ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНЫМ ЗАЩИТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ БАСКЕТБОЛИСТОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНЫМ ЗАЩИТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ БАСКЕТБОЛИСТОВ

Ильницкая Т.Н. 1
1УрФУ им.Б.Н.Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

История развития современного баскетбола показывает, что качественные действия в защите позволяют баскетболистам добиваться высоких и, главное, стабильных результатов. Большинство российских специалистов сходятся во мнении, что главная проблема современного российского баскетбола – это низкий уровень действий спортсменов в защите, который является болезнью российского баскетбола.

Особенно подчеркивается недостаточная эффективность индивидуальных защитных действий баскетболистов. Первостепенное значение этого компонента подготовки, важность индивидуальных защитных действий как фундамента, необходимого для организации эффективных групповых и командных действий в защите, и необходимость поиска путей повышения их результативности констатируют как советские, так и зарубежные специалисты.

В баскетболе, наверное, как ни в другом игровом виде спорта, сложные правила игры, которые раз в четыре года имеют право пересматриваться. И пересматриваются. С одной стороны, это хорошо, так как приводит к повышению зрелищности игры, с другой стороны – затрудняет понимание игры болельщикам и приводит к усложнению игры и необходимости внесения постоянных корректив в методику тренировки защитных действий.

Необходимо учитывать, что эффективная игра в защите основывается, прежде всего, на тех возможностях, которые представляют для подобных действий правила игры. Если тренер не будет знать современные тенденции и учитывать их в своей работе, то не сможет научить и поставить свои подопечным успешную игру в защите.

Анализ материалов, посвященных наиболее крупным соревнованиям последних лет, дает возможность говорить, что защита сейчас один из первых пунктов «повестки дня» российского баскетбола, неумение защищаться – причина ошибок и фолов, низкий уровень защиты «…болезнь не новая для нашего баскетбола. Однако излечивается она очень медленно…»[Гомельский А.Я.,1982].

Объект исследования: обучение защитным действиям в баскетболе

Предмет: защитные действия баскетболистов

Цель: Рассмотреть теоретические основы обучения начальным защитным действиям баскетболистов

Задачи:

1.Провести теоретический анализ научного исследования по проблеме обучения защитным действиям баскетболистов

2. Изучить технику и тактику защитных действий

3.Обосновать особенности методики обучения защитным действиям

1.КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Специальные знания и двигательные действия как предметы преподавания физического воспитания требуют владения определенными способами обучения. Способов обучения много, и ни один из них не является универсальным. Знание характеристик методов обучения позволит правильно ориентироваться в многообразии этих способов и отбирать наиболее эффективные для решения учебных задач.

Наиболее широко в научно-методической литературе представлены следующие классификации:

1) по характеру учебно-познавательной деятельности: теоретические и практические;

2) по источнику передачи и характеру восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические (упражнения);

3) по отдельным сторонам процесса физического воспитания: обучения двигательным действиям, развития физических качеств, воспитания личности;

4) по специфике воздействующих факторов (сенсорного, моторного, физиологического и психологического воздействия);

5) по предмету упражняющихся воздействий (воспитания физических качеств, обучения движениям, совершенствования органов чувств, формирования психических черт личности и поведения);

6) по взаимосвязи с другими методами: неспецифические (общепедагогические) и специфические (практические);

7) по характеру решаемых задач: формирование знаний и двигательных умений и навыков; совершенствования двигательных навыков и развития физических способностей, воспитания личности.

Ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с ними.

2.ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

В процессе обучения каждому отдельному двигательному действию(независимо от объекта усвоения— действия, операции, так называемой основы техники или ее деталей) можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала. Работа на этих этапах отличается по существу решаемых задач, содержанию используемых средств и методов обучения, особенностям формирования ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной частей действия.

На первом этапе (этап начального разучивания) происходит начальное изучение действия(в основном придерживаются традиционных фор-мул, однако в них вкладывается содержание, отличающееся от традиционного), чему соответствует стадия формирования предпосылок усвоения двигательного действия на уровне умения.

На втором этапе (этап углубленного разучивания) осуществляется углубленное детализированное разучивание, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне умения.

На третьем этапе (этап закрепления и дальнейшего совершенствования) происходит закрепление и дальнейшее совершенствование действия, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне навыка.

В зависимости от намеченного уровня усвоения изучаемого действия процесс может потребовать некоторого изменения состава применяемых средств, методов и форм организации учебного процесса. Кроме того, в зависимости от специфики частных целей направления физического воспитания могут меняться требования к глубине детализации задач и частных задач обучения, освоения двигательного действия, к тонкости дифференцирования усилий по отдельным характеристикам(величине, направлению, ритму, длительности).

3.ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ

Усилия команды, стремящейся всеми силами победить, окажутся напрасными, если игроки ее не будут допускать серьезные ошибки в защитных действиях.

Технический арсенал нападающего значительно богаче, чем защитника. Опыт показывает, что приемы защиты более универсальны и достаточно эффективны при правильном и внимательном их выполнении.

Технику защиты подразделяют на две основные группы:

- технику передвижений;

-технику овладения мячом и противодействия.

3.1.Техника передвижений

Характер и особенности способов передвижений защитника по площадке обуславливаются конкретной ситуацией и целевой установкой игрока на активные, самостоятельные оборонительные действия и взаимодействия с партнером.

Стойка. Защитник должен находиться в устойчивом положении на слегка согнутых ногах и быть всегда готовым затруднить выход нападающего на удобную позицию для атаки корзины и получения мяча. Внимательно следя за свои подопечным, защищающий игрок должен держать в поле зрения мяч и других игроков соперника.

Разнообразие игровых ситуаций диктует существование нескольких разновидностей стоек. Их различие заключается в расположении и работе ног и рук. В технике защиты выделяют три вида стоек: стойка с параллельной постановкой стоп (параллельная); стойка с выставленной вперед ногой и закрытая стойка.

Стойка с выставленной вперед ногой применяется при держании игрока с мячом, когда необходимо помешать ему сделать бросок или пройти под щит. Игрок располагается, как правило, между нападающим и щитом. Одну почти выпрямленную ногу он выставляет вперед с постановкой стопы прямо (носком вперед), одноименную руку вытягивает вверх-вперед, предупреждая ожидаемый бросок. Сзадистоящая нога акцентирование согнута и ставится с разворотом стопы носком наружу, а одноименную ей руку выставляет в сторону - вниз, чтобы помешать ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины.

Стойка со ступнями на одной линии (параллельная стойка). Применяется для опеки нападающего с мячом или без мяча в дали от щита, когда нет непосредственной угрозы атаки и взятия корзины, а также при сопровождении перемещения соперника поперек площадки. Когда защитник опекает нападающего с мячом, готовящегося к броску в прыжке со средней дистанции, он сближается с опасным соперником в так называемой параллельной стойке и вытягивает руку к мячу, стремясь затруднить нападающему вынос мяча вверх для прицеливания. Характерными для параллельной стойки являются расположение ног ступнями на одной линии чуть шире плеч с разворотом носками наружу и выставление в стороны-вниз незначительно согнутых в локтях рук. Масса тела равномерно распределена на обе согнутые ноги. Туловище слегка подано вперед. Положение головы и спины выпрямленное.

В зависимости от угла сгибания ног в коленных суставах различают три разновидности параллельной стойки защитника: высокую (130—145°),среднюю (115—130°),низкую (менее 115°). Степень сгибания ног определяется позицией, которую занимает защитник по отношению к своему щиту и мячу, а также характером оказываемого противодействия. Так, например, противодействие нападающему, ведущему мяч, всегда должно осуществляться в низкой стойке, а при опеке центрового игрока атакующего спиной к щиту, нужно использовать высокую параллельную стойку.

Закрытая стойка. Применяется при активных формах защиты и отличается от других видов стоек близким расположением защитника лицом к нападающему, выставлением вперед ближней к мячу ноги сбоку на уровне ног соперника и активным вытягиванием вперед одноименной руки для пресечения возможной передачи. Другой полусогнутой рукой игрок контролирует расположение нападающего для своевременного предотвращения его маневра. При этом он постоянно должен держать в поле зрения мяч и опекаемого игрока, находиться в устойчивом положении на согнутых, пружинящих ногах.

Передвижения. Направление и характер передвижения защитника, как правило, зависят от действий нападающего. Поэтому защитник всегда должен сохранять положение равновесия и быть готовым передвигаться в любом направлении, все время изменяя направления бега в стороны, вперед, назад (часто спиной вперед), управлять скоростью своего передвижения в момент противодействия, а также соперников, наращивая скорость на коротком отрезке дистанции, обеспечивая сокращенный тормозной путь и резкую остановку. На современном этапе развития игры наблюдается тенденция активизации защитных действий. Она, в частности, проявляется в том, что игроки команд, использующие активные формы борьбы, стремятся перехватить инициативу у нападающих при переходе к защитным действиям. При искусном использовании разновидностей стоек и передвижений в защите становится возможным диктовать (провоцировать) развитие атаки в нужном направлении, чтобы разрушить ее благодаря агрессивным индивидуальным действиям, наигранным групповым и командным взаимодействиям. Следовательно, можно говорить о некотором смещении акцентов в игре защитника: не противодействие в ответ на действие нападающего, а упреждающее защитное действие, вынуждающее нападающего сыграть определенным образом. Способы бега, рывка, остановок, прыжков, используемых защитником, аналогичны описанным способам, используемым в нападении. Соответственно нет принципиальных различий и в технике их исполнения. Ходьбу и медленный бег применяют, противодействуя пассивной игре нападающего; бег спиной вперед — при переходе от нападения к защите; рывки — при стремительной атаке соперника или для максимально быстрого восстановления защитных позиций, а также при перехватах мяча. Перечисленные способы передвижений защитник чередует с остановками и поворотами, совершаемыми по ситуации. Прыжки толчком одной или двумя ногами используются при попытках воспрепятствовать броскам мяча соперника либо для овладения мячом при перехватах и борьбе за отскок на щите. Специфическими в арсенале техники защитника являются передвижения приставными шагами и так называемый скрестный шаг-скачок.

Приставные шаги используют как в параллельной стойке защитника при сопровождении игрока, так и в стойке с выставленной вперед ногой при перемещениях защитника в переднезаднем направлении для накрывания броска или противодействия проходу нападающего. Особенность передвижений приставными шагами заключается в том, что игрок передвигаться мягкими «кошачьими» шагами, без подпрыгиваний, на постоянно согнутых ногах приставным шагом, первый шаг делают ногой, ближайшей к направлению движения, второй шаг (приставной) должен быть скользящим. При этом нельзя скрещивать ноги и переставлять толчковую ногу за опорную, чтобы не снижать скорость и маневренность.

Скрестный шаг-скачок позволяет обороняющемуся игроку оперативно переместиться по площадке на небольшом расстоянии. Он используется для быстрой смены позиции в ответ на перемещение мяча или чтобы неожиданно преградить путь совершающему проход нападающему (без нарушения правила блокировки). Исполнению скрестного шага-скачка присущ взрывной характер движений. Прием выполняется невысоко над площадкой, без значительных колебаний положения общего центра тяжести. Защитник, находясь в параллельной стойке на согнутых ногах, мгновенно переносит массу тела на переднюю часть ближней к направлению перемещения стопы и мощно отталкивается в сторону. В безопорной фазе он совершает скрестное движение дальней к направлению скачка ногой. И, приземляясь на нее, быстро выставляет толчковую ногу, приходя в устойчивое и. п. (на согнутых ногах с параллельным расположением стоп). Не менее эффективно применение скрестного шага-скачка в движении, когда ему предшествуют передвижения защитника приставными шагами.

3.2. Техника овладения мячом

Вырывание мяча осуществляется в ситуации, когда нападающий несколько ослабил контроль над мячом. Наиболее подходящим для этого считается момент опускания мяча вниз после овладения им (при ловле, передаче или взятии отскока), а также момент поворота спиной к атакуемой корзине после прерванного ведения. Сблизившись с соперником, защитник должен обхватить мяч руками как можно глубже (одной сверху, другой снизу) и сделать резкое движение на себя с одновременным поворотом туловища в сторону опорной ноги. Поворот мяча вокруг горизонтальной оси облегчает преодоление сопротивления противника. Прием изучается после обучения занимающихся технике держания и ловли мяча в нападении. Выбивание мяча — один из наиболее часто используемых приемов при игре в защите, позволяющий с большой эффективностью овладеть мячом. Особую значимость данный прием приобрел в современном баскетболе в связи с новой трактовкой отдельных пунктов правил игры, допускающих при выполнении выбивания мяча контакт с рукой нападающего. Выбивание мяча в игре выполняют из рук соперника или при ведении мяча.

Выбивание мяча из рук соперника осуществляется, как правило, после активного противодействия владению мячом за счет неглубоких выпадов к нападающему и возвращению обратно в и.п., сопровождающихся движением вытянутой вперед рукой. В удобный момент следует короткий удар по мячу сверху или снизу кистью с плотно прижатыми пальцами. Наиболее эффективным принято считать выбивание снизу в момент ловли мяча нападающим, в частности при приземлении после овладения мячом в прыжке и недостаточном его укрывании.

Выбивание при ведении мяча требует умения защитника оттеснить нападающего к боковой линии, подстроиться ему за спину, набрав ту же, что и он, скорость, и, определив ритм ведения, выбить мяч сзади ближайшей к сопернику рукой в момент поднимания его после отскока. Очень результативно выбивание мяча сзади в начальный момент ведения. Выбить мяч можно и сбоку по отношению к сопернику ближайшей к нему рукой, передвигаясь на одинаковой с ним скорости. При этом также необходимо предварительно направить дриблера вдоль боковой линии и сравняться с ним в быстроте перемещения. Баскетболисты высокого уровня мастерства способны выбить мяч, находясь перед нападающим. Это достигается за счет взрывного движения ближней к мячу рукой после неожиданного выпада. Разновидности выбивания мяча после ведения изучаются по мере освоения в достаточной степени техники ведения мяча.

Перехват мяча в игре осуществляется при его передаче или при его ведении. Успешность перехвата мяча при передаче во многом зависит от интуиции и быстроты реакции защитника, а также от его умения правильно занимать позицию при опеке соперника. Нападающий облегчает задачу защитнику, если ожидает посланный ему мяч на месте. В данном случае достаточно из закрытой стойки сделать шаг дальней от мяча ногой, оставляя за спиной соперника, и поймать мяч. Защитник, владеющий достаточной реактивностью, может спровоцировать необходимую ему для перехвата передачу. Для этого он умышленно отдаляется от нападающего на 1 — 2 м, как бы притупляя его бдительность, и, находясь на согнутых ногах, смещается немного в сторону мяча, внимательно наблюдая за мячом и соперником периферическим зрением. Чтобы успешно осуществить защитное действие, важно мгновенно среагировать на выпуск мяча и резко броситься к нему. Особенно удобны для перехвата мяча длинные поперечные или продольные передачи. В случае, если соперник стремится поймать мяч в движении, решающее значение приобретает умение защитника набрать максимальную скорость на коротком отрезке площадки. Далее достаточно плечом и руками отрезать путь к мячу опекаемому игроку и без труда овладеть им.

Перехват мяча при ведении — более сложный по координации движений прием чем перехват мяча при передаче. Поравнявшись с нападающим сбоку, необходимо подстроиться к его ритму и скорости ведения мяча. Затем за счет неожиданного, мгновенного выхода из-за спины соперника защитник принимает отскакивающий мяч на кисть ближайшей к нему руки и, изменив направление движения, продолжает начатое им ведение мяча. Эту разновидность перехвата следует изучать, когда занимающиеся освоили ведение мяча.

Накрывание мяча при броске. Защитник, имеющий некоторое преимущество перед нападающим в росте и в высоте прыжка, должен попытаться помешать вылету мяча из рук при броске. В момент противодействия броску рука защитника должна оказаться непосредственно у мяча. Тогда согнутую кисть накладывают на мяч сбоку сверху, и бросок выполнить не удается. Накрывание мяча при броске может осуществляться сзади, спереди и сбоку от нападающего. Для эффективного выполнения приема защитнику требуется выбор правильной позиции, состояние стартовой готовности его ног и рук: своевременное выпрыгивание и владение достаточно высоким прыжком в сочетании с рациональным движением рук. Реагировать на начало броска следует по резкому выпрямлению ног соперника в коленных суставах. Своевременно выполненный высокий прыжок позволяет защитнику опередить нападающего. Вытянув максимально вверх руку, он накладывает согнутую вперед кисть на мяч в момент его выпуска нападающим и тем самым накрывает бросок. Необходимо избегать замаха руки и ее опускания вперед.

Отбивание мяча при броске — также эффективное противодействие броску. Успешность его выполнения требует от защитника мобилизации внимания, проявления быстроты реакции и скоростно-силовых качеств. Главное отличие в технике выполнения данного приема по сравнению с накрыванием состоит в том, что контакт кисти защитника с мячом осуществляется в момент, когда мяч уже ушел с кончиков пальцев нападающего, но не достиг еще высшей точки своей траектории. Таким образом защитник движением кисти изменяет направление полета мяча. Этот защитный прием выглядит особенно эффектно, но требует достаточной скоростно-силовой подготовленности, интуиции и хорошо развитого чувства мяча. Приемы противодействия броскам изучаются после обучения занимающихся разновидностям бросков с места, в движении и в прыжке.

Борьба за отскочивший мяч — неотъемлемый элемент игры в баскетбол. По статистическим данным, в среднем за игру около 50% всех бросков завершаются отскоком мяча от щита или от корзины. Следовательно, успешное освоение техники взятия отскока — овладения мячом в борьбе за отскок на своем щите повышает потенциальные шансы команды на благоприятный исход игрового противоборства с соперниками. Справедливо утверждение: «Кто выигрывает щит, тот выигрывает игру». Учитывая, что мяч отскакивает от корзины чаще всего не далее 3 м, защитник должен преградить путь своему подопечному как можно дальше от щита. Для этого в момент броска он делает шаг вперед, поворачивается на этой же ноге на 180° так, чтобы спина и разведенные в стороны руки, согнутые в локтях, входили в контакт с соперником и являлись преградой на пути его движения к щиту. Удерживая нападающего в этом положении, защитник переводит взгляд на мяч для определения траектории его отскока. В случае попытки нападающего обойти защитника последний старается оттеснить нападающего, перемещаясь в средней защитной стойке, постоянно сохраняя контакт с туловищем соперника спиной и разведенными в стороны согнутыми руками и преграждая ему путь к мячу. Заблокировав подходы к щиту и определив направление отскока, защитник устремляется к мячу и выпрыгивает максимально высоко толчком одной или двух ног с места, с одного или двух шагов: Руки и ноги во время прыжка широко разведены в стороны, чтобы занять в воздухе как можно большую площадь. Завладев мячом, игрок как бы повисает на нем, после чего резко сгибает руки и туловище вперед, укрывая мяч от соперника. Далее следует приземление на широко расставленные в стороны ноги в готовности начать атаку первой передачей или ведением мяча. При этом мяч следует удерживать на уровне подбородка. Если ловля двумя руками затруднена, защитник может обхватить мяч одной рукой, сразу же подхватывая другой, или отбить его в сторону — свободному партнеру. Это ведет к выигрышу в высоте прыжка до 10 см, но снижает надежность овладения мячом. Кроме своевременности и точности воспроизведения перечисленных действий защитника на эффективность овладения мячом после отскока на своем щите существенное влияние оказывают интуиция и предвидение направления ожидаемого отскока. Большую помощь в приобретении этих качеств игроками может оказать знание статистической вероятности направления отскока мяча в зависимости от карты бросков.

3.3.Особенности методики обучения начальным техническим защитным действиям

Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого - выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Комментарий останавливает внимание обучаемого и на внешних условиях (свойствах снарядов, поведении соперников и т.п.), от которых также зависит успех выполнения действий. Элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, по терминологии М.М.Богена (1985), называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.

Итак, сначала сообщаем задачу обучения и ставим двигательную задачу, способом решения которой предстоит овладеть. Демонстрируем способ решения — изучаемое двигательное действие. Выделяем смысл и ООТ двигательной задачи в способе ее решения. После объяснения способ решения двигательной задачи демонстрируется еще два-три раза. Демонстрация сопровождается словесным комментарием, причем чем ярче, образнее, эмоциональнее речь преподавателя, тем быстрее и прочнее запоминается сообщаемая им информация.

Например:

1)Передвижения в защитной открытой (диагональной) стойке.

Двигательная задача – противодействие нападающему без мяча, находящемуся в позициях первого-второго номера. Демонстрируем двигательное действие. Выделяем ООТ.

ООТ-1 Ноги согнуты в коленях

ООТ-2 Одна нога выставлена вперед

ООТ-3Спина прямая

ООТ-4 Руки согнуты в локтях

ООТ-5 Кисти раскрыты

OOТ-6 Лицом к мячу

Демонстрируем еще раз со словесным комментарием. После чего спортсмен пробует выполнять это двигательное действие в упрощенных условиях с проговариванием вслух важных элементов действия, а затем про себя.

2)Передвижения в защитной закрытой стойке.

Двигательная задача – противодействие нападающему с мячом, находящемуся в позициях первого-второго номера. Демонстрируем двигательное действие. Выделяем ООТ.

ООТ-1 Ноги согнуты в коленях

ООТ-2 Одна нога выставлена вперед

ООТ-3 Спина прямая

ООТ-4 Одна рука вытянута вперед

ООТ-5 Вторая рука вытянута в сторону-вниз

Демонстрируем еще раз со словесным комментарием. После чего спортсмен пробует выполнять это двигательное действие в упрощенных условиях с проговариванием вслух важных элементов действия, а затем про себя.

4.ТАКТИКА ЗАЩИТЫ

Под тактикой игры в защите понимается выбор позиции, целесообразное использование технико-тактичеких приемов и способов взаимодействия с партнерами в защите.

Тактические действия в защите можно условно разделить на фазы:

  1. Восприятие игровой ситуации. Эта фаза имеет решающее значение, т.к. если защитник неправильно понимает ситуацию, т.е. не сумел в ней правильно разобраться, то все последующие действия обречены на провал.

  2. Мысленное решение игровой ситуации. Чем выше игровой и соревновательный опыт, тем меньше трудностей возникает у защитника с поиском решения в различных игровых ситуациях, и, естественно, быстрее находит нужное правильное решение.

  3. Собственно двигательное решение тактической задачи. Быстрота двигательного решения определяется совокупностью быстроты оперативного игрового мышления и собственно уровня технической подготовленности и уровня развития физических способностей.

Тактические действия в защите подразделяются, в зависимости от количества участвующих в них игроков, на группы действий: индивидуальные, групповые(2-3 игрока), командные(4-5 игроков).

4.1. Индивидуальные действия баскетболистов в защите.

Под индивидуальными действиями понимаются самостоятельные действия игроков, направленные на решение отдельных тактических задач и осуществляемые ими практически без непосредственного участия партнеров.

Индивидуальные действия в защите против нападающего без мяча. При опеке нападающего без мяча защитник должен решить две основные проблемы: как не дать нападающему получить мяч в позиции, удобной для выполнения прицельного броска, и в то же время активно участвовать в системе коллективной, командной защиты.

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча, находящемуся в позициях первого-второго номера.

Основное положение (выбор места) на площадке игрока защищающийся команды, если нет специальных установок тренера, можно образно определить, как положение своеобразного «экрана» между нападающим и своим кольцом. Защитник играет в открытой стойке (диагональной, одна нога выставлена вперед) лицом к мячу (контролируя, таким образом, передвижения мяча и своего нападающего), чтобы вовремя среагировать на передачу своему подопечному и попытаться перехватить мяч или участвовать в групповых противодействиях – подстраховке, переключении и т.п. При перемещении нападающего по периметру трехочковой линии защитник старается постоянно находиться в этом положении (в положении «экрана»).

В этой позиции возможны и особые ситуации, а именно, в случае опеки нападающего – снайпера противника, которому крайне нежелательно дать получить мяч. В этом случае защитник играет против такого игрока в закрытой стойке. Действия нападающего направлены на максимальное противодействие в получении соперником мяча на удобной, на его «коронной» позиции, с которой этот игрок любит атаковать и имеет высокий процент попаданий. Кроме того, необходимо учитывать и уровень скоростных возможностей защитника: чем ниже скоростные возможности, тем дальше защитник должен располагаться от нападающего.

Если подопечный защитника не обладает стабильным броском из-за трехочковой линии, то тогда защитник активно включается в систему командной подстраховки и имеет возможность довольно далеко уходить от опекаемого нападающего, особенно когда тот находится в двух передачах мяча (или на стороне подстраховки).

Выбор места при игре в защите против нападающего без мяча в позиции третьего номера (в углу площадки).

Отличие в опеке игрока, находящегося на фланге, заключается в том, что в этом случае нападающий находится ближе к кольцу и представляет большую угрозу для защищающейся команды. При опеке нападающего, действующего на фланге, защитник руководствуется теми же принципами, что при опеке нападающего в глубине площадки, но в данном случае возможно положение, когда приходится опекать нападающего, когда тот находится «в двух передачах» от мяча. Под этим понимается положение игрока, которому можно передать мяч без угрозы перехвата только двумя передачами: первая промежуточная, вторая конкретно этому игроку. В этом случае защитник может располагаться на 1-2 шага дальше от своего нападающего и принимать более активное участие в коллективной защите – подстраховке.

Кроме того, необходимо учитывать, что в этой позиции защитник более активно должен участвовать в подстраховке центрового игрока соперника(пятого номера), т.к. в подавляющем большинстве случаев эти игроки располагаются в нижней части трехсекундной зоны.

Активная помощь защитника в позиции третьего номера в игре против центрового игрока соперника чрезвычайно важна. При современном уровне владения мячом в нападении справиться с защитой центрового в игре один на один без помощи партнеров мало кому удается.

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в позиции пятого номера (на линии штрафного броска; внизу зоны штрафного броска).

Особое внимание стоит уделять знанию и умению опеки нападающего в позиции центрового. Каждый игрок может оказаться в ситуации, когда придется опекать игрока в этой позиции. Такая ситуация возникает, когда нападающий превосходит своего визави в росте или в прыгучести. Это может быть и первый номер, и второй, и 3-4 номер. В этой позиции защитник должен занимать позицию сбоку от нападающего, а в некоторых случаях даже спереди, чтобы не дать ему возможность получить мяч. Если защитнику нужно сменить сторону опеки нападающего в центровой позиции, то он должен перемещаться только перед нападающим, а не за его спиной.

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча, входящего в зону штрафного броска.

Особое внимание требуется уделять отработке противодействия выхода в трехсекундную зону. При попытке нападающего ворваться в зону штрафного броска для получения мяча защитник должен успеть занять место между нападающим с мячом и входящим нападающим, максимально активизируя движения руками с целью не дать сопернику получить мяч внутри зоны. При выходе нападающего из зоны штрафного броска защитник переходит (восстанавливает позицию) в позицию между нападающим и кольцом. Особенностью противодействия любому нападающему, врывающемуся в зону штрафного броска, является необходимость защитных действий в неудобной позиции. В этом случае защитник сосредоточивает свой взгляд на мяче, а нападающего контролирует касанием руки, т.к. то находится у него за спиной, стараясь не дать тому выйти вперед. Проигрыш позиции и предоставление нападающему возможности получить мяч под кольцом приводит практически к 90% случаев или к двум очкам, или к получению защитником персонального замечания.

Переход к опеке нападающего с мячом. Основная задача при переходе защитника от опеки нападающего без мяча к опеке после получения им мяча заключается в выборе позиции, позволяющей противодействовать броску с дистанции, т.к. это главная индивидуальная задача защитника, решению которой никто из партнеров помочь не может. При получении нападающим мяча защитник начинает действовать с учетом возможности нападающим выполнить прицельный бросок. Чем дальше находится нападающий от кольца, тем дальше от него может находиться защитник.

Индивидуальные действия в защите против нападающего с мячом. При опеке нападающего с мячом необходимо рассматривать две ситуации: опека соперника на дистанции, где он не может совершить прицельный бросок( или нападающий не обладает стабильным броском с дистанции), и опека нападающего на дистанции прицельного броска, или нападающий является снайпером, т.е. обладает стабильным броском с высоким процентом попаданий. В первом случае задача намного упрощается, т.к. защитник имеет возможность выбрать позицию немного (на 1-2 шага) дальше от нападающего, и в этом случае у него появляется большее время на ответное реагирование на действия нападающего. Во втором случае, при опеке нападающего с хорошим броском, задача усложняется. Еще более усложняется задача при опеке нападающего, умеющего результативно атаковать как с дистанции, так и проходить к кольцу. Основной задачей при индивидуальном противодействии такому игроку является вынуждение нападающего действовать «слабой» рукой (для правши – левой, для левши – левой; особенно при дриблинге), оттеснение его с удобной, привычной позиции, с которой нападающий любит атаковать, и создание ему некомфортных условий, вынуждающих его отказаться от броска и передать мяч партнерам. Кроме того, необходимо заставить снайпера как можно больше двигаться в поисках мяча (не дать ему получить передачу), т.к. подобные действия довольно часто выводят их из себя и приводят к снижению их эффективности.

Выбор места и способов нападающему с мячом в позиции первого - второго номеров.

Защитник должен передвигаться в закрытой стойке, оказывая давление (прессингуя) на соперника. При нахождении на более дальней дистанции, защитник должен стараться заставить нападающего выполнять ведение «слабой» рукой и таким образом ограничить тому передвижение с мячом.

Выбор места и способов нападающему с мячом в позиции третьего номера.

Особое внимание необходимо обращать на правильный выбор места и действия, с помощью которых защитнику удается закрыть проход нападающему по лицевой линии – это главная задача при противодействии нападающему в этой позиции.

Выбор места и способов нападающему с мячом в позиции четвертого – пятого номеров.

Защитник всегда должен сохранять позицию со стороны мяча сбоку от нападающего или даже спереди нападающего, но, ни в коем случае ,не сзади нападающего, расположившегося в позициях четвертого и пятого номеров, т.к. в большинстве случаев получение мяча ведет к результативной атаке или совершению защитником персональной ошибки.

Выбор места и способа противодействия нападающему с мячом, потерявшему право на ведение мяча. Очень важный элемент защитных действий – это создание активных помех при попытке выполнения передачи мяча партнеру, когда нападающий теряет право на ведение мяча, т.е. становиться неподвижным. Как правило, защитники забывают об этой очень благоприятной игровой ситуации и в результате дают нападающему свободно выполнить передачу. Несмотря на то, что эта ситуация (когда нападающий теряет право на ведение) очень благоприятна для осуществления попытки выполнения перехвата передачи, выполненной в условиях активного противодействия. Защитник, опекающий нападающего с мячом, который потерял право на ведение, немедленно сокращает дистанцию до минимума и активным действиями, угрожая выбивание мяча, старается вынудить нападающего повернуться спиной к площадке с целью укрыть мяч от агрессивного защитника. Таким образом, у него ограничивается поле зрения, и он контролирует взглядом не всю площадку и вынужден сделать неудобную передачу, часто навесную и таким образом создаются условия для перехвата передачи. Главной ошибкой, совершаемой защитниками в этой ситуации, является попытка непосредственно отобрать мяч, которая, как правило, в подавляющем количестве случаев заканчивается получением персонального замечания. В то время как при попытках перехвата передач мяча количество подобных ошибок очень невелико.

Переход к опеке нападающего без мяча. Основное требование к защитникам при опеке нападающего, который выполнил передачу партнеру, - это переход от жесткого противостояния нападающему к более активному участию в системе групповой и командной подстраховки против другого нападающего, который уже получил мяч.

Другая задача возникает у защитника, опекающего нападающего, выполнивший бросок по кольцу. В этом случае защитник активно включается в действия, направленные на овладения мячом, отскочившим от кольца в случае неточного броска. Основное правило в том случае – не сопровождать взглядом полет мяча в сторону кольца, а попытаться отсечь своего нападающего от кольца (занять место вплотную, перед ним и спиной к нему) и не дать тому поймать мяч, отскочивший от кольца.

Действия защитника в численном меньшинстве. Основная задача защитника, попавшего в ситуацию противодействия двум и более нападающим, которая возникает при проведении соперникам успешной контратаки, является попытка замедлить их продвижение к кольцу и дать возможность партнерам успеть вернуться в защиту до проведения прицельного броска. Защитнику следует совершать различные обманные выпады и движения в сторону нападающего с мячом, чтобы заставить нападающих выполнять поперечные передачи и снизить скорость их передвижения. Самому в это время отступать к кольцу, пытаясь выиграть время и предугадать соперника, который будет совершать бросок с тем, чтобы попытаться, сохраняя удобную позицию, противодействовать выполнению броска непосредственно из-под кольца.

4.2. Групповые взаимодействия в защите.

Групповые действия в защите представляют собой взаимодействия двух и трех игроков. Важность высокоэффективных групповых взаимодействий в современном баскетболе трудно переоценить. Уровень владения мячом современных квалифицированных баскетболистов достиг такого значения, в результате которого в ситуации единоборства с защитником нападающий в подавляющем количестве случаев выходит победителем. Более того, при проведении современных комбинаций в нападении предполагается, что в результате их проведения нападающий выводится в ситуацию не один под кольцом, а в ситуацию один на один с защитником.

Высокая эффективность взаимодействий в защите достижима только при синхронных, согласованных действиях всех защитников, участвующих в противодействии любому взаимодействию нападающих. Даже знание и умение индивидуально противодействовать в защите каждого игрока не является гарантией успешных защитных действий, так как главным фактором а подобных действиях является согласованность и своевременность. Это может быть достигнуто только при умении защитников обмениваться информацией, подсказывать возможные варианты действий, т.е. навык не только индивидуально защищаться, но и умение «говорить» при осуществлении защитных действий. Умение разговаривать, подсказывать при игре в защите, кроме того, оказывает психологическое воздействие на соперников, у которых, в этом случае, создается о защищающейся команде представление как о слаженном механизме, который трудно обыграть.

Подстраховка защитника, противодействующего нападающему с мячом. Современный уровень владения нападающими мячом, как правило, не позволяет защитнику достаточно эффективно противодействовать нападающему. Этому способствуют и современные правила, которые за действия в защите предусматривают множество наказаний защитнику. Поэтому первое правило групповых взаимодействий заключается в том, чтобы против нападающего с мячом действовало «1,5» защитника, т.е. один защитник, который опекает нападающего, и второй защитник помогает прикрывать направление (между этими защитниками) возможного прохода нападающего между ними.

Проскальзывание и переключение при противодействии заслонам. Переключение это целесообразные контрдействия двух игроков в ответ на попытку взаимодействия атакующих с использованием одной из разновидностей заслонов. Оно состоит в смене защитниками своих подопечных. Особенно эффективно переключение, когда решение о нем принимает защитник, имеющий возможность лучшего обзора ситуации.

Проскальзывание также является взаимодействием, направленным на нейтрализацию заслонов. Его применение целесообразно, когда для защитников невыгодно использование переключений. Вместо обмена подопечными проскальзывание предусматривает действия, позволяющие игрокам обороны сохранить постоянство в опеке соперников.

Групповой отбор мяча в защите– взаимодействие двух игроков защиты при активной форме игры в обороне. Организация ситуаций группового отбора или «ловушек» — основная цель прессинга. Сущность этого взаимодействия состоит в жестком ограничении маневренности нападающего, владеющего мячом, и создании условий, провоцирующих совершение соперником технической ошибки либо облегчающих обороняющимся выбивание или перехват мяча. Успешность взаимодействия обеспечивается смелыми, агрессивными и взаимно скоординированными действиями защитников «на грани фола».

4.3. Командные взаимодействия игры в защите.

Согласованные действия всех игроков команды в защите обеспечивают надежную оборону своей корзины и создают хорошую основу для успешной игры в нападении. Структурными компонентами командных действий являются рациональные индивидуальные и групповые действия, объединенные единой тактической задачей. Пути решения этой задачи могут различаться. В связи с этим командные действия в защите подразделяются на три вида: концентрированная, рассредоточенная и смешанная защиты.

Концентрированная. Отличительной особенностью концентрированной защиты является ее направленность на предотвращение результативных атакующих действий вблизи своей корзины. Активные защитные действия при этом организуются на ближних подступах к корзине, вынуждая противника к дистанционным броскам с удаленных позиций. В зависимости от принципа построения концентрированной защиты команда может использовать личную или зонную систему игры.

Личная система защиты организуется по принципу «игрок против игрока», т.е. каждому защитнику поручается опека конкретного нападающего, которому он противодействует на любом участке площадки, не удаляясь далеко от корзины. При потере мяча в нападении защитники обязаны как можно быстрее вернуться к своему щиту и «разобрать» соперников в районе трехочковой линии при их приближении.

Основные преимущества такой организации командных действий заключаются в возможностях: распределить защитников в соответствии с индивидуальными особенностями нападающих, выполняемыми ими функциями, уровнем мастерства и физическими данными; организовать жесткое противодействие нападающим на любом участке площадки; установить постоянный персональный контроль над действиями каждого игрока нападения.

Слабые звенья этой системы могут проявиться: при недостаточной функциональной подготовленности игроков обороны и большой подвижности и активности всех нападающих; в случае несогласованности действий игроков против заслонов; в ситуации отсутствия эффективной подстраховки при чрезмерно плотной опеке всех атакующих, без учета их позиции относительно мяча.

Зонная система защиты подразумевает выполнение защитных действий по территориальному принципу, т. е. каждый защитник организует противодействие на порученном ему участке площадки – непосредственно в своей зоне. Он опекает только нападающего, входящего в эту зону. При маневрировании атакующих игроков защитники обязаны «передавать» подопечных партнерам, располагающимся в соседних зонах. Особенно эффективна такая защита: для нейтрализации лидеров соперника; для противодействия проникновению нападающих непосредственно под корзину; против мощных активных центровых.

Преимущества данной системы состоят также в меньшей трате защитниками энергетических ресурсов, хороших возможностях для успешного взятия отскока мяча и организации стремительной контригры. Недостатками считаются: ослабленное «давление» на мяч на дальних подступах к корзине; слабое противодействие дальним и средним броскам мяча; уязвимость при быстром перемещении мяча и игроков; неэффективность при создании нападающими численного преимущества на отдельных участках площадки с последующим переводом туда мяча, т. е. при использовании так называемой «перегрузки».

Рассредоточенная защита. Характеризуется активными действиями защищающихся по всей площадке или на большей ее части с целью срыва атаки соперников уже на ранней стадии развития. Этот вид защиты по сравнению с другими отличается значительной подвижностью и агрессивностью. Соответственно он требует высокой функциональной подготовленности всех игроков обороны, продуманности и слаженности их действий. Рассредоточенная защита реализуется через личный и зонный прессинг. Личный прессинг – наиболее активная форма защиты. Защитники используют личный принцип опеки нападающих. «Разбор» соперников при переходе к ним мяча может производиться двумя способами, где каждый защищающийся: 1) быстро находит «своего» подопечного; 2) мгновенно начинает опеку ближнего к месту его расположения нападающего.

Зонный прессинг – также активная форма игры в защите, организованная по зонному принципу опеки нападающих. Защищающаяся команда развертывает агрессивные противодействия атакующим, расположившись в несколько линий, и начинает давление еще до вбрасывания мяча соперниками. Основные цели согласованных действий обороняющихся – затруднить розыгрыш и продвижение мяча, создать ситуацию группового отбора, провоцировать удобные для перехвата мяча передачи.

Смешанные системы защиты. Эта защита основана на организации действий, когда присутствуют два принципа: личный и зонный. Она применяется против команд, в которых имеются яркие лидеры или «снайперы», над которыми ведется личная опека. Остальные игроки ведут защиту по принципу зоны. Возможны различные варианты смешанной защиты, которые являются творческими разработками на основе изучения манеры ведения игры противником.

4.4.Особенности методики обучения начальным тактическим защитным действиям

Приступая к обучению тактическим действиям, комбинация, системам тренер должен учитывать, что этот процесс намного сложнее, чем обучение техническим приемам игры или воспитание физических способностей. Это объясняется тем, что тактические приемы и действия могут быть освоены только в случае, если инициативные действия отдельного игрока согласованы, соотнесены с действиями остальных партнеров по защите. В процессе обучения тактике защитных действий особое внимание нужно уделять тому, чтобы игроки осознали и поняли значение и сущность взаимодействий в команде, а так же подчиняли свои действия взаимодействиям с другими игроками команды.

Задачи обучения на начальном этапе:

-создание предварительного представления и понятия об изучаемом действии;

-ознакомление с выполнением изучаемого действия в упрощенных условиях.

Ознакомление с предметом обучения начинается обязательно со схематического изображения взаимодействия на демонстрационной доске или в процессе игры, или в замедленном показе по видео. Задачи ознакомления решаются с помощью словесного, наглядного, и метода упражнений.

Если взаимодействие сложное, многоходовое, оно расчленяется на более простые групповые взаимодействия и выполняется без сопротивления шагом, затем медленно бегом. Особое внимание уделяется работе ног и согласованным передвижениям. Для полного ознакомления, чтобы спортсмены глубже прочувствовали взаимодействие, желательно, чтобы они пробовали выполнение на разных местах, то есть в позициях защитника, нападающего, центрового. После выполнения имитации переходят к выполнению взаимодействий в упрощенных условиях, которые заключаются в снижении скорости выполнения взаимодействия, сокращения расстояния между игроками.

Особенно важным в тактической подготовке является формирование индивидуальных защитных действий как фундамента, необходимого для организации эффективных групповых и командных действий в защите.

Упражнения:

Индивидуальные действия в защите против нападающего без мяча.

1.Передвижения в боксерской стойке.

1) игроки выстраиваются на одном конце площадки, между игроками должно быть расстояние, достаточное для маневрирования;

2) тренер подает сигналы: вправо, влево, вперед, назад, стоя на месте;

3) игроки выполняют движения в направлении, указанном сигналом. На протяжении выполнения всего упражнения ноги не должны скрещиваться.

2.Соревнования в защитных передвижениях.

1) игроки выстраиваются вдоль центральной линии, лицом в одном направлении;

2) по сигналу тренера игроки начинают движения приставными шагами вправо до тех пор, пока каждый из них не коснется стены правой рукой. После этого они двигаются приставными шагами влево на исходную позицию. Игрок, первым вернувшийся на место старта, объявляется победителем и выбывает из соревнования. Упражнение продолжается до тех пор, пока не определится самый медленный игрок, на которого при обучении защитным передвижениям следует обратить особое внимание.

3.Сохранение защитной стойки во время движения.

1) игроки образуют пары;

2) игроки в прах становятся по обе стороны центральной линии лицом друг к другу так, чтобы тренеру хорошо было видно всех;

3)игроки принимают положение защитной стойки, одна из шеренг – лидеры;

4) по сигналу тренера лидеры двигаются в любом направлении по своему желанию. Они должны использовать правильную технику передвижений. Другая шеренга игроков, ведомые. Повторяют направление и технику передвижений. Через некоторое время игроки меняются ролями.

Индивидуальные действия в защите против нападающего с мячом.

1.Защитный круг

1) шесть игроков образуют круг;

2) один из игроков передает мяч другому игроку и следует за передачей, начиная опекать игрока, получившего мяч. Игрок получивший мяч, передает его другому игроку и идет вслед за передачей, начиная опекать игрока, получившего мяч.

2.Пердвижения приставными шагами

1)игроки 1,2 и 3,4 находятся на противоположных сторонах площадки;

2)игрок 1 ведет мяч к игроку 3, в то время как вместе с ним передвигается приставными шагами рядом игрок 2,лицом к лицу и пытается отобрать мяч;

3)игроки 3,4 выполняют то же самое в обратном направлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.Специальные знания и двигательные действия как предметы преподавания физического воспитания требуют владения определенными методами обучения. Каждый метод оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с другими методами.

2. В процессе обучения каждому отдельному двигательному действию (независимо от объекта усвоения — действия, операции, так называемой основы техники или ее деталей) можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала: этап начального разучивания, этап углубленного разучивания, этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

3.Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.

4. Индивидуальные защитные действия являются фундаментом эффективных групповых и командных действий в защите.

5. Приступая к обучению тактическим действиям, комбинация, системам тренер должен учитывать, что этот процесс намного сложнее, чем обучение техническим приемам игры или воспитание физических способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://fizkult-ura.ru/sci/basketball/26

  2. http://ballplay.narod.ru/index.htm

  3. http://basketlessons.net/index.html

  4. http://pro-basketball.ru/taktika-v-basketbole/taktika-zashhity.html

  5. http://lit.lib.ru/t/trigorlow_w_w/text_0010.shtml

  6. http://www.magma-team.ru/metody-obucheniya-dvigatelnym-deystviyam.html

  7. http://otherreferats.allbest.ru/sport/00209211_0.html

  8. http://cribs.me/fizicheskaya-kultura/etap-nachalnogo-razuchivaniya-dvigatelnogo-deistviya-tsel-i-zadachi-etapa-sredstva-i-metody-upravlenie-formirovaniem-ood-i-oot

  9. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Academia, 2003. - 479 с.

  10. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе, 2012 - 129с.

 

Просмотров работы: 10684