Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся[5]. Существует большое количество форм и видов внеклассной работы, которые представлены следующим образом (см. табл.1).
Таблица 1
Формы и виды внеклассной работы
Виды внеклассной работы |
Формы |
|
Регулярная |
Эпизодическая |
|
|
|
|
Олимпиада является одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы, т.к. олимпиадные задания способствуют развитию познавательных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения. Олимпиады проводятся с целью выявления наиболее талантливых учащихся в различных областях науки, предоставления возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования, привлечения учащихся к научно-исследовательской работе. Целью проведения олимпиад по информатике является внедрение современных научно-практических технологий в процесс дополнительного технического образования[3].
При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу ученика. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде.Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. От правильного настроя зависит не только результат участника, но и его психологическое здоровье. Особое внимание необходимо уделить умениям концентрироваться на главном, не зацикливаться на неудачах.
Многими учеными отмечается, что для успешной подготовки школьников к олимпиадам необходимо, во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации. Вторым условием является наличие увлеченных школьников. Данные условия необходимо дополнить еще одним критерием – целенаправленной подготовкой учащихся к олимпиадам по конкретному предмету.
Олимпиадная подготовка тесно связана с понятием персонализации. Территориальные и виртуальные олимпиады в условиях современного информационного общества и глобальных коммуникаций создают пространство проявления и образования личности на глобальном уровне. Используя соревновательную деятельность, постоянное сравнение своих успехов и успехов других людей можно достичь необходимого сочетания основного и дополнительного образования. При этом дополнительно образование может выражаться как в организованных формах (кружки, секции, факультативы), так и посредством самообразования. Показатели, рейтинги в олимпиадах могут говорить о качестве образования мирового уровня. Специфика олимпиад по информатике – поиск одаренных ребят с нестандартным алгоритмическим мышлением. В настоящее время крайне необходимо развивать партнерство учителей и вузовских преподавателей, тренеров.
Анализируя вышесказанное, можно выделить следующие этапы подготовки учащихся к олимпиадам:
Внесение необходимых изменений в методику преподавания предмета.
Выявление наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету, по которому проводится олимпиада.
Выявление у учащихся интереса к научной деятельности и развитие его.
Демонстрация учащимся наиболее интересных образовательных возможностей учебного предмета, поддержка и развитие познавательных интересов учеников:
а) как основы их возможного профессионального интереса;
б) как условие активизации всех форм внеклассной и внешкольной работы по этим предметам.
Активизация работы факультативов, спецкурсов, предметных кружков, внесение необходимых изменений в тематический план.
Использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий для подготовки учащихся к олимпиадам (форумы, чаты, сетевые сообщества и т.д.).
Организация участия школьников в олимпиаде и достижение положительных результатов.
Рефлексия деятельности и внесение необходимых коррективов.
Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. Для этого учителю требуется наблюдение в ходе уроков за действиями учащихся, организация кружковой, исследовательской работы, проведение внеклассных мероприятий по предмету, приобщение учащихся к форумам с олимпиадными задачами и т.д.
Нами разработана анкета для выявления заинтересованных учеников и формирования из них команды. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
ФИО
Существую ли кружки или секции, связанные с конструированием роботов?
Хотели ли бы вы в дальнейшем работать в науке?
Хотите ли вы узнать о роботостроении больше?
Стремитесь ли вы быть в курсе всех событий?
Есть ли интерес заниматься робототехникой в дальнейшем?
Нравится ли вам работать в команде?
С кем в команде Вы хотели бы участвовать в олимпиаде по робототехнике?
Свойствен ли вам соревновательный дух?
Испытываете ли вы неудачу после провальной самостоятельной работы?
Анкетирование лучше всего проводить в начале и в конце занятия для лучшего эффекта. Анкета позволит учителю отобрать лучших учеников для участия в олимпиадах.
Одновременно с выявлением школьников, интересующихся предметом, и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа прекращается[1]. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года.
Робототехника является одной из самыхактуальных на текущий момент времени наукой.Робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. В последние годы происходит роботизация различных сфер человеческой деятельности.Робототехника –это область техники, связанная с разработкой и применением роботов, а также компьютерных систем для управления ими, сенсорной обратной связи и обработки информации[4].Диапазон применения робототехники чрезвычайно широк: автоматизация процессов на производстве, космическая отрасль, проведение хирургических операций в медицине, контроль обстановки в военной технике и т.д. На современном этапе робототехника очень актуальная и интересная наука.
Олимпиады по робототехнике являются одним из самых престижных направлений внеклассных мероприятий по информатике, т.к. создание и программирование роботов является увлекательным и творческим процессом, позволяющим ученику продемонстрировать свои возможности.
Процесс подготовки к ним опирается на знания и умения, сформированные при изучении такихтем, как«Механика», «Программирование».
Анализ учебников по информатике для 5-7 классов позволяет сделать вывод, что в них не рассматриваются темы для изучения робототехники. Поэтому с целью получения глубоких и разносторонних знаний по робототехнике и умений управлять роботами,можно организовывать внеклассные мероприятия по информатике.
В статье были рассмотрены формы и виды внеклассной работы, ее цель и задачи, олимпиада как часть внеклассной работы. Олимпиада является одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы. Олимпиадные задания способствуют развитию познавательных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения.
Анализ существующих олимпиад по робототехнике позволяет сделать вывод, что готовиться к ним нужно по особой программе, выделять дополнительные часы и разрабатывать индивидуальные траектории для учащихся.При изучении основ робототехники необходимо использовать знания ряда общеобразовательных предметов, изучение основ робототехники может проводиться не только в рамках предмета «Технология», но и в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Знания и умения, сформированные при изучении робототехники, могут быть использованыпри изучении таких учебных предметов как «Физика», «Окружающий мир в начальной школе» и др.
Список литературы
Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. – Спб.: Педагогика, 2000. – 201 с.
Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Педагогический Поиск. – 2004. – 160 с.
Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 320 с.
Особенности изучения робототехники в школе[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://robot.uni-altai.ru/metodichka/publikacii/osobennosti-izucheniya-robototehniki-v-shkole – Загл. с экр.
Развитие робототехники в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/65/3123/. –Загл. с экр.