РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»

Синцова А.П. 1, Мащенко М.В. 1
1ФГБОУ ВПО НТГСПА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях необходимо, чтобы человек всегда был готов к получению новых знаний и освоению новых технологий, в том числе информационных. В этой связи, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом второго поколения одной из важнейших функций школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД) учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. К основным функциям универсальных учебных действий можно отнести обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять деятельность учения (ставить цели, искать методы и средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности):

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и опыта учебной деятельности в любой предметной области [4].

Все универсальные учебные действия можно разделить на четыре блока (см. табл. 1):

Таблица 1

Виды универсальных учебных действий

Блок УУД

Характеристика

Личностные

профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, действие смысла образования, действие нравственно-этического оценивания

Познавательные

действия исследования, поиска и отбора необходимой информации,

её структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Регулятивные

действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли

В основе формирования и развития универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход, основоположником которого можно считать Г.П. Щедровицкого [1].

Он достаточно подробно рассмотрел все виды УУД и особенности их формирования, но мы остановимся подробнее на регулятивных универсальных учебных действиях, т. к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у школьников.

В целом структуру регулятивных УУД можно представить следующим образом[3]: целеполагание, предполагающее постановку задачи на основе определения входных и выходных данных, прогнозирование результатов и времени их получения; планирования, определяющего последовательность решения задач; оценку полученных результатов, включающую осознание полученных результатов и их коррекцию (см. рис. 1).

Рис. 1 Структура регулятивных универсальных учебных действий

При этом для правильного формирования регулятивных учебных действий следует обратить внимание на особенности регулятивных процессов, выделенные А. В. Карповым [2]:

  • регулятивные процессы синтетичны, т.е. они комплексны и формируются на базе синтеза других типов психических процессов: когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных;

  • регулятивные процессы метакогнитивны, и выступают связующим звеном от когнитивных процессов к исполнительским действиям;

  • каждый регулятивный процесс соотнесен с определенным этапом организации деятельности (начальный этап предполагает реализацию процесса целеобразования, затем идет процесс прогнозирования, после которого, планируется деятельность и принимаются решения с использованием самоконтроля, а завершающий этап требует максимальной включенности процессов оценки результатов и их коррекции);

  • регулятивные процессы тесно связаны с такими личностными качествами: собранность, нерешительность, спонтанность, внутренняя дисциплинированность, воля и др.

В соответствие с этим при формировании регулятивных действий необходимо учитывать, что учебный процесс должен быть направлен на активизацию различных психических процессов: эмоциональных, волевых, мотивационных и когнитивных. Кроме того в процессе обучения деятельность учащихся должна включать следующие этапы (см. рис. 2).

Будем применять показанный алгорит при обучении информатике, активно используя в учебном процессе информационные технологии. Покажем пример применения данного алгоритма при обучении содержательной линии «Информация и информационные процессы» согласно ФГОС ООО.

Рассмотрев различные варианты тематического и поурочного планирования темы, кажется целесообразным изучать данную тему «Информация и информационные процессы» в течение всего курса, так как она является системообразующей в курсе «Информатика и ИКТ». Именно от знания этой темы зависит возможность решения задач на измерение и представление информации, понимать сущность окружающих информационных процессов.

Рис. 2 Основные этапы деятельности учащихся в процессе обучения

Таким образом, на наш взгляд, на обучение содержательной линии «Информация и информационные процессы» необходимо отвести следующее количество часов в каждом из классов (см. табл. 1).

Таблица 1

Тематическое планирование по теме

«Информация и информационные процессы»

Тема

Количество часов/класс

Всего

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Информация и информационные процессы

16

2

5

3

4

2

Рассмотрим более подробно, какие универсальные учебные действия формируются на каждом из уроков (см. табл. 2)

Таблица 2

Поурочное планирование по теме «Информация и информационные процессы»

Класс

Кол-во часов

Основное содержание

Формируемые регулятивные УУД

7

2

  1. Информация и информационные процессы;

  • саморегуляция в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью;

  • основы саморегуляции эмоциональных состояний;

  1. Единицы измерения информации;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей;

  • саморегуляция в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью;

  • основы саморегуляции эмоциональных состояний;

8

5

  1. Информация, виды и свойства информации;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

  • саморегуляция в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью;

  • основы саморегуляции эмоциональных состояний;

  1. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Единицы измерения количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

  • планирование пути достижения целей;

  • установление целевых приоритетов;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принятие решения в проблемной ситуации;

  • осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  1. Решение задач на определение количества информации в Алфавитном подходе;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  1. Вероятностный (содержательный) подход к измерению количества информации);

  • планирование пути достижения целей;

  • установление целевых приоритетов;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принятие решения в проблемной ситуации;

  • осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  1. Решение задач на определение количества информации в содержательном подходе;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

9

3

  1. Информация, виды и свойства. Информационные процессы;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

  • саморегуляция в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью;

  • основы саморегуляции эмоциональных состояний;

  1. Алфавитный подход к определению количества информации. Количество информации в сообщении. Решение задач;

  • планирование пути достижения целей;

  • установление целевых приоритетов;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принятие решения в проблемной ситуации;

  • осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  1. Вероятностный (содержательный) подход к измерению количества информации). Решение задач;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • планирование пути достижения целей;

  • установление целевых приоритетов;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

10

4

  1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

  • саморегуляция в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью;

  • основы саморегуляции эмоциональных состояний;

  1. Измерение количества информации;

  • планирование пути достижения целей;

  • установление целевых приоритетов;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принятие решения в проблемной ситуации;

  • осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  1. Решение задач на определение количества информации;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • планирование пути достижения целей;

  • установление целевых приоритетов;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  1. Контрольная работа по теме;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • планирование пути достижения целей;

  • установление целевых приоритетов;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

11

2

  1. Информация, виды и свойства. Информационные процессы. Измерение количества информации;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

  • саморегуляция в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью;

основы саморегуляции эмоциональных состояний;

  1. Решение задач.

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • планирование пути достижения целей;

Представленное выше тематическое и поурочное планирование позволяют определить место каждой темы в процессе формирования регулятивных УУД, определить какого вида практические задания, вопросы и упражнения должны быть представлены в учебном материале, в зависимости от формируемых видов учебных действий.

В заключение отметим, что все большое значение в образовании придается предмету «Информатика и ИКТ», так как он ориентирован на формирование способности самостоятельно усваивать новые знания и умения, самостоятельно организовывать процесс усвоения учебного материала, умения учится.

Список использованной литературы
  1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. Н. Аксенова. СПб.: Реноме, 2012. С. 140-142.

  2. Звездина А. А. Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики [Текст] / А. А. Звездина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 157-161.

  3. Иванова И. А. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na (дата обращения: 10.11.2013).

  4. Левицкова Л. А. Изучение информатики в условиях ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: http://krivaksin.ru/?p=424 (дата обращения: 15.11.2013).

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт: Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8421 (дата обращения: 15.11.2013).

Просмотров работы: 2889