Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях необходимо, чтобы человек всегда был готов к получению новых знаний и освоению новых технологий, в том числе информационных. В этой связи, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом второго поколения одной из важнейших функций школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД) учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. К основным функциям универсальных учебных действий можно отнести обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять деятельность учения (ставить цели, искать методы и средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности):
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и опыта учебной деятельности в любой предметной области [4].
Все универсальные учебные действия можно разделить на четыре блока (см. табл. 1):
Таблица 1
Виды универсальных учебных действий
Блок УУД |
Характеристика |
Личностные |
профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, действие смысла образования, действие нравственно-этического оценивания |
Познавательные |
действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач |
Регулятивные |
действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности |
Коммуникативные |
планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли |
В основе формирования и развития универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход, основоположником которого можно считать Г.П. Щедровицкого [1].
Он достаточно подробно рассмотрел все виды УУД и особенности их формирования, но мы остановимся подробнее на регулятивных универсальных учебных действиях, т. к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у школьников.
В целом структуру регулятивных УУД можно представить следующим образом[3]: целеполагание, предполагающее постановку задачи на основе определения входных и выходных данных, прогнозирование результатов и времени их получения; планирования, определяющего последовательность решения задач; оценку полученных результатов, включающую осознание полученных результатов и их коррекцию (см. рис. 1).
Рис. 1 Структура регулятивных универсальных учебных действий
При этом для правильного формирования регулятивных учебных действий следует обратить внимание на особенности регулятивных процессов, выделенные А. В. Карповым [2]:
регулятивные процессы синтетичны, т.е. они комплексны и формируются на базе синтеза других типов психических процессов: когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных;
регулятивные процессы метакогнитивны, и выступают связующим звеном от когнитивных процессов к исполнительским действиям;
каждый регулятивный процесс соотнесен с определенным этапом организации деятельности (начальный этап предполагает реализацию процесса целеобразования, затем идет процесс прогнозирования, после которого, планируется деятельность и принимаются решения с использованием самоконтроля, а завершающий этап требует максимальной включенности процессов оценки результатов и их коррекции);
регулятивные процессы тесно связаны с такими личностными качествами: собранность, нерешительность, спонтанность, внутренняя дисциплинированность, воля и др.
В соответствие с этим при формировании регулятивных действий необходимо учитывать, что учебный процесс должен быть направлен на активизацию различных психических процессов: эмоциональных, волевых, мотивационных и когнитивных. Кроме того в процессе обучения деятельность учащихся должна включать следующие этапы (см. рис. 2).
Будем применять показанный алгорит при обучении информатике, активно используя в учебном процессе информационные технологии. Покажем пример применения данного алгоритма при обучении содержательной линии «Информация и информационные процессы» согласно ФГОС ООО.
Рассмотрев различные варианты тематического и поурочного планирования темы, кажется целесообразным изучать данную тему «Информация и информационные процессы» в течение всего курса, так как она является системообразующей в курсе «Информатика и ИКТ». Именно от знания этой темы зависит возможность решения задач на измерение и представление информации, понимать сущность окружающих информационных процессов.
Рис. 2 Основные этапы деятельности учащихся в процессе обучения
Таким образом, на наш взгляд, на обучение содержательной линии «Информация и информационные процессы» необходимо отвести следующее количество часов в каждом из классов (см. табл. 1).
Таблица 1
Тематическое планирование по теме
«Информация и информационные процессы»
Тема |
Количество часов/класс |
|||||
Всего |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
|
Информация и информационные процессы |
16 |
2 |
5 |
3 |
4 |
2 |
Рассмотрим более подробно, какие универсальные учебные действия формируются на каждом из уроков (см. табл. 2)
Таблица 2
Поурочное планирование по теме «Информация и информационные процессы»
Класс |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Формируемые регулятивные УУД |
7 |
2 |
|
|
|
|
||
8 |
5 |
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
9 |
3 |
|
|
|
|
||
|
|
||
10 |
4 |
|
|
|
адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; |
||
|
|
||
|
|
||
11 |
2 |
|
основы саморегуляции эмоциональных состояний; |
|
|
Представленное выше тематическое и поурочное планирование позволяют определить место каждой темы в процессе формирования регулятивных УУД, определить какого вида практические задания, вопросы и упражнения должны быть представлены в учебном материале, в зависимости от формируемых видов учебных действий.
В заключение отметим, что все большое значение в образовании придается предмету «Информатика и ИКТ», так как он ориентирован на формирование способности самостоятельно усваивать новые знания и умения, самостоятельно организовывать процесс усвоения учебного материала, умения учится.
Список использованной литературыАксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. Н. Аксенова. СПб.: Реноме, 2012. С. 140-142.
Звездина А. А. Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики [Текст] / А. А. Звездина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 157-161.
Иванова И. А. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na (дата обращения: 10.11.2013).
Левицкова Л. А. Изучение информатики в условиях ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: http://krivaksin.ru/?p=424 (дата обращения: 15.11.2013).
Федеральный государственный образовательный стандарт: Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8421 (дата обращения: 15.11.2013).