ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАДЕТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАДЕТ

Османова А.О. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет", факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время старшеклассники часто испытывают большие затруднения при выборе будущей профессии, потому что не умеют планировать свой жизненный и профессиональный путь в современных условиях. Профессии, которые выбирают выпускники не совсем соответствуют, с одной стороны, требованиям рынка труда, а с другой, личностным характеристикам самих учащихся. Во многих случаях профориентационная работа начинается только, тогда, когда учащийся переходит в выпускной (9-й или 11-й) класс.

Главной целью работы кадетского корпуса является умственное, культурное, физическое и моральное развитие воспитанников; их адаптация к жизни в обществе, подготовка к служению Отечеству на гражданской и военной службе. На данное время в корпусе учатся исключительно мальчики. По этой причине возникают свои трудности в организации педагогической поддержки профессионального самоопределения кадетов.

Как бы очевидный факт, что большинство кадетов ориентированы на военную профессию. Но это далеко не так, ведь среди учащихся кадетского корпуса имеются подростки, которые хотят стать юристами, педагогами, инженерами и т.д. Психологическая поддержка профессионального самоопределения кадетов проводится не только педагогом-психологом, но и учителем, и офицером-воспитателем. Их функции состоят в том, чтобы обращать внимание обучающихся не только на особенности той или иной профессии, но и на важные профессиональные личностные характеристики, развитие которых требует определенного количества времени и может начинаться уже в подростковом возрасте [2].

Обращение кадетов за педагогической помощью иногда расценивается как проявление слабости, «ненормальности» и вызвать отрицательную реакцию со стороны окружения, так как воспитанники не только учатся вместе, но живут вместе, проводят время и знают многое друг о друге. Это, с одной стороны, облегчает педагогическую работу, с другой – не дает возможности участникам показывать все свои переживания из-за нежелания раскрыться с непривычной стороны. Социально-психологическая служба включает разнообразные формы работы также с педагогами, офицерами-воспитателями и родителями.

Педагогическая поддержка проводится в корпусе комплексно и сопровождает все сферы жизнедеятельности кадетов. Первый год обучения в кадетском корпусе, а также начало всех последующих лет – самое тяжелое время. Кадеты трудно настраиваются на режим жизни в образовательном учреждении. Особенно подавляют вечерние и ночные часы: «скучаю по дому, по родителям», «очень хочется вернуться в прежнюю школу», «я очень устаю» и многие другие отзывы можно услышать от подростков. Мальчикам нелегко это признавать, но в беседах с педагогом они говорят открыто об этом. По этой причине именно в начале учебного года учителя ведут активную индивидуальную работу по эмоциональной поддержке кадетов, а офицеры-воспитатели организуют много экскурсий, походов, спортивных соревнований [1].

Основные формы работы педагога, который осуществляет педагогическую поддержку – это индивидуальные и групповые беседы, консультации, тренинги. Они направлены на решение проблемы профессионального самоопределения кадетов и включены в систему профориентационной работы, поэтому в целом решают профориентационные задачи. Содержание педагогической деятельности по ориентации воспитанников на военные профессии состоит из элементов военной организации их жизнедеятельности (военно-полевые сборы, организационно-деятельностные игры, военно-патриотические праздники, поисковые экспедиции и др.), включение учащихся в практико-ориентированную деятельность, которая очень близка к военно-профессиональной, практическую реализацию гуманно-личностного подхода в выполнении уставных отношений. Но всё же ограничение профориентационной деятельности традиционными формами не делает ее успешной. Психолого-педагогические условия эффективного военно-профессионального самоопределения учащихся кадетских классов – это диагностика их психического и психофизиологического развития; развитие у них отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Оптимизацией процесса профессионального самоопределения кадетов может быть введение дополнительных психологических ресурсов, которые осуществляются в рамках комплексной Программы педагогической поддержки профессионального самоопределения кадетов.

Программа педагогической поддержки кадетов включает в себя совокупность взаимосвязанных модулей «Учитель», «Офицер», «Психолог», «Кадет», комплексная реализация которых и обеспечивает эффективное профессиональное самоопределение кадетов. Модуль «Кадет» - наиболее объемный и занимает главное место в Программе педагогической поддержки профессионального самоопределения кадетов. При зачислении в кадетский корпус, в первую очередь, обращается внимание на умственные, эмоционально-волевые, коммуникативные и мотивационные особенности и способности подростка. Они значимы тем, что являются обязательными в будущей профессиональной деятельности. С воспитанниками первого года обучения (5-6 класс) проводятся беседы и адаптационный тренинг. Занятия направлены на профессиональное информирование подростков, развитие знаний о структуре жизнедеятельности в кадетском корпусе, понятие особенностей собственного поведения, на формирование коммуникативных умений (контактности, формирования умения слушать, разрешение конфликтов, способов саморегуляции эмоциональных состояний), на развитие положительного психологического климата в коллективе, атмосферы доверия и взаимовыручки и на сплочение группы [4].

Важное место в осуществлении модуля «Кадет»отводится профориентационному консультированию. Кроме групповых и индивидуальных профконсультаций, мероприятий профдиагностики, он состоит из большого числа встреч кадетов с представителями военных профессий. Значительную помощь в профессиональном самоопределении кадетов оказывают ветераны пограничных войск, ветераны Великой Отечественной войны. Ими проводятся уроки мира, они участвуют в различных мероприятиях, которые проводятся в корпусе.

В процессе реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения кадетов использовался комплекс методик, который позволял определить степень профессионального самоопределения кадетов.

При зачислении в кадетский корпус у подростков меняется их социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования, военизированная и т.д.). В адекватном осознании кадетом самого себя, своего школьного окружения, успешном установлении отношений с одноклассниками и новыми учителями, занятии новыми видами деятельности могут возникнуть трудности, если у него высока степень личной и школьной тревожности. Из-за этого, осложняется сам процесс учения, процесс социальной адаптации и профессионального самоопределения. Благодаря осуществлению комплексной программы педагогической поддержки профессионального самоопределения кадетов степень общей тревожности снизилась, многие кадеты имеют низкий уровень общей тревожности, способствующий адаптации и продуктивной деятельности. Снижение степени тревожности, успешность обучения положительным образом сказывается на активности кадетов, процесс их профессионального самоопределения проходит более легко, личностные положительные изменения оказываются более значительными. Комплексный характер педагогической поддержки делает процесс профессионального самоопределения успешным, отражающийся как на повышении числа выборов кадетами военных профессий, так и на увеличение степени их информированности об особенностях этих профессий, осознанности выбора и оценке себя с точки зрения профессиональным требований [3]..

Литература:

  1. Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2011 - № 4.

  2. Конжиев Н.М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории: Пособие / Н.М. Конжиев.- Петрозаводск: КГПУ, 2000.- 56 с.

  3. Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в образовании» № 5, Москва, 2012, с. 19 – 22

  4. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» -М., 2013. -№1- С. 117-121.

  5. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения / А.В. Мудрик. – М., 1977.

  6. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация кадет: организация и управление / С.Н. Чистякова. - М., 1987. – 28 с.

Просмотров работы: 2052