Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе. Большие объемы информации, короткие сроки обучения, и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося – вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные. Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса, а также создания условий для активной работы учащихся, получения ими знаний и навыков.
Сегодня использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники и т.д. Они воспитаны на аудио-видео- продуктах, компьютерных играх и других элементах информационной культуры.
Применение образовательных информационных технологий позволяет в значительной степени разнообразить учебный процесс и активизировать учеников. В связи с этим актуальным является вопрос применения интерактивных средств в системе образования.
Интерактивные технологии всё более активно включаются в образовательный процесс. Под интерактивной технологией мы будем понимать программное обеспечение, которое работает в режиме диалога с пользователем и позволяет управлять процессом обучения.
Можно рассмотреть три формы интерактивности:
Реактивная интерактивность: учащиеся отвечают на то, что им представляет программа.
Действенная интерактивность: учащиеся управляют программой.
Взаимная интерактивность: учащиеся и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»).
В современной школе применение интерактивных средств на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное пользование в учебном процессе является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. В этом учителю помогает новое современное интерактивное оборудование, такое как: интерактивный проектор, перо или ручка, планшет, доска.
Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Интерактивные и мультимедиатехнологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные и мультимедиатехнологии уже доказали свою эффективность в школьном образовании. Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень обучения.
Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации и в качестве средства общения с коллегами становится Интернет.
Проанализировав информацию в интернете можно сделать вывод, что большое количество учителей в своей деятельности используют интерактивные технологии, при подаче информации на уроках.
Одним из средств подачи информации являются презентации. Сегодня для создания презентаций можно использовать социальные сервисы. Prezi.com – это социальный сервис, а значит, создаваться презентации могут коллективно, и это качество можно использовать при работе над совместными проектами. Готовая презентация может быть успешно загружена на диск, ее дальнейшее использование не требует при этом установки какого-либо программного обеспечения. Как и любой социальный сервис Prezi.com требует регистрации на нем участников. Зарегистрированный пользователь получает 100 Мбайт сетевого пространства для реализации своих идей.
Благодаря онлайн-сервису Prezi нам предлагается познакомиться с новой разновидностью презентаций, а именно нелинейной презентацией. Ее главная особенность состоит в том, что теперь нам не демонстрируют сменяющие друг друга слайды, а вся интерактивная картина представлена на одном холсте.
Нами в данном сервисе была создана презентация «Представление информации в компьютере» (см. рис. 1), которая представляет теоретический материал по теме «Представление информации». Рассматриваются следующие виды информации: текстовая, графическая, числовая, звуковая.
Рис. 1.
При помощи презентации учащиеся могут самостоятельно составлять конспект урока, а учитель объяснять материал. Данную презентацию можно посмотреть пройдя по ссылке http://prezi.com/dvgap_jwicvl/presentation/.
Интерактивные средства дают возможность демонстрировать материалы по тема, делать пометки по ходу изложения материала, акцентируя внимание учащихся.
Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала. Актуальность применения интерактивных средств для представления учебной информации будет только возрастать с увеличением ассортимента разрабатываемых материалов, так как это позволяет сделать уроки яркими, насыщенными, нетрадиционными.
ЛИТЕРАТУРА
Prezi [Официальный сайт]. URL: http://prezi.com/ (дата обращения: 12.10.2013).
Информатика и ИКТ [Электронный ресурс]. URL: http://shcool-26.blogspot.ru/2013/01/web-20.html (дата обращения: 17.10.2013).
Как создать презентацию онлайн сервисом Prezi [Электронный ресурс]. URL: http://lifevinet.ru/grafika/prezi-online.html (дата обращения: 16.11.2013).
Корнеев И. К., Ксандопуло Г. Н., Машурцев В. А. Информационные технологии. М.: ТК Велби, Проспект, 2009. 224 c.
Тюменцева М. В. О структуре интерактивного плаката [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/forum2011/95/143 (дата обращения: 08.11.2013).
ФГОС: Среднее (полное) общее образование [Текст]. М.:Просвещение, 2013. 42 с.