САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ: ЗНАЧЕНИЕ, УРОВНИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ: ЗНАЧЕНИЕ, УРОВНИ

Носков Д.А. 1, Носков Д.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организация самостоятельной работы учащихся является неотъемлемой частью процесса обучения, но различны ее характер, формы и руководство со стороны учителя.

Целью нашего исследования быловыявить особенности организации самостоятельной работы учащихся в современной школе. Самостоятельная работа способствует прочному усвоению знаний учащихся по предмету, развитию мышления, познавательных и творческих способностей, формированию устойчивой мотивации к учебной деятельности. К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие: работа с учебной книгой и дополнительной литературой, выполнение практических и лабораторных работ, подготовка докладов, рефератов, презентаций, домашние опыты, наблюдения, творческие задания.

Выделяется 4 уровня самостоятельной работы:

1 уровень - копирующий.Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) указывают, что началом развития ученика является стадия совместного действия или сотрудничества. Центральный для всей психологии обучения момент - возможность в сотрудничестве подниматься на высокую ступень интеллектуальных возможностей.В таком сотрудничестве учитель поднимает школьника до проявления начальных элементов познавательной самостоятельности.

2 уровень – выборочно-воспроизводящий.Способность к самостоятельному воспроизведению основных методов, соответствующих ступени обучения школьника, к выбору и использованию нужного называется выборочно-воспроизводящей самостоятельностью, основным уровнем развития познавательной самостоятельности

3 уровень - творческий. Творческая самостоятельность учащихся в процессе усвоения материала - это способность самим устанавливать рациональные новые (для них) пути овладения знаниями

4. Рефлексивно-оценочный уровень.В этом уровне проводиться обобщение изученного материала и подведение итогов работы по данной теме. Главная цель этого этапа - развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватной самооценки.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть: фронтальной - учащиеся выполняют одно в то же задание; групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной – например, при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей; индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание.

На основе наблюдения и беседы с учащимися 8 класса выявлено отношение их к выполнению самостоятельной работы. В целом все учащиеся к выполнению заданий самостоятельной работы ребята относятся положительно, а при возникающих затруднениях чаще обращаются к одноклассникам, чем к учителю. С большим интересом учащиеся выполняют самостоятельную работу в группе, в меньшей степени их привлекает индивидуальная самостоятельная работа. Основным стимулом в качественном выполнении заданий самостоятельной работы является получение положительной оценки.

Просмотров работы: 1161