АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Парышев А.Е. 1, Ершова Л.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проектная деятельность школьников все более укрепляет свои позиции в современном образовательном процессе. В условиях дополнительного образования – проектирование, является одним из инновационных видов деятельности. Цель данного исследования выявить эффективные методы обучения и определить их значимость в развитии художественно-проектной деятельности. Известно, что любая деятельность результативна в ситуации максимальной заинтересованности, активности ее участников, а также при создании определенных педагогических условий (содержание, формы, методы организации деятельности). В данной статье была рассмотрена значимость активных методов обучения на примере одного из видов проектной деятельности. Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают школьников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе их собственной мыслительной и практической деятельности. В качестве объекта рассмотрения эффективности АМО была определена деятельность по разработке и созданию проекта баннера для болельщиков «Сочи – зимняя игра, Олимпийская пора», которая осуществлялась на занятиях в образцовом коллективе «Модельное агентство РИК», работающем на базе Центра детского творчества № 4 города Иванова. Целью данного проекта было - создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе проектной деятельности через изучение темы «Сочи – зимняя игра, Олимпийская пора». Каждый обучающийся, выполняя те или иные задачи в процессе проектирования, в том числе, при создании проекта баннера для болельщиков, сталкивается с рядом проблем. При активном обучении обучающийся должен решить их максимально самостоятельно, при участии педагога, задача которого – направить воспитанника на положительный результат. При разработке данного проекта был сформулирован комплекс задач, в том числе, личностные, метапредметные и предметные. Важным условием их реализации выступало создание массива определенного рода наглядности (видеоряд - слайд-презентация, схемы, иллюстрации и другие материалы по теме «Сочи – зимняя игра, Олимпийская пора»), рабочих материалов и оборудования для обучающихся (ПК, принтер, ватман, маркеры, карандаши, флеш-накопители, клей) и для педагога(мультмедийное оборудование; флипчарт, раздаточный материал, стикеры). На начальном этапе (старт занятия) осуществлялось установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии; настрой на работу, создание благоприятной психологической атмосферы на занятии. Для этого были использованы такие методы, как беседа, игра «Ассоциации» (мысленное представление и пластическое изображение каждым учащимся представителя того вид спорта, который ему нравится или с каким он себя ассоциирует). В ходе беседы определяется мотивация предстоящей деятельности, формулируется творческая задача - разработка плаката или баннера (новое модное слово «баннер», которое раскрывается посредством презентации и установка на работу с компьютером усиливает интерес). Важный момент (прием ) на установку к работе – гимнастика для глаз «Олимпийские кольца» (рисование глазами олимпийских колец). Как показала практика, эффективность работы повышается при условии организации работы в командах (например, креатив-лабораториях или – творческих мастерских), которые получают заказ на разработку баннера для болельщиков. В командах в условиях коллективного обсуждения распределяются роли – задания. В нашем случае учащиеся выбирают соответствующие карточки-задания с изображением определенного объекта: компьютер – для того, кто будет Web-дизайнером; перо – копирайтером, т.е. автором текста; кисть – артдиректором, создателем художественного образа проекта; галстук – криэйтором, т.е. руководителем проекта и ответственным за время; микрофон – спикером, тот кто будет презентовать и защищать проект. На этапе актуализации знаний выполнялось включение обучающихся в активную познавательную деятельность через использование таких педагогических методов и приемов организации работы, как «мозговой штурм» (обсуждение, каким будет баннер, где будут находиться рисунки и логотипы, где будет находиться текст и т.д.), беседа, наблюдение. Освоение новых понятий ( баннер, креатив- лаборатория, проект) осуществлялось методами практического сравнения, анализа, классификаций и обобщения через выполнение учащимися специальных заданий (использование проблемных вопросов и заданий, рассказ учителя с элементами беседы, работа со схемами и т.д.). В ходе знакомства с новым материалом осуществлялась практическая деятельность всех членов команды по распределенным обязанностям. Готовый макет отправляется на печать, а на заключительном этапе – публичная защита проекта (в форме презентации), высказывание мнений, обсуждение итогов работы. Таким образом, результате организации деятельности с использованием АМО выполнены собственные проекты в материале достаточно высокого уровня исполнения, подтверждена эффективность избранных методов. Автор данной разработки был отмечен среди лауреатов на городском конкурсе «Педагог года», где был представлен открытый урок.

Просмотров работы: 1127