Как отмечают М.И.Семенов (1979-1983), Е.П.Ильин (1987, 1989), А.А.Нестеров (1989,1994), В.И.Лях (1990, 1992), В.К.Бальсевич, (1996) и др., в основу принципов реорганизации работы по физической культуре должны быть положены идеи развития личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-тренировочного процесса на основе применения современных педагогических, психологических и физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности.
Несмотря на очевидную научно – практическую значимость, эта проблема в настоящее время ещё недостаточно изучена и требует дальнейшего углублённого изучения. Поэтому исследования в этом направлении являются, актуальными .
Цель исследования - оценить физическую подготовленность школьников младших классов.
Задачи исследования:
Определить показатели физического развития детей.
Выявить динамику изменения результатов физической подготовленности у школьников.
Сравнить полученные результаты согласно возрастным особенностям развития младших школьников.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной средней школы № 3 г. Мирный среди учащихся младших классов. Исследование проходило в два этапа:1 этап - в апреле 2012 года;2 этап - в апреле 2013 года.
В эксперименте принимали участие 24 человека (12 девочек и 12 мальчиков) в возрасте 9-10 лет. На первом этапе у школьников 3 класса было проведено тестирование с использованием контрольных упражнений в форме соревновательной деятельности. Затем повторное тестирование было проведено с интервалом через один год. Для объективности исследования, были соблюдены идентификация и сроки тестирования. Анализ результатов физического развития школьников проходил с помощью изучения личных медицинских карт. По итогам результатов был определен уровень физического развития младших школьников по таблицам соответствующим развитию детей Севера (по Т.В. Волокитиной, Н.И. Никитинской, 1992). В процессе работы было проведено тестирование, сроки, проведения которых соответствуют концу учебного года в школе. Тестирование проходило в условиях спортивного зала и стадиона школы.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что начальный уровень физического развития учащихся, соответствует среднему, а именно 4 зоне физического развития.Медицинские карты учащихся, беседы с врачом школы, позволили составить представление о состоянии здоровья обучающихся. Выяснилось, что из 24 человек, только 19,8% (5 чел.) школьников имеют основную группу здоровья, 79,2% (19) - 2 группу.
Сопоставляя средние результаты показателей физического развития мальчиков, следует отметить тенденцию увеличения всех трех показателей, при недостоверном уровне значимости массы тела и окружности грудной клетки. Как показывают исследования [24] и практический опыт, у мальчиков в этом возрасте величина массы тела и окружности грудной клетки увеличиваются в небольших объемах, а так же оправдывает небольшой промежуток времени между срезами (табл. 1).
Таблица 1-Результаты физического развития мальчиков
№№ |
Показатели физического развития |
9 лет |
10 лет |
t |
|
1 |
Длина тела |
135,83±1,69 |
141,2±1,43 |
3,35 |
1% |
2 |
Масса тела |
32,04±1,8 |
35,2±2,0 |
1,61 |
- |
3 |
Окружность грудной клетки |
69,91±2,08 |
72,08±2,09 |
1,06 |
- |
При оценке средних результатов роста у девочек этого же возраста выявилась также направленность увеличения этого показателя, при недостоверном уровне значимости массы тела и достоверном уровне значимости показателей длины тела и окружности грудной клетки (табл. 2).
Таблица 2-Оценка физического развития девочек
№№ |
Показатели физического развития |
9 лет |
10 лет |
t |
|
1 |
Длина тела |
137,29±1,7 |
144,33±1,7 |
3,91 |
1% |
2 |
Масса тела |
34,05±2,3 |
37,25±1,9 |
1,54 |
- |
3 |
Окружность гр.клетки |
71,1±2,3 |
76,16±1,4 |
2,6 |
1% |
При сравнении средних результатов веса, наблюдается одинаковая направленность увеличения этого показателя в виду естественного прироста детей 9 и 10 летнего возраста, как у мальчиков, так и у девочек. Следует отметить, что в этом возрасте девочки по длине тела и окружности грудной клетки (ОГК) опережают мальчиков, что подтверждают данные литературных источников (Волокитина Т.В., Никитинская Н.И., 1992).
Полученные результаты были сравнены с табличными оценками по зонам развития. Было выявлено, что мальчики и девочки в возрасте 9 лет соответствуют 5-6 зоне развития по массе и длине тела и ОГК, а в возрасте 10 лет – мальчики 4 зоне развития, а девочки – 5-6 зоне развития.
При анализе результатов тестирования по каждому виду контрольных упражнений можно видеть, что уровень физической подготовленности, как девочек, так и мальчиков, возрастает. По каждому виду испытаний рост достижений имеет свои особенности.
При оценке скоростных и координационных способностей у мальчиков наблюдаются сдвиги результатов в положительную сторону, при недостоверном уровне значимости.
Рис.1 Результаты мальчиков в беге на 30 м Рис.3 Оценка скоростной подготовленности младших девочек |
Рис.2. Динамика результатов мальчиков в челночном беге 3х10 м Рис.4.Показатели координационной подготовленности девочек 9 и 10 лет |
Результаты девочек показывают о незначительном увеличении показателей скоростной и координационной подготовленности, что позволяет выявить половые особенности и закономерности исследуемых (рис.3 и 4).
Результат прыжка в длину с места, характеризующий скоростно-силовую подготовленность детей показал средний уровень развития этого качества, как у мальчиков, так и у девочек (рис. 5).
Рис. 5. Результаты прыжка в длину с места младших школьников 9 и 10 лет
Полученные данные позволяют сделать практические выводы, связанные с недостаточным развитием этого качества в данных возрастных группах и, следовательно, необходимостью увеличения количества упражнений по прыжкам в длину на уроках физической культуры.
Таким образом, физическая подготовленность младших школьников, как мальчиков, так и девочек характеризуется средним уровнем.
По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы: 1.Выявлено, что уровень физического развития у школьников в 9 и в 10 лет соответствует средним и выше среднего показателям; материалы обследования физического развития создали представление о состоянии здоровья обучающихся. Выяснилось, что из 24 человек, только 19,8% школьников имеют основную группу здоровья, 79,2% - 2 группу. 2.Оценка физической подготовленности младших школьников соответствует среднему уровню, как у мальчиков, так и у девочек в обоих срезах. 3.Полученные результаты констатируют особенность возрастного развития, а именно, в возрасте 10 лет у девочек отмечается значительное повышение результатов физического развития, скоростных и координационных способностей, при незначительном замедлении их у мальчиков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гневашева Т.В. Состояние здоровья детей и основные направления деятельности органов и учреждений здравоохранения Архангельской области. – Архангельск, 1997.
Учебно-методические рекомендации по теме «Физическое развитие и физическое воспитание детей». Сост. – Волокитина Т.., Никитинская Н.И., Архангельск, 1992.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.:Изд.центр «Академия», 2000.