ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Лазарев С.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, институт физической культуры спорта и здоровья, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Физическая подготовка школьников, как и физическое развитие, подчиняется общим биологическим закономерностям возраста, пола и во многом зависит от природных данных и состояния здоровья. Показатели физической подготовленности школьников, особенно результаты выполнения физических упражнений, в большей мере отражают влияние процесса физического воспитания по сравнению с показателями физического развития. Таким образом важен постоянный учет и изучение результатов физической подготовленностишкольников, на основекоторых можно судить об эффективности учебного процесса по физическому воспитанию.

Как отмечают М.И.Семенов (1979-1983), Е.П.Ильин (1987, 1989), А.А.Нестеров (1989,1994), В.И.Лях (1990, 1992), В.К.Бальсевич, (1996) и др., в основу принципов реорганизации работы по физической культуре должны быть положены идеи развития личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-тренировочного процесса на основе применения современных педагогических, психологических и физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности.

Несмотря на очевидную научно – практическую значимость, эта проблема в настоящее время ещё недостаточно изучена и требует дальнейшего углублённого изучения. Поэтому исследования в этом направлении являются, актуальными .

Цель исследования - оценить физическую подготовленность школьников младших классов.

Задачи исследования:

  1. Определить показатели физического развития детей.

  2. Выявить динамику изменения результатов физической подготовленности у школьников.

  3. Сравнить полученные результаты согласно возрастным особенностям развития младших школьников.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной средней школы № 3 г. Мирный среди учащихся младших классов. Исследование проходило в два этапа:1 этап - в апреле 2012 года;2 этап - в апреле 2013 года.

В эксперименте принимали участие 24 человека (12 девочек и 12 мальчиков) в возрасте 9-10 лет. На первом этапе у школьников 3 класса было проведено тестирование с использованием контрольных упражнений в форме соревновательной деятельности. Затем повторное тестирование было проведено с интервалом через один год. Для объективности исследования, были соблюдены идентификация и сроки тестирования. Анализ результатов физического развития школьников проходил с помощью изучения личных медицинских карт. По итогам результатов был определен уровень физического развития младших школьников по таблицам соответствующим развитию детей Севера (по Т.В. Волокитиной, Н.И. Никитинской, 1992). В процессе работы было проведено тестирование, сроки, проведения которых соответствуют концу учебного года в школе. Тестирование проходило в условиях спортивного зала и стадиона школы.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что начальный уровень физического развития учащихся, соответствует среднему, а именно 4 зоне физического развития.Медицинские карты учащихся, беседы с врачом школы, позволили составить представление о состоянии здоровья обучающихся. Выяснилось, что из 24 человек, только 19,8% (5 чел.) школьников имеют основную группу здоровья, 79,2% (19) - 2 группу.

Сопоставляя средние результаты показателей физического развития мальчиков, следует отметить тенденцию увеличения всех трех показателей, при недостоверном уровне значимости массы тела и окружности грудной клетки. Как показывают исследования [24] и практический опыт, у мальчиков в этом возрасте величина массы тела и окружности грудной клетки увеличиваются в небольших объемах, а так же оправдывает небольшой промежуток времени между срезами (табл. 1).

Таблица 1-Результаты физического развития мальчиков

№№

Показатели физического развития

9 лет

10 лет

t

 

1

Длина тела

135,83±1,69

141,2±1,43

3,35

1%

2

Масса тела

32,04±1,8

35,2±2,0

1,61

-

3

Окружность грудной клетки

69,91±2,08

72,08±2,09

1,06

-

При оценке средних результатов роста у девочек этого же возраста выявилась также направленность увеличения этого показателя, при недостоверном уровне значимости массы тела и достоверном уровне значимости показателей длины тела и окружности грудной клетки (табл. 2).

Таблица 2-Оценка физического развития девочек

№№

Показатели физического развития

9 лет

10 лет

t

 

1

Длина тела

137,29±1,7

144,33±1,7

3,91

1%

2

Масса тела

34,05±2,3

37,25±1,9

1,54

-

3

Окружность гр.клетки

71,1±2,3

76,16±1,4

2,6

1%

При сравнении средних результатов веса, наблюдается одинаковая направленность увеличения этого показателя в виду естественного прироста детей 9 и 10 летнего возраста, как у мальчиков, так и у девочек. Следует отметить, что в этом возрасте девочки по длине тела и окружности грудной клетки (ОГК) опережают мальчиков, что подтверждают данные литературных источников (Волокитина Т.В., Никитинская Н.И., 1992).

Полученные результаты были сравнены с табличными оценками по зонам развития. Было выявлено, что мальчики и девочки в возрасте 9 лет соответствуют 5-6 зоне развития по массе и длине тела и ОГК, а в возрасте 10 лет – мальчики 4 зоне развития, а девочки – 5-6 зоне развития.

При анализе результатов тестирования по каждому виду контрольных упражнений можно видеть, что уровень физической подготовленности, как девочек, так и мальчиков, возрастает. По каждому виду испытаний рост достижений имеет свои особенности.

При оценке скоростных и координационных способностей у мальчиков наблюдаются сдвиги результатов в положительную сторону, при недостоверном уровне значимости.

Рис.1 Результаты мальчиков в беге на 30 м

Рис.3 Оценка скоростной подготовленности младших девочек

Рис.2. Динамика результатов мальчиков в челночном беге 3х10 м

Рис.4.Показатели координационной

подготовленности девочек 9 и 10 лет

Результаты девочек показывают о незначительном увеличении показателей скоростной и координационной подготовленности, что позволяет выявить половые особенности и закономерности исследуемых (рис.3 и 4).

Результат прыжка в длину с места, характеризующий скоростно-силовую подготовленность детей показал средний уровень развития этого качества, как у мальчиков, так и у девочек (рис. 5).

Рис. 5. Результаты прыжка в длину с места младших школьников 9 и 10 лет

Полученные данные позволяют сделать практические выводы, связанные с недостаточным развитием этого качества в данных возрастных группах и, следовательно, необходимостью увеличения количества упражнений по прыжкам в длину на уроках физической культуры.

Таким образом, физическая подготовленность младших школьников, как мальчиков, так и девочек характеризуется средним уровнем.

По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы: 1.Выявлено, что уровень физического развития у школьников в 9 и в 10 лет соответствует средним и выше среднего показателям; материалы обследования физического развития создали представление о состоянии здоровья обучающихся. Выяснилось, что из 24 человек, только 19,8% школьников имеют основную группу здоровья, 79,2% - 2 группу. 2.Оценка физической подготовленности младших школьников соответствует среднему уровню, как у мальчиков, так и у девочек в обоих срезах. 3.Полученные результаты констатируют особенность возрастного развития, а именно, в возрасте 10 лет у девочек отмечается значительное повышение результатов физического развития, скоростных и координационных способностей, при незначительном замедлении их у мальчиков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гневашева Т.В. Состояние здоровья детей и основные направления деятельности органов и учреждений здравоохранения Архангельской области. – Архангельск, 1997.

  2. Учебно-методические рекомендации по теме «Физическое развитие и физическое воспитание детей». Сост. – Волокитина Т.., Никитинская Н.И., Архангельск, 1992.

  3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.:Изд.центр «Академия», 2000.

Просмотров работы: 9266