В системе физического воспитания лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Занятия лыжами доступны всем, так как во время прогулок или учебно-тренировочной работы на лыжах физическая нагрузка может легко дозироваться в зависимости от возраста, пола, подготовленности и состояния здоровья занимающихся. Лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания (там, где это позволяют климатические условия) в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях и в Вооруженных Силах. Она проводится на основе государственных программ. Основная задача лыжной подготовки - обучение детей, подростков юношей и взрослых людей технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов. Кроме того, в процессе лыжной подготовки приобретаются первоначальные знания по гигиене лыжного спорта основам техники передвижения на лыжах, методам подготовки к соревнованиям.
В сельской местности урокам лыжной подготовки уделяется большое внимание. Благодаря этому виду спорта детское и взрослое население улучшают свои физические способности, укрепляют иммунитет и ведут здоровый образ жизни, так как занятия спортом, особенно на улице, с точки зрения экологии, лучше благоприятствуют для организма человека. Изучение влияния уроков по лыжам на физическую подготовленность сельских школьников является актуальным.
Цель исследования - изучить влияние проведения уроков по лыжам на физическую подготовленность младших школьников.
Для достижения поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
1.Определить уровень развития общей и специальной выносливости у учащихся 3-4 классов.
2.Разработать методику уроков по лыжной подготовке у школьников 3-4 классов с учётом трёх часов занятий физической культурой в неделю.
3.Оценить эффективность разработанной методики.
Исследование проводилось на базе МБОУ«Березницкая средняя общеобразовательная школа». В работе принимали участие 27 обучающихся воспитанников в возрасте от 9 до 10 лет. Педагогический эксперимент проводится с целью определения эффективности методики развития общей и специальной выносливости на основе применения специальных упражнений у учащихся 3-4 классов, с учётом трёх часов занятий в неделю.
Результаты исследований. На предварительном этапе исследовании выявлен начальный уровень развития физической подготовленности у учащихся 3-4 классов. (табл. 1)
Таблица 1- Сравнительный анализ результатов в начале исследования
№ |
Тесты |
Качества |
Экспериментальная группа M ± m |
Контрольная группа M± m |
t |
Р |
1. |
Прохождение дистанции 1 км (мин. сек.) |
Выносливость |
8,1 ± 0,1 |
8,05±0,2 |
1,1 |
>0,05 |
2. |
Бег 400 м (мин. сек.) |
1,5 ± 0,08 |
1,48±0,08 |
1,04 |
>0,05 |
|
3. |
Прыжок в длину с места (см.) |
Скоростно-силовые |
132 ± 3,9 |
128±3,3 |
4 |
|