ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Алиева С.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет", факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время достаточно актуален вопрос взаимоотношений отцов и детей. В каждом общественном строе сосуществуют одновременно несколько поколений и по причине противоречивости их взглядов определенные различия. А известно, что там, где есть различие, есть и разногласия. Одним из таких разногласий является вечная проблема «отцов и детей».

Вечная она потому, что на нее постоянно обращают внимание, стараясь скинуть с себя ее надоедливую якобы неразрешимость, представители разных времен и народов. Проблема «отцов и детей» - как объективный фактор общественной жизни является подходящим поводом для неправильного смысла общественной жизни. В начале ХХ века бытовало мнение, что причиной перемен в истории послужил именно конфликт поколений.

Следует отметить, что проблемой «отцов и детей», в настоящее время очень заинтересовались на Западе. Ведь разногласия между поколениями — реальный двигатель истории человечества. Необходимо отметить, что эти разногласия особенно накаляются в периоды общественных кризисов, в моменты падения непоколебимых социальных идеалов. С подобным выводом нельзя не согласиться. Но будем последовательны: разногласия между поколениями наличествуют одновременно как, момент их наследования. Одно неотделимо от другого. В противном случае история, культура предстали бы как бесконечная цепь регрессий человеческого рода. Обращаясь к новому, мы обязаны отказываться от старого, принимая — отрицать, а положив чему-то конец - брать эстафету в свои руки, выводя старые дела в новое русло.

Отношение «родители—дети» - этот взаимное отношение и степень взаимности зависит от того, насколько была сильна любовь со стороны родителей и насколько ребенок отвечал на их чувства.

Смена поколений это процесс обеспечения преемственности развития человеческого рода в период его качественного обновления, формирования нового вида деятельности людей в области производства и культуры, процесс наследования для развития человеческого рода, который проявляется как различия между «родителями» и «детьми» [2].

Суть данного процесса — совместно-разделенная деятельность взрослых и детей по преобразованию условий жизни. На данном этапе становления общества подготовка к жизни подрастающего поколения во многом не похожа на реальную жизнь, «дети» усваивают общественный опыт как некую данность, сумму умений и навыков, при этом без всяких содержании знаний и практических умений, но право изменять содержание общественной деятельности во всех ее проявлениях принадлежит взрослым, которые, особенно с возрастом, теряют интерес что-либо менять, стремятся к постоянству, привычным формам сознания и поведения.

Конфликт противостояния рассматривается с таких позиций как, во первых искусственное отстранение от участия в активной социальной жизни представителей молодого поколения, которым интересно все новое, ждущих перемен, субъектом которых они являются; во-вторых старшее поколение, которое несет основную тяжесть социальной ответственности и все напряжение деятельности, но они лишены острого ощущения динамизма жизни, потребности к постоянному обновлению всех ее аспектов. Подобная диалектика взаимоотношений поколений представляет собой вполне объективную основу для взаимного непонимания двух возрастных слоев общества, а в некоторых вопросах и для их враждебных столкновений. Конфликт между поколениями носит вполне осмысленный характер, он не содержит ничего опасного и не нуждается в утонченных гипотезах, как например, обжалование к доисторическому отцеубийству. Все гораздо проще и жизненнее [4].

Хотя говоря о проблеме «отцов и детей», нельзя забывать о ее радикальном характере в различных общественных системах.

В нашем обществе конфликт поколений никогда не имел «рокового» характера и даже в состоянии крайней опасности старшему поколению далеко до пессимизма.

Однако, до сих пор проблему «отцов и детей» всегда рассматривали обобщенно, прежде всего, необходимо осознание проблемы. Только наши цели ничего общего не имеют с закреплением факта существования отвлеченной проблемы. Для нас «отцы» и «дети» не отвлеченное понятие, а определенные люди, которые вовлечены в процесс общественной жизни. Они главные действующие лица нашего общественного воспитания, сотрудничество которых определяет очень многое в формирующемся характере подрастающего поколения. По этой причине необходимо рассмотреть понятие «отцов» и «детей» в современном контексте [2].

Когда речь идет о проблеме взаимоотношения «отцов» и «детей», следует не забывать о тех реальных изменениях в образе жизни, произошедшие в стране в последние годы и повлекших за собой значительные различия в психологии людей, родившихся в довоенные и послевоенные годы. Первые испытали тяготы войны, их главная заслуга в послевоенной перестройке страны. Сегодняшнее поколение использует выгоды достигнутые экономическим уровнем, материальным благополучием.

Так, «отцы» придерживаются мнения, что благосостояние – это продукт тяжелого труда; «дети» принимают достаток как нечто само собой разумеющееся. «Отцы» свои действия контролируют на социальными критериями; «дети» опираются личные чувства. «Отцы» в своих решениях ориентируются на нормы морали; «дети» во многом руководствуются симпатиями и антипатиями. В понимании «Отцов» работа это добродетель; «дети» — ее воспринимают как неизбежность и т.д. [1].

Соответственно, межпоколенные противоречия в семье — это, прежде всего, конфликты между родителями и детьми, прародителями и внуками. К подобным противоречиям можно отнести конфликты между родительской и молодой семьями (в том числе по линиям «свекровь-сноха», «теща-зять» и т. п.), а также между членами семьи, которые на постоянной основе или на какой-то определенный срок юридически приравнены к кровным родственникам, например, между усыновителями и усыновленными, приемными родителями и детьми [5].

Конфликт определяется в российской социологии как столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами или социальными группами; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей и социальных институтов.

Приведенные определения вполне применимы к семейным межпоколенным конфликтам. Семья, как одна из основных ячеек социальной структуры, в современной российской социологии рассматривается как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Семейные отношения — это отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а семья рассматривается как единство супружества, родительства и родства. К этому необходимо добавить, что семья может включать в себя отношения, основанные не только на браке и родстве, но и на усыновлении (удочерении). Хотя юридически последнее приравнивается к кровному родству, фактически таковым не является. Поэтому, с позиций конфликта поколений, кровное родство или усыновление (удочерение) может иметь принципиальное значение при изучении и в работе с семьей [6].

Кроме того, в современном обществе сексуальное, брачное и репродуктивное поведение не всегда имеют совместное единое поведение, которое направленно на формирование и функционирование семьи. Распространены «семейные группы», в которых из триединства «супружество – родительство - родство» отсутствует хотя бы один из элементов (одинокий родитель, бездетный брак, супруги с одним ребенком и т. п.). Наиболее часто встречается сожительство без регистрации брака, подчас не исключающее совместного рождения и (или) воспитания детей.

Но все же, в общественном сознании под подобными формами совместного проживания и ведения хозяйства подразумевается значение «семья»: неполная семья (без одного из супругов), бездетная семья (по отношению к супружеской паре без детей), «обычная семья» (т.е. супружеская пара с одним ребенком, у которой нет элемента «родство» из-за отсутствия у ребенка братьев и сестер), «гражданский брак» (по отношению к сожительству, хотя гражданским является брак, который прошел государственную регистрацию и имеющий соответственные правовые последствия) и т. д.

Может причина в том, что в последние годы возросла лояльности общества к различным формам семейной жизнедеятельности, которые не вызывают очевидного опасного разногласия нынешнему социальному устройству. В связи с этим при исследовании семейных конфликтов поколений нельзя не учитывать данного факта.

Семейный конфликт – это конкретные отношения между членами семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, посредством которого они разрешаются. Семейные конфликты включаются между супругами, родителями и детьми, конфликты с представителями старшего поколения. Семейный конфликт возникает из-за выполнения семьей ее функций, психологической структуры семейных отношений, определения семейных целей и задач развития каждого года жизни семьи, системы семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным ценностям членам семьи. Семейный конфликт чувствуется и переживается членами семьи как разногласие, столкновение их интересов, целей, потребностей и т. д. [3].

Можно сделать вывод, что конфликт поколений не закончится никогда. Нужно стремиться к тому, чтобы этот конфликт только не усугубился. Задачей каждого родителя, воспитателя и педагога является воспитание в детях толерантности по отношению к взрослым, и конечно же к родителям.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с.

2. Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2011 - № 4.

3. Кадиева М.Р. Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности младшего школьника // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2013 - №2. С.57-61

4. Магомедова З.Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников. Педагогика, №6, М. 2007. с. 116-118

5. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» -М., 2013. -№1- С. 117-121.

  1. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 1981. - С. 95.

 

Просмотров работы: 1541