ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА

Алибекова А.С. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет", факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из важнейших задач в высшем учебном заведении – проводить работу с первокурсниками, направленную на скорейшую их адаптацию к новой системе обучения, социальным отношениям и усвоение новой роли – студента.

Студенчество - это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенческий возраст – это период становления личности в целом, период проявления самых разнообразных интересов, развития познавательной и профессиональной мотивации, формирования устойчивого отношения к будущей профессии и т.д. Серьёзной проблемой первокурсников является неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в вузе, которые приводят к нерациональному использованию времени и появлению соблазна использовать его не в учебных целях [].

Каждый преподаватель ВУЗа знает из собственного опыта о том, что работать и производить педагогическое общение с первокурсниками можно лишь при наличии некоторых отличительных особенностей. Обусловлено это психофизиологическими особенностями возраста, социальными факторами. К факторам, влияющим на адаптацию к ВУЗу, относят социологический блок, психологический и педагогический [2].

Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не привыкли и не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно сформированы навыки самообразования и самовоспитания. Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют правильно конспектировать лекции, самостоятельно работать с учебниками, находить и добывать дополнительные знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Меняется роль наставника: на смену классному руководителю, руководящему процессом обучения, приходит куратор, призванный лишь курировать студента в случае необходимости. Миссия куратора заключается в оказании помощи в процессе приспособления первокурсников к новым условиям внешней образовательной и социальной среды. Можно выделить учебно-профессиональную, социально-психологическую и общественно-культурную адаптацию. [2]

Адаптация первокурсника в университете – первая, наиважнейшая задача куратора. На этом этапе куратору необходимо:

-узнать о своих студентах как можно больше: сначала заочно, потом во время проведения кураторских часов, встреч и бесед;

-создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи, выявить и подобрать организационный и творческий актив группы;

- ознакомиться с условиями проживания студентов (особенно в общежитиях).

Второй задачей куратора является информирование студентов о возможности самореализации в университете. С помощью кураторских часов первокурсники имеют возможность правильно сориентироваться в новой для них обстановке и, самое главное, в этот момент закладывается основа патриотизма к своему университету, факультету; происходит знакомство с традициями университета.

Мероприятия по учебно-профессиональной адаптации предполагают ознакомление с учебным расписанием, принципами организации учебного процесса, возможностями проведения научно-исследовательской работы и возможностями трудоустройства после окончания вуза.

Мероприятия по учебно-профессиональной адаптации предполагают ознакомление с учебным расписанием, принципами организации учебного процесса, возможностями проведения научно-исследовательской работы и возможностями трудоустройства после окончания вуза.

Мероприятия по общественно-культурной адаптации включают в себя проведение экскурсий по университетским корпусам, посещение театра, участие в студенческих праздниках и спортивных мероприятиях. Первая сессия для студента всегда стресс и проведение для первокурсников кураторского часа на тему «Моя первая сессия» является большим подспорьем и снижает студенческие переживания. Куратор студенческой группы проводит анализ и подводит итоги экзаменационных сессий, после чего проводит собрания группы и беседы с отстающими студентами [5].

Положительный эффект может принести практика оповещения родителей об успеваемости студентов: отстающие прилагают больше усилий по сдаче сессии, а выражение благодарности за учѐбу студента мотивирует последнего на поддержание успеваемости или еѐ повышение. В процессе своей деятельности куратор выполняет информирующую функцию , развивающую функцию, контролирующую, регулирующую функцию [1].

Куратор сегодня – это педагог-профессионал, организующий через разнообразные виды воспитывающей деятельности систему отношений в учебной и академической группе, создающий условия для творческого самовыражения каждого студента, сохранения его уникальности и раскрытия потенциальных способностей и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса социализации. Следовательно, значительная роль в успехе адаптации студента к условиям вуза принадлежит именно куратору, функция которого заключается не только в предоставлении учащемуся объема знаний, навыков и умений, но и в формировании, прежде всего, определенного стиля мышления, мировоззрения.

Куратор должен содействовать установлению в группе благоприятного климата, поощрять дисциплинированность и инициативность студентов, устанавливать с ними доверительные отношения, совместно искать пути выхода из проблемных ситуаций.

Регулярно проводятся заседания кафедр, на которых кураторы отчитываются за свою работу, на них же приглашаются и преподаватели общих кафедр. Таким образом, достигается координация усилий кураторов и преподавателей предметников.

С целью повышения эффективности кураторской деятельности необходимо сформировать в группе актив из числа наиболее активных студентов, включая старосту и профорга. Соблюдение вышеназванных мер будет содействовать успешной адаптации студентов в течение первого года обучения и поможет получить им качественное образование.

Современный куратор своей целью должен иметь содействие самопознанию и самовоспитанию, творческому саморазвитию каждого студента группы как целостной личности, которая совмещает гражданскую позицию и патриотизм, человеческое достоинство, общую и профессиональную культуру, самостоятельность и ответственность, трудоспособность и трудолюбие [4].

При планировании и организации самостоятельной работы студентов кураторам и преподавателям необходимо учитывать особенности восприятия студентами информации и предлагать различные виды работы. Для эффективной и полноценной самостоятельной работы необходимо, чтобы студенты проявляли активность, интеллектуальную инициативу, то есть пытались находить оригинальные, нестандартные подходы к деятельности. Однако успешность деятельности определяют в значительной мере индивидуальные различия в таких свойствах мыслительной деятельности как глубина и поверхность, гибкость и инертность, устойчивость и неустойчивость, осознанность и неосознанность мыслительной деятельности, самостоятельность и подражательность.

Причины трудностей адаптационного периода:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

  • неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов;

  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;

  • слабая база знаний из школьной программы.

Помощь студентам в трудоустройстве - это ещё одно новое и очень ответственное направление работы кураторов. Причём работы не эпизодической, а непрерывной. Её результаты во многом характеризуют эффективность труда всего коллектива университета. Известно, что работодатели предъявляют весьма высокие требования к молодым специалистам. В этой связи задача кураторов – правильно сориентировать студентов, учитывая ситуацию на рынке труда. С учетом этого кураторы и ведут свою работу. Они объясняют студентам, начиная с 1-го курса, требования, которые предъявляют работодатели, помогают студентам освоить навыки самостоятельной работы.

Большое внимание уделяют кураторы патриотическому воспитанию молодежи. По нашему мнению в современных условиях патриотическое воспитание студенчества целесообразно начинать с воспитания корпоративного патриотизма. Прививая любовь к своей специальности, профессии.

Таким образом, адаптацию студентов - первокурсников к вузовской жизни мы можем определить как взаимное приспособление их и вуза друг к другу, которое сопровождается постепенным привыканием к новым учебным и организационным условиям деятельности, окружающей социальной среды и активное положительное действие в этой среде. И важная роль в этом принадлежит куратору. Нам кажется необходимым специальная подготовка кураторов.

По отзывам наших студентов, усилия кураторов находят отклик в их душах.

Литература:

  1. Бибрих Р.Р. Мативационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе/Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе:Сб. ст. Кишинев:Штиинца, 1990 – С.17-29

  2. Гасанова Д.И. Актуальность рефлексивного подхода к подготовке педагога к профессиональной деятельности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета/ Психолого-педагогические науки №2, 2013.

  3. Магомедова Л.И. Особенности воспитательной работы со студентами в педагогическом ВУЗе: Монография.

  4. Магомедова Л.И. Роль дагестанской семьи в воспитании подрастающего поколения/ Вестник университета. Москва, 2009. - № 30

  5. Магомедова З.Ш. Педагогическое сопровождение нравственного становления личности. «Педагогическое образование и наука» - М., 2013. -№1- С. 113-117.

  6. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» - М., 2013. -№1- С. 117-121.

  7. Яницкий Э.С.Основные психологические механизмы адаптации студенческой деятельности: Автореферат канн. Дис. Иркутск, 1995г. – 24с.

 

Просмотров работы: 3015