ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ФВСО ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПАЦИЕНТАМИ НА ОСНОВЕ СОЗИДАЮЩЕЙ ЗАБОТЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ФВСО ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПАЦИЕНТАМИ НА ОСНОВЕ СОЗИДАЮЩЕЙ ЗАБОТЫ

Занько О.В. 1, Островская И.В. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат

В данной статье представлены результаты исследования готовности выпускников ФВСО очно-заочной формы обучения Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова к взаимодействию с пациентами на основе созидающей заботы в современной российской сестринской практике. Анализ результатов анкетирования выпускников – менеджеров и бакалавров – первокурсников, выявил, что менеджеры оценивают свои знания и умения выше, чем бакалавры, при этом возможность реализации менеджеры оценивают ниже, чем бакалавры. Это связано с тем, что при более высоком уровне образования знания и умения выше, и при этом возможность их реализации оценивается объективнее, в связи с лучшим пониманием ситуации, сложившейся в современном российском здравоохранении.

Введение

В последнее время в зарубежной литературе, посвященной сестринскому делу, стали чаще появляться упоминания о теории созидающей заботы Джейн Уотсон, которая зарекомендовала себя, как наиболее актуальная, действенная и перспективная.

С точки зрения Дж. Уотсон, ценности сестринского ухода, знания и умения, направленные на человека, нуждающегося в уходе, в совокупности с внутренними субъективными процессами, которые испытывает каждый индивид в течение жизни и, особенно, в состоянии заболевания – это уникальное искусство исцеления, дополняющее обычную лекарственную терапию. В то же время, этой новой философией и теорией человеческой заботы Дж. Уотсон стремится сбалансировать лечебную направленность медицины, выделяя сестринское дело как уникальную дисциплинарную, научную и профессиональную отрасль, как в отношении непосредственно сестринского ухода, так и в отношении общественного здравоохранения.

Во время обучения на факультете высшего сестринского образования очно-заочной формы обучения, согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 040600 -Сестринское дело с присвоением квалификации – Менеджер, медицинские сестры изучают элементы теории Дж. Уотсон, не только в рамках дисциплины «теория сестринского дела», но и в других дисциплинах, таких как психология, философия, социология и медбиоэтика, но при этом глубина изучения принципов теории Дж. Уотсон не велика.

Мы полагаем, что использование элементов теории Дж. Уотсон в практике сестринского персонала нашей страны будет способствовать улучшению качества оказанию сестринской помощи пациентам, возвращению гуманизма в профессию медицинской сестры, возвращению доверительных отношений между медицинской сестрой и пациентом.

Для данного исследования была поставлена цель провести оценку готовности выпускников ФВСО очно-заочной формы обучения к взаимодействию с пациентами на основе созидающей заботы в современной российской сестринской практике.

Исследование по оценке готовности выпускников ФВСО очно-заочной формы обучения к взаимодействию с пациентами на основе созидающей заботы проводилось на базе Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова (50 чел).

Методы

Для решения поставленных цели и задач исследования была использована анкета Caring Nurse–Patient Interactions Scale, разработанная на основе теории созидающей заботы Д. Уотсон, и переведенная на русский язык, которая состоит из десяти разделов, посвященных таким темам, как гуманизм, надежда на будущее, сочувствие, выражение эмоций, решение проблемных вопрос, взаимоотношения при оказании помощи, духовность, потребности и обучения.

Анкетирование проводилось среди студентов выпускников ФВСО 4-го курса очно-заочной формы обучения, работающих в медицинских учреждениях. В анкетировании приняли участие 50 выпускников ФВСО, очно-заочной формы обучения, из них 10 анкет было отбраковано в связи с неправильным заполнением. Таким образом, в данном исследовании были учтены анкеты 40 медицинских работников в возрасте от 22-х до 54-х лет, работающих в г. Москве.

Также было проведено анкетирование среди бакалавров-первокурсников ФВСО, работающих в медицинских учреждениях. В анкетировании приняли участие 102 бакалавра - первокурсника ФВСО, из них 25 анкет было отбраковано в связи с неправильным заполнением. Таким образом, в данном исследовании были учтены анкеты 77 медицинских работников в возрасте от 18-ти до 60-ти лет.

Анкетируемым было предложено ответить на 70 вопросов, опираясь на собственные знания и умения, применяемые при работе в медицинских учреждениях.

Результаты анкетирования обрабатывались следующими методами:

  1. Метод средней величины. Величина средней дает обобщающую количественную характеристику всей совокупности и характеризует ее в отношении данного признака. Сущность средней заключается в том, что в ней взаимопогашаются случайные отклонения значений признака и учитываются изменения вызванные основным фактором.

Метод статистической обработки данных – Н Критерий Крускела-Уоллеса. Он позволяет выявить степень изменения признака в выборках, не указывая при этом на направление этих изменений.

Результаты исследования

Основываясь на результатах проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что средняя оценка знаний и умений выстраивать взаимоотношения и взаимодействия с пациентами на основе созидающей заботы выше, чем средняя оценка возможности реализации таких отношений в современной российской сестринской практике (рис.1). Это связанно в основном с тем, что в современной системе здравоохранения наблюдается острый дефицит среднего медицинского персонала. В связи со сложившейся ситуацией, медицинские сестры вынуждены совмещать должности, что приводит к повышенной нагрузке и усталости, вызывает синдром эмоционального выгорания и не позволяет в полной мере реализовать эффективное взаимодействие медицинской сестры с пациентом на основе созидающей заботы.

Рис.1 – Анализ средних оценок.

Примечание:

1 позиция - Гуманизм: формирование гуманитарно-альтруистических систем ценностей;

2 позиция - Надежда: внушение надежду на будущее;

3 позиция - Сочувствие: сочувствие к ближнему и другим людям;

4 позиция - Взаимоотношения при оказании помощи, установление отношений доверия и взаимопонимания;

5 позиция - Выражение эмоций, восприятие и поощрение положительных и отрицательных эмоций;

6 позиция - Решение проблемных вопросов, системный подход к решению проблемных вопросов в процессе обслуживания пациентов;

7 позиция - Обучение: поощрение обучения межличностному общению;

8 позиция - Окружающая среда: обеспечение поддерживающего, оградительного и/или коррекционного психического, физического, социального и духовного окружения;

9 позиция - Потребности: оказание помощи в удовлетворении;

10 позиция - Духовность.

Далее для анализа полученных результатов анкетирования применили критерий Н-Крускала-Уоллиса (рис.2). В результате применения данного метода было выявлена выраженность в оценке знаний и умений между четырьмя возрастными группами.Данная выраженность свидетельствует о влиянии возраста на оценку знаний и умений по 9 пунктам, чем выше возраст, тем выше оценка своих знаний и умений выстраивать взаимоотношения с пациентами на основе созидающей заботы. Выраженность возможности реализовать знания и умения по критерию Крускала-Уоллиса обнаружена не была.

Рис. 2–Анализ средних оценок анкетируемых по возрастам на основе выраженности по критерию Крускала-Уоллиса.

Примечание:

3 позиция - Раздел №1 «Гуманизм» - утверждение №3 «Принимать пациентов такими, какие они есть» (0,46);

6 позиция - Раздел №1 «Гуманизм» - утверждение № 6 «Проявлять теплоту и внимание к пациенту и его близким» (0,040);

12 позиция - Раздел № 2 «Надежда» - утверждение № 12 «Помогать пациенту найти мотивацию для улучшения его здоровья» (0,002);

30 позиция - Раздел № 5 «Выражение эмоций» - утверждение № 30 «Не ослаблять свое внимание в трудные для пациентов моменты» (0,024);

31 позиция – Раздел № 5 «Выражение эмоций» - утверждение №31 «Оказывать пациенту помощь в контроле над отрицательными эмоциями» (0,007);

33 позиция - Раздел № 5 «Выражение эмоций» - утверждение №33 «Помогать определить реальные цели, учитывая состояние здоровья пациента» (0,010);

49 позиция - Раздел № 8 «Окружающая среда» - утверждение № 49 «Помогать пациенту чувствовать себя комфортно» (0,028);

55 позиция - Раздел № 9 «Потребности» - утверждение № 55 «Оказывать пациенту помощь в том, что он не может сделать сам»(0,015);

59 позиция - Раздел № 9 «Потребности» - утверждение № 59 «Убеждать родственников и близких в необходимости поддержки пациента (при его согласии)» (0,041).

Так же в результате применения метода критерия Крускала-Уоллиса была выявлена выраженность в оценке знаний и умений между тремя образовательными группами (рис.3). Таким образом, выявленная выраженность свидетельствует о том, что анкетируемый, позиционирующий свое образование как высшее, оценивает свои знания и умения выше, чем анкетируемые с иным образованием. При этом анкетируемые со средне-специальным образованием оценивают свои знания и умения выше, чем анкетируемые с неоконченным высшим образованием. Возможно, это связанно с тем, что анкетируемые, позиционирующие свой уровень образования как неоконченное высшее, более критично оценивают свои знания и умения. Выраженность возможности реализации знаний и умений по критерию Крускала-Уоллиса между тремя образовательными группами выявлена не была, то есть то, как позиционируют свое образование анкетируемые, не оказывает влияние на возможность реализации знаний и умений в сестринской практике.

Рис. 3 – Анализ средних оценок анкетируемых по образовательным группам на основе выраженности по критерию Крускала-Уоллиса.

Примечание:

20 позиция - Раздел № 4 «Взаимоотношение при оказании помощи» - утверждение №20 «Внимательно выслушивать пациентов и их близких» (0,040) и имеет сильную выраженность утверждение №23 «Выполнять свои обязанности и договоренности» (0,007);

23 позиция - Раздел № 4 «Взаимоотношение при оказании помощи» - утверждение №23 «Выполнять свои обязанности и договоренности» (0,007);

34 позиция - Раздел № 6 «Решение проблемных вопросов» - утверждение № 34 «Помогать справиться со стрессовой ситуацией, вызванной состоянием пациента или окружающей обстановкой» (0,014);

38 позиция - Раздел № 6 «Решение проблемных вопросов» - утверждение № 38 «информировать пациента и его близких об имеющихся ресурсах для удовлетворения его потребностей» (0,024);

41 позиция - Раздел № 7 «Обучение» - утверждение № 41 «Доводить до пациента необходимую информацию или информационные ресурсы для принятия обоснованных решений» (0,035);

44 позиция - Раздел № 7 «Обучение» - утверждение № 44 «Предоставлять пациенту возможность оказывать себе определенные услуги самостоятельно» имеет сильную выраженность (0,009);

48 позиция – Раздел № 8 «Окружающая среда» - утверждение № 48 «Понимать, когда пациент хочет побыть наедине» (0,013);

53 позиция - Раздел № 8 «Окружающая среда» - утверждение № 53 «Проверять перед своим уходом, что у пациента есть все необходимое» (0,043).

Сравнив средние оценки как знаний и умений, так и возможности их реализации у выпускников – менеджеров и бакалавров – первокурсников, было выявлено, что менеджеры оценивают свои знания и умения выше, чем бакалавры, при этом возможность реализации менеджеры оценивают ниже, чем бакалавры. Мы можем объяснить это тем, что при более высоком уровне образования знания и умения выше, и при этом возможность их реализации оценивается объективнее, в связи с лучшим пониманием ситуации, сложившейся в современном российском здравоохранении.

Рис. 4 –Анализ средних оценок знаний и умений и возможности реализации взаимоотношений на основе созидающей заботы выпускниками-менеджерами и бакалаврами-первокурсниками.

Примечание:

1 позиция - Гуманизм: формирование гуманитарно-альтруистических систем ценностей;

2 позиция - Надежда: внушение надежду на будущее;

3 позиция - Сочувствие: сочувствие к ближнему и другим людям;

4 позиция - Взаимоотношения при оказании помощи, установление отношений доверия и взаимопонимания;

5 позиция - Выражение эмоций, восприятие и поощрение положительных и отрицательных эмоций;

6 позиция - Решение проблемных вопросов, системный подход к решению проблемных вопросов в процессе обслуживания пациентов;

7 позиция - Обучение: поощрение обучения межличностному общению;

8 позиция - Окружающая среда: обеспечение поддерживающего, оградительного и/или коррекционного психического, физического, социального и духовного окружения;

9 позиция - Потребности: оказание помощи в удовлетворении;

10 позиция - Духовность.

Обсуждение результатов исследования

Таким образом, анализ результатов анкетирования выпускников ФВСО очно-заочной формы обучения выявил следующее:

  1. средняя оценка знаний и умений выстраивать взаимоотношения и взаимодействия с пациентами на основе созидающей заботы выше, чем средняя оценка возможности реализации таких отношений в современной российской сестринской практике;

  2. влияние возраста на оценку знаний и умений: чем выше возраст, тем выше оценка своих знаний и умений выстраивать взаимоотношения с пациентами на основе созидающей заботы;

  3. влияние образования на оценку знаний и умений: анкетируемые с высшим образованием оценивают свои знания и умения выше, чем анкетируемые с иным образованием. При этом анкетируемые со средне-специальным образованием, оценивают свои знания и умения существенно выше чем, анкетируемые с неоконченным высшим образованием.

Выводы

Проведенное нами исследование показало, что:

  1. Средняя оценка знаний и умений выстраивать взаимоотношения и взаимодействия с пациентами на основе созидающей заботы выше, чем средняя оценка возможности реализации таких отношений в современной российской сестринской практике.

  2. При сравнении средних оценок как знаний и умений, так и возможности их реализации у выпускников – менеджеров и бакалавров – первокурсников, было выявлено, что менеджеры оценивают свои знания и умения выше, чем бакалавры, при этом возможность реализации менеджеры оценивают ниже, чем бакалавры. Это связано с тем, что при более высоком уровне образования знания и умения выше, и при этом возможность их реализации оценивается объективнее, в связи с лучшим пониманием ситуации, сложившейся в современном российском здравоохранении.

  3. Даже при том, что анализ программ подготовки менеджеров показал, что в них заложено мало возможностей получить знания и умения взаимодействовать с пациентами в рамках теории созидающей заботы, самооценка знаний и умений выпускников выше. Это говорит о том, что необходимо уделять большее внимание изучению теории созидающей заботы Дж. Уотсон в рамках изучения дисциплины Теория сестринского дела.

Список используемых источников

  1. Двойников С. И., Теория сестринского дела. Учеб. пособие для студентов фак. высш. сестр. образования мед. вузов – 2002-336 с.

  2. Занько О.В., Островская И.В. V Международная студенческая электронная научная конференция "СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2013" Возможность применения теории Джейн Уотсон на практике - ПМГМУ им. И.М.Сеченова - Москва, 2013.- С. 6. http://www.scienceforum.ru/.

  3. Камынина Н.Н., Островская И.В., Пьяных А.В. Менеджмент и ли-дерство: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009 – 528с.

  4. Перфильева Г.М. Сестринское дело: эволюция понятия и развитие теорий. // Медицинская помощь. – 1996.-№4.-C. 3-6.

  5. Перфильева Г.М., Камынина Н.Н., Островская И.В., Пьяных А.В. Теория сестринского дела: учебник. для студентов медицинских вузов. – М. //ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 256с.

  6. Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медицинских вузов. Изд. 2-е, перераб. и дополн. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 288с.

  7. A. Falk-Rafael. Advancing nursing theory through theory-guided practice. Advances in nursing science. vol.28, N. 1, pp.38-49.

  8. C. Vandenhouten, S.Kubsch, M.Peterson, J.Murdock, L.Lehrer. Watson`s Theory of Transptrsonal Caring. Коллекции журналов Emerging Market Journal Collection издательства Lippincott Williams & Wilkins на платформе Ovid SP.

  9. Watson, Jean (2010-10-07). Assessing and Measuring Caring in Nursing and Health Science. Springer Publishing. Kindle Edition.

  10. Watson J. Love and caring. Ethics of face and hand--an invitation to return to the heat and soul of nursing and our deep humanity. Nurs Adm Q. 2003 27(3):197-202.

  11. Watson J. Nursing: human science and human care. A theory of nursing. New York National League for nursing; 1998.

  12. Watson, Jean. The Philosophy and Science of Caring. University Press of Colorado. Kindle Edition. 2008.

Просмотров работы: 1462