КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Котомцева А.И. 1, Мащенко М.В. 2
1ФГБОУ НТГСПА
2ФГБОУ ВПО НТГСПА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменение образовательной парадигмы в нашей стране идет на фоне модернизации российского образования, главной задачей которой является повышение качества образования.Под качеством образованиябудем понимать осознанное овладение учеником основами человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.Теоретическое осмысление данной проблемы в контексте модернизации образования вызвало необходимость рассмотрения сущностной характеристики нового ФГОС ООО.

В ФГОС четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.), метапредметным (умение учиться), предметным умениям.

Индикаторами метапредметных образовательных результатов являются универсальные учебные действия, которые представляют собой способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [9].

Понятия «универсальные учебные действия» многогранно, поэтому необходимо его дальнейшее глубокое изучение, так как отсутствие единства взглядов на определение данного термина сказывается на возникновении определенных сложностей в практической деятельности. Для обеспечения единства понимания понятия «универсальные учебные действия» остановимся на требованиях, приведенных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования[8] (см. табл. 1).

Таблица 1

Виды универсальных учебных действий

УУД

Этапы освоения УУД

Регулятивные

  1. Принимать и сохранять учебную задачу

  2. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

  3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

  4. Адекватно воспринимать оценку учителя

  5. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Информационные

  1. Осуществлять поиск необходимой информации

  2. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

  3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

  4. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач

  5. Выделять существенную информацию из текстов разных видов

Познавательные

  1. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  2. Проводить сравнение по заданным критериям

  3. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

  4. Обобщать

  5. Устанавливать аналогии

Коммуникативные

  1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения

  2. Учитывать разные точки зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  3. Использовать речь для регуляции своего действия

  4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  5. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Остановимся более подробно на коммуникативных учебных действиях. Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных умений: договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. Задача педагога сформировать у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.

Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.

Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели [1, с. 112].

Рассмотрим коммуникативные действия по А. Г. Асмолову (табл. 2).

Таблица 2

Коммуникативные действия по А. Г. Асмолову

Коммуникативные действия

Содержание коммуникативных действий

Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией

умения слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать

Умение работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы

умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий

Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества

уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие; готовность адекватно реагировать на нужды других (напр., эмоциональная поддержка партнёров в процессе достижения общей цели совместной деятельности); стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии

Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности

использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) в предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий[2, с. 132]

Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, т.к. общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности.

В контексте школьного обучения представляется продуктивным рассматривать коммуникативное развитие с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи [1, с. 241].

Коммуникативные речевые задачи.Коммуникативная задача имеет цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт или результат. К основным группам задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение.

Диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Готовность и способность к диалогу считаются высшим уровнем развития коммуникативной компетентности.

Организация совместной деятельности школьников на уроке включает в себя работу учеников в группе, дискуссию как форму учебного сотрудничества, а также игровую деятельность. Совместное планирование деятельности учителем и учащимися включает в себя проектные формы деятельности.

Коммуникативные УУД относятся к важным результатам обучения, играют значимую роль в социализации учащихся, формировании у них умения строить и вести диалог. Коммуникативные УУД необходимо развивать в подростковом возрасте, создавая для этого специальные ситуации и условия для решения речевых задач, организуя процесс обучения на основе диалогического подхода.

Рассмотрим возможности, предоставляемые различными телекоммуникациями, способствующие развитию коммуникативной компетенции.

Электронная почта – технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети [3, с.46].

Чат – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или близкая к этому [3, с.170].

Веб-форум – класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем [3, с. 46].

Телеконференции – это процесс использования электронных каналов связи для организации общения между двумя и более группами участников. В процессе телеконференции передается звук, изображение или компьютерные данные [2, с. 148]. Сообщение, посылаемое в телеконференцию, становится доступно всем ее участникам, тем самым, процесс напоминает общение за круглым столом. У каждой конференции есть координатор, который следит за тем, чтобы не нарушалась тематика конференции, этикет и т.п.

Телеконференции – это общий термин, относящийся к различным технологиям, включая аудиоконференции и видеоконференции.

Аудиоконференции – это разновидность телеконференций, при которых происходит голосовая коммуникация участников конференции [3, с.48]. Аудиоконференции можно организовать как на цифровых, так и на аналоговых линиях связи.

Видеоконференция – это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами [3, с.48]. Ее участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать. Подобная система способна значительно повысить продуктивность работы обучаемых, обеспечивая им такие возможности, как личное общение с преподавателем без затрат на переезды, своевременный обмен необходимой информацией и совместная работа над какой-либо задачей удаленных друг от друга участников учебного процесса.

Блог – сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке. Блоги позволяют вести коллективные дневники, организуя сообщества по интересам [1, с.223].

Совместный поиск информации. Пользователи взаимодействуют между собой до, во время и после поиска информации [2, с. 22].

Совместное хранение закладок. Это продолжение и логическое развитие идеи закладок в «Избранном» браузера. В отличие от таких закладок, социальные закладки хранятся не на компьютере пользователя, а на сервере в Интернете. Преимущества такого похода: доступ к своей коллекции «Избранного» с любого компьютера, подключенного к Интернету; возможность поделиться своими закладками с другими пользователями; закладки можно систематизировать с помощью категорий или меток [2, с. 22].

Совместное хранение медиафайлов. Фотохостинг. Существуют сайты, позволяющие публиковать любые изображения (напр., цифровые фотографии) в Интернете. Фотохостинги служат для размещения, хранения и показа изображений другим пользователям. Это удобное средство демонстрации фотографий. При размещении на фотохостинге каждому фото присваивается уникальный адрес. Автор снимка может легко поделиться гиперссылкой, ведущей на фотографию, с любым человеком, имеющим доступ к Интернету, а также разместить её на своем сайте. Видеохостинг. Сайт, позволяющий загружать и просматривать видео в браузере через специальный Flash-плеер [2, с. 22].

Создание и редактирование документов. Онлайн-офис может быть доступен с любого компьютера, у которого есть доступ к Интернету, независимо от того, какую операционную систему он использует. Это позволяет людям работать вместе по всему миру и в любое время. Можно совместно создавать или взаимно редактировать самые разные документы: презентации;текстовые документы;блоги [2, с. 23].

ВикиВики– сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейший и известнейший вики-сайт — Википедия. Вики характеризуется следующими признаками:

  • возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта) без применения особых приспособлений на стороне редактора;

  • особый язык разметки — так называемая вики-разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки, форматировать и оформлять отдельные элементы;

  • учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних;

  • проявление изменений сразу после их внесения;

  • множество авторов: вики могут править все посетители сайта [2, с. 23].

Диаграмма связей. Это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений [2, с. 24].

Социальные сети – сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и др.), по которой страницу пользователя смогут найти другие участники сети. Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей» и «групп». Социальные сети предназначены для выстраивания онлайн-сообществ людей, объединенных какой-либо деятельностью (интересами) и заинтересованных в ее распространении [2, с. 24].

Мэшапы– это веб-приложения, объединяющие данные из нескольких источников в один интегрированный инструмент (географические; фотографические) [2, с. 25].

Общение в 3D. Использование 3D технологий при обучении дает возможность преподавателю наглядно продемонстрировать некоторые процессы, которые сложно воспроизвести в условиях класса, но данная технология еще мало распространена [2, с. 25].

Инфы. Сервис iii.ru – это интернет-сервис, пользователи которого могут создавать своих виртуальных персонажей, а также экспортировать их на другие онлайновые ресурсы [3].

Whiteboard(белая доска). Это электронный аналог школьной доски, который используют для совместной работы. Она позволяет преподавателям и обучающимся коллективно использовать область экрана, где можно статично размещать и динамично изменять учебные материалы в разных форматах представления. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из субъектов образовательного процесса [5, с. 323].

Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске параллельно с другими, а именно: добавлять свои комментарии к информации на доске, добавлять и корректировать схемы и рисунки и т. д., наглядно представлять удаленным слушателям свою точку зрения. Технология whiteboarding – дидактически обоснованное средство для организации различных видов групповой работы. Этот тип взаимодействия часто включается в программное обеспечение для проведения видеоконференций.

Breakoutrooms(виртуальные комнаты). Используются для организации работы в малых группах с материалами, представленными в текстовом и видеоформатах. Достаточно часто они включают в себя другие технологии совместной работы – whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями и т. д. Преподаватель может использовать комнаты для работы в малых группах. Каждую малую группу он помещает в отдельную Breakoutroom для выполнения индивидуального задания с использованием конкретной индивидуальной технологии. Преподаватель может наблюдать и моделировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться для проведения общей сессии, представить и обсудить результаты своей групповой работы [5, с. 323].

Совместная работа с приложениями – инструмент для организации интерактивного обучения. Это средство позволяет преподавателю или другому пользователю с соответствующими правами начать демонстрацию содержания (полностью или частично) экрана своего компьютера всем остальным обучаемым. В некоторых случаях преподаватель может передать управление своим компьютером обучаемому или показать определенные действия обучаемому на его компьютере, сопровождая их комментарием [5, с. 324].

Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения участников обучения по той или иной теме. Технология позволяет быстро создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в различных синхронных электронных средствах обучения [5, с. 323].

Совместная работа с документами – единовременная совместная работа над документами online сразу нескольких членов команды или рабочей группы [5, с. 348].

Вебинары – участник onlineвебинара слушает спикера в режиме реального времени и может задать ему вопрос через чат. Существует возможность просмотреть или скачать запись прошедшего вебинара. Вебинары именно этим и удобны, так как после их живого проведения имеется копия, которую можно и далее применять в учебном процессе. В учебном процессе вебинары удобны для организации объяснения учебного материала, демонстрации проведения опытов и проведения консультаций [15, с. 350].

Обучение с использованием ресурсов Интернета приводит к следующим изменениям в деятельности учителей и учащихс[14]я:

  1. Роль учителя становится менее авторитарной;

  2. Учителя вынуждены творчески подходить к учебному процессу и экспериментировать с традиционными учебными планами;

  3. Увеличивается доля свободного времени учителя, что освобождает его от рутинных операций и позволяет сосредоточиться на помощи ученикам;

  4. Развивается процесс взаимопомощи учеников в учебной группе, учителей и учеников;

  5. Учащиеся используют разнообразные внешкольные информационные ресурсы для выполнения домашних заданий, при этом традиционные источники информации используются учащимися на более качественном уровне;

  6. Увеличивается доля самостоятельной работы, выполняемой учащимися, что способствует развитию учебных навыков, умения планировать и организовывать свою работу;

  7. Учащиеся уделяют больше внимания процессу созидания, у них возникает интерес к решению проблемных ситуаций.

Как показывает анализ опыта внедрения телекоммуникационных технологий в школе, отдельные учащиеся с большой неохотой работают в Интернете, не желают выносить результаты своего труда на всеобщее обозрение. При этом их нежелание далеко не всегда объясняется низким уровнем работы; иногда причина кроется в неуверенности в собственных силах и заниженной самооценке. В качестве варианта решения можно предложить вместо открытых комментариев, более закрытые – использование электронной почты, анонимность и использование ников. С точки зрения развития личности учащегося и его готовности к жизни в информационном обществе необходимо преодолевать психологический барьер старого стереотипа. В ряде случаев доступ к технологии можно предоставить с ограничением, например, только для данной группы пользователей.

Список использованной литературы
  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

  2. Использование интернет–технологий в современном образовательном процессе [Текст] СПб: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2008. 104 с.

  3. Наносемантика [Электронный ресурс]. URL: http://www.nanosemantics.ru/ (дата обращения 15.10.13).

  4. Роберт В. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие [Текст] / В. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. М.: Дрофа, 2008. 312 с.

  5. Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся [Текст] / Г. С. Сухобская, Ю. Н. Кулюткин. М., 1971. 132 с.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт: Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации – Глоссарий – М-П – Метапредметные результаты образовательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824 (дата обращения: 10.04.13).

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт: Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации – Глоссарий – У-Х – Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313 (дата обращения: 10.04.13).

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт: Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации: Среднее (полное) общее образование [Текст] М.: Просвещение, 2013. 42 с.

  9. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения: 2.04.13).

Просмотров работы: 16368