АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ КОМПАНИЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ КОМПАНИЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кайгородцева Е.В. 1
1Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пригородные пассажирские перевозки – наиболее массовые железнодорожные перевозки пассажиров, осуществляемые внутри городских агломераций, в пригородных зонах больших городов, а также в промышленных и курортных центрах. Пассажирские перевозки занимают особое место на транспортном рынке. Это обусловлено необходимостью выполнения одной из важнейших гарантий государства, закрепленной в статье 27 Конституции Российской Федерации, - свободы передвижения граждан [2]. Право на свободное передвижение закреплено также в законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [1].

Несмотря на то, что российские железные дороги являются монополистами в пассажирских перевозках, существует ряд трудностей и противоречий, ограничивающих свободное передвижение пассажиров. Транспортные услуги, которые нам предоставляет ОАО «Российские железные дороги», несомненно, важны для каждого потребителя. Зачастую именно от их качества зависят не только наши планы, но жизни. Актуальность темы продиктована тем, что на сегодняшний момент пригородные железнодорожные перевозки находятся на стадии спада и являются убыточными. Среди существующих проблем развития пригородных пассажирских компаний можно выделить, во-первых, низкую доходность компаний, которая зависит от недостаточного спроса потребителей на транспортные услуги, во-вторых, недостаток финансирования со стороны заказчиков данной услуги, которыми выступают субъекты Российской Федерации. Также одной из основных проблем развития является наличие межотраслевой конкуренции на транспортном рынке, которая представляет собой конкуренцию между различными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, автобусным, авиационным, водным и услугами такси). Главный конкурентом выступает автомобильный транспорт, так как параллельно железнодорожным линиям проходят автомобильные трассы. Исходя из вышеперечисленно, можно сделать вывод о необходимости реализации путей для повышения конкурентоспособности железнодорожных пригородных компаний.

Показатели качества пассажирских перевозок

От специфики и качества предоставляемых транспортных услуг зависит уровень удовлетворенности пассажиров, который характеризуется такими показателями качества как информационное обслуживание, скорость передвижения, комфорт, своевременность, безопасность и сохранность багажа.

Показатель информационного обслуживания отражает периодичность доведения до пассажиров сведений, которые необходимы для принятия правильных решений в ходе транспортного обслуживания. У пассажиров должна быть информация об отправлении и прибытии электропоездов; о способах, с помощью которых можно добраться до станций отправления; о средствах связи; об объектах общественного питания и прочих объектах, находящихся на вокзалах и привокзальных площадях.

Скорость передвижения определяется множеством факторов, которые зависят от выбранного вида транспортного средства. Преимущество железнодорожного транспорта заключается в том, что на железных дорогах не бывает пробок, можно четко рассчитать время в пути. Однако в некоторых регионах России (на юге Восточной Сибири и Дальнего Востока) неразвитость сети автомобильных дорог приводит к тому, что пригородное железнодорожное сообщение становится безальтернативным. Исходя из социальной значимости данного вида перевозок, следует выделить ряд причин, препятствующих развитию передвижения электропоездов. Во-первых, это пропускная способность, то есть грамотное построение диспетчерами расписания движения. Во-вторых, требуется обновление электроподвижного состава, что влечет за собой огромные затраты. В-третьих, техническое состояние магистралей не позволяет запустить скоростные и высокоскоростные электропоезда. Здесь стоит отметить, что в некоторых регионах России до сих пор осуществляется перевозка пассажиров с использованием тепловой тяги!

Показатель комфортности характеризует качество услуг, предоставленное пассажирам в начально-конечных и транзитных пунктах в соответствии с утвержденными нормативными документами. К показателю комфортности относят частоту уборки транспортных средств, среднюю величину наполнения салона передвижного средства и помещения, допустимые величины шума и влажности, температуру воздуха в средствах и помещениях, уровень сервиса. Известно, что на сегодняшний день в некоторых видах транспорта пассажирам доступны свободные сети Wi-Fi, а также специальные устройства для просмотра фильмов и других информационных сообщений. Это, безусловно, повышает уровень комфортности пассажиров. К сожалению, на сегодняшний день многие электрички не оснащены такими средствами связи. Существует ряд других внешних факторов, оказывающих влияние на некомфортное пребывание пассажиров в электричках. Речь идет о несанкционированной торговле, осуществляющаяся на вокзалах и в электропоездах. Помимо этого, можно выделить проблему, связанную с реализацией проездных документов. Из-за того, что на станциях работает недостаточное количество касс, образуются очереди в утренние и вечерние часы. Также наличие малого количества электронных устройств по продаже проездных билетов оказывает существенное влияние на уровень комфортности по обслуживанию пассажиров.

Показатель своевременности отражает свойство пассажирских перевозок, обеспечивающее движение транспортных средств в соответствии с объявленным расписанием. К нему относят долю транспортных средств, отправляемых и прибывающих по расписанию, а также средние максимальные интервалы их движения. Известно, что существует задержки своевременной отправки электропоездов согласно расписанию, что приводит к оттоку пассажиров, влияющих на доходы пригородных компаний.

Одной из центральных задач железнодорожного транспорта является обеспечение высокого качества перевозок пассажиров. Ряд крупнейших европейских железных дорог уделяют контролю качества особое внимание.

Финансовое состояние пригородных пассажирских перевозок

По опубликованным данным на конец 2011 года по России расходы составили 78,1 млрд. руб. Это полные расходы без учета инфраструктурных субсидий – 25 млрд. руб., выделенных из Федерального бюджета и с учетом непредъявленных ОАО «РЖД» 9 млрд. руб. Доходы составили 42,7 млрд. руб., следовательно, убытки – 35,4 млрд. руб. [3]. С каждым годом убытки возрастают, а востребованность в поддержании финансирования из федерального бюджета становится все более актуальнее.

Известно, что объемы пассажирских перевозок по стране распределяются неравномерно. В первую очередь это зависит от уровня населения в данном регионе. В качестве группы лидеров можно выделить четыре субъекта Российской Федерации: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. В этих четырех субъектах перевозится 68% пассажиров, доля доходов составляет 66% от общесетевых. В остальных 69 субъектах перевозится 32% пассажиров, доля доходов составляет 34%.

Можно констатировать тот факт, что в целом пригородные пассажирские железнодорожные перевозки были и остаются убыточными. Исходя из платежеспособности населения и социальной значимости пригородных перевозок, тарифы не могут быть установлены таким образом, чтобы полностью покрывать издержки перевозчика. Раньше было перекрестное субсидирование — за счет грузовых перевозок покрывались пассажирские. В ходе реформы инфраструктурную составляющую отделили от перевозочной. Функции перевозчика в пригородном сообщении перешли от ОАО «РЖД» к 26 пригородным компаниям, созданным с участием регионов. В результате тарифы на грузовые перевозки стали расти медленнее, а убытки пассажирских перевозок должны были покрываться за счет бюджетных субсидий.

Важнейшими задачами, стоящими в настоящее время перед ОАО "Российские Железные Дороги", являются повышение экономической эффективности работы пассажирского комплекса, улучшение комфортности и обеспечение безопасности перевозок.

Среди основных целей хотелось бы выделить наиболее значимые:

- обеспечение качественно нового уровня перевозок пассажиров;

- рост пригородных пассажирских перевозок;

- рост доходов от организации движения пригородных электропоездов;

- снижение убыточности пригородных перевозок на данных направлениях с последующим выводом их на должный уровень рентабельности.

Чтобы решить проблему, необходимо установить чёткие, общеобязательные «правила игры» – принять следующие нормативные акты:

  1. Федеральный закон «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации»; принятие указанного закона даст возможность обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат перевозчиков, повысить уровень мобильности населения и качество транспортного обслуживания;

  2. Изменения в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта» в части предупреждения безбилетного проезда;

  3. Приказ Министра транспорта «Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте».

Управление качеством становится одним из наиболее важных направлений, которое необходимо регулировать в рамках пригородного сообщения. Для повышения спроса, удовлетворенности перевозкам и эффективности работы компании следует внедрять новшества и изменения в работу пригородных пассажирских компаний в реалиях современного мира.

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. - № 237. 25 декабря.

  2. Закон РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. - №32. – Ст. 1227.

  3. Шнейдер М.А., Проскурякова Е.А. Рынок пригородных железнодорожных перевозок: управление и экономика: Монография / М.А. Шнейдер, Е.А. Проскурякова. – СПб.: Издательство ООО «Типография «НП-Принт», 2012. -288 с.

  4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://www.gks.ru/

Просмотров работы: 5167