УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВТОРОКЛАССНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВТОРОКЛАССНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ»

Шапкина А.А. 1
1Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, обществом и государством в целом. В рамках прохождения педагогической практики возникла необходимость в создании упражнений для развития духовно-нравственных качеств второклассников на уроках русского языка. Цель упражнений– формирование у второклассников на уроках русского языка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Данные упражнения были внедрены в уроки русского языка, в период прохождения практики.

Тема 1: Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода

  1. Прочитайте словосочетания.

Чистая совесть, красивая церковь, интересная книга.

Определите род прилагательных. Употребите данные словосочетания в винительном падеже и запишите. Составьте три предложения. Используя записанные словосочетания.

  1. Прочитайте словосочетания.

Лежачий камень, добрый человек, белоствольная березка, ранняя весна, зимний вечер.

Определите род и тип основы имен прилагательных. Составьте предложения, употребив данные словосочетания в косвенных падежах. Вспомните пословицу, в которой вы встречаете выделенное словосочетание.

  1. Рассмотрите таблицу

вопрос

падеж

Имена прилагательные женского рода

с твердой основой

с мягкой основой

Какая?

И.

добрая

древняя

Какой?

Р.

доброй

древней

Какой?

Д.

доброй

древней

Какую?

В.

добрую

древнюю

Какой?

Т.

доброй

древней

(о) какой?

П.

(о) доброй

(о) древней

Сделайте вывод!

Написание каких безударных окончаний прилагательных( с твердой или мягкой основой) сложно проверить окончаниями вопросов?

  1. Прочитайте стихотворение. Объясните правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Укажите способ их проверки (по вопросу, ударному окончанию, таблице).

Густ.. пуш..ст.. пышн.. ёлку

С раскидист.. юбкой и мальньк.. чёлкой

Ребята позвали на праздничн.. вечер

И Новому году устроили встречу.

(Е. Измайлов)

Спишите стихотворение. Укажите падеж прилагательных. Выделите в них окончания.

Тема 2: Склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа

  1. Прочитайте. Выскажите свое отношение к героям сказок.

Герои народных сказок – отважные и сильные добрые молодцы. Их на страшат опасные приключения, дальние дороги, высокие горы. Злые волшебники. Чудища лесные и морские не могут их победить.

Выпишите из текста словосочетания существительных с прилагательными. Укажите их род и число.

Понаблюдайте! Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

  1. Продолжите высказывание.

Имена прилагательные во множественном числе по родам … (изменяются; не изменяются).

  1. Прочитайте предложения. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

В зоопарке мы видели маленьк… жёлт… тигрят, которые привезены из далёк… уссурийск… лесов.

На снегу виднелись крупн… и мелк… следы дик… зверей.

  1. Прочитайте текст. Какой это текст – описание или повествование?

Волк – умный и хитрый хищник. Обладает отличным чутьём, острым слухом и рпекрасным зрением. Он охотится на диких оленей, лосей, кабанов и мелких грызунов. В поисках пищи волк может не есть пять-шесть суток.

Спишите текст. Укажите род, число и падеж прилагательных.

Тема 3: Общие сведения о личных местоимениях

  1. Прочитайте предложения и назовите в них личные местоимения.

Я иду в поле и слушаю песню жаворонка. Она полыхнула и озарила небо. Ты долгожданная! Оно светилось. Мерцало, исчезало. Он задумчиво молчал.

Можно ли по личным местоимениям я, ты, он, она, оно, мы, вы,они узнать, о ком или о чем идет речь?

  1. Прочитайте предложения. Вставляя подходящее по смыслу личное местоимение.

Ландыш – цветок с «сильным» характером. … не жалует многих соседей по вазе.

Найдите в предложениях подлежащее. Каким членом предложения является местоимение он? Укажите род и число этого местоимения. Запишите предложения. Подчеркните подлежащее.

11.Прочитайте предложения, вставляя подходящее по смыслу личное местоимение.

Из всех певчих птиц самая скрытная и красивая – иволга. … живет в березовых рощах, в тенистых парках, в дубовых и липовых лесах.

Укажите род и число имени существительного иволга и личного местоимения она. Объясните расстановку знаков препинания в последнем предложении. Запишите предложения. Подчеркните подлежащие.

12. Прочитайте предложения, вставляя подходящее по смыслу личное местоимение.

Павлов, Мечников, Темирязев, Вавилов – великие естествоиспытатели. … - гордость России.

Укажите, какими словами выражены подлежащие в предложениях. Запишите предложения. Подчеркните подлежащие.

Тема 4: Склонение личных местоимений

13. Составьте и запишите 5-6 предложений с различными падежными формами личных местоимений 1, 2 и 3-го лица единственного числа. Подчеркните местоимения. Укажите их падеж.

14. запишите предложения, вставляя нужные формы личного местоимения 1-го лица единственного числа. Подчеркните личные местоимения вместе с предлогами.

Передо … тихо шумело море. У … была интересная книга. Надо … сияло солнце. Подо … был теплый и сухой песок. Во … жила тихая радость. Ко … на берег прибежала моя собака. Она соскучилась по … .

15. Прочитайте.

Когда личное местоимение он (она, оно, они) употребляется с предлогом, то при произношении оно начинается со звука [ н ], при письме – с буквы н.

Подтвердите сказанное примерами.

16. составьте и запишите два предложения с местоимениями я, он в косвенных падежах.

Тема 5: Общие сведения о глаголе

17. Вспомните, подумайте, объясните.

Какая часть речи называется глаголом? Назовите глаголы на тему «Весна в лесу», обозначающие действие и состояние предметов или изменение признаков.

18. Прочитайте слова

бежать – бегун подобреть – добрый

старый – постареть стучать – стук

зеленый – зеленеть выстрел – стрелять

Докажите, что для определения того, какой частью речи является каждое слово, необходимо указать не только то, что оно обозначает, но и на какой вопрос отвечает.

19. прочитайте высказывание русского ученого-языковеда Александра Матвеевича Пешковского о глаголах. Постарайтесь запомнить это высказывание.

Глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие всё, к чему они приложены.

20 . прочитайте строки из сказки А. Пушкина.

Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон;

Там царя встречает он.

Выпишите глаголы. Группируя их по вопросам, на которые они отвечают.

Тема 6: Неопределенная форма глагола

21. Вспомните, по каким признакам можно узнать неопределенную форму глагола? Приведите примеры глаголов неопределенной формы, отвечающих на вопрос что делать? что сделать?

22. Прочитайте пословицу и объясните её значение.

Шутки шутить – всех веселить.

Спишите пословицу. Подчеркните глаголы неопределенной формы.

23. Прочитайте предложения. Объясните правописание выделенных слов.

Хорошо ночевать в палатке в лесу! Можно узнать птичьи повадки, различать их голоса, услышать журчание родника.

Продолжите текст 2-3 предложениями и запишите его. Разберите глаголы неопределенной формы по составу.

24. Подберите и запишите по пять глаголов неопределенной формы с суффиксами –ть и –ти, с глагольными суффиксами –а-(-я-), -и-, -е- или –ова- и без суффиксов.

25. Прочитайте пословицы и объясните их значение.

Кто умеет веселиться, того горе не боится.

Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

Спишите пословицы. Укажите глаголы неопределенной формы.

Тема 7: Время глагола

26. Прочитайте и дополните грамматическую задачу та, чтобы ответить: это глагол.

Слово обозначает … .

27. Прочитайте строки из стихотворения С. Воскресенского. О чем в них идет речь?

Оно вам светит, воду греет,

Оно вас возит взад-вперед,

Колёса крутит, щёки бреет

И булки сдобные печет.

Спишите стихи. Укажите время глаголов.

28. Прочитайте пословицу и загадку. Объясните значение пословицы. Отгадайте загадку.

Какую дружбу заведешь, такую жизнь и проведешь.

По воде идет, крыльями упирается, водой умывается.

Запишите все глаголы в неопределенной форме и во сех возможных формах времени.

29. Прочитайте и назовите форму данных глаголов.

Дружить, беречь, полоть, плести, стеречь, собирать, нести, красить, слушать, сжечь, везти, запрячь.

Тема 8: Спряжение глагола

30. прочитайте предложения. Обратите внимае, как и почему изменяется глагол идти.

Я иду, ты идёшь, она идёт, песню звонкую поёт.

Мы идём, вы идёте, они идут, песню звонкую поют.

31. Прочитайте и спишите стихотворение

Цветут за мельницей кувшинки.

Стоят в воде, как поплавки.

Мы поплывём туда на спинке,

Сплетём прохладные венки.

Подчеркните глаголы. Укажите их время, лицо и число. Письменно проспрягайте один из глаголов, выделите личные окончания этого глагола.

32. Прочитайте и отгадайте загадку.

Жу-жу, жу-жу

Жу-жу, жу!

Я на веточке сижу,

Свою песенку твержу.

Знаю твердо песню эту,

Я пою зимой и летом.

Письменно проспрягайте выделенные глаголы. Отметьте личные окончания.

33. Письменно проспрягайте глаголы думать, дышать.

34. Прочитайте строки из сказки А. Пушкина

Плещ… ты, куда захоч…,

Ты морские камни точ…,

Топ… берег ты земли,

Подыма… корабли.

Объясните написание пропущенных личных окончаний глаголов. Спишите текст. Выделите личные окончания глаголов, укажите их спряжение и лицо.

35. Дополните высказывание.

Безударные гласные и … в личных окончаниях – орфограммы.

Тема 9: Наречие

36. Скажите, какие части речи изменяются по:

- числам;

- родам;

- падежам;

- временам;

- лицам.

37. Прочитайте текст.

Весна пришла рано. Щедро разлилась полая вода. В лесу повсюду появились голубые озера.

Выпишите из предложений словосочетания с наречиями. Перед каждым наречием укажите в скобках вопрос. На который он отвечает. Скажите, что обозначает каждое наречие: признак, время, место или направление действия.

38. Подумайте и объясните.

Какая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) всегда отсутствует в наречиях?

39. Прочитайте пословицы и объясните их значение.

Вместе тесно, врозь скучно.

Сначала подумай, потом делай.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Найдите в пословицах наречия. Скажите, что каждое из них обозначает.

40. Составьте и запишите отдельные предложения или небольшой рассказ, используя данные наречия.

Недавно, позавчера, сегодня, поспешно, сейчас, завтра, рано, тихо, вчера, изредка, любопытно, осторожно.

Разберите выделенные наречия по составу.

Цель и задачи упражнений направлены на развитие духовно-нравственного воспитания личности, человека, адекватного к окружающему миру. Воспитывают толерантность в отношении к людям. Учат относиться с понимание к нормам и ценностям.

На наш взгляд, применение упражнений для второклассников на уроках русского языка по программе «Школа России» благотворно влияет на развитие духовно-нравственных качеств личности, воспитывает нравственные чувства, особенно при применении упражнений в системе.

Просмотров работы: 3280