МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНИКОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИНФОРМАТИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНИКОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИНФОРМАТИКИ

Егорова Л.Е. 1, Левашов Е.Ю. 1
1НТГСПА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в обществе достаточно остро стоит проблема социализации учащихся в связи с доступностью отрицательных сторон жизни человека и проникновением неблагоприятных факторов в повседневную жизнь ребенка. Это приводит к росту детской преступности, подростковой наркомании, компьютерной зависимости, «виртуальной» агрессии у детей и отсутствию системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться и др.). Особую актуальность данная проблема приобретает по отношению к учащимся основной школы, что связано с особенностями их психологического развития в подростковом периоде.

В связи с этим перед учителем, в том числе и перед учителем информатики, стоит задача формирования у учащихся системы ценностных ориентаций, положительного отношения к учению, осознания своих трудностей и стремления к их преодолению. Для решения указанных задач учитель должен проектировать образовательный процесс с учетом особенностей каждого ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, включать в пространство субъектов образовательного процесса родителей, социального педагога, психолога, социальных партнеров (комиссия по делам несовершеннолетних, управление образованием, социальные работники и др.).

Негативные социально-экономические преобразования в России за последние десятилетия, влекут за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада и нравственно-ценностных ориентаций, ослабление воспитательных возможностей семьи. Что, в свою очередь, ведет к росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Растет число детей из семей, находящихся в социально опасном положении, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала, пьянство, наркомания, аморальный образ жизни, отказ от содержания и воспитания детей – вот не полный перечень причин, по которым учащийся может относиться к группе детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Ребенка относят к группе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том случае, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые он не может преодолеть самостоятельно, и если ребёнок испытывает в результате этого недостаток или отсутствие определенных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для его выживания и развития. [2].

Для работы с такими учениками учитель, в том числе и учитель информатики, должен придерживаться определенных рекомендаций к использованию воспитательных средств своего предмета, что способствовало бы их социальной адаптации, развитию уверенности в себе, коммуникативных умений при общении со сверстниками, учителями, родителями, а также повышению мотивации к учению.

Анализ научно-педагогической литературы по методике обучения информатике позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время недостаточно разработаны методические рекомендации по работе с такими детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

Можно предположить, что при работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, главную роль в педагогической деятельности учителя информатики занимает должна занимать реализация воспитательной функции учебного предмета, которая зачастую реализуется не полностью в связи с технической направленностью предмета. На уроках информатики деятельность учителя направлена на реализацию следующих воспитательных целей:

– формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией: умение грамотно пользоваться источниками информации, оценить достоверность информации, соотнести информацию и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность и т.д.;

– подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности, т.е. к разным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий, а так же телекоммуникационных технологий как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования;

– формирование основ научного мировоззрения: формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки (веществе, энергии, информации), на основе которых строится современная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы. Ведущей ролью мировоззрения является воспитательная функция, которая реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально–волевых качеств и эстетического отношения к действительности.

Таким образом, эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни, которые у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обычно недостаточно развиты.

Курс «Информатика и ИКТ» выполняет и другую важную роль – формирование мотивации – составной части воспитания у школьников отношения к учению как к делу общественно важному. Кроме того можно отметить, что воспитательное воздействие направлено на формирование информационной культуры, поведенческих и личностных характеристик ученика. В комплексном воспитательном процессе рассматриваемого курса можно выделить следующие направления: эстетическое и нравственное воспитание, которое включает этическое и правовое воспитание.

Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. Нравственное воспитание в курсе информатики средней школы включает прежде всего направления этического и правового воспитания.

В структуру воспитательных дел этической направленности в курсе информатики мы включаем следующие сведения:

– сетевой этикет, т.е. установленный порядок, правила общения, умение вести диалог, умение общаться, деликатность в словах вежливость, предупредительность;

– этика коллективного использования информации, программного обеспечения кабинета информатики;

– правила поведения в кабинете информатики, а именно нравственного поведения и этические нормы;

– нравственное отношение к труду.

Формирование представленных выше компонентов этического поведения основывается на развитие у учащихся умений заботиться о других, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми и т.п. Также необходимо искоренить отрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других и т.д.

Правовое воспитание в курсе информатики включает в себя передачу учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области защиты информации и использования компьютера.

Реализация правовых аспектов воспитания на уроках информатики осуществляется по средствам рассмотрения таких вопросов, как:

– право на интеллектуальную собственность;

– право на личную тайну, запрет несанкционированного доступа информации;

– право на свободу слова.

Таким образом, правовое воспитание освещает вопросы основ информационных прав и информационной безопасности личности.

Эстетическое воспитание– это базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у школьников. Задачи эстетического воспитания можно условно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.

В курсе информатики реализуются следующие задачи эстетического воспитания:

– развитие эстетического восприятия окружающего мира;

– развитие эстетических чувств, эмоций, развитие воображения;

– эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объектов природы;

– индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;

– формирование механизма эстетического самообразования;

– формирование эстетических отношений, восприятия, чувства, вкуса.

Их решение происходит с помощью компьютерных технологий. Понятие информационной культуры включает в себя множество видов работы с самой разнообразной информацией, среди которой важное место занимает грамотное и красивое оформление предоставленного материала. На уроках информатики существует возможность эстетически правильно и красиво выполнить оформление дизайна программы, интерфейса, кабинета, а так же возможность эстетически грамотно реализовать решение при составлении программы.

Таким образом, полноценная реализация учителем информатики всех воспитательных функций предмета способствует социальной адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мир словарей [Электронный ресурс] URL: http://mirslovarei.com/content_yur/deti-naxodjashhiesja-v-trudnoj-zhiznennoj-situacii-24749.html (дата обращения 16.01.2014)

2. Леднев В. С., Луканкин Г. Л.. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. – 2000. – №2. – С.112-114.

Просмотров работы: 2006