ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аксёнов М.О. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания коллективистских отношений. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.Отношения между школьниками I-II классов обычно устанавливаются педагогами, которые организуют коллективную деятельность детей, распределяют общественные поручения. К III-IV классам у ребенка появляется потребность занять определенное место среди товарищей и соответственно происходит становление детского коллектива как условия и средства воспитания.

Взаимоотношения младших школьников в классе первоначально развиваются как функционально-ролевые отношения между учащимися. Доминирующими основаниями оценок являются ролевые, а не личностные характеристики. Условием формирования взаимооценок в группах младших школьников выступает, прежде всего, учебная деятельность, в процессе которого учащиеся демонстрируют свои возможности и получают общественную оценку со стороны учителя и своих одноклассников. Взаимооценки, в основном, зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель - наиболее референтный для этого возраста взрослый.

Л.И. Уманский различает в развитии коллектива младших школьников следующие этапы: первый этап: найти интересные и нужные общие дела, создать условия каждому воспитаннику для реализации себя в коллективе; второй этап: начало действия органов самоуправления, возникновение отношения ответственных зависимостей, создание актива коллектива; третий этап: коллектив функционирует как субъект воспитания, механизм традиций, общественное мнение как особая форма коллективного мнения. Четвертый этап: новые коллективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности и межличностных отношений.

Программа формирования коллективистских отношений младших школьников включает следующие формы работы: беседа «Что такое коллектив?» Цель: уточнить представления детей о коллективе и закрепить знание ими правил общения с одноклассниками; сформировать представление о том, какими качествами должен обладать каждый член коллектива.

Коллективная игра: «Ты и я…». Цель:.Учащиеся в игровых моментах узнают новое о своих одноклассниках и их увлечениях.

Коллективное творческое дело «Один за всех и все за одного!» Цель: развитие чувства ответственности за порученное дело, взаимопомощи, уважительного отношения к одноклассникам, формированию у детей чувства коллективной радости и доброжелательности. Входе занятия ребята выполняют групповые задания, решают различные ситуационные задачи. Например, «Если ваш друг не выполнил поручение, какие ваши действия?»

Воспитательные возможности детского коллектива определяются содержанием деятельности детей и системой всех отношений, которые организуются в процессе деятельности. Исключительно важно формировать ко всем членам коллектива заботливое отношение, создающее оптимальное положение для каждого ребенка.

Просмотров работы: 4842