МЕТОД КЕЙС-СТАДИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Mахиня П.П. 1, Ларина Т.В. 2
1ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж
2ВУНЦ ВВС "ВВА" (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Иностранный язык имеет огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Особенность этой дисциплины состоит в том, что в процессе обучения у студентов формируются навыки использования иностранного языка не только как средства коммуникации, но и как средства профессионального роста и саморазвития, профессиональной социализации и адаптации. Изучение иностранного языка дает не только возможность получать знания в любых сферах образования и общественного устройства, но это ещё и средство самопознания, самовыражения, самореализации в социуме. А процесс обновления профессиональной языковой системы индивида является одним из компонентов его профессиональной социализации.

В системе высшего профессионального образования можно выделить два уровня языковой социализации – это уровень овладения иностранным языком в контексте общей языковой подготовки и уровень концептуального познания – овладение словами, терминологической системой, категорийным аппаратом, профессиональными аспектами языка в контексте научной и узкопрофессиональной языковой подготовки, направленной на приобретение профессиональной языковой и коммуникативной компетентности.

Языковая профессиональная социализация осуществляется путем приобретения обучающимися профессиональной языковой и коммуникативной компетентности. Профессиональный язык влияет на сознание, формирует профессиональное мышление, является средством ориентации в профессиональной деятельности, помогая адаптироваться к новым условиям, т. е. выступает агентом социализации.

Одним из способов профессионально-коммуникативной социализации курсантов, а, следовательно, и подготовки к будущей профессиональной деятельности является метод кейс-стади.

Метод кейс-стади относится к числу наиболее эффективных методик преподавания английского языка профессии. Сущность метод кейс-стади заключается в самостоятельной иноязычной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере. Обучающимся предлагается осмыслить ситуации профессиональной деятельности, которые предусматривают необходимость решения проблемы. В процессе разрешения возникшей проблемы обучающиеся вынужденно актуализируют необходимый для этого комплекс усвоенных знаний. Кейс-метод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения, что даёт возможность широко использовать его для обучения иностранному языку профессии [4].

Метод «case-study» или метод конкретных ситуаций (от английского «case» – случай, ситуация) является методом активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

М. Долгоруков относит метод «case study» к «продвинутым» активным методам обучения. Этот метод имеет сильные стороны, к которым можно отнеси:

- возможность работы в группах на едином проблемном поле;

- использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени;

- использование принципов проблемного обучения;

- возможность получения студентами не только знания, но и глубокое осмысление теоретических концепций;

- возможность создания новых моделей деятельности;

- выработки навыков простейшего обобщения информации [1].

С 2013 года обучение курсантов в военной академии г. Воронежа осуществляется в течение 9 семестров, что позволяет применять кейс-метод на старших курсах, т.к. для данного метода необходим определённый запас знаний по специальности и достаточный уровень владения английским языком.

Преимущества метода кейс-стади на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» очевидны, и заключаются в следующем:

1. Данный метод не требует однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Таким образом, курсанты не заучивают заранее заготовленные тексты, что отличается от классической схемы в обучении иностранному языку, а имеют возможность выразить свое мнение на иностранном языке в решении той или иной проблемы.

2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество курсанта и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик.

3. Результатом применения метода являются не только иноязычные знания, но и навыки профессиональной деятельности.

4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые курсантам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей курсантов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

6. В методе кейс-стади преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала. Данный метод яркий, эмоциональный, творческий, позволяющий применять теоретические знания к решению практических задач.

7. Метод кейс-стади способствует развитию у курсантов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода курсанты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

8. Являясь одним из современных методов обучения, метод кейс-стади завоевывает позитивное отношение со стороны курсантов, как будущих военных специалистов, т.к. воздействует на их профессионализацию, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к изучению иностранному языку.

9. Метод кейс-стади выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

Использование кейс-метода в изучении иностранного языка в военных вузах:

- повышает уровень знания иностранного языка в целом. Использование терминов и их понимание является более эффективным, чем простое их заучивание, так как требует умения их использовать;

- развивает творческое мышление, заставляя думать на иностранном языке;

- формирует навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу на иностранном языке);

- учит формулировать различные типы вопросов;

- развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст;

- совершенствует навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации;

- учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение;

- позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу курсантов.

Подводя итог выше сказанному, следует еще раз отметить, что метод кейс-cтади предоставляет отличную возможность будущим военным специалистам творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет им адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи одним из коммуникативных методов обучения, он завоевал позитивное отношение со стороны курсантов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию будущих военных специалистов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к изучению иностранного языка. Использование метода кейс-стади в процессе изучения иностранного языка способствует не только активному формированию профессиональной компетенции будущих военных специалистов, но и дает возможность развивать такие профессиональные качества как, коммуникабельность, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принимать решения в условиях стресса и недостаточной информации, лидерство, развитие системы ценностей курсантов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения.

Литература

  1. Долгоруков А.М. Сase stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44.

  2. Колесник Н.П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике /Методические рекомендации – в 2-х частях /41 – СПб НП «Стратегия будущего», 2006 198 с – 13,25 п л.

  3. Ларина Т.В., Бабкова Л.Н. Социализация личности курсанта как основа формирования личностной и социальной компетенций будущих военных специалистов [Текст] / Т.В. Ларина, Л.Н. Бабкова // Глобальный научный потенциал. Научно-практический журнал – 2012. – №10(19). – С.198-200.

  4. Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов [Текст] / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 155-157.

Просмотров работы: 2216