ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Зырянова Е.В. 1, Мащенко М.В. 1
1ФГБОУ ВПО НТГСПА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные тенденции реформ в образовании направлены на расширение применения дистанционных технологий обучения, в том числе и на уровне среднего общего образования. Для организации дистанционного обучения в школе необходимо выбрать наиболее подходящую систему управления учебным контентом и организации дистанционного обучения. Из всех вариантов наиболее рационально использовать специализированные системы электронного образования, которые представляют собой сложный комплекс программных решений, часть которых расположена на сервере, а часть – на компьютерах обучаемых. Передача данных между сервером и обучаемым осуществляется через сеть Интернет. Сервер обычно находится в образовательном учреждении и хранит в себе всю информацию о читаемых курсах, расписание, справочные материалы, оценки учащихся и другую информацию, относящуюся к учебному процессу.

На сегодняшний день в мире существует значительное число платформ для организации электронного обучения. Изначально они появились в США, а в последнее десятилетие активно разрабатываются и внедряются в России. Пожалуй, мировым лидером среди коммерческих продуктов является американская компания Blackboard Inc. (www.blackboard.com), разработавшая одноименную платформу для электронного обучения «Blackboard». Недостатками этого продукта применительно к российским условиям является высокая стоимость, отсутствие русскоязычной версии и сервер, локализованный за пределами России.

Из числа российских коммерческих разработок можно выделить образовательный комплекс RedClass (http://www.redcenter.ru). Этот комплекс программно-аппаратных средств, учебных материалов и методик обучения разработан на русском языке и потому обладает несравненным преимуществом на российском рынке. Однако изначальная ориентированность комплекса на повышение квалификации сотрудников компаний не позволяет ему в полной мере соответствовать парадигме обучения студентов в ВУЗе, а тем более учащихся в школе.

Кроме коммерческих систем организации электронного обучения с закрытыми кодами существуют и так называемые Open Source решения. Их отличительной особенностью является то, что исходные коды этих программ открыты для пользователей и допускают любые исправления, модификацию и дополнения. Согласно лицензии, по которой распространяются эти продукты, они совершенно бесплатны и таковыми останутся. На сегодняшний день существуют несколько десятков платформ электронного обучения, построенных по принципу открытых источников. Остановим свое внимание более подробно на анализе трех наиболее популярных CMS, сравнивая их по следующим параметрам (см. табл. 1.)

Таблица 1.

Сравнение некоммерческих CMS

Возможность

Blackboard

WebCT

Moodle

Загрузка и совместное использование документов

+

+

+

Создание HTML страниц онлайн

-

+

+

Онлайн обсуждения

+

+

+

Обсуждения оценок

-

+

+

Онлайн чат

+

+

+

Кросс-рецензирование

+

-

+

Тесты/ анкетирование

+

+

+

Журнал оценок

+

+

+

Отправка документов через систему

+

+

+

Самооценка работы учащихся

-

-

+

Студенческие рабочие группы

+

+

+

Траектория обучения

+

+

+

Журналы студента

-

-

+

Встроенный глоссарий

-

-

+

Согласно этому исследованию единоличным лидером оказалась система Moodle.

Moodle является аббревиатурой словосочетания «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) и представляет собой автоматизированную, основанную на компьютерных и интернет-технологиях, систему управления обучением (СУО). Первая версия Moodle 1.0 была разработана Мартином Доугиамасом (Martin Dougiamas), преподавателем университета Пэрт (Perth), Австралия и введена в эксплуатацию в августе 2002 г.

Последней на данный момент является версия Moodle 1.9, описанию которой посвящено настоящее пособие. Несмотря на то, что система Moodle изначально была ориентирована на университетское образование, впоследствии она успешно использовалась также для организации как довузовского (школьного) образования. На сегодняшний день имеются более 47000 зарегистрированных инсталляций платформы Moodle в 201 стране мира, она переведена

на 78 языков. Около 2 миллионов преподавателей по всему миру используют Moodle для обучения более 26 миллионов школьников. Посредством этой системы сегодня преподаются около 2,5 млн. курсов с использованием почти 20 миллионов электронных ресурсов*.

Moodle, как любая другая система управления обучением (СУО), является веб-приложением, расположенным на сервере и доступ к нему осуществляется через браузер.

Рассмотрим более подробно основные возможности Moodle.

Загрузка материалов. Большинство СУО имеют средства для простой публикации материалов курса. Вместо использования HTML редактора и загрузки файлов на сервер через FTP в СУО просто используется веб-форма для сохранения материала на сервере.

По своему усмотрению преподаватель загружает на сервер планы своих курсов, заметки к лекциям, дополнительные задания для чтения, чтобы обучающиеся могли использовать их в любой удобный момент.

Онлайн тесты. Возможность размещения онлайн тестов в материалах учебного курса, позволяет получить оценку сразу, как только на вопросы будет дан ответ. Таким образом они являются эффективным средством для оперативной проверки преподавателем и студентами текущего уровня освоения материала.

Сбор и проверка заданий. Размещение и прием заданий онлайн, значительно упрощает процедуру текущего контроля – оценки отслеживаются автоматически. Кроме этого, средствами Moodle можно организовать кросс-рецензирование заданий с анонимным оцениванием работ обучающихся друг другом, что позволяет увеличить мотивацию и эффективность обучения.

Контроль успеваемости. Онлайн-вариант журнала контроля успеваемости позволяет студентам видеть свой прогресс в освоении курса. При этом доступ легко организовать так, чтобы студент видел только свои оценки и не знал об оценках сокурсников.

Форумы и чаты. Форумы и чаты предоставляют для зарегистрированных участников курса средства коммуникации за пределами учебных аудиторий. Форумы дают студентам больше времени на обдумывание и формулирование ответов, позволяя организовать более глубокие обсуждения изучаемого материала. С другой стороны, чаты позволяют организовать легкое и быстрое общение участников курса друг с другом (например, для обсуждения совместного проекта) и преподавателем, независимо от того, где они находятся. Чаты можно использовать для различных целей – от анонса курсов, изменениях в расписании, вплоть до проведения самого занятия в режиме чата.

Кроме того, важным отличием Moodle как открытой системы является огромное сообщество единомышленников, сформировавшихся вокруг него. На сегодняшний день имеются более трехсот тысяч зарегистрированных пользователей Moodle, которые постоянно обмениваются информацией, помогают друг другу, предлагают новые идеи для развития, указывают на ошибки и т.д.

Просмотров работы: 2074