РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Симонова М.А. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков, так как самая большая опасность в нашем обществе не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования планирует достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

-ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным религиям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- ценностное и творческое отношение к учебному труду;

- элементарные представления о различных профессиях;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

- ценностное отношение к природе;

- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

-элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Данные упражнения были внедрены на уроки, в период прохождения педагогической практики.

1. Опишите картинку

2. Спишите название православных праздников. Сколько звуков в этих словах? А сколько букв?

Пасха, Рождество, Крещение Господне.

3. Прочитайте стихотворение.

Птичка.

Птичка летает. Птичка летала.

Птичка играет. Птичка играла.

Птичка поёт. Птички уж нет.

Сколько тут предложений?

О ком говорится в первом предложении? А во втором? А в пятом?

4. Прочитайте и скажите, сколько слогов в словах.

Дом, лес, луг, степь.

Школа, дети, книги, урок.

Озеро, деревня, берёзы.

Самолёты, пароходы.

5. Дается первый слог для двухсложных слов, придумайте сами второй слог, чтобы получились слова.

Ко-

Ро-

Ра-

Ка-

6. Отвечайте на вопросы:

Сколько звуков в слове Наташа? А сколько букв? Сколько звуков в слове чай? А сколько букв? Сколько звуков и букв в слове позвала? Сколько букв в слове пить? А сколько в нём звуков? Какие? Зачем же в этом слове мягкий знак (ь)?

7. 1. Прочитайте

Без , ученья, нет, уменье.

Без ,терпенья, нет ученье.

2.Понятно ли, о чем говорится в этих группах слов?

3.Составте пословицы из данных слов. Запишите.

4.Какие слова изменились?

8. Допишите предложения. Имена пишите с большой буквы.

Меня зовут…

У меня есть брат…

У меня есть сестра…

9. Выпишите сначала мужские имена, а потом женские.

Владимир,Надежда,Иван,Петр,Ольга,Михаил,Василий,Клавдия,Алексей.Павел.Василий, Екатерина

10. Спишите.

Любит Наташа лето. Летом в лесу она собирает грибы, ягоды. Наташа видела белку, ежа, малиновку. Ответьте устно на вопросы:

Что любит Наташа? Что собирает Наташа в лесу? Кого видела Наташа в лесу?

11. Поставьте вопросы к названиям предметов и выпишите только те из них, которые отвечают на вопрос кто это?

Туман, ветер, Каштанка, жаворонок, верба, снежинка, капля, Даша, волк, туча, солнышко, трактор, часы, волна, ёж, песок, медведь, журавли, корова, змея.

12. Ответьте устно на вопросы:

Какие знаете клички собак?

Какие клички знаете лошадей?

Какие клички знаете коров:

Какие знаете клички кошек?

13. Отгадайте загадки

Сто одежек и все без…….

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает…

2.Напишите отгадки. Подчеркните буквы обозначающие гласные звуки.

14. Прочитайте слова по слогам.

Ум,СОН,УХО,ПРУТ,КОРМ,СТРАХ,АУ,РАНО,УТРО,ЛАПКА.

15. 1. Напишите слова.

Икра-игра,сыр-сор,булка-белка,работа-забота.

2. В каких словах разные согласные звуки?

16. Составление предложений по картинкам.

Беседа.

Кто нарисован на первой картинке? Что он делает? Кто нарисован на второй картинке? Что девочка делает? Кто нарисован на третьей картинке? Что делает кузнец? Кто нарисован на четвёртой картинке? Что он делает?

17. 1. Отгадай загадку.

Под соснами, под елками

Идет мешок с иголками.

2.Спиши загадку. Подчеркните буквы, которые обозначают согласные звуки.

18. 1. Добавь слог -ка или –ник.

Муравей…, чай…, май…, кофей…,строй…,лей…,стай…

19. Спишите слова, разделяя их знаком переноса.

МОЛНИЯ, УХОЖУ,ОГУРЕЦ,ПАЛЬЧИК,ИГРАЮ,РАДИО.

20. 1. Выпишите название фруктов.

Овощи и фрукты.

Капуста, свекла, петрушка, картофель, яблоко, репа, морковь, груша, слива, апельсин, салат, огурец.

21. Выпишите название обуви.

Одежда и обувь.

Пальто, рубашка, ботинки, платье, сапоги, шуба, калоши, брюки, кофта, валенки.

22. Напишите, кто как голос подает.

Корова мычит, Лошадь… Собака… Ворона… Петух… Кошки… Мышь… Овца…

23. Спишите и подчеркните в словах гласные буквы.

Люся была больна. У неё болели зубы. Мама дала ей лекарство. Это помогло.

24. Ответьте, какими бывают данные предметы.

Солнце ... . Лес ... . Туча ... . Снег ... . Вода ... .

большая, грозоваябелый, холодныйяркое, жаркоечистая, прозрачнаятёмный, дремучий

25. Выпишите сначала слова в один слог (односложные), потом — в два слога (двусложные), ма затем — в три и четыре слога (трёхсложные и четырёхсложные).

На лыжах бегать стану я, коньки налажу быстрые.

Пришла зима румяная, морозная, пушистая.

26.Придумайте несколько слов со звуком а в начале,в середине и на конце.Запишите эти слова.

28. Выберите и напишите пять слов со звуком о на конце.

29. Спишите, разделяя слова на слоги.

Москва — мой родной и любимый город.

30. Ответьте, что можно сказать о следующих предметах.

Стол (какой?) ... . Стена (какая?) ... .

Солнце (какое?)... . Молоко (какое?) ... .

Собака ... . Комната ... .

31. Спишите; слоги жи, ши подчеркните.

Пришла зима. Летит пушистый снег. Крыши побелели. Лужи покрылись льдом. Рощи опустели. Давно улетели чижи, зяблики и стрижи. Ребята готовят лыжи. Они рады зиме.

32.

К каждой картинке подберите из стихотворения подходя-щие предложения.

Вот моя деревня, вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой.

Вот свернулись санки, и я набок — хлоп! Кубарем качуся под гору в сугроб.

Всё лицо и руки залепил мне снег. Мне в сугробе — горе, а ребятам — смех.

 

33. Прочитайте стихотворение. Объясните правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Укажите способ их проверки (по вопросу, ударному окончанию, таблице).

Густ.. пуш..ст.. пышн.. ёлку

С раскидист.. юбкой и мальньк.. чёлкой

Ребята позвали на праздничн.. вечер

И Новому году устроили встречу.

(Е. Измайлов)

Спишите стихотворение. Укажите падеж прилагательных. Выделите в них окончания.

34. Прочитайте строки из стихотворения С. Воскресенского. О чем в них идет речь?

Оно вам светит, воду греет,

Оно вас возит взад-вперед,

Колёса крутит, щёки бреет

И булки сдобные печет.

Спишите стихи. Укажите время глаголов.

35. Составьте рассказ по картинке.

Пословица.

У лисоньки-плутовки сорок две уловки

36. Придумайте предложения со следующими словами: козёл, орёл, лёд, клён, ёлочка, котёнок, зёрнышко, хорёк, пенёк, лён.

37. Прочитайте стихотворения и озаглавьте их.

Пусты поля. Мокнет земля.Дождь поливает.Грач улетает.

Снег на полях.

Лёд на реках.Вьюга гуляет.Иней сверкает.

38. Прочитайте рассказ.

Что я видел в лесу.

В жаркие дни любил я забираться в лес. Как там было хорошо, прохладно, весело! Вот муравей тащит соломинку. Никак не может он перебраться с ней через корешок. Вот он побегал, посуетился и пошёл звать на помощь товарища. Вдвоём они легко перенесли соломинку. На траву упала с дерева шишка. Я поднял голову и увидал на ветке сосны пушистый хвостик и остренькую мордочку белки.

Вдруг на меня выскочил с разбегу заяц. Он остановился в испуге, сел на задние лапы, подёргал быстро ушами и кинулся в сторону.

Сколько картинок можно нарисовать к данному рассказу?Какие это будут картинки?

39. Внимательно рассмотрите каждую картинку.

Под какой картинкой можно подписать название«Заботливая мать

Какую картинку назовете вы «Первый вылет из гнезда»

На какой картинке нарисовано: «Птичка гнездышкодля деток вьёт

Какую ещё картинку можно нарисовать про птичку?

40.Спишите стихотворение и выучите его наизусть.

Славься, наша родина,

Советская земля!

Здесь все пути народные

собрались у Кремля.

Таким образом, проблема развития духовно-нравственных качеств обучающихся в настоящее время актуализируется. Забота о культуре духовной жизни ученика сегодня – одна из главных проблем школы и учителя начальных классов. В результате внедрения в практику преподавания русского языка, в период педагогической практики, упражнений для развития духовно-нравственных качеств можно сделать вывод о том, что данная форма работы является актуальной и своевременной в плане развития духовно-нравственных качеств обучающихся начальных классов.

Просмотров работы: 1967