ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ К ОЛИМПИАДАМ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ К ОЛИМПИАДАМ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся[5]. Существует большое количество форм и видов внеклассной работы, которые представлены следующим образом (см. табл.1).

Таблица 1

Формы и виды внеклассной работы

Виды внеклассной работы

Формы

Регулярная

Эпизодическая

  • кружки;

  • работа с научно-популярной литературой и первоисточниками;

  • факультативныезанятия.

  • олимпиады;

  • тематические конференции и вечера по предмету;

  • стеннаяпечать.

  • Конференция;

  • Фестиваль;

  • КВН;

  • Брейн – ринг;

  • Викторина и т.д.

Олимпиада является одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы, т.к. олимпиадные задания способствуют развитию познавательных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения. Олимпиады проводятся с целью выявления наиболее талантливых учащихся в различных областях науки, предоставления возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования, привлечения учащихся к научно-исследовательской работе. Целью проведения олимпиад по информатике является внедрение современных научно-практических технологий в процесс дополнительного технического образования[3].

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу ученика. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде.Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. От правильного настроя зависит не только результат участника, но и его психологическое здоровье. Особое внимание необходимо уделить умениям концентрироваться на главном, не зацикливаться на неудачах.

Многими учеными отмечается, что для успешной подготовки школьников к олимпиадам необходимо, во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации. Вторым условием является наличие увлеченных школьников. Данные условия необходимо дополнить еще одним критерием – целенаправленной подготовкой учащихся к олимпиадам по конкретному предмету.

Олимпиадная подготовка тесно связана с понятием персонализации. Территориальные и виртуальные олимпиады в условиях современного информационного общества и глобальных коммуникаций создают пространство проявления и образования личности на глобальном уровне. Используя соревновательную деятельность, постоянное сравнение своих успехов и успехов других людей можно достичь необходимого сочетания основного и дополнительного образования. При этом дополнительно образование может выражаться как в организованных формах (кружки, секции, факультативы), так и посредством самообразования. Показатели, рейтинги в олимпиадах могут говорить о качестве образования мирового уровня. Специфика олимпиад по информатике – поиск одаренных ребят с нестандартным алгоритмическим мышлением. В настоящее время крайне необходимо развивать партнерство учителей и вузовских преподавателей, тренеров.

Анализируя вышесказанное, можно выделить следующие этапы подготовки учащихся к олимпиадам:

  1. Внесение необходимых изменений в методику преподавания предмета.

  2. Выявление наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету, по которому проводится олимпиада.

  3. Выявление у учащихся интереса к научной деятельности и развитие его.

  4. Демонстрация учащимся наиболее интересных образовательных возможностей учебного предмета, поддержка и развитие познавательных интересов учеников:

а) как основы их возможного профессионального интереса;

б) как условие активизации всех форм внеклассной и внешкольной работы по этим предметам.

  1. Активизация работы факультативов, спецкурсов, предметных кружков, внесение необходимых изменений в тематический план.

  2. Использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий для подготовки учащихся к олимпиадам (форумы, чаты, сетевые сообщества и т.д.).

  3. Организация участия школьников в олимпиаде и достижение положительных результатов.

  4. Рефлексия деятельности и внесение необходимых коррективов.

Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. Для этого учителю требуется наблюдение в ходе уроков за действиями учащихся, организация кружковой, исследовательской работы, проведение внеклассных мероприятий по предмету, приобщение учащихся к форумам с олимпиадными задачами и т.д.

Нами разработана анкета для выявления заинтересованных учеников и формирования из них команды. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. ФИО

  2. Существую ли кружки или секции, связанные с конструированием роботов?

  3. Хотели ли бы вы в дальнейшем работать в науке?

  4. Хотите ли вы узнать о роботостроении больше?

  5. Стремитесь ли вы быть в курсе всех событий?

  6. Есть ли интерес заниматься робототехникой в дальнейшем?

  7. Нравится ли вам работать в команде?

  8. С кем в команде Вы хотели бы участвовать в олимпиаде по робототехнике?

  9. Свойствен ли вам соревновательный дух?

  10. Испытываете ли вы неудачу после провальной самостоятельной работы?

Анкетирование лучше всего проводить в начале и в конце занятия для лучшего эффекта. Анкета позволит учителю отобрать лучших учеников для участия в олимпиадах.

Одновременно с выявлением школьников, интересующихся предметом, и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа прекращается[1]. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года.

Робототехника является одной из самыхактуальных на текущий момент времени наукой.Робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. В последние годы происходит роботизация различных сфер человеческой деятельности.Робототехника это область техники, связанная с разработкой и применением роботов, а также компьютерных систем для управления ими, сенсорной обратной связи и обработки информации[4].Диапазон применения робототехники чрезвычайно широк: автоматизация процессов на производстве, космическая отрасль, проведение хирургических операций в медицине, контроль обстановки в военной технике и т.д. На современном этапе робототехника очень актуальная и интересная наука.

Олимпиады по робототехнике являются одним из самых престижных направлений внеклассных мероприятий по информатике, т.к. создание и программирование роботов является увлекательным и творческим процессом, позволяющим ученику продемонстрировать свои возможности.

Процесс подготовки к ним опирается на знания и умения, сформированные при изучении такихтем, как«Механика», «Программирование».

Анализ учебников по информатике для 5-7 классов позволяет сделать вывод, что в них не рассматриваются темы для изучения робототехники. Поэтому с целью получения глубоких и разносторонних знаний по робототехнике и умений управлять роботами,можно организовывать внеклассные мероприятия по информатике.

В статье были рассмотрены формы и виды внеклассной работы, ее цель и задачи, олимпиада как часть внеклассной работы. Олимпиада является одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы. Олимпиадные задания способствуют развитию познавательных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения.

Анализ существующих олимпиад по робототехнике позволяет сделать вывод, что готовиться к ним нужно по особой программе, выделять дополнительные часы и разрабатывать индивидуальные траектории для учащихся.При изучении основ робототехники необходимо использовать знания ряда общеобразовательных предметов, изучение основ робототехники может проводиться не только в рамках предмета «Технология», но и в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Знания и умения, сформированные при изучении робототехники, могут быть использованыпри изучении таких учебных предметов как «Физика», «Окружающий мир в начальной школе» и др.

Список литературы

  1. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. – Спб.: Педагогика, 2000. – 201 с.

  2. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Педагогический Поиск. – 2004. – 160 с.

  3. Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 320 с.

  4. Особенности изучения робототехники в школе[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://robot.uni-altai.ru/metodichka/publikacii/osobennosti-izucheniya-robototehniki-v-shkole – Загл. с экр.

  5. Развитие робототехники в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/65/3123/. –Загл. с экр.

Просмотров работы: 2079