ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С ростом количества аварий и катастроф различного характера в настоящее время в системе школьного образования актуальна задача подготовки детей и подростков к безопасной жизнедеятельности.

Согласно результатам исследований педагогов-практиков игра является одним из действенных педагогических средств формирования у учащихся знаний, умений и навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера. В игре ученик развивается как личность безопасного типа, у него формируется ситуативная готовность к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях. Грамотно и методически верно организованная игра отражает модель условий опасной (чрезвычайной) ситуации, способствуя проявлению и накоплению практического опыта безопасного поведения. В игре учащиеся учатся распознавать опасные факторы, проектируют собственные и коллективные действия по спасению.

Результаты эксперимента с учащимися 7-х классов подтвердили гипотезу о том, что применение игры на уроках основ безопасности жизнедеятельности способствует успешному формированию знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности учащихся. Кроме того, учащиеся продемонстрировали повышение уровня самостоятельности и активности по выходу из моделируемых опасных условий ситуации.

Методической особенностью педагогического эксперимента явились предпочтение подвижным играм с направленностью содержания на создание, прежде всего, мотивации безопасного поведения, соблюдение правил, морально-этических норм по отношению друг к другу, совершенствование навыков бесконфликтного общения.

Навыки безопасного поведения учащиеся тренировали в таких играх, как:

- для развития и совершенствования скоростных и силовых способностей («Бег-преследование», «Кто дальше бросит и успеет поймать мяч в беге», «Кто самый ловкий», «Сильные руки», «Борьба руками, стоя на колене», «Втяни в круг», «Вытяни из круга»);

- для развития и совершенствования координационных способностей («Обведи препятствия», «Ведение восьмёркой», «Челночный бег»);

- на внимание («Успей занять место», «Охотники и утки», «К своим флажкам», «Караси и щуки»);

- для воспитания дисциплинированности («Космонавты», «Два мороза», «Команда быстроногих», «Тяни в круг», «Перебежка с выручкой»);

- для развития чувства коллективизма («Перестрелка», «Защищай товарища», «Сильные и ловкие», «Белые медведи»);

- для развития взаимовыручки и взаимопомощи («Кто дальше бросит», «Встречная эстафета с бегом», «Снайперы»);

- для воспитания смелости, находчивости, решительности и терпеливости («Совушка», «Кто догонит?», «Верёвочка под ногами», «Петушиный бой», «У медведя во бору»).

Основными организационно-методическими указаниями при проведении уроков основ безопасности жизнедеятельности с использованием игры как средства формирования знаний, умений, навыков безопасной жизнедеятельности учащихся явились:

- подбор игр в соответствии с возрастными интересами, потребностями и подготовленностью учащихся;

- строгое соблюдение условий и правил игры;

- акцентирование на наиболее полезное в плане безопасного поведения правила игры, упражнение в его соблюдении учащимися;

- показ отличившихся игроков с анализом их поступков и действий, создание трудных условий игры (за счёт слабой освещённости в помещении, в условиях плохой погоды, неровной местности, создания искусственных препятствий и т.д., и т.п.).

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что игра- действенное средство в формировании знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности учащихся.

Литература

1. В. В. Данилова. Научно-методическое обеспечение процесса физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях (для учащихся 5-7 классов) / В. В. Данилова; Мин-во образования и науки РФ, Федерал. Агенство по образованию, ГОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. – 36 с.

2. В. В. Денисова. Формирование готовности подростков к действиям в чрезвычайной ситуации: практика физкультурного образования / LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr. 99, 66123 Saarbrücken, Germany, 2012. – 368 с.

3. Мошкин В. Н. Подготовка к безопасному поведению // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. - № 1. – С. 13 - 16.

4. Шаповаленко В. С. Экстремальная ситуация как обучающая система / В. С. Шаповаленко // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2002. - № 7. – С. 14 – 19.

Просмотров работы: 1611