ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Абдулхаликова Н.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет", факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пагубные привычки – это привычки, которые не позволяют человеку жить полноценной жизнью, не дают ему шанса реализовать себя как личность, как представителя данного общества. Иметь вредные привычки – это означает идти по пути наименьшего сопротивления, что, конечно, гораздо проще, чем добиваться хорошего, проходя через множество преград и делая усилие над собой.

У человека есть множество разных привычек (употребление нецензурной брани; говорить, перебивая собеседника; не выключать за собой свет и т.д.). Но среди множества есть привычки вредные: пристрастия к алкоголю, курению, наркотикам. Эти пристрастия и их последствия – это острая тема, волнующая современное общество. Наиболее часто поднимают проблемы этой темы люди, имеющие непосредственное отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения. Подростки и юношество являются группой повышенного риска. В этом возрасте проходят: перестройка организма, психогормональные процессы, становление личности, неопределенность социального характера. Сознательная дисциплина и самоконтроль, помогающие регулировать поступки взрослого человека, находятся еще не на нужном уровне. Послушание же осталось в детстве. Людям не хватает и жизненного опыта, чтобы правильно разобраться в приоритетах и ценностях, появляющиеся в мире подростков по мере их взросления.

Конфликты внутреннего мира подростка, стремление к взрослости, желание заявить в семье о своем новом «Я», уход от трудностей своего возраста, самоутверждение в компании друзей (часто не совсем положительных) – все это уводит подростка в опьяняющий мир алкоголя. Болезненная тяга к алкоголю формируется вследствие привычного употребления. Алкоголизм ведет человека к утрате нравственных ценностей.

Уже в 13 лет, а иногда и раньше, подростки начинают доказывать свою причастность к миру взрослых. А этот мир, в частности мир родителей, болезненно переживают приобретение ребенком пагубных привычек, порою не замечая сами способствуют этому. Сначала дети просто наблюдают за выпивающей взрослой компанией. Потом родители усаживают их за стол, наливают сок и, шутя, позволяют им чокаться с ними. По мере взросления ребенку разрешается глоток шампанского или вина. И в результате можно получить то, чему шутя, способствовали - алкоголизм.

Однако наиболее актуальные причины вызваны неправильным воспитанием. Порою, родители вроде бы и запрещают употребление алкоголя, но делают это так неумело, что результат чаще всего бывает обратный. Говоря, что сын (дочь) слишком мал для распития спиртных напитков, они провоцируют его желание быстрее повзрослеть с целью приобщения к тому, что сейчас находится под запретом из-за возраста. Так происходит неправильное отношение истинных ценностей мира взрослых [4].

Поначалу организм может противиться, ведь алкоголь – это отрава для него. Отсюда вызваны головные боли, рвота. Если человек вовремя не останавливается, то наступает привыкание. А со временем, для получения эйфории (из-за привыкания) потребуются все большие дозы спиртного. В состоянии эйфории человек ощущает возбуждение, особую бодрость и прилив сил. Ощущение своей значимости и неограниченности возможностей улучшает настроение. Возникает нездоровое желание повторить подобные ощущения. Так постепенно привычка переходит в болезнь, при которой организму алкоголь уже просто необходим. Без его дозы человек нервничает и не может сосредоточиться. Следует отметить, что вещества, вызывающие эйфорию, ядовиты. Они способствуют истощению организма и психической деградации личности. Человек постепенно теряет друзей, семью, а потом и жизнь [6].

Ребенок должен находиться под постоянным контролем родителей. Надо учить его с детства преодолевать трудности, ставить перед собой положительные цели и добиваться их осуществления. Надо хвалить его за хорошее, но и недостатки необходимо замечать и реагировать на них. Абсолютное выполнение всех желаний может привести и к желанию все иметь и все испробовать, в том числе и алкоголь [5].

Пьянство – проблема социально-психологическая и педагогическая. По этой причине очень важно антиалкогольное воспитание, понимание того, что алкоголизм – это заболевание психики. Оно ведет не только к физическому разрушению человеческого организма, но и всех его жизненных ценностей.

Многие люди, употребляют спиртные напитки, вместе с сигаретами. Это еще больше усугубляет неадекватность их поведения и увеличивает риск потери здоровья.

Курение негативно влияет на:

- нервную систему;

- мозговое вещество надпочечников;

- артериальное давление;

- дыхательный центр;

-привратник желудка (вызывает спазм, нарушается секреция желудочного сока);

- ритм сердечных сокращений.

Так как у подростков легкие еще не достаточно сформированы, они особенно страдают от курения. У молодых курильщиков ухудшаются память и внимание. Нарушаются работоспособность, зрение, слух, обоняние.

Личный пример взрослых и так называемое пассивное курение вовлекают детей в это пагубное пристрастие. Некурящие вдыхают 50% дыма во время курения другими людьми. В итоге получается, что из десятка выкуренных в помещении сигарет одна приходится на пассивного курильщика. Нахождение в течение часа в накуренном помещении приравнивается к 4 выкуренным сигаретам. «Пассивных курильщиков» мучают головные боли, головокружения, аллергии. И особенно опасно, если этими «пассивными курильщиками» являются дети. Они быстро устают, их сердцебиение учащается, работоспособность (а ведь ребенку надо учить уроки в таком помещении) резко снижается.

Причиной курения чаще является желание продемонстрировать взрослость и независимость. Для молодых это еще и один из способов самоутверждения, приобщения к «модной» манере поведения, повышение своего статуса. Некоторые начинают из любопытства, другие, стремящиеся испробовать в жизни все, стараются не упустить и это «удовольствие».

Никотин - это слабый наркотик, но вызывает быструю и сильную зависимость, отсюда и сложность отказа от курения. Многие люди, поняв опасность этой привычки, пытаются расстаться с этим «удовольствием». В этом может помочь - кодирование, психотерапия, жевательные подушечки «Никоретта» и самое главное средство – решимость и воля самого курильщика. Зачастую для бросивших курить существует опасность вернуться, не устоять. Курильщик может неосознанно потянуться к сигарете и сделать первую затяжку, и все начнется сначала. Необходимо постараться избегать провоцирующих ситуаций и некоторое время тех людей, с которыми он любил перекурить. Желание закурить может возникнуть не раз и не вдруг. И если воля и разум могут не отреагировать на этот призыв, то привычка может вернуться.

Лучшая мера по борьбе с курением – это воспитание с раннего детства неприязни к курению. Во многом это зависит от родителей. Ребенку нужно говорить о том, что в накуренном помещении слезятся глаза и трудно дышать (он должен зафиксировать это в своей памяти). Необходимо подросшего ребенка оградить от общения с курильщиками, рассказать, к чему приведет необдуманное подражание [1].

Наркоманию называют "белой смертью", потому что героин, который получают из мака - белого цвета. Если наркомания вначале была распространена в больших городах, то в настоящее время это стало проблемой и для сельской местности. Любопытство, желание быть своим на тусовках в модной компании, жажда новых ощущений, вызывающая демонстрация своей независимости (мне родители – не указ), неумелый, оставленный без внимания взрослых поиск своего «Я» – вот что приводит подростка к употреблению наркотиков. Главную роль в том, чтобы все-таки попробовать это сомнительное удовольствие, играет влияние сверстников. И подросток начинает экспериментировать . Полученные ощущения увлекают его своей новизной и необычностью. Возникает желание испытать это ощущение снова.

Наркотики уже принимаются регулярно. Исчезает депрессия, улучшается настроение. Но все это только на время, а хочется подольше побыть в состоянии эйфории. Да и организм уже начал настраиваться на регулярное наркотическое опьянение. Для него это становится обыденным.

Одни наркотики считаются более сильными, другие – менее. Но беда заключается в том, что начав с менее сильных, у человека появляется потребность в новых ощущениях и он переходит к более сильным наркотикам. Жизнь наркомана коротка - 3-5 лет не более, а смертность среди юных наркоманов увеличилась за последние годы в 42 раза. Ведь появляются новые наркотики с все усиливающимся эффектом.

Употребление подростком наркотиков может быть вызвано игнорированием со стороны взрослых его проблем. Трещина, появившаяся в их отношениях, превращается в настоящую пропасть. Когда разногласия поколений и непонимание заходят слишком далеко, подросток замыкается в себе. Именно в такое время находятся те, кто выслушает, «поймет» и поможет снять подавленное или стрессовое состояние.

Подростков мучают проблемы их дальнейшего жизненного пути, вопросы о честности и справедливости, несоответствия слов взрослых и их поступков. У взрослых нет времени, а детям надо выговориться. Вот они и находят собеседников, где угодно и каких удобно им.

Даже взрослым часто трудно определиться в жизни и решить определенные проблемы. А молодежи тем более. Она находится в постоянном поиске, сомнениях. Их часто, раздражает лицемерие взрослых, расхождение в словах и делах. Они еще многого не понимают в этой жизни. Им трудно. Нужно быть обязательно рядом в этот непростой для них период [2].

Именно внимание к жизни ребенка, его настроению, поведению помогут распознать, что что-то не в порядке. Существуют разные уровни употребления наркотиков. Если зависимость от употребления наркотиков еще не сформирована, то есть вероятность прекратить их употребление. Люди же, которые уже полностью зависят от наркотической дозы, обычно теряют контроль над употреблением. На этой стадии лечить очень трудно. Нужны деньги, время, ваша энергия и огромное терпение [3].

Но самое главное, что мы должны помнить, это – наше воспитание ребенка, наша поддержка и любовь к нему. Ребенок, состоявшийся как нравственная и успешная личность, есть самая высокая мера оценки нашего жизненного пути.

Литература:

  1. Александров А.А. Курение и его профилактика в школе. - М.: Медиа Сфера, 1996.

  2. Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2011 - № 4.

  3. Левин Б.М. Наркомания и наркоманы. - М.: Просвещение, 1991.

  4. Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в образовании» № 5, Москва, 2012, с. 19 – 22

  5. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» -М., 2013. -№1- С. 117-121

  6. Никитин А.Ф. Трезвость - норма жизни. - М.: Просвещение, 1987

 

Просмотров работы: 2774