ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ДЕТСКИХ ДОМОВ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ДЕТСКИХ ДОМОВ В РОССИИ

Саитова Е.А. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Российском государстве испокон веков сострадали нищим, обездоленным детям, оставшимся без крова и без родителей. Но только после X века, когда произошло Крещение Руси помощь детям-сиротам стала основываться в православной идеологии как акт благодеяния и искупления своих грехов перед Всевышнем. Одной из первых форм социального устройства детей-сирот стали скудельницы – у огромной общей могилы, где хоронили людей умерших от болезней, холода и т.д. (скудельницы) находились сторожки, куда привозились подкидыши и сироты. Презрением детей занимались специально отобранные старцы-скудельники. Сироты находились там за счет подаяний и благотворительности людей. Как бы примитивны ни были эти скудельницы, но именно от них и пошло становление института детских домов в России.

Со времен Киевской Руси православная церковь стала работать с сиротами, предоставляя им кров, питание, одежду и обучение. В X - XI веках не было ни одного храма или монастыря, где не было бы приюта для детей-сирот. Такая система призрения детей-сирот продлилась до XVI века, пока на Стоглавом соборе Иван Грозный не высказал идею о том, что в каждом населенном пункте нужно выявлять обездоленный детей-сирот и определять их на проживание в специально созданные богадельни, где бы им был обеспечен уход, воспитание, обучение и оказание медицинской помощи1. Но это на государственном уровне оказалось сделать непросто. Чем больше был населенный пункт, тем сложнее было выявлять беспризорников, т.к. определенной системы по выявлению детей-сирот, обитающих на улице, в то время еще не существовало. И в итоге рост беспризорных детей вырос до такой степени, что это стало настоящим бедствием для всей России. Чтобы хоть как-то бороться с этой проблемой царь Федор Алексеевич учредил приюты-дворы, где детей-сирот обучали наукам, ремеслам, но, к сожалению, и это не принесло результатов из-за того, что в то время сиротами чаще становились дети при живых родителях. Это были так называемые незаконнорожденные дети, которых из-за строгости закона (отца ребенка наказывало не только государство, но и церковь) родители подкидывали в те самые приюты-дворы, чтобы скрыть свой страшный грех. И только в правлении Петра дело сдвинулось с мертвой точки. Наконец-то была создана государственная система призрения детей, выделены категории детей, нуждающихся в призрении, разработаны меры борьбы с беспризорниками и урегулирована частная благотворительность. Все эти нововведения были закреплены в законах.

В 1706 году открылись первые приюты куда брали незаконнорожденных младенцев, соблюдая тайну их происхождения. В то время был очень распространен тайный прием детей. Для этого устраивались специальные «гошпитали» около церковных оград. Когда кто-то хотел подбросить ребенка, то в это время его никто не мог увидеть, тем самым человек оставался неизвестным. Из государственной казны выделялись деньги на содержание подкидышей и обслуживающего их персонала. Когда сироты подрастали, их отдавали в богадельни или приемную семью. Мальчиков старше 10 лет определяли в матросы. В это же время Петр вел борьбу с нищенством, из-за которого повышался рост беспризорников. Нищенствующих детей били батогами и отправляли трудиться. Но и это не принесло больших результатов, поэтому государство пошло по другому пути. Теперь помощь стала оказываться нуждающимся матерям этих детей. На смену тайному приему пришел явный. Если женщина нуждалась в помощи, она могла прийти в приют, где ей оказывалась материальная помощь в виде: денег, молока для ребенка, единовременного пособия и т.д. Это снимало необходимость отдавать ребенка в приют. Очень часто женщина оставалась в приюте вместе с ребенком, где получала всю необходимую ей помощь, для того, чтобы растить ребенка. Взамен женщина служила в приюте кормилицей. А когда она решалась уйти из приюта с ребенком, то в течение двух лет она все равно продолжала получать от приюта пособие.

Особое место в истории становления детских домов занимают созданные Екатериной II воспитательные дома2. Это были первые воспитательные дома, где запрещались телесные наказания и обращалось внимание на физическое воспитание детей. В качестве основного метода воспитания использовались игры и забавы с учетом возраста ребенка. В обязанности воспитателей входило учитывать склонности и особенности каждого ребенка. В Петербургском и Московском воспитательных домах детей готовили к будущей трудовой деятельности. Из них готовили: нянь, лекарей, повивальных бабок и т.д. Воспитательный дом считался самостоятельным ведомством и находился под монаршим покровительством. Воспитательные дома существовали за счет средств, получаемых от государства. Но в большинстве воспитательных домов был казарменный режим, воровство и казнокрадство. Попытка внедрения воспитательных домов на территории всего государства закончилась полным крахом. Смертность и заболеваемость детей в воспитательных домах распространялась столь быстро, что по некоторым данным в конце этого эксперимента выжило не более 15% воспитанников3. В результате этого грандиозного провала выживших детей передали на воспитание в крестьянские семьи. После этого государство долгое время не вмешивалось в устройство беспризорников. Так продолжалось до XIX - XX вв.

Из-за нерешенности данной проблемы контингент сирот все более расширялся и включал в себя следующие категории: сироты; внебрачные дети, матери которых являются малоимущими; дети грудного возраста, чьи матери не имеют средств к существованию, либо больны; подкидыши. Чиновники и общественность наконец-то осознали необходимость проведения работы по предупреждению безнадзорности, т.к. большинство родителей в то время вынуждены были покинуть своих детей, потому что находились на заработках. В 1837 году был открыт первый приют именно для таких детей, покинутых своими родителями. В 1842 году был создан опекунский совет. Его главная функция заключалась в том, чтобы присматривать за детьми, остающимися одними в дневное время. А в конце XIX в. открываются специализированные приюты для детей, вступивших на преступный путь. Обязательным условием воспитания детей в специализированных приютах была учеба, а труд не рассматривался в качестве наказания за провинности. Также детей заставляли заниматься самообразованием. Неотъемлемой частью системы был патронат. Но, к сожалению, организаторы таких приютов не получили поддержку от государства. И тогда им пришлось обращаться за помощью к бывшим воспитанникам. Они устраивали новых выпускников на работу, всесторонне поддерживали, предоставляли жилье.

В дореволюционной России заведения для детей сочетали в себе следующие функции: мест заключения; специализированных воспитательных учреждений; сиротских домов. В России очень медленно формировалась сеть благотворительных учреждений, которые охватывали детей с разными проблемами: болезни, сиротство, бродяжничество, безнадзорность. В 1893 году от благотворительной организации «Синий крест» появилось отделение защиты детей от жестокого обращения. Только к концу XIX в. система выявления безнадзорных детей в России превратилась в организованную сеть благотворительных учреждений. В1910 и 1914 году состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы4. Целью этих съездов было оказание помощи в построении воспитательных учреждений для детей-сирот. В Москве при Городской думе был создан Благотворительный совет и Детская комиссия, которая занималась сбором данных обо всех детях-сиротах, бродягах, а также детях с асоциальным поведением. В начале XX в. в России было свыше 19 тысяч действующих попечительских советов, которые распоряжались всеми денежными средствами, идущими на создание учреждений для бедных детей, ночных приютов и столовых и т.д. После 1917 года большевики осудили благотворительность как пережиток капитализма и вовсе запретили ее. Тем самым ещё больше усугубили положение детей-сирот. После всех произошедших катаклизмов (Первой мировой войны, революций и Гражданской войны) сирот, бродяг и беспризорников возросло от 2,5 до 4,5 млн5. Но зато впервые за всю историю Российского государства советское правительство стало бороться с причинами детской беспризорности. Этими вопросами занимались специальные отделы по социальному воспитанию. В 1919 году был основан Государственный совет защиты детей. Он решал вопросы по организации продовольствия и материального обеспечения беспризорников. А в 1921 году советские деятели организовали Комиссию по улучшению жизни детей.

Выявлением и работой с беспризорными детьми занимались не только советские деятели, но и общественность. Беспризорника отравляли в специализированное детское учреждение: детский дом, городок, колонию и коммуну. Если требовалось оказание первой медицинской помощи, то ребенка отравляли в приемно-распределительный пункт. Если было возможным, то беспризорника возвращали родителям, родственникам или отдавали в приемную семью. Несмотря на то, что в стране была тяжелая ситуация, государство все же тратило немалые деньги на борьбу с беспризорниками. В 1935 году была ликвидирована детская беспризорность, чему способствовала активная борьба с ней не только государства, но и общества в целом. Но новые катаклизмы, связанные с Великой Отечественной войной вновь обострили положение беспризорников. Теперь к беспризорникам стали относиться жертвы войны. Для решения этой проблемы государство создавало школы-интернаты для эвакуированных детей, увеличилось количество детских домов для детей воинов и партизанов, туда же попали дети репрессированных родителей. В то время произошло возрождение благотворительности (хотя термин этот не употреблялся). Открывались банковские счета и фонды, куда солдаты и население перечисляли свои сбережения.

Следующим важнейшим этапом в жизнеустройстве беспризорных детей стало создание в системе МВД детских приемников-распределителей, где им выдавалась одежда и питание. По окончании войны устройство беспризорников осуществлялось двумя путями: их устраивали в детское специализированное учреждение (детский дом) или отдавали в семью под опеку или усыновление. Но первый способ был более распространенным, т.к. считалось, что общественное воспитание наиболее полезно для человека. Постепенно менялся и контингент детей, находящихся в детских учреждениях. Они стали пополняться детьми, чьи родители не могли содержать их по разным причинам: болезни, нищеты и т.д.

Следующая веха в истории становления детских домов - 1991 год. Изменение политического и экономического строя общества сделало бродяжничество детей невероятно огромным. Детские дома были заполнены полностью. А матери отказывались от детей прямо в родильных домах. Чтобы ощутить масштабы сиротства в современной Росси можно привести следующие цифры: 1922 г. - 540,0 тыс. детей-сирот, 1945 г. - 678,0 тыс. детей-сирот и 2013 г. – 650,0 тыс. детей-сирот.

История становления института детских домов России длилась не один век и претерпела много неудач прежде, чем прийти к тому, что мы имеем на данный момент. Но, к сожалению, и сейчас во многих детских домах сегодня царят методы, которые больше подходят для тюрем. В некоторых детских домах процветает насилие, алкоголизм и табакокурение; знаменитая система А.С.Макаренко, с помощью которой перевоспитывали даже самых «трудных» детей не нашла отклик в развитии сегодняшних детских домов. И все-таки детские дома в России еще долгое время будут нужны. Благодаря детскому дому дети не скитаются по улицам, имеют кров, питание, одежду, уход, получают образование, занимаются различными видами деятельности, имеют шанс обрести новых родителей.

1 См.: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. [Текст] /Р.Г. Скрынников. - М.: «АСТ», 2001. – 480 с.

2 Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов [Текст] / М.Н. Зуев. - М.: «Юрайт», 2013.- с. 206.

3 Бадя Л.В. История и организация социальной работы в России [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / Л.В. Бадя, Н.В. Елфимова. – М.: Институт социальной работы, 1996. – с. 144.

4 Попова А.И. Социальная защита в России / А.И. Попова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.birskdd.ru/articles/8-russia

5 Там же.

Просмотров работы: 3333