских парках и скверах часто можно встретить множество родителей, прогуливающихся со своими малышами, реже можно увидеть школьника, плечи которого уже наравне с плечами взрослого человека и, наконец, совсем редко подростка рядом с родителями. Еще одной проблемой нравственного развития ребенка является то, что в старые времена в традиционной (состоящей из бабушки, дедушки, родителей и детей) семье в воспитании детей принимало участие большое количество родственников [2].

Старшее поколение (в особенности бабушки) занимало особое место. Они передавали внукам семейные традиции, накопленный годами опыт, информацию о семейных корнях, ценностях и устоях, что оказывало сильное воздействие на духовно-нравственное формирование ребенка. Современная семья отличается от традиционной. С конца XIX в. семейное развитие во всех областях шло по пути увеличения семьи, состоящей только из родителей, уменьшения количества детей в семье, уменьшения количества родственников, с которыми ежедневно поддерживались близкие отношения. Доля традиционных семей в современном отечественном обществе постоянно уменьшается. Во многом изменился и взгляд на роль женщины в семье и обществе. В наше время многие матери по различным причинам перестали заниматься только воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Они всё больше стремятся к карьерному росту в профессиональной деятельности. Современные бабушки ведут активную социальную жизнь (продолжают работать после пенсии, не все они берут на себя ответственность за воспитание внуков) [6].

Для развития нравственных качеств ребенка, необходимо создать вокруг него определённые условия. Нравственное воспитание является целенаправленным процессом формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Основной функцией нравственного воспитания выступает развитие у подростков нравственного сознания, постоянного нравственного поведения и нравственных чувств, которые соответствуют современному укладу жизни. Нравственное поведение личности тоже имеет свою последовательность. «Жизненная ситуация – переживание - осмысление ситуации и мотивов - выбор и принятие решения – стимул – поступок». Необходимо, чтобы ребенок, усвоив то или иное поведенческое требование, мог отличить хорошее от плохого. По прошествии этого цикла, дети снова возвращаются к изучаемому правилу, но уже на более высоком уровне. Воспитание этикета требует:

1.Позитивный настрой. Для того, чтобы не забыть или обидеть никого из подростков, используются обращение по именам, похвала, призы и другие методы обучения, привлекающие детей;

2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Предпочтительно, оценив свое поведение с точки зрения доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя направляются на достижение главной цели - создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановке;

3.Связь с семьей - обязательное условие, которое позволяет сохранить единство требований и преемственность воспитания. Цель, объединяющая семью и детский сад - это хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

Немаловажную роль в обучении и воспитании культуры поведения играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению содействует развитию речи ребёнка. Эта цель предполагает расширение у ребенка круга этико-поведенческих понятий, достигаемое с помощью словарной работы [5].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ребенок – это самый ранимый, самый ищущий и страдающий в процессе становления человек, чаще предоставлен самому себе. Семья – важный фактор в жизни каждого индивида. Ведь только семья учит любви, заботе и уважению. Многообразие отношений между ее членами, душевная теплота, взаимопонимание, доверие – аспекты, создающие благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. И наоборот – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям могут определить характер человека, его отношение к жизни. Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт ребёнку культурные и моральные ценности. Родители представляют собой первую общественную среду ребёнка. Для него родители – это образцы поведения, на которые он ориентируется каждый день. Личности родителей играют важную роль в жизни каждого человека. На создание такой жизни и должно быть ориентировано семейное воспитание.

Только при условии уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность ребёнка - это важное условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Литература:

1. Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2011 - № 4.

2. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. - М., 1983.

3. Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в образовании» № 5, Москва, 2012, с. 19 – 22

4. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» -М., 2013. -№1- С. 117-121.

5. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.- 1972. - 144 с.

6. Шестакович А.В. Нравственная ответственность и ее воспитание в семье. Минск, 1979.

 

Просмотров работы: 5931