Нравственное воспитание личности является одной из важнейших задач современного общества. Говоря о нравственной культуре личности, мы имеем в виду культуру чувств, культуру поведения, общения, этикет. Современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством материальной и духовной культуры. [1]
Становление личности обучающегося - процесс сложный, многофакторный. Формируются качества личности, её направленность, способы общения, мотивы поведения; в борьбе мотивов формируется нравственный выбор, определяется уровень нравственного сознания и самосознания. Воспитание личности - это не только воспитание способов и привычек поведения, соответствующего нравственным нормам. У обучающихся необходимо воспитывать сознательное отношение к нормам и правилам морали, их понимание - от этого зависит самостоятельность ребёнка в нравственном выборе, в оценке поступка или качества личности, в способах разрешения конфликтных ситуаций. Осознанность нравственного выбора обеспечивает становление умения противостоять негативным воздействиям, то есть фактически формирует нравственную устойчивость личности. [2]
Упражнения реализуют основную цель обучения: формировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, воспитывать интерес к православной культуре, прививать нравственные ценности.
Далее представим некоторые из этих упражнений.
Даны слова: Рождество, Спаситель, Христос, Радость, Прощение. Запишите данные слова в алфавитном порядке.
С какой буквы вы напишите слова Рождество, Христос? Почему вы так думаете?
Какое из этих слов название праздника? Запишите его с большой буквы, подчеркните.
Какой звук обозначает букв «с» в слове Спаситель? Буква «щ» в слове Прощение?
Сколько звуков в слове Радость?
Обозначение звуков на письме:
Какой один из главных праздников мы отмечаем в январе? Запишите его название в тетради. Рядом напишите транскрипцию.
[Кафчек], [ангил], [йасли], [спаситил']. Спишите данные транскрипции в столбик, а напротив них слова, которые они обозначают.
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди зажигают дома....
Напишите отгадку в тетради. Рядом запишите транскрипцию.
Ударные и безударные гласные:
Запишите слова в тетрадь, разделите слова на 2 группы, расставьте в данных словах ударения. Спокойный, злой, непослушный, добрый, раздраженный, кроткий, терпеливый, боголюбивый, человеколюбивый, вспыльчивый, жадный, послушный.
Даны слова благодать, святой, смирение, назовите в каждом слове ударный слог. Запишите их в тетрадь, поставьте ударения в данных словах.
Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие:
Русский святой – преподобный Серафим Саровский долго жил в лесной келье. К нему часто наведывался медведь. Он принимал угощение, подставлял лохматую голову для ласки. И, довольный, ложился у ног старца, как верный пес.
Запиши в тетрадь и охарактеризуй выделенные согласные в словах. Какие они: твёрдые или мягкие, звонкие или глухие?
Какие буквы в словах данного текста являются всегда мягкими?
Составьте рассказ по картинке.
Данные упражнения были применены на практике во 2 «Б» классе МОУ «Городищенская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов». Внедрение упражнений проводилось с помощью проектора, электронной доски.
Их применение показало, что дети более активно включаются в образовательный процесс, проявляют интерес к православной культуре, знают основные православные праздники.
Считаем, что комплекс упражнений по русскому языку, направленный на духовно-нравственное воспитание младших школьников целесообразно использовать как дополнение к урокам русского языка в начальной школе.
SWOT-анализ:
Плюсы: формировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, воспитывать интерес к православной культуре, прививать нравственные ценности.
Минусы: не все дети интересуются культурой и наследием своей страны.
Риски: внедрение духовно-нравственных ценностей в образование.
Ожидания: повышение качества образования, духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Список литературы:
Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий// М.: Просвящение, - 1977.
Касаткина, Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Н.А. Касаткина// Волгоград: Учитель, - 2003. – 128с. – С.95.