ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Железнова Ю.Г. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, глубоко затронули не только социально–экономическую, но и воспитательную, духовно–нравственную сферу жизни общества.

В связи с введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) наряду с умственным, физическим и трудовым воспитанием, особое внимание стало уделяться нравственному, от которого во многом зависят и другие компоненты воспитания и которое предполагает духовное становление и развитие личности человека и его ценностных ориентаций. Так, в связи со вступлением в силу ФГОС НОО актуализировались сфера духовно–нравственного воспитания личности, вопросы формирования нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения.

В качестве ключевой задачи современной государственной политики Российской Федерации в Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования принимается обеспечение духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.

Проблемы нравственного развития личности находят отражение в работах И.Ф. Харламова, И.С. Марьенко, Б.М. Бим–Бада, Е.Г. Беляковой, Т.В. Ермоловой, Ф.И. Иващенко, Н.А. Корниенко, Д.А. Леонтьева, В.И. Слободчикова, Т.В. Цырлиной и других.

Проблемам формирования нравственных ценностных ориентаций уделяли большое внимание такие отечественные педагоги как Л.И. Гриценко, Н.Е. Щуркова, C.В. Кульневич, Н.В. Аникеев, М.В. Куранова, Т.Ю. Сычева, В.Т. Чепиков и другие.

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно–урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность представлена следующими направлениями развития личности: 1) спортивно–оздоровительным; 2) духовно–нравственным; 3) социальным; 4) общеинтеллектуальным; 5) общекультурным.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

1) приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);

2) получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к реальности;

3) получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

В школе №8 г. Шуи внеурочная деятельность в соответствии с положениями ФГОС НОО осуществляется через проведение различных кружковых занятий, экскурсий, секций и т.п. педагогами школы и педагогами учреждений дополнительного образования.

Она представлена несколькими направлениями развития личности. В данном случае нас интересует конкретно духовно–нравственное направление, без которого, однако, не обходятся и другие, так как ценностно–ориентационная деятельность в той или иной степени пронизывает все виды деятельности. К примеру, реализация спортивно–оздоровительного направления внеурочной деятельности через секции, соревнования, спортивные кружки способствует формированию товарищеской взаимопомощи, взаимовыручки, умению радоваться за других в случае победы и не огорчаться при поражении (целесообразно использование девиза «главное не победа, а участие»).

Так, возвращаясь к духовно–нравственному направлению внеурочной деятельности, следует отметить, что его реализация предполагает формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников, включающих не только знания (разум) учащихся о добре и зле, о хорошем и плохом, но и затрагивающих их чувства и эмоции, отражающих поведение (мотив) и отношение к окружающим, себе самому, к семье, Родине и т.д.

Внеурочная деятельность в школе по данному направлению осуществляется через следующие кружковые занятия:

1. «Умелые руки», где учащиеся выполняют творческие работы из цветной бумаги, картона. Работы выполняются на различную тематику: открытки мамам и бабушкам к 8 марта, ветеранам ко дню победы и т.п., что создает благоприятные условия для формирования патриотических чувств, уважения к старшим, ценностного отношения к семье.

2. «Лепка», где учащиеся работают с пластилином и глиной, что кроме эстетического развития способствует развитию мелкой моторики рук и оказывает оздоровительное воздействие. В школе есть музей, где творческие работы учащихся представлены на выставке. Это, на наш взгляд, содействует развитию бережного отношения к окружающим к предметам, ответственности за свою работу.

3. «Бисероплетение», где учащиеся создают своими руками различные предметы из бисера: игрушки, украшения, цветы. Такие поделки дети охотно дарят своим близким и друзьям, поэтому данная работа способствует развитию доброжелательности, дружелюбия.

4. «Изостудия», где учащиеся учатся не только основам изобразительного искусства, но и получают эстетическое наслаждение, получают представление о красоте.

5. «Музыкальный кружок», где дети учатся основам хорового пения, разучивают народные детские песни, что благоприятно для развития патриотических чувств, чувства товарищества и взаимоуважения.

Таким образом, все перечисленные направления внеурочной деятельности в данной школе, как мы считаем, кроме развития эстетического вкуса учащихся, способствуют формированию нравственных ценностных ориентаций: развитию умения видеть и создавать прекрасное, формированию патриотических чувств, отзывчивости, доброжелательности, взаимопомощи, ответственности, бережного отношения к окружающим предметам и т.д.

Список литератураы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М–во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

Просмотров работы: 3558