ВНЕДРЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВНЕДРЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Гетман Д.О. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является изучение творческой деятельности обучающихся.

Исследования психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям обучающихся, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных деятельностях[2].

Среди творческих проявлений обучающихся особое место занимает словесное творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности, требующий взаимного действия ряда психических функций.

Изучение проблемы развития словесного творчества обучающихся в силу сложности и многогранности природы речевых явлений тесно соприкасается с положениями психологии, лингвистики, психолингвистики и педагогики.

Психологический аспект включает особенности восприятия литературного произведения (А.В. Запорожец, О.И. Соловьева, Е.А. Флерина) и деятельности воображения обучающихся (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн) как основы речевого творчества. Создание речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов - представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отражающих содержание образов[1].

В рамках лингвистического подхода связное высказывание рассматривается как продукт речевой деятельности, обладающий собственной внутренней структурой и категориальными признаками (С.И. Гиндин, И.Р. Гальперин, Л.А. Киселева, Л.М. Лосева).

Психолингвистический подход раскрывается в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева. Он основывается на представлениях о структуре речевой деятельности и механизме речепорождения, включающем возникновение (под влиянием мотива), формирование и формулирование мысли[3].

Согласно ФГОС сочинение и изложение являются неотъемлемой частью школьной программы.

По мнению М.Р. Львова сочинение школьное - это учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста, которое является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, внутреннего мира. Поскольку сочинение – это творческая работа, поэтому перед началом работы, над созданием текста обучающимся следует познакомить с элементарными сведениями о психологии творчества. В доступных выражениях с использованием конкретных примеров учитель сообщает, что сочинение - это монологическая речь, которая возникает на базе непроизвольного диалога, проведенного пишущим со своим воображаемым читателем[3].

Сочинение и изложение развивают речь, творчество, умение изложить свои мысли на бумаге. Это очень важные компоненты в период обучения и развития речи.

Очень часто на уроках сочинения и изложения педагоги пользуются народным творчеством[2].

Русская народная культура очень богата. Существует огромное количество сказок, песен, загадок, стихов, которые воспитывают обучающихся, показывают истинную картину мира через волшебство. Волшебная сказка является феноменом национальной культуры, отражающим опыт нравственной и интеллектуальной жизни предыдущих поколений в виде общечеловеческих первообразов-символов, архетипов коллективного бессознательного (Л.С. Выготский, К. Юнг). Заданность этических и нравственных норм и специфика героического содержания волшебной сказки способствуют моральному воспитанию обучающихся, приобщению к патриотизму, формированию национальной гордости.

В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на обучающегося. Русская народная сказка легко воспринимается, на её основе у обучающихся развиваются мышление и воображение.

Чтение русских народных раскрывает перед обучающимися неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Таким образом, при использовании на уроках сочинения и изложения русских народных сказок у обучающихся будет формироваться патриотизм, национальная гордость, художественная речь, воображение и мышление.

Список использованной литературы

  1. Ванькова, Г.В. Обучение приемам рассуждения и доказательства/ Г.В. Ванькова// Начальная школа. – 2008. - №1. – С.47.

  2. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392с.

  3. Львов, М.Р. Словарь справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ М.Р. Львов// - М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа, - 1999. – 272с.

Просмотров работы: 1185