К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕГИОНЕ, НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕГИОНЕ, НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Николина А.К. 1, Гундорова М.А. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Удовлетворительные жилищные условия являются одним из самых значимых аспектов человеческой жизни. Тем не менее, высокая стоимость жилья, несопоставимая с доходами граждан, постоянный рост цен на него делают для существенной части населения неразрешимой проблему приобретения, поэтому жилищный вопрос является наиболее злободневным из социальных проблем. Особенно остро он стоит перед представителями социально незащищенных категорий граждан, например, работниками бюджетной сферы. Для решения их жилищных проблем реализуется социальная ипотека, которая предполагает улучшение жилищных условий социально незащищенных граждан с использованием ипотечного кредитования и государственной финансовой поддержки.

Однако в настоящее время существует ряд недостатков и проблем реализуемых программ социального ипотечного кредитования:

  1. Ограниченное количество категорий граждан – потенциальных участников и получателей субсидии.

  2. Недостаточное финансирование, в том числе и на одного человека.

  3. Жесткие требования к первоначальному взносу.

  4. Значительные затраты на страхование рисков.

  5. Территориальная ограниченность реализации.

  6. Критичный подход к выбору ипотечного жилья.

  7. Значительный размер требуемого ежемесячного дохода заемщиков.

  8. Официально декларируемые доходы граждан сильно занижены.

  9. Высокие требования к созаемщикам.

  10. Отсутствие дифференциации потенциальных получателей субсидии и строго прописанных приоритетов предоставления возможности получить субсидию.

  11. Неосведомленность жителей о наличии возможности социального ипотечного кредитования и иных форм поддержки для решения жилищных проблем населения.

  12. Ограниченность сроков предоставления субсидий.

  13. Отсутствие возможности отслеживания очередности предоставления субсидий.

  14. Сложность процесса сбора и подачи требуемых документов.

Безусловно, указанный перечень не является всеобъемлющим, но он отражает одни из самых насущных проблем социально-незащищенных категорий граждан.

Наличие проблем затрудняет реализацию социальной ипотеки. В связи с этим можно предложить комплекс мер, который со своей стороны мог бы способствовать решению некоторых из указанных выше проблем, повышению доступности социальной ипотеки для населения:

1) Обеспечение информированности потенциальных получателей жилищных субсидий о возможности их предоставления посредством объявлений в СМИ.

2) Размещение форм, требуемых к заполнению для подачи заявки на получение жилищной субсидии в общем доступе в глобальной сети Интернет.

3) Предоставление возможности подать заявку на получение жилищной субсидии через глобальную сеть Интернет.

4) Обеспечение прозрачности системы предоставления жилищных субсидий через глобальную сеть Интернет.

5) Увеличение объемов финансирования, приходящихся на одного человека, с целью удовлетворения большего объема заявок.

6) Строительство квартир меньшей площади для программ социальной ипотеки.

7) Предоставление отсрочки платежа при появлении форс-мажорных обстоятельств.

Рассмотрев проблемы реализации существующих программ и законов, предусматривающих жилищное субсидирование и разного рода льготы на эти цели, и разработав предложения по совершенствованию системы социального ипотечного кредитования, целесообразным является произвести разработку новой долгосрочной целевой программы для работников учреждений бюджетной сферы, государственных и муниципальных гражданских служащих Владимирской области «Социальная ипотека для жителей Владимирской области на 2014-2018 годы».

Целью разрабатываемой программы является улучшение жилищных условий указанных выше категорий граждан.

В разрабатываемой программе предлагается следующий порядок предоставления за счет средств областного бюджета жилищных субсидий:

1) работникам, которые не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и не имеющие достаточного количества собственных средств на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту;

2) работникам, которые не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и имеющие средства на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту;

3) работникам, являющимся собственниками доли в жилом помещении или членами семьи собственника доли в жилом помещении, размер которой менее установленной социальной нормы на каждого члена семьи, и не имеющие достаточного количества собственных средств на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту;

4) работникам, которые являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения в размере менее установленной социальной нормы на каждого члена семьи и имеющие средства на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту.

Расчет размера субсидии предлагается производить по следующей формуле:

СтЖ = Н x РЖ (1),

где: СтЖ - расчетная стоимость жилья, используемая при расчете размера субсидии;

Н - норматив стоимости 1 м2 общей площади жилья по муниципальному образованию;

РЖ - размер общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы.

В разрабатываемой программе предлагается ввести размер общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы в соответствии с Законом Владимирской области от 08.02.2000 № 4-ОЗ1.

Из-за большого числа отклонений заявок претендентов на участие в различных программах социального ипотечного кредитования города Владимира и Владимирской области по причине их неплатежеспособности, в разрабатываемой программе предлагается предоставлять субсидию в размере 50 процентов расчетной стоимости жилья в пределах социальной нормы с целью предотвращения как можно большего числа отрицательных решений.

Варианты использования средств субсидии представлены в таблице 1.

Таблица 1 Варианты использования средств субсидии

Семьи, не имеющие достаточное количество собственных средств на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту

Семьи, имеющие достаточное количество собственных средств на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту

жилищная субсидия минимальный первоначальный взнос

единовременное использование субсидии на покрытие первоначального взноса по ипотечному кредиту

единовременное использование субсидии на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, в данном случае семьей будет внесен первоначальный взнос, превышающий минимально установленный

использование части средств субсидии в размере требуемого минимального первоначального взноса или превышающем его размере на его покрытие, а оставшиеся средства равномерно использовать по выбору получателя субсидии на частичное покрытие ежемесячных платежей в течение 1 года, 2 лет или 3 лет

единовременное использование субсидии на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, в данном случае семьей будет внесен первоначальный взнос, превышающий минимально установленный

использование части средств субсидии на оплату первоначального взноса, а оставшиеся средства равномерно использовать по выбору получателя субсидии на частичное покрытие ежемесячных платежей по выданным ипотечным кредитам в течение 3 лет, 4 лет или 5 лет

постепенное равномерное использование средств свидетельства по выбору получателя субсидии на частичное покрытие ежемесячных платежей по выданным ипотечным кредитам в течение 3 лет, 4 лет или 5 лет

На основе анализа программ для рассматриваемых категорий граждан, реализуемых в настоящее время во Владимирской области, определим количественные показатели разрабатываемой программы.

Предположим, что в период 2014-2018 годов процент выделяемых на разрабатываемую программу средств из областного бюджета составит 0,27 (как и при выделении из бюджета города Владимира средств на реализуемую «ВГИФ» программу «Социальная ипотека для жителей города Владимира на 2012-2018 годы» 2). На основе прогноза расходов бюджета Владимирской области на 2016, 2017 и 2018 года определим общий объем финансирования разрабатываемой программы из средств областного бюджета (таблица 2).

Таблица 2

Общий объем финансирования программы, рублей

 

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Средства бюджета Владимирской области, рублей

106202682,63

114919571,07

122242212,70

130031450,92

138317017,13

Исходя из рассчитанного объема финансирования, необходимо определить количество семей, которые смогут решить свои жилищные проблемы при помощи ипотечного кредитования с использованием предоставляемой по разрабатываемой программе субсидии. На основе размера субсидии в среднем на одну семью в рамках реализации закона Владимирской области от 07.06.07 №60-ОЗ3 (с учетом разницы в размере субсидии), а также прогноза цен 1 м2 жилья, устанавливаемых Минрегионом РФ, рассчитаем размер субсидии, которая будет направляться в рамках разрабатываемой программы в среднем на одну семью в период 2014, 2015, 2016, 2017 и 2018 годах (таблица 3):

Таблица 3 Размер субсидии в среднем на одну семью, рублей

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Размер субсидии в среднем на одну семью, руб.

729218,57

780015,94

834344,05

892456,11

954615,68

Исходя из указанных выше сумм, получим количество семей, которые станут участниками разрабатываемой программы. Их число представлено в таблице 4.

Таблица 4 Количество семей-участниц программы, единиц

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Число семей, получивших социальные ипотечные кредиты, единиц

145

147

146

145

144

Таким образом, за пять лет реализации разрабатываемой программы субсидией смогут воспользоваться 727 государственных и муниципальных гражданских служащих и работников бюджетной сферы Владимирской области.

Для облегчения процедуры подачи заявки на участие в разрабатываемой программе, обеспечения информированности потенциальных участников о её наличии и прозрачности системы предоставления жилищных субсидий предлагается ввести комплекс мер, представленный на рисунке 1.

Рисунок 1 – Дополнительный комплекс мер для обеспечения доступности и прозрачности реализации программы

Таким образом, разработанная программа будет способствовать повышению доступности ипотечного кредитования для государственных и муниципальных гражданских служащих Владимирской области и работников бюджетной сферы. Также благодаря реализации данной программы станет возможным удержание и закрепление ценных кадров в указанных предприятиях и учреждениях. Безусловно, возможность получения субсидии по программе «Социальная ипотека для жителей Владимирской области на 2014-2018 годы» ускорит процесс выбора ипотечного кредитования для решения своих жилищных проблем указанными категориями граждан. А это, как следствие, будет способствовать улучшению социально - экономической ситуации в регионе в целом.

1 Законом Владимирской области от 08.02.2000 № 4-ОЗ «О социальной норме площади жилья во Владимирской области» (в текущей редакции)

2 Постановление Администрации города Владимира от 28 ноября 2011 года № 3602 «О долгосрочной целевой программе «Социальная ипотека для жителей города Владимира на 2012-2018 годы»

3 Закон Владимирской области от 07.06.07 №60-ОЗ «О предоставлении за счет средств областного бюджета жилищных субсидий государственным гражданским служащим и работникам учреждений бюджетной сферы, финансируемых из местных бюджетов» (в текущей редакции)

 

 

 

Просмотров работы: 1461