ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Иванова А.Е. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. По мнению В.Г. Ванькова под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств [1]

Патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся является одним из приоритетных направлений современного образования в Российской Федерации. Нравственные качества человека закладываются в школьные годы. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним факторам, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. [3].

В условиях введения образовательных стандартов нового поколения гражданское воспитание дошкольников и младших школьников направлено на формирование у обучающихся идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание. Согласно стратегической политике российского государства, воспитание гражданина России начинается с детского сада и продолжается в средней школе. В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.

Специфика гражданского и патриотического воспитания заключается в том, что она приобщает обучающегося к коллективному целому - обществу. Деятельность учителя начальных классов, направленная на передачу исторического и социального опыта и организацию приобретения обучающимся собственного гражданско-патриотического опыта, является важным звеном в формировании и развитии личности обучающегося [2].

Учитель, воспитывая учеников, помогает восполнять недостаток индивидуального, гражданского и патриотического опыта детей путем передачи опыта применения гражданских добродетелей в общественной жизни. Воспитать гражданина и патриота своей страны можно только в результате системного подхода к вопросам патриотического и гражданского воспитания.

Исходя из этого, практически все учебные пособия содержат в себе материалы патриоческой направленности. Учителя в школах используют на уроках дополнительный материал этой направленности.

Изучая альтернативные программы по русскому языку для начальной школы, хотелось бы отметить программу Поляковой А.В. «Русский язык» для 2 класса. Изучив учебные пособия по этой программе, выяснилось, что в этом учебном пособии содержится мало упражнений на патриотическую и нравственную тематику. Исходя из этого, мы решили составить такие упражнения, чтобы они развивали интерес к Родине, к народным промыслам и народному творчеству, так же как и одновременно, с этим развивали нравственные качества. Также упражнения разрабатывались с учетом разного уровня подготовки учеников. Вот часть разработанных упражнений:

Параграф 1. Предложение

  1.  
    1. Прочитайте пословицы.

Доброе дело – великое счастье.

Это – святое души торжество.

Бог не в силе, а в правде.

Кто добро творит, того Бог благословит.

2)О чем говорится в пословицах?

3)Спишите пословицы в тетрадь.

Параграф 2. Слово. Звуки и буквы

4. 1)прочитаете четверостишие.

Вот день Победы настает,

Об этом радио поет.

Тюльпаны мы в саду не рвем,

На день Победы бережем.

2)Перечисли звуки в выделенных словах.

13. 1) Прочитай.

Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Светлана Евгеньевна Савицкая, Валентина Владимировна Терешкова, Георгий Тимофеевич Береговой, Павел Романович Попов.

2) Назовите имя космонавта.

3) Спишите только имена и фамилии. Подчеркните заглавные буквы.

17. 1) Прочитайте.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Глупый киснет, а умный все промыслит.

2) Спишите поговорки. Подчеркните мягкие согласные буквы.

18. 1) Прочитайте текст.

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней ж..ли испокон веку отцы и прадеды наш… Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью – потому что она, как мать защищ..ет и бережет нас от всяких врагов.

2) Спиши, вставляя пропущенные буквы.

26.1) Спиши загадку. Напиши отгадку.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился …

2) Посчитай сколько в загадке имен существительных.

36. 1) Прочитайте стихотворение.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

(И.Никитин)

2) Подчеркните предлоги.

Таким образом, можно сделать вывод, что упражнения разработаны по ФГОС. Упражнения ориентированы на развитие патриотического воспитания. Свои упражнения мы применила на практике, на уроке русского языка во 2 классе в МАОУ «СОШ № 24 с УИОП» в городе Старый Оскол Белгородской области. Упражнения вызвали интерес учеников, они охотно их выполняли, поэтому мы считаем, что упражнения прошли проверку и могут использоваться как дополнительный материал на уроках русского языка в начальной школе.

Использование упражнений помогает развивать патриотическое воспитание и реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Список литературы

  1. Ванькова, Г.В. Обучение приемам рассуждения и доказательства/ Г.В. Ванькова// Начальная школа. – 2008. - №1. – С.47.

  2. Касаткина, Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Н.А. Касаткина// Волгоград: Учитель, - 2003. – 128с. – С.95.

  3. Львов, М.Р. Основа обучения правописанию в начальной школе/ М.Р. Львов// -М.: - 1987. – С.28.

  4. Львов, М.Р. Словарь справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ М.Р. Львов// - М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа, - 1999. – 272с.

Просмотров работы: 1993