ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ДЛЯ ПРОЕКТА ОТКРЫТИЯ ФИТНЕС КЛУБА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ДЛЯ ПРОЕКТА ОТКРЫТИЯ ФИТНЕС КЛУБА

Гребнев В.Ю. 1
1Уральский федеральный университет, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предполагаемое создание нового фитнес клуба требует от инициаторов этого проекта решения многих организационных вопросов, важным из которых является поиск своей целевой аудитории. Прежде всего, необходимо исследовать существующий рынок в фитнес-индустрии. Изучение контингента потребляемых услуг, содержания фитнес-программ, стоимость услуг позволит выстроить свою стратегию развития фитнес клуба.

Предметом исследования работы явилось изучение рынка для проекта открытия фитнес клуба в городе Екатеринбурге. Цель – исследование и изучение рынка фитнес услуг в городе Екатеринбурге. Задача – исследование рынка по основным критериям: показатели, факторы влияния, предлагаемые фитнес-программы, в том числе групповые и персональные, особенности и тенденции развития фитнес центров. Актуальность данной работы связана с положительной динамикой развития фитнес-услуг, которые на сегодняшний день стали востребованными среди людей, ведущих здоровый образ жизни.

Основными показателями рынка фитнес-услуг являются предложение, спрос на услуги, потребители. Российский рынок фитнес-услуг существенно уступает по объему предложения американскому и европейскому, но темпы его роста стремительны. По данным агентства маркетинговых и социологических исследований MAGRAM Market Research, за минувший год рынок фитнес-услуг в Москве достиг 300-350 млн. $ [6]. Емкость общероссийского рынка составляет около 500 млн. $. В регионах эта цифра значительно меньше, порядка 5-20 млн. $. Несмотря на довольно внушительные размеры и высокие темпы роста, потенциал развития фитнес-индустрии в России все еще остается огромным.

По мнению экспертов, спрос на фитнес-услуги существенно увеличился только в последние пять-десять лет, в связи с изменением культуры потребления, модой на ведение здорового образа жизни. В крупных городах показатели насыщенности рынка значительно выше, чем в развивающихся. В России VIP-сегмент уже заполнен более чем на 70-90%, однако при этом потребитель VIP-услуг довольно нестабилен и нелоялен [6]. Этим можно объяснить высокий уровень конкуренции в VIP-сегменте и не очень большой потенциал для его роста. Примерно три четверти рынка фитнес-услуг в стоимостном выражении на сегодняшний день приходится на дорогой сектор.

По оценке Reebok-Fitness, степень насыщения среднего сегмента в России равна 50 - 60% [6]. При этом довольно высока эластичность и емкость сегмента. Ориентирован данный сегмент прежде всего на формирующийся средний класс, доход которого составляет более $600 на члена семьи в месяц. В этом секторе рынка идет основная конкуренция, поскольку средняя ценовая ниша дает наибольшие возможности для расширения бизнеса.

Нижний сегмент обслуживается в основном бывшими советскими спортивно-оздоровительными центрами и физкультурными комплексами, которые могут принять весьма ограниченное число клиентов. Они работают по принципу разовой или абонементной системы оплаты, без клубного членства. Такие заведения доступнее, чем фитнес-центры, но уровень сервиса в них значительно ниже. Емкость нижнего сегмента составляет 60%.

По результатам исследования, проведенного компанией Symbol-Marketing, самой активной группой посетителей фитнес клубов являются женщины до 30 лет. Мужчины реже посещают фитнес-центры, и в основном в возрасте до 35 лет. Спортивная активность у всех групп потребителей снижается к 40 годам. Фитнес клубы посещают только около 11% мужчин и 9% женщин старше 40 лет. По данным экспертов, более 5% занимающихся фитнесом, являются сотрудниками крупных российских компаний и корпораций, еще 15% являются работниками иностранных и совместных предприятий. Спрос на фитнес-услуги города Екатеринбурга удовлетворен всего на 60-70%. Местные операторы формируют цены без оглядки на стоимость услуг клубов-соперников, в связи с отсутствием жесткой конкуренции.

Группа лидеров на екатеринбургском рынке фитнес-услуг состоит из семи-восьми игроков, на долю которых приходится около 30% совокупного оборота местной фитнес-индустрии. К ним относятся: Powerhouse Gym, World Gym, World Class, "Флекс", "Экстрим", фитнес-центр Атриум Палас Отеля и WTC, фитнес-клуб при спортивном центре "Верх-Исетский" и др.

При сегодняшнем уровне спроса на фитнес-услуги в городе могут работать около 100 крупных фитнес-центров. Запросы населения значительно превышают предложение. В КОБОН дают следующие оценки дефицита спортцентров: рынок фитнес-услуг города заполнен на 70% в классе premium и на 60% – в среднем ценовом сегменте.

Одной из особенностей российского рынка фитнес-услуг является изменение возрастной аудитории фитнес клубов. Большое количество людей среднего и пожилого возраста испытывают потребность в поддержании своего здоровья и физической формы. Такая тенденция предполагает вовлечение в занятия фитнесом людей данной возрастной категории. Это значит, что в фитнес индустрии всё большей популярностью будут пользоваться программы, направленные на сохранение здоровья. Практически во всех фитнес клубах Екатеринбурга высокого уровня клиентам предлагают пройти медицинское фитнес-тестирование, что значительно сокращает риск получения травм и помогает правильнее составить программу тренировок.

Передовая мировая практика в области фитнеса всё больше идет по пути индивидуального дифференцированного подбора услуг для конкретного клиента. На приобретаемые клиентом дополнительные услуги, не входящие в клубные карты, приходится большая часть оказываемых услуг. По процентному соотношению между приобретаемыми дополнительными услугами и базовым набором услуг, входящих в клубную карту, Екатеринбург в среднем несколько отстает от других крупных городов.

Сегодня на рынке действуют около десяти крупных клубов и центров (1,5 - 3 тыс. кв. м и более), несколько десятков средних (от 500 до 1500 кв. м) и небольших (менее 500 кв. м) клубов. Всего количество фитнес клубов, включая небольшие студии и клубы, входящие в инфраструктуру отелей, превысило сотню. Самыми крупными по количеству посетителей (до 5 тыс. человек в месяц) являются сетевые клубы управляющей компании «Профит»: два – международной сети Powerhouse Gym в премиум-сегменте, один – международной сети World Gym в премиум-сегменте, клуб международной сети Extreme Fitness Athletics. Екатеринбургский рынок включает в себя три московские сети: Orange Fitness и CityFitness, управляемые компанией «Страта Партнерс», а также «Империя Фитнеса» (одноименные клубы в среднем сегменте). На рынке действуют две местные сети: «Данс холл» и «Фитнес шейп», которые имеют по две-три площадки в среднем сегменте.

Перспективы развития российского рынка фитнес-услуг оптимистичны – его рост ожидается на уровне не ниже 25% в год. Потенциальная емкость российского рынка фитнес-услуг составляет порядка $2 млрд. По прогнозам компании "Бизнес Порт", рынок достигнет этой величины через 4-5 лет. Из всего населения Екатеринбурга на сегодняшний день постоянно занимаются фитнесом около 1% (для сравнения: в Москве – 3%) [5]. Спрос растет по мере появления и продвижения на рынке новых фитнес-центров. Несмотря на быстрый рост рынка фитнес услуг, предложения на рынке по-прежнему недостаточно – он заполнен на уровне 30-40% [5].

Конкуренция на Уральском рынке фитнес-услуг условна: сильных игроков можно пересчитать по пальцам. Приход в Екатеринбург таких крупных международных операторов, как Powerhouse Gym, World Gym, World Class и Extreme Fitness Athletics, является доказательством стремительного роста рынка фитнес услуг в последнее время. Все ведущие игроки российского рынка являются крупными системами фитнес-клубов. Исходя из этого становится очевидно, что будущее за масштабными сетевыми проектами, а не за отдельно взятыми клубами. Аналогии с европейскими показателями подтверждает данное высказывание. По данным "Deloitte&Touche", на сегодняшний день в Великобритании на сетевые клубы приходится 58% от общего числа фитнес-центров, а во Франции - 75%.

На сегодняшний день в Екатеринбурге охвачены не все группы потенциальных потребителей. Сейчас целевой аудиторией практически у всех крупных фитнес-центров нашего города являются менеджеры среднего и высшего звена, состоятельные люди. Рост рынка сдерживает и недостаточное число тренеров высокой квалификации в ряде направлений.

Библиографический список

1. Бардиш Г. О. Проектный анализ: учебник. / Г. О. Бардиш - К.: Знание, 2006.

2. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент: учеб. курс / И. А. Бланк. - Изд. 2-ое, перераб. и доп. - К.: Эльга: Ника-центр, 2006. - 552 с.

3. Грашина М., Дунган В. "Основы управления проектами". / М. Грашина, В. Дунган - Спб: "Питер", 2006, - 208с.

4. Клиффорд Ф. Управление проектами: учебник / Клиффорд Ф. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 597 с.

5. Михальчук П. Self made тело. / П. Михальчук. Эксперт-2005.-№14-с 17

6. Москаленко Л. Инвестиции в тело. / Л. Москаленко. Эксперт-2002.-№33-с.26

Просмотров работы: 5207