ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В КАЙТБОРДИНГЕ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В КАЙТБОРДИНГЕ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Гаращенко А.Д. 1
1Уральский Федеральный Университет: Институт Физической Культуры, Спорта и Молодежной Политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление Введение

Кайтбординг (От англ. kite — воздушный змей, board — специальная доска) – это экстремальный вид спорта. Его основой является движение по воде или снегу под действием силы ветра. Тяга создается благодаря площади кайта, которым управляет спортсмен. Кайтбординг появился всего около 15 лет назад. Он относится к парусным видам спорта.

Соревнования в кайтбординге проводятся в летнем и зимнем классах на всех уровнях, начиная с чемпионатов городов и заканчивая Кубками Европы и мира. В 2016 году кайтбординг включен в программу олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Существует 2 основных вида кайтбординга: летний – по воде и зимний – по снегу. А также 2 дисциплины: рейс – гонки по классической парусной дистанции, и фристайл – выполнение сложнокоординационных акробатических трюков в воздухе.

В настоящее время в сфере экстремальных видов спорта разработано очень мало какой-либо литературы. Требования на соревнованиях постоянно повышаются и уже нельзя победить лишь тренируясь больше других.

Актуальность работы заключается в том, что необходимость роста спортивного результата предъявляет повышенные требования в первую очередь к физической подготовленности спортсменов, занимающихся кайтбордингом.

Цель моей работы – изучить и теоретически обосновать физическую подготовку в кайтбординге, а также создать начало для будущей дипломной работы.

Задачи:

- проанализировать и изучить теоретический материал;

- изучить структуру физической подготовки в парусных видах спорта

- обосновать значимость физической подготовки кайтбординге на этапе углубленной специализации;

Объект курсовой работы – физическая подготовка в кайтбординге.

Предмет работы – классификация, структура, содержание, типы, правовые основы физической подготовки в кайтбординге.

  1. Физическая подготовка. Определение

Физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную [15].

В современном спорте подготовка спортсмена, если ее строят квалифицированно, имеет многостороннее содержание и системную структуру. В качестве основных слагаемых она включает спортивную тренировку (физическая, техническая, тактическая подготовка), подготовительно-соревновательную практику, а также внетренировочные и в несоревновательные факторы подготовки спортсмена, экзофакторы его подготовки (прикладно-гигиенические, диетологические и другие факторы, адекватно используемые в связи со спортивной деятельностью) [10].

  1. Виды физической подготовки

Различают общую и специальную физическую подготовку.

2.1 Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта [6].

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

2.2 Специальная физическая подготовка(СФП) - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

- спортивная подготовка;

- профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

2.3 Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально - подготовительные упражнения.

 

2.4 Профессионально-прикладная физическая подготовка - разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека [5]. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.

  1. Физическая подготовка в парусных видах спорта

Физическая подготовка яхтсмена имеет существенное значение. В среднем она составляет 20—30% всего объема подготовки.

Продолжительные занятия собственно парусным спортом не развивают тех физических качеств, которые необходимы при занятиях им в сильный ветер, в условиях шторма и т. д. И хотя в подобные суровые условия спортсмен попадает сравнительно редко, физически он должен быть готов к ним всегда [12].

В деятельности спортсмена при тренировке на кайте необходима сложная координация движений на водной, снежной поверхности или в воздухе, также преобладание статических усилий большого количества мышц и периодические кратковременные скоростно-силовые усилия во время исполнения элементов, поэтому от спортсмена требуется разносторонняя физическая подготовленность.

В течение года объем и интенсивность физической подготовки значительно меняются: в межсезонье (весной и осенью) увеличивается, а во время тренировок на воде или снегу снижаются.

Время в комплексном занятии по физической подготовке распределяют следующим образом: специальные упражнения – 60–70%.

40–30% от основной части занятия – игровые виды спорта, такие как волейбол, баскетбол, бадминтон или настольный теннис правой и левой руками [8].

Следует придавать особое значение занятиям на координационные способности, так как значение этого физического качества в парусном спорте чрезвычайно велико [4].

  1. Вырезка из приказа Минспорта России от 30.08.2013 N 696 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта парусный спорт"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2013 N 30126)

Пункт 5.2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта парусный спорт;

- формирование спортивной мотивации;

- укрепление здоровья спортсменов [11].

Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта парусный спорт.

Таблица 1

Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

Этап начальной подготовки

2

9

10 - 12

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

4

11

8 - 10

Этап совершенствования спортивного мастерства

Без ограничений

14

4 - 6

Этап высшего спортивного мастерства

Без ограничений

14

1 - 4

  1. Структура тренировочного процесса в кайтбординге.

Тренировочный процесс в кайтбординге очень специфичен. Целенаправленная подготовка не всегда возможна из-за нестабильности погодных условий, в особенности – ветра. Получается так, что на одной неделе можно тренироваться все 7 дней, а после 2 недели будет штиль, и на воде не пройдет ни одной тренировки. Поэтому планирование осуществляется вариативно, создается гибкий график тренировок в зависимости от погодных условий.

Это особенно сложно делать на Урале, в то время как соперники тренируются на море в ветреных местах. Между спортсменами создается неравенство в подготовке, поэтому при тренировках необходимо максимально использовать имеющиеся возможности и уделять повышенное внимание физической подготовке и развитию необходимых физических качеств.

В любом случае в физической подготовке на этапе углубленной специализации преимущественной является специальная физическая подготовка. Она основывается на тренировке физических качеств, необходимых для тренировки на воде. Для этого я наглядно разберу структуру одной классической тренировки в кайтбординге (схема 1), чтобы далее привязывать физические качества к конкретному периоду тренировки.

В день проходит 1-2 тренировки в зависимости от ветровых условий. Длительность составляет примерно 1,5 часа без учета подготовки оборудования и разминки «на берегу».

Схема 1

  1. Обоснование значимости отдельных физических качеств
6.1 Значение силы:

Сила (или силовые способности) – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему путем мышечных усилий.

В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимаются силы, направленные против движения (жим штанг от груди); при уступающей работе - действующие по ходу движения (опускание штанги на грудь) по мнению Захарова Е.Н (1994).

Можно выделить три главные формы силовых способностей:

1. Собственносиловые (способность проявлению максимальной силы). Максимальная сила - это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при произвольном максимальном мышечном сокращении.

2. Скоростно-силовые - способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечных сокращений. Скоростно-силовые способности имеют определенное значение для достижений во многих движениях, т.к. составляют основу быстроты спринтеров и способность к "рывковым" ускорениям в игровых видах спорта.

3. Силовая выносливость - способность организма сопротивляться утомлению при силовой работе. Силовая выносливость характеризуется сочетанием относительно высоких силовых способностей со значительной выносливостью и определяет достижения в таких видах спорта, в которых необходимо преодолевать большие сопротивления в течение длительного времени (гребля, велогонки, лыжные гонки и пр.). Кроме того, силовая выносливость имеет немалое значение в видах спорта, которые включают преимущественно движения ациклического характера, предъявляющие высокие требования, как к силе, так и к выносливости (скоростной спуск, единоборства, большинство спортивных игр).

При длительности основной части тренировки в 1 час удается совершить около 40 попыток трюков. Для каждого прыжка необходимо определенное усилие и скоростная выносливость имеет в этом огромное значение.

Указанные виды силовых способностей являются основными, однако, они не исчерпывают всего многообразия проявления человеком силы.

Важную разновидность силовых способностей в кайтбординге составляет "взрывная сила"- способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. Показатели «взрывной силы» зависят от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нервных процессов. Так, у тренированных спортсменов проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени, чем у начинающих.

Взрывная сила играет огромную роль в фазе непосредственно прыжка, когда необходимо сделать резкие движения или выполнить «перехват» за доли секунды.

 

Для сравнения силы людей различного веса обычно пользуются понятием так называемой относительной силы, под которой понимают величину силы, приходящейся на 1 кг собственного веса. Силу, которую проявляет человек в каком-либо движении, оцененную безотносительно к собственному весу, называют абсолютной силой. Абсолютная сила может характеризоваться, например, показателями динамометра, предельным весом поднятой штанги и пр.

В видах физической деятельности, связанных с перемещением своего тела, основное значение имеет относительная сила.

Увеличение относительной силы может быть связано с изменением собственного веса. В одном случае рост силы сопровождается стабилизацией или даже падением собственного веса. За счет соответствующего режима жизни и питания создают условия для увеличения относительной силы. Однако этот путь (рост силы с одновременным падением веса) далеко не всегда возможен. Он эффективен у лиц, имеющих жировые отложения или избыточное содержание воды в тканях тела. Второй путь - рост силы с одновременным увеличением мышечной массы. При функциональной гипертрофии мышц сила всегда вырастает быстрее, чем собственный вес. Показатели абсолютной и относительной силы, проявляемые в статическом режиме работы мышц, находятся в тесной связи с показателями медленной динамической силы.

Однако наличие большой силы не указывает на способность к ее быстрому проявлению. Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, где помимо силы требуется высокая скорость движения. Воспитание скоростно-силовых способностей осуществляется при помощи использования непредельных отягощений с предельным числом повторений, требующих предельной мобилизации силовых возможностей. С этой целью применяются непредельные отягощения с установкой на максимально возможную скорость выполняемых движений.

6.2. Значение быстроты

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции [3].

При оценке проявлений быстроты различают:

- латентное время двигательной реакции;

- скорость одиночного движения;

- частоту движения.

Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это особенно касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скоростных движений. Сочетание всех трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты.

Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы:

- фазу увеличения скорости (стартового ускорения);

- фазу относительной стабилизации скорости (дистанционной скорости).

Обе фазы относительно независимы друг от друга, но если первая опирается на латентное время двигательной реакции и частоту движения, то вторая кроме частоты (темпа) движения базируется на других составляющих (на технику выполнения движения, длину ног, силу отталкивания).

Предпосылками быстроты, скоростных способностей выступают не только природная подвижность нервных процессов, но и уровень нервно-мышечной координации, поддающийся направленной тренировке [13].

Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно-сходных движениях (например, значительное улучшение результата в прыжке в длину с места скажется положительно на показателях в спринтерском беге, но на скорости в плавании это не отразится). Значительный перенос быстроты наблюдается главным образом у физически слабо подготовленных людей.

Быстрота двигательной реакции оценивается латентным временем реагирования. Различают простые и сложные реакции. Простая реакция - это ответ заранее известным движением, на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел из стартового пистолета).

Для простых реакций характерен очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, также быстро реагируют и в других. Занятия различными скоростными упражнениями улучшают быстроту простой реакции. Однако в обратном направлении перенос не происходит.

Время простой реакции у людей, не занимающихся спортом 0,20-0,35 сек., у спортсменов 0,1-0,2 сек. В значительной части случаев не возникает необходимости специальных воздействий на развитие быстроты двигательной реакции: достаточно того улучшения, которое происходит путем переноса при занятиях скоростными упражнениями. Особенно ценны в этом отношении разнообразные спортивные игры, особенно баскетбол.

Наиболее распространена методика воспитания простой реакции заключающаяся в повторном, возможно более быстром, реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации (бег с низкого старта, изменение направления по сигналу и т.д.).

К сложным реакциямотносятся реакции на движущийся объект и реакция выбора.

Наиболее типичные случаи реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах и в играх. Реакция на движущийся объект, при внезапном его появлении, занимает от 0,25 до 1 сек. Для развития этой способности тренировочные требования повышают путем увеличения скорости, внезапности появления объекта, сокращения дистанции – считает Алабин В.Г (1993).

Точность реакции совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты.

Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или окружающей обстановки.

При воспитании сложной реакции, следуя правилу от простого к сложному, идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки.

У квалифицированных спортсменов быстрота сложной реакции очень высокая - почти такая, как и быстрота простой реакции. Достигается это благодаря тому, что спортсмен реагирует не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему.

Максимальная скорость, которую может проявить человек, в каком либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов - уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т.п.

Быстрота является немаловажным критерием для успешной тренировки или выступления на соревнованиях. Важна как быстрота двигательного действия (толчок, выполнение трюка), так и быстрота реакции (решение выполнить элемент).

6.3. Значение выносливости

Выносливость - способность человека выполнять работу без снижения ее эффективности, несмотря на возникающее утомление.

Выносливость по отношению к определенной деятельности называется специальной. В зависимости от специфики вида деятельности утомление может быть умственное, эмоциональное и физическое. В практике физического воспитания чаще всего встречается физическое утомление.

В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе, различают относительно местное и общее утомление. Локальная (местная) работа не связанна со значительной активизацией сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При работе, в которой участвует более 2/3 мышц тела, расход энергии обычно велик. Это предъявляет высокие требования к системам энергетического обеспечения, в частности к органам дыхания и кровообращения.

В физическом воспитании и, особенно в спорте, чаще всего приходится сталкиваться с общим утомлением. В таких упражнениях как бег, плавание, гребля участвуют почти все мышцы тела.

Одно и то же по форме упражнение может выполняться с разной интенсивностью. В соответствии с этим предельное время его выполнения будет колебаться от нескольких секунд до нескольких часов. Механизм утомления (а, следовательно, и выносливости) в этих случаях будут различными. В связи с этим физические упражнения классифицируются по их интенсивности. Чем ниже мощность работы, тем меньше результат ее зависит от совершенства двигательных навыков и больше - от аэробных возможностей человека. При очень низкой мощности работы (медленный бег) значение аэробных возможностей становится настолько большим, что выносливость к работе такого типа приобретает во многом общий характер. Общая выносливость - это выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата. Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека [14].

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости.

При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда ациклических упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:

1. Интенсивностью упражнения (скоростью передвижения и т.д.), которая непосредственно связана с особенностями энергетического обеспечения деятельности. При низкой скорости передвижения (субкритической) кислородный запрос меньше аэробных возможностей спортсмена и примерно пропорционален скорости передвижения. При критических скоростях, где кислородный запрос равен аэробным возможностям, работа выполняется в условиях максимальной величины потребления кислорода. Уровень критической скорости тем выше, чем больше дыхательные возможности спортсмена. При надкритических скоростях кислородный запрос превышает аэробные возможности, и работа проходит в условиях кислородного долга за счет анаэробных процессов. Интенсивность упражнений характеризуется в циклических движениях скоростью передвижения, а в ациклических - количеством двигательных действий в единицу времени (темпом);

2. Продолжительностью упражнения, которая связана со скоростью передвижения. Продолжительность упражнений имеет обратную, относительно интенсивности его выполнения, зависимость. С увеличением продолжительности от 20-25 секунд до 4-5 минут особенно резко снижается ее интенсивность. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения;

3. Продолжительностью интервалов отдыха, от которых зависит как величина, так и характер ответной реакции организма на нагрузку. При этом особенности восстановительных процессов, происходящих в интервалах отдыха, заключаются в следующем. Скорость восстановительных процессов неодинакова - сначала восстановление идет быстро, затем замедляется; различные показатели восстанавливаются через разное время; в процессе восстановления наблюдаются фазовые изменения работоспособности и других показателей;

4. Характером отдыха, который оказывает разное влияние на организм в зависимости от вида основной работы и от вида дополнительной. При работе со скоростями, близкими к критическим, дополнительная работа низкой интенсивности дает возможность поддерживать дыхательные процессы на довольно высоком уровне и избегать благодаря этому резких переходов от покоя к работе и обратно. Это делает нагрузку в большей степени аэробной. Кроме того, активный отдых после тяжелой работы ускоряет процессы восстановления;

5. Числом повторений, которое определяет суммарную величину воздействия нагрузки на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения.

По мнению Ашмарина Б.А. (1978): в зависимости от сочетания этих факторов будут различными не только величина, но и качественные особенности ответных реакций организма.

Перерыв между трюками можно назвать активным отдыхом, так как присутствует нагрузка на организм. Однако необходимо вернуться в точку старта, а для этого осуществляется нагрузка умеренной или низкой интенсивности. В такой ситуации в значительной степени имеет место общая выносливость.

  1.  
    1. Значение ловкости

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые многообразные связи с остальными физическими способностями, тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

Ловкость - способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Все движения, с которыми приходится сталкиваться в быту, трудовой и спортивной деятельности можно условно разделить на две группы:

- относительно стереотипные (бег, прыжки, метания и др.);

- нестереотипные (спортивные игры, единоборства, кайтбординг и др.).

Ловкость в значительной мере зависит от объема двигательных навыков человека. Любое движение, каким бы новым оно не казалось, выполняется всегда на основе старых координационных связей, которые, вместе с новыми движениями вступают в специфические соединения и образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, чем больше благодаря этому запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом навыков обладает человек, тем лучше приспосабливается к существующим и изменяющимся условиям, т.е. тем выше его ловкость.

Развитие ловкости предусматривает решение как минимум трех задач:

1. Развитие способности осваивать координационно-сложные движения;

2. Развитие способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки;

3. Развитие точности восприятия своих движений в пространстве и во времени.

Желательно, чтобы обогащение новыми навыками проходило более или менее непрерывно. Если человек долго не обучается новым движениям, то его способность к обучению снижается.

При воспитании ловкости как способности овладевать новыми движениями могут быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элементы новизны. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства воспитания ловкости уменьшается.

Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей, с которыми должен справиться занимающийся. Эти трудности слагаются в основном из требований:

- к точности движений;

- к их возможной согласованности;

- к внезапности изменения обстановки.

Упражнения, направленные на развитие ловкости, довольно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступившем утомлении. Поэтому при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.

Кайтбординг – сложнокоординационный вид спорта, в нем важны все физические качества, а самое главное – точный контроль и координация всех движений на протяжении трюка.

Высокое развитие ловкости позволит быстро принимать решения в меняющихся условиях. Это актуально во время тренировки или заезда, так как спортсмен всегда ищет возможность прыгнуть в наилучшем месте. Бывает, что подошла хорошая волна или пришел сильный порыв ветра. В такой ситуации необходимо быстро принять решение, а для этого нужна быстрота двигательной реакции, как простая так и сложная и моментальная готовность, потому что через 2 секунды таких же условий уже не будет.

  1.  
    1. Значение гибкости

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой.

Выделяются активная и пассивная формы гибкости. Активная гибкость проявляется активными (произвольными) движениями; пассивная - пассивными движениями, совершаемыми при дополнительных воздействиях или под действием внешних сил. Показатели пассивной гибкости обычно выше, чем активной, причем, чем больше эта разница, тем большей резервной гибкостью обладает человек.

При развитии гибкости не всегда нужно стремиться к максимальному увеличению показателей, так как чрезмерное ее развитие ведет к необратимой деформации связочно-суставного аппарата, что отрицательно сказывается на двигательных способностях. Целесообразным считается развитие гибкости до такой степени, которая допускается нормальным строением суставов, эластичностью связок и мышц. Растяжимость мышечных волокон может повышаться под влиянием физических упражнений. При этом не должна страдать их способность возвращаться в исходное положение. Поэтому необходимо сочетать специальные упражнения для развития гибкости с упражнениями на силу. Гибкость и сила имеют обратную зависимость - гипертрофия мышц в результате односторонних занятий силовыми упражнениями может привести к ограничению подвижности в суставах и уменьшению амплитуды движений. Поэтому необходимо рационально сочетать упражнения для развития гибкости и силовую подготовку.

Основными средствами реализации задач по развитию гибкости являются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения. Все эти упражнения применяются как в статическом, так и в динамическом режимах.

Гибкость в кайтбординге важна не менее чем другие физические качества. С одной стороны при выполнении некоторых элементов требуется повышенная гибкость, особенно плечевого сустава. С другой стороны если что-либо пойдет не так, а такое не редко случается в сложно-координационных видах спорта, либо элемент не получится, то во избежание травм при падении на воду или снег высокая гибкость также играет немалую роль.

  1. Взаимосвязь при развитии физических качеств

На людей, не занимающихся активно спортом, наиболее разносторонне воздействуют на организм упражнения на быстроту, применяемые в виде циклических движений максимальной интенсивности. Такие упражнения влияют на развитие, как анаэробных возможностей, так и дыхательных (дыхание активизируется в восстановительном периоде при ликвидации кислородной задолженности). Это приводит к улучшению выносливости. Поскольку подобные упражнения требуют значительной силы, то одновременно происходит увеличение силовых возможностей занимающихся. Упражнения только на силу и, особенно только на выносливость, оказывают меньшее воздействие. Упражнения силового характера в меньшей степени, чем упражнения на быстроту, содействуют совершенствованию функциональной деятельности центральной и вегетативной нервной системы. Их воздействия на организм в определенной мере ограничены и не дают такого эффекта. Что касается тренировки на преимущественное развитие выносливости, то на первых порах она дает хорошие результаты, так как нагрузки умеренной интенсивности вызывают положительные реакции организма. В дальнейшем, когда подобные нагрузки становятся привычными, упражнения на выносливость становятся менее эффективными.

Рассматривая развитие физических качеств в плане повышения их общего уровня, следует считать наиболее целесообразным применение таких средств общей и специальной физической подготовки, которые в большей степени развивают быстроту, силу и выносливость. Более высокое развитие этих качеств достигается при комплексном применении упражнений, что подтверждается взаимосвязью и взаимообусловленностью в развитии физических качеств, когда больший эффект в их развитии достигается не при одностороннем развитии одного качества, а при одновременном развитии нескольких.

  1. Значение высокой подготовки функциональных систем

Сердце, главный орган кровеносной системы, представляет собой полую мышцу, обильно снабженную кровеносными сосудами, совершающую ритмичные сокращения по типу насоса, благодаря которым происходит движение крови в организме. Сердце работает автоматически под контролем ЦНС. Размеры и масса сердца увеличиваются в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема в результате естественного роста и систематических занятий физическими упражнениями и спортом. Такие изменения повышают мощность и работоспособность сердечной мышцы. Важным показателем работы сердца является количество крови, выталкиваемое левым желудочком сердца при одном сокращении. Этот показатель называется систолическим объемом крови (систола - сокращение) [9].

Дыханием называется процесс, обеспечивающий потребление кислорода и выведение углекислого газа. Наиболее значимыми показателями работоспособности органов дыхания являются дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, кислородный запрос, потребление кислорода, кислородный долг и др.

Дыхательная система - единственная внутренняя система, которой человек может управлять произвольно. Поэтому совершенствование работы этой системы напрямую связано с целенаправленной деятельностью человека.

Значение развитых функциональных систем организма, таких как сердечно-сосудистая, дыхательная сисетмы, аэробные и анаэробные процессы для занятий кайтбордингом также важно как и во всех других видах спорта. Без их развития не будут совершенствоваться и физические качества. Поэтому значение развитие функциональных систем организма также велико.

Выводы
  1. В настоящее время проблема физической подготовки в кайтбординге очень актуальна. Активность обсуждения этого вопроса началась в 2012 году. Это прежде всего связано с предстоящим олимпизмом. Специализированных теоретических основ пока не существует, и их разработка начинается в настоящее время. Данная работа положительно повлияет на создание теоретического обоснованного материала и положит начало для использования его в тренировке профессиональных кайтбордеров и более глубокого изучения данного вопроса.

  2. Проведено теоретическое обоснование физической подготовки в кайтбординге на основе литературы из других видов спорта, а также личном опыте. Установлено, что в физической подготовке кайтбордера на этапе углубленной специализации преимущественной является именно специальная физическая подготовка.

  3. Выделены и обоснованы самые важные физические качества и их типы в кайтбординге на этапе углубленной специализации. Ими являются: силовая выносливость, взрывная сила, быстрота, выносливость, ловкость (нестереотипная), активная гибкость.

В дальнейшем моя работа будет связана с разработкой методики подготовки спортсменов в кайтбординге. Это будет способствовать более профессиональной и грамотной работе тренера со спортсменом и повышению результатов на соревнованиях!

Список литературы
  1. Алабин В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В.Г. Алабин, В.П. Бизин – Харьков. Основа, 1993. – 283 с.

  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры / Б.А. Ашмарин – М: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.

  3. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт – Е.: Альфа, 2003. – 417с.

  4. Бонд Б. Справочник яхтсмена / Б. Бонд – М.:Судостроение, 1989. – 495 с.

  5. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Е.Н.Гогунов, Б.И. Мартьянов М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.

  6. Губкин И.М. Основы физической подготовки / И.М. Губкин. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_education/lecture/lecture5.php

  7. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Карасев – М.: Лептос, 1994. – 230с.

  8. Любомиров В.Н. Академия парусного спорта / В.Н. Любомиров. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.yacht-club-spb.com/ru/akademiya-parusnogo-sporta

  9. Левин Б.А. Социально-биологические основы физической культуры / Б.А. Левин. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.miit.ru/Содержимое.pdf?id_vf

  10. Матвеев Л.П. Теория и методика Физической культуры: Учебник / Л.П. Матвеев – М.: ФиС, 1991. – 543с.

  11. Приказ Минспорта России от 30.08.2013 N 696 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта парусный спорт"

  12. Слейт С. Все о парусном спорте. Новое полное руководство / С. Слейт – М.: АСТ, Астрель, 2005 г. – 447 стр.

  13. Филатов Е.Г. Физические качества человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость / Е.Г. Филатов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ktonazdorovogo.ru/fizkultura/interesnye-stati/fizicheskie-kachestva-cheloveka-bystrota-lovkost-sila-gibkost-i-vynoslivost.html

  14. Фомин Н.А. На пути к спортивному мастерству / Н.А. Фомин, В.П. Филин – М.,1986. – 159 с.

  15. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М.: Издательский цент "Академия", 2000. – 480 с.

Просмотров работы: 3336