XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.
Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.
Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в современной школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.
Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Применяя ИКТ в педагогической практике, следует отметить, что управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения пройденного материала и активизации мыслительной деятельности учащихся только в случае соблюдения СанПиН, использования ИКТ на разных этапах урока и в сочетании с другими формами обучения.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения;сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль над деятельностью учащихся.Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную словарно - орфографическую работу. Изучение словарных слов ведётся по тематике. Словарные слова делятся на группы, объединённые одной темой. Каждая группа слов изучается в течение недели. Существует комплект программных продуктов для обучающихся 1-4 классов, который в себя включает:
- Презентации к каждой теме словарных слов.
- Тренажёры.
- Тесты.
Презентация темы построена следующим образом:
ребята отгадывают слово с помощью ребуса или загадки;
проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции;
появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в словарик, выделяют орфограмму;
знакомятся с лексическим значением слова;
этимологический анализ слова (позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление, что делает запоминание более осмысленным);
делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова;
подбирают к слову однокоренные слова;
подбирают синонимы, антонимы;
следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом – фонетические ассоциации;
выделение слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках;
составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.
Тренажёры включают в себя:
подбор родственных слов;
составление цепочки слов;
подбор синонимов и антонимов;
работа с электронным словарём;
игра «Подсказка»;
загадки, кроссворды, ребусы;
составление текста по опорным словам;
работа с фразеологизмами;
игра «Вставь букву».
Тестирование включает в себя:
зрительный диктант;
картинный диктант;
допиши предложения словарными словами;
игра «Цепочка слов»;
игра «Кто больше запомнит»;
«Угадай слово»;
«Вставь букву».
Активная роль отводится на уроке презентации темы словарных слов – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой словарной темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. Для построения контрольно-тренировочных программ по русскому языку предпочтительны обобщающие темы, которые объединяют несколько «родственных» правил, то есть правил, имеющих один и тот же опознавательный или дифференцирующий признак орфограммы.
Учащимся предлагается также дополнительная информация, отсутствующая в школьном учебнике, например, фрагменты из научно-популярных книг о языке, для того, чтобы вызвать интерес к предмету и полнее реализовать возможности компьютера. При этом необходимо заранее отобрать занимательные, яркие, конкретные факты, развивающие языковую догадку и чутье. Кроме того, такой материал сопровождается наглядным раскрытием языковых явлений: рисунками, мультипликацией.
Перечисленные виды работ над словами с непроверяемыми написаниями позволяют заинтересовать детей значением изученных слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
По моему мнению, только при правильной организации словарной работы с использованием ИКТ, во взаимосвязи орфографических, грамматических и лексических целей, работа становится содержательной, интересной и более эффективной для обучающихся. Всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Вахнина, Т.П. Современный русский язык [Текст]: учеб. пособие для вузов. / Т.П. Вахнина, О.В. Иванова, Е.Ю. Кузнецова – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. - 155 с.
2. Львов, М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.Р. Львов - М., 1999
3. Охлопкова, М.Ю. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка [Текст] / М.Ю. Охлопкова //Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. - С. 184.
4. Молокова, З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся [Текст] / З.Н. Молокова // «Русский язык в школе». - 1998. - № 2. - С. 32–35.
5. Вакулина, И. А. Пути формирования орфографической зоркости [Текст] / И.А. Вакулина //Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. - С. 58.
6. Аргунова, В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся [Текст]: / В.И. Аргунова //Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. - С. 263.
7. Хуснетдинова, М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников [Текст]/ М.К. Хуснетдинова// «Начальная школа», 2009г - №1
8. Евдокимов, В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе [Текст]: методическое пособие / В.И. Евдокимов. – СПб.: Питер 2002. – 212 с.
9. Славин, А.В. Наглядный образ в структуре познания [Текст]: методическое пособие для учителей / А.В. Славин. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –245 с.