РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Севрюгина Л.А. 1, Мащенко М.В. 2
1ФГБОУ ВПО НТГСПА (МБОУ Лицей №39)
2ФГБОУ ВПО НТГСПА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно государственной программе развития образования до 2020 года миссией современной школы является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Основным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения станет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов[1].

Согласно ФГОС ООО содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, которые достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий(УУД), направленных на развитие способности субъекта обучения к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, УУД – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].

Остановимся более подробно на анализе всех видов универсальных учебных действий и условиях, необходимых для их развития.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2].

Применительно к урокам информатики в основной школе их можно представить следующим образом (см. рис. 1)

Рис. 1. Коммуникативные УУД на уроках информатики

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [2]. На уроках информатики каких-то отличительных особенностей формируемых регулятивных УУД фактически не будет (см. рис. 2).

Рис. 2. Регулятивные УУД на уроках информатики

Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. При обучение информатике, на наш взгляд, формируемые личностные УУД будут выглядеть следующим образом (см. рис. 3).

Рис. 3. Личностные УУД на уроках информатики

Познавательные УУД – познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Исходя из данного определения, можно заключить, что это основные действия, формируемые на уроках информатики, основной целью которой является научить эффективно отбирать и обрабатывать информацию из разных источников (см. рис. 4.)

Рис. 4. Познавательные УУД на уроках информатики

В соответствие с данным описанием универсальных учебных действий и рекомендаций ФГОС ООО, одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение учащимися какого-то нового продукта в ходе самостоятельной учебной деятельности. На уроках информатики метод проектов оказывается удобным для использования, так как позволяет обучать использованию каких-то конкретных информационных и коммуникационных технологий при решении практических задач. С одной стороны учащиеся добывают самостоятельно знания по одной из тем курса «Информатика и ИКТ», а с другой осваивают новые для них технологии работы с программными продуктами. При этом не требуется дополнительная мотивация для изучения необходимого в работе программного обеспечения. Рассмотрим один из таких проектов более подробно.

Проект «Компьютерные сети»

Содержание обучения соответствует этапам проекта (см. табл.1).

Таблица 1

Этап проекта

Номер занятия

Содержание занятия

1 этап – погружение в проект

1

Вводный урок. Погружение в проектную деятельность.

2 этап – организация деятельности

3 этап – осуществление деятельности

2

Сбор информации по теме.

3

Создание web-страниц. Работа с текстом, списками.

4

Создание web-страницы. Работа с изображениями, гиперссылками.

5

Создание web-страниц. Работа с таблицами.

6

Создание продукта проектной деятельности.

4 этап – презентация (защита проектов)

7

Защита проектов.

В ходе проекта учащиеся знакомятся с понятиями компьютерная сеть, сервер, рабочая станция, сетевая технология, корпоративная сеть, глобальная сеть, WWW, HTTP, домен.

Проект позволяет развивать коммуникативные навыки, навыки исследовательской, коллективной работы, а также позволит проявить творческие способности и анализировать выполненную работу.

Мы выделили следующие вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Что нас объединяет?

Проблемные вопросы:

1. Как научно-технический прогресс помогает общаться друг с другом?

2. Какие существуют способы передачи информации?

3. Почему информацию лучше передавать по компьютерным сетям?

Учебные вопросы:

1. Что такое компьютерная сеть?

2. В чем отличие функций локальной, глобальной и корпоративных сетей?

3. Какие возможности сетей вы используете для учебы, общения, развлечения? Ваши родители? Дома на работе?

4. Как построить компьютерную сеть, какие способы подключения существуют?

5. Как настроить сетевое оборудование?

6. Как передавать файлы по сети?

7. Дальнейшие перспективы развития сетей?

Данную тему мы привязали к теме разновидности компьютерных сетей, возможности глобальной сети Интернет.

Содержание деятельности на уроке

Занятие 1.

  • Актуализация тематики проекта: проведение беседы о возможности связи людей (почтовая служба, общение через Интернет), выявление наиболее быстрого и удобного способа обмена информацией;

  • краткий перечень мероприятий, которые учащиеся должны сделать в ходе проекта;

  • проведение интерактивной игры «Разбитые квадраты» (см. прил. 5)

  • показ презентации о компьютерных сетях.

  • формирование групп по 3- 4 человека. Распределение ролей в группе.

Занятие 2.

  • Оглашение плана работы на уроке:

  • определение понятий компьютерная сеть, сервер, рабочая станция, сетевая технология, корпоративная сеть, глобальная сеть, WWW;

  • поиск интересных фактов по проблеме (история, статистика и т.д.);

  • поиск иллюстраций, видео, графики по теме;

  • дать домашнее задание: систематизировать найденный материал, разместить в отдельных папках графическую и текстовую информацию.

Занятие 3.

  • Знакомство с языком гипертекста HTML, теговой моделью;

  • познакомить учащихся с тегами форматирования текста, вставки списков на web-странице;

  • создание web-страниц: размещение собранной информации на своих web-страницах.

Занятие 4.

  • Знакомство с тегами вставки изображений и гиперссылок на web-страницу;

  • продолжить разработку web-сайта: размещение изображений, обеспечение связи между страницами при помощи гиперссылок.

Занятие 5.

  • Знакомство с тегами создания и форматирования таблиц на web-страницу;

  • продолжить разработку web-сайта: размещение таблиц.

Занятие 6.

  • Редактирование продукта проектной деятельности (web-сайта);

  • подготовка к защите проекта.

Занятие 7.

  • Защита проектов (выступление групп с докладами, представление продукта проектной деятельности);

  • оценивание проекта членами других групп и учителем.

В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности; они учатся анализировать собственные результаты и результаты коллег.

Таким образом, использование в процессе обучения метода проектов, основанного на информационных технологиях, улучшает качество образовательной работы по информатике и активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, что будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие учащихся в проектах позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения и сформировать у учащихся все группы универсальных учебных действий.

Список использованной литературы

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф (дата доступа: 28.12.2013).

  2. Полат Е.С. Метод проектов: программа Intel обучение для будущего [Электронный ресурс] – URL: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php (дата доступа: 23.12.2013)

  3. Стандарт основного общего образования по информатике [Электронный ресурс] // Тематическое планирование по информатике и ИКТ – URL:: http://templani.narod.ru/standart_osn.html (дата доступа: 25.12.2013).

  4. Теплоухова Л.А. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности [Электронный ресурс] – URL: http://festival.1september.ru/articles/419748/(дата доступа: 23.12.2013)

  5. Трофилова Т.Г. Метод проектов глазами учеников// Информатика и образование. – 2003 – № 6 – С. 46-47.

Просмотров работы: 9305