УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Поликарпова Е.М. 1, Тухватуллина М.А. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы. Актуальность выбранной темы о непосредственном участии населения в управлении муниципальным образованием обусловлена тем, что становление современного гражданского общества, а также дальнейшее развитие местного самоуправления связано непосредственно с активностью граждан. В первую очередь это необходимо при решении вопросов местного значения в таких основных формах непосредственного участия, как местный референдум, собрания граждан, муниципальные выборы, обращения в органы местного самоуправления, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление.

Конституционный принцип народовластия предопределил развитие разнообразных форм участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства на всех уровнях публичной власти. Каждый вид взаимодействия на практике имеет большую или меньшую степень эффективности влияния на принятие управленческих и политических решений. Следует отметить, что современная конституционно-правовая институционализация новых форм участия граждан в управлении делами государства является объективной реальностью, которая обусловливает необходимость большого комплексного исследования как традиционных форм участия граждан в управлении делами государства, так и перспектив вовлечения российских граждан в другие процессы, которые напрямую связаны с принятием и реализацией государственных решений.

Эти обстоятельства свидетельствуют об актуальности и своевременности исследования вопроса участия граждан в управлении муниципальным образованием, а также проблем регулирования форм участия граждан Российской Федерации в управлении.

Разработанность темы. Многоуровневый характер участия граждан в управлении населения муниципальными образованиями были рассмотрены в различной научной литературе по общей теории государства и права, социологии, философии, политологии, государственному управлению, юриспруденции. Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды известных теоретиков государственного и муниципального управления таких, как В.В. Яновский, Н.А. Игнатюк, В.Е. Чиркин, В.Б. Зотов.

Объект исследования: участие населения в местном самоуправлении.

Предмет исследования: характер и степень непосредственного участия населения в управлении городом.

Целью исследования является изучение непосредственного участия граждан в управлении муниципальным образованием и выявление существующих проблем.

Реализация заявленной цели предполагает решение задач:

1) рассмотреть понятие муниципального образования и формы участия населения в управлении муниципальным образованием;

2) проанализировать работу депутатов г.Нижнекамска с обращениями граждан;

3) провести социологическое исследование;

4) разработать план решения проблемы.

Гипотеза исследования: Жители Нижнекамска довольно пассивны в управлении городом, мало интересуются политической обстановкой, более того, они с подозрением относятся к процессу управления, не доверяют властям и сопротивляются вовлечению в политику и общественную деятельность, в том числе направленную на улучшение качества их жизни и решение насущных проблем.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. Теоретические аспекты исследования участия населения в управлении муниципальным образованием

1.1 Понятие муниципального образования

Термин «муниципальное образование» появился в связи с появлением Гражданского Кодекса Российской Федерации. Впервые это понятие было употреблено именно в нем. Он был необходим для того, что теперь необходимо было как-то назвать новые субъекты гражданских правоотношений, какими являются городские, сельские поселения и другие территории, где может осуществляться местное самоуправление.

Согласно энциклопедическому словарю экономики и права муниципальное образование в РФ – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.1

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в РФ существуют 5 видов муниципальных образований:2

1) сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень и других населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

2) городское поселение – небольшой город или поселок городского типа, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

3) муниципальный район – несколько поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;

4) городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

5) внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

По состоянию на 1 января 2013 года всего в РФ насчитывается 23 118 муниципальных образований.3

Сегодня никто не будет спорить с тем, что для любых типов управление муниципальными образованиями должно быть четким, хорошо спланированным и грамотным. Управлять социально-экономическим развитием, это значит, что различные субъекты должны согласованно воздействовать на процессы, протекающие в муниципальном образовании. Это нужно для достижения таких целей, как: повышение уровня жизни населения и повышение степени удовлетворения потребностей граждан, качественные преобразования экономической сферы, сохранение окружающей среды. В качестве главного субъекта управления должно рассматриваться население, непосредственно выражающее свои интересы и непременно участвующее в их реализации. Основную роль в организации согласованной работы всех имеющихся субъектов управления (государственных и муниципальных органов власти, предпринимательского сектора и населения) должна выполнять администрация муниципального образования, или так называемое местное самоуправление.

Определение конституционного термина «орган местного самоуправления» (ст.ст. 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132 Конституции РФ) дано в глоссарии Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти».4

Это определение устанавливает следующие признаки отнесения органов власти к органам местного самоуправления:

- наличие полномочий на решение вопросов местного значения;

- отсутствие прав и обязанностей, свидетельствующих о вхождении в систему органов государственной власти.

Термин «выборные» предусматривает, что речь идет об органах, получивших свои полномочия по результатам выборов, т.е. исходя из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».5

Итак, местное самоуправление – власть, которая выбирается населением муниципальных образований из проживающих на данной местности жителей, хорошо осведомленных проблемами своей территории. Безусловно, такое управление реально только людьми, заинтересованными в решении конкретных проблем. Оно будет наиболее эффективным в любом муниципальном образовании.

Управленческие отношения, которые возникают в результате организации и осуществления местного самоуправления, представляют собой основы местного самоуправления. Это отношения присущи местной публичной власти. Среди них выделяют следующие группы отношений: 6

- возникающие в результате деятельности жителей, как социальной общности;

- возникающие по поводу статуса и деятельности органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, то есть как организационная основа;

- возникающие в связи с установлением территориального устройства, как одной из основ местного самоуправления и признаков публичной власти территориальная основа;

- возникающие в связи с формирование экономической основы и экономической деятельности органов местного самоуправления;

- возникающие по поводу формирования нормативной базы местного самоуправления - правовая основа;

- возникающие по поводу формирования теории о местном самоуправления - теоретические основы и т.д.

Все эти и другие закрепленные в законодательстве основы местного самоуправления находятся во взаимодействии и взаимозависимости.

При этом следует отметить, что первоосновой местного самоуправления является человек и социальная общность. В.В. Яновский считает, что, именно человек является первичным субъектом местного самоуправления. Социальная общность состоит из индивидов, из конкретных людей, являющихся субъектами отношений в системе местного самоуправления. Следовательно, социальная основа местного самоуправления является первичной по отношению к другим основам местного самоуправления.7

Социальная основа включает в себя жителей муниципального образования, которые и образуют социально-территориальную (поселенческую) общность, а также функции социального характера. Реализация органами местного самоуправления социальных функций связана с удовлетворением жизненных потребностей населения, важнейшими из которых являются социальные потребности в обеспечении высокого качества жизни, социального здоровья, личной безопасности граждан и т.д. Эти социальные функции являются приоритетными, определяющими для муниципального управления среди всех остальных, в том числе и экономических. В отличие от общества в целом, где экономическое развитие может выдвигаться в качестве главного, в местном сообществе при всех обстоятельствах, в том числе и экстремальных, самым важным является не выживание населения и простое воспроизводство его жизненных сил, а накопление потенциала развития в виде нового качества социальности. Она и составляет основу местной экономики, местного хозяйства и всей экономической и финансовой деятельности.

Социальную природу местного самоуправления закрепляет законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов РФ. Это заключается в том, что местное самоуправление осуществляется обязательно в населенных пунктах, то есть только там, где проживают люди. Кроме того, социальный характер выражен в целой системе прав граждан на местное самоуправление. Каждый житель в отдельности, абсолютно любой, и сообщество в целом обладают правом участия: в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; в местных референдумах; в собраниях; в проведении отзыва депутатов и других выборных должностных лиц; в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях; в осуществлении народной правотворческой инициативы и т.д. Реализуя это права, тем самым, жители становятся участниками процесса управления, которое имеет социальный характер. Социальная общность, являясь субъектом отношений, сознательно обеспечивает все процессы, связанные с осуществлением управления. Действия жителей всегда будут направлены на установление, изменение и прекращение определенной группы прав и обязанностей, образуемых ими других субъектов местного самоуправления, а также субъектов, не формируемых ими, но вступающих с ними в различные отношения.

Таким образом, можно сделать вывод, что местное самоуправление – власть, которая выбирается населением муниципальных образований из своих жителей, хорошо осведомленных проблемами своей территории.

1.2 Формы участия населения в осуществлении муниципальным образованием

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., а также других международных документах закрепляются важнейшие международно-правовые стандарты непосредственного осуществления населением публичной власти. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека определено, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно и посредством свободно им избранных представителей.8

Реализация местного самоуправления как формы публичной власти в Российской Федерации предполагает широкое использование населением форм прямого волеизъявления. Это выражается в конституционно-правовых полномочиях местного самоуправления. В ч. 2 ст. 130 Конституции РФ закрепляется следующее положение: местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.9

В системе местного самоуправления прямое народовластие способствует эффективному решению вопросов местного значения, а также выработке муниципальных правовых актов, имеющих большое общественное значение на любой территории. Разнообразные формы прямой демократии являются связующим звеном между населением, выборными и иными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, эффективным способом оценки деятельности органов и должностных лиц.

В ст. 25 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусматривается возможность осуществления полномочий органов местного самоуправления институтами прямой демократии.10 В поселениях с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом, для осуществления полномочий представительного органа муниципального образования проводится сход граждан, в том числе отнесенных к его исключительной компетенции.

В Законе об общих принципах организации местного самоуправления содержатся следующие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:11

1. местный референдум (ст. 22);

2. муниципальные выборы (ст. 23);

3. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (ст. 24);

4. сход граждан (ст. 25); ,

5. правотворческая инициатива граждан (ст. 26);

6. территориальное общественное самоуправление (ст. 27);

7. публичные слушания (ст. 28);

8. собрание граждан (ст. 29);

9. конференция граждан (собрание делегатов) (ст. 30);

10. опрос граждан (ст. 31);

11. обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32);

12. другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении (ст. 33).

Закон об общих принципах организации местного самоуправления впервые закрепил принципы добровольности и законности осуществления населением местного самоуправления.

Государственные органы и их должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении и участии в осуществлении местного самоуправления.

Самой простой и доступной формой взаимодействия граждан с органами местного самоуправления по всем важным вопросам, на мой взгляд, является работа депутатов с обращениями граждан. Отследить результаты такой работы можно путем анализа документов, собственного наблюдения или анкетирования граждан. Именно эту форму участия граждан в управлении муниципальным образованием, по мнению Чиркина, можно считать самой демократичной и самой распространенной. 12

Игнатюк считает, что работа депутатов не ограничивается работой с обращениями граждан, точно так же, как и население участвует в управлении муниципальным образованием не только посредством взаимодействия с органами власти, но и в других, не менее важных и демократичных формах управления. И в идеале это взаимодействие должно осуществляться в комплексе всего многообразия форм управления.13

Зотов так же считает работу депутатов наряду с территориальными общественными самоуправлениями наиболее демократичной формой участия граждан в осуществлении правотворческой инициативы граждан.14

Все волнующие граждан вопросы можно задать на официальном сайте Нижнекамского муниципального района в разделе «интернет-приемная». Также можно обсудить некоторые вопросы при личной встрече с любым из депутатов. Для этого у каждого депутата есть специально отведенное время. Записаться на прием можно по телефону.

Работу с обращениями граждан в органах местного самоуправления Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан осуществляет Отдел делопроизводства и работы с обращениями граждан, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом Республики Татарстан №10-ЗРТ от 19.02.2007г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан», распоряжением Главы Нижнекамского муниципального района №179 от 22.11.2006г. «Об утверждении служебного регламента органов местного самоуправления «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан» (с изменениями, внесенными Распоряжением от 13.05.2008г. № 87). 15

Организацию личного приема граждан (устное обращение) в органы местного самоуправления района обеспечивают специалисты отдела делопроизводства и работы с обращениями граждан.

Личный прием граждан проводится еженедельно (1 раз в неделю). Для удобства жителей города и района ведется ежедневная запись на прием с 8.00 до 12.00 часов (кроме выходных и праздничных дней).

Специалисты Отдела делопроизводства и работы с обращениями граждан оказывают гражданам информационно-консультативную помощь, и вправе направить заявителя в соответствующее структурное подразделение, в зависимости от тематики вопроса.

Устные обращения граждан на личном приеме берутся на контроль.

Результатом рассмотрения обращения гражданина является разъяснение по существу вопроса, с которым он обратился, либо принятие решения по разрешению поставленного заявителем вопроса.

Работа с письменными обращениями граждан в органах местного самоуправления муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан организуется согласно Федеральному закону от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 16

Гражданин в своем письменном обращении, а также в обращении, поступившем в электронном виде в обязательном порядке указывает наименование органа местного самоуправления, в которое направляет письменное обращение, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждении своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы, либо их копии. Поступившие обращения граждан, подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган местного самоуправления в соответствии с регламентом по ведению автоматизированного делопроизводства.

Если письменное обращение, содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органов местного самоуправления или должностного лица, то оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Таким образом, реализация местного самоуправления как формы публичной власти в Российской Федерации может осуществляться в нескольких формах, однако по мнению ряда авторов книг по государственному и муниципальному управлению одной из самых демократичных и распространенных форм можно считать работу органов местной власти с обращениями граждан.

  1. Основные тенденции развития и проблемы местного самоуправления в Нижнекамске

2.1. Работа депутатов с обращениями граждан на примере г.Нижнекамска

Приемы избирателей, работа с их обращениями является одной из важнейших составляющих деятельности депутатов Нижнекамского городского Совета. Для информирования населения о дате и месте проведения депутатских приемов график опубликовывается в газете «Нижнекамская правда», а также размещен на официальном сайте Нижнекамского муниципального района. Депутаты городского Совета проводят свои приемы, придерживаясь опубликованного графика. В 2012 году в адрес депутатов от избирателей поступило 251 обращение. В своих обращениях избиратели поднимают вопросы улучшения оказания жилищно-коммунального комплекса, благоустройства придомовых территорий и микрорайонов, капитального ремонта жилых домов, трудоустройства, обеспечения жильем, здравоохранения, транспортного обслуживания и др.

Депутатами проводится последовательная работа по выполнению обращений избирателей, оказывается правовая и консультативная помощь. Ряд обращения избирателей, в том числе и коллективные, изучаются с выездом на место, обсуждаются на заседаниях профильных постоянных комиссий.

Так, коллективное обращение жителей, проживающих в одном из новых микрорайонов, об отсутствии в этом районе общеобразовательных школ, детских садов, объектов для занятий спортом для детей, рассматривалось на совместном заседании постоянных комиссий по развитию городской инфраструктуры городского Совета, и по строительству, землеустройству, жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Совета района. На заседании постоянных комиссий депутаты заслушали заместителя руководителя исполнительного комитета, курирующего вопросы строительства. Учитывая, что в данных микрорайонах в основном проживают молодые семьи, получившие жилье по социальной ипотеке, депутаты поручили исполнительному комитету провести работу по информированию населения о дальнейшем развитии территории данных микрорайонов. В целях обеспечения комплексности застройки новых микрорайонов города исполкому было рекомендовано усилить работу по участию Нижнекамского муниципального района в федеральных целевых и республиканских программах по строительству социальных объектов. Совету территориального общественного самоуправления совместно с управлением по делам молодежи и спорту было поручено организовать работу по оборудованию данного микрорайона площадок для занятий детей и молодежи физической культурой и спортом. По результатам рекомендаций депутатов исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района приняты меры по включению строительства детского сада в данном микрорайоне в республиканскую программу. Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан предусмотрено финансирование на строительство детского сада на 260 мест. Также в ноябре текущего года построена современная площадка под открытым небом для активного семейного отдыха с футбольным полем и универсальной площадкой для занятий баскетболом и волейболом, а также тренажерный комплекс.17

Кроме того, благодаря обращениям жителей города по улучшению оказания транспортных услуг населению на городских автобусных маршрутах была также проведена большая работа. По инициативе депутатов было проведено анкетирование населения через официальный сайт Нижнекамского муниципального района, а также среди крупных предприятий города, работников бюджетной сферы, сотрудников и родителей школ и детских садов, ССУЗов и ВУЗов. В анкетировании активное участие приняли общественные организации (совет ветеранов, «Пенсионеры Татарстана»), советы территориального общественного самоуправления. Депутаты изучили мнение своих избирателей с выездом по маршрутам городских автобусов, главы сельских поселений – в населенных пунктах. Всего в анкетировании приняло участие 1085 нижнекамцев.

Учитывая экономическую и социальную значимость пассажирского транспорта, влияние его на качество жизни населения, постоянные комиссии рекомендовали Исполнительному комитету принять дополнительные меры по улучшению организации транспортного обслуживания населения на городских автобусных маршрутах, обеспечить оперативный контроль за организацией работы общественного транспорта. ООО «Нижнекамское ПАТП» в целях улучшения работы предприятия по обслуживанию населения на городских и пригородных маршрутах было поручено детально изучить замечания и предложения, высказанные жителями в ходе проведения анкетирования, принять действенные меры по их выполнению, довести до населения информацию о графике движения автобусов городских маршрутов путем размещения расписания в салонах автобусов, на остановках, а также через средства массовой информации и официальный сайт Нижнекамского муниципального района. По результатам рекомендаций постоянных комиссий транспортными предприятиями приняты дополнительные меры по устранению замечаний и предложения населения, высказанные в анкетах, пересмотрен маршрут движения городских автобусов. Отрыты дополнительные междугородные рейсы. Отделом ГИБДД усилен контроль по недопущению парковок личного автотранспорта на остановках общественного транспорта.

По обращениям избирателей, руководителей учреждений, находящихся на территории избирательного округа, депутатами оказана помощь в ремонте школ, детских садов, библиотек, подростковых клубов, общественных центров микрорайонов. Укреплена материально-техническая база данных учреждений: приобретены мебель, оргтехника, спортивный инвентарь.

По обращениям своих избирателей депутаты оказывают материальную помощь многодетным, малообеспеченным семьям, детям и инвалидам, состоящим на учете в центре социальной помощи семье и детям «Веста», центру «Балкыш», детскому дому, школе для слабослышащих детей «Радуга», обществу слепых.18

Значительное внимание депутатов направлено на поддержку детско-юношеского и массового спорта. По обращениям жителей депутаты оборудовали и отремонтировали хоккейные корты на территориях своих избирательных округов. Для людей с ограниченными возможностями здоровья организованы ежедневные занятия на бесплатной основе в спортивном комплексе «Шинник». Оказывается спонсорская помощь детским футбольным командам, участникам других видов спорта.

Депутатами совместно с советами местного общественного самоуправления и жильцами организовывается работа по благоустройству территорий микрорайнов, озеленению дворов и ремонту пешеходных дорожек.

В начале декабря на официальном сайте Нижнекамского муниципального района завершился сбор предложений по благоустройству городского парка. За месяц от нижнекамцев поступило более 170 идей и предложений. Все результаты социологического опроса, которые будут учтены при разработке концепции благоустройства городского парка, переданы специалистам управления строительства и архитектуры. Они внимательно изучат каждое предложение и лучшие из них будут переданы студентам Казанского архитектурно-cтроительного университета, которые непосредственно займутся разработкой концепции городского парка Нижнекамска. Так, жители Нижнекамска считают, что при возведении парка нужно использовать современные технологии. Многим жителям города хочется видеть обновленный парк местом, где люди могли бы собираться и проводить свой досуг в любое время года, независимо от погоды. Отдельным предложением звучит, что нижнекамцам на месте парка хочется видеть современный парк, напоминающий парк Горького в Москве. Нижнекамцы предлагают на месте парка создать сооружение из стекла с ботаническим садом и экзотическими растениями. Напомним, к 50-летию Нижнекамска, которое будет широко отмечаться в 2016 году, в центре города планируется возвести современный парк отдыха.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что работа с обращениями граждан активно ведется, граждане получают ответы на свои обращения и часто достигают того результата, которого ожидают от взаимодействия с органами власти.

2.2 Анализ взаимодействия граждан с органами местной власти в Нижнекамске

Исследование проводилось в ноябре-декабре 2013 г. среди разных возрастных групп респондентов г. Нижнекамска.

Для отбора респондентов использовался метод квотной выборки. Генеральной совокупностью стало население города Нижнекамск (227 107 человек). Объем выборки – 100 человек, отобранные случайным образом в возрасте от 17 до 65 лет. Все респонденты были опрошены по прилагаемой анкете (Приложение Б).

Методы исследования: анкетирование, обработка и интерпретация результатов. Анкетирование проводилось анонимно.

Данное исследование призвано выявить наличие взаимодействия граждан с органами местной власти.

По результатам исследования выяснилось, что большинство граждан (83%) не участвует в политической жизни города. Чуть меньше людей отказываются принимать участие в общественной сфере (67%).

Действия органов местной власти одобряет 40% опрошенных. 58% не поддерживают. 2 человека затруднились дать ответ на этот вопрос.

С самыми острыми проблемами города 93% респондентов оказались хорошо знакомы. 7% не желают интересоваться этими проблемами.

Варианты ответов на вопрос о том, из каких источников жители города получают информацию, представлены на диаграмме (рисунок 1).

Рисунок 1 – Источники, из которых население получает информацию.

При этом по рисунку видно, что самым популярным источником получения информации о новостях города являются новости по местным каналам. На втором месте оказалось радио и интернет. Далее по популярности идут местные газеты. И лишь 1 человек в комплексе пользуется всеми источниками получения информации.

Большинство опрошенных (87%) считает, что информация о жизни города доступна всем гражданам.

На вопрос: «Доверяете ли Вы органам местной власти», ответы распределились следующим образом: скорее да, чем нет – 27%; скорее нет, чем да – 64%; нет – 9%.

Абсолютное большинство опрошенных (63%) считает, что принимать участие в управлении городом населению мешает нежелание населения участвовать в управлении городом. 15% считает, что причиной неучастия в управлении городом является нежелание органов власти взаимодействовать с населением. Также были ответы, что у населения нет времени на то чтобы заниматься чем-то кроме своей работы (учебы), семьи. Кто-то сказал, что нет смысла всем желающим управлять городом, что каждый должен заниматься своим делом. Несколько человек ответили, что не обладают достаточной информацией о том, как и в какой форме можно принимать участие в управлении муниципальным образованием.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью подтвердилась. Жители Нижнекамска довольно пассивны в управлении городом, мало интересуются политической обстановкой, более того, они с подозрением относятся к процессу управления, не доверяют властям и сопротивляются вовлечению в политику и общественную деятельность, в том числе направленную на улучшение качества их жизни и решение насущных проблем.

2.3 Рекомендации по активизации участия населения в управлении муниципальным образованием

Сущность и назначение местного самоуправления - это взаимодействие муниципального управления с населением. Взаимодействие – это самостоятельная деятельность заинтересованного населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Эта деятельность признается и гарантируется Конституцией, а также историческими и иными местными традициями. Ответственность за свою деятельность население несет само.

Из этого следует, что тесное взаимодействие местной власти с населением управляемой территории не просто желательно, но является законодательным императивом. Однако подробный анализ показывает, что этого взаимодействия недостаточно.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сыграл позитивную роль в процессе становления важнейшего института демократии. Этот закон конкретизировал конституционные нормы и заложил правовую базу формирования демократической местной власти.

По результатам исследования выяснилось, что не все граждане участвуют в управлении муниципальным образованием. Для активизации участия граждан в управлении городом, нужно обратить внимание на то, что сами граждане считают препятствием в этом деле.

В первую очередь необходимо больше давать информации о том, как и в каких формах населению можно участвовать в управлении городом. По личному опыту могу сказать, что информации на эту тему практически нет. Хотя проблемы у города есть, и с ними все хорошо знакомы, у населения нет желания взаимодействовать с органами местной власти. В этом виноваты обе стороны.

Отдельно стоит сказать, что местные власти должны постоянно заботиться о своей репутации и имидже политиков, так как имидж муниципальной власти может формироваться субъективно, на основе отношения населения к отдельному лидеру. Образ одного политического лидера выступает как олицетворение власти всего муниципального образования. Об этом необходимо помнить всем представителям органов местной власти. И если уж население может по отдельной персоне судить обо всей системе муниципальной власти, то пусть они смотрят на сильных, харизматичных лидеров.

Если граждане сами будут участвовать в жизни города и увидят некоторые процессы и некоторых людей, решающих проблемы населения своими глазами, тогда и доверия органам власти будет больше.

Нужно донести до населения, что органы власти заинтересованы в решении вопросов населения. Для этого надо освещать в источниках получения информации больше примеров этого взаимодействия. Показывать в новостях обычных людей, которым небезразлична судьба города, создать таким людям позитивный образ, показать конкретные примеры. Тогда люди, увидев, что проблему его соседа решили, тоже захотят попробовать и проверить на себе, помогут ли им.

Если все же население решится попробовать участвовать в управлении городом, необходимо, чтобы после такого взаимодействия у человека осталось приятное впечатление о работе с органами власти. Тогда человек, получивший помощь, и другим людям будет рассказывать о том, как полезно и совсем не хлопотно работать с местными чиновниками. Тогда люди перестанут бояться быть вовлеченным в политику и общественную жизнь города и будут делиться друг с другом результатами своих действий. А сарафанное радио, как известно, в народе работает очень хорошо.

Основой любого процесса работы органов местной власти является инициатива населения.

Создание условий для участия жителей в решении местными органами власти проблем населения - главная цель работы с населением. Для того, чтобы организовать участие населения в решении вопросов местного значения, требуется создать определенные условия. Например, правовые документы по формам участия жителей в местном самоуправлении должны соответствовать требованиям законодательства и быть доступны для всех жителей муниципального образования. Должно быть организовано постоянное наличие структур (специалистов) по всем сферам жизни и их материально-техническое обеспечение. Жителям должна поступать своевременная, доступная и полная информация о планируемой и осуществляемой деятельности органами власти и условия участия в этом населения.

Также необходимо стимулировать активность населения, применяя такие формы поддержки и стимулирования активности жителей, как муниципальные гранты, звания, премии, конкурсы и прочее.

Составляющей частью структуры местного самоуправления являются политические партии и общественные объединения, которые выступают катализаторами социальных процессов. Именно они оказывают определённое влияние на общественное мнение. Органы местного самоуправления должны тесно сотрудничать с ними по вопросам, касающимся социально-экономического развития территории и жизнеобеспечения населения, так как такое взаимодействие способствует формированию гражданского мира и согласия, а также снижению социальной напряжённости и обеспечению общественного правопорядка.

Органам местной власти необходимо больше и чаще проводить и своевременно информировать людей о различных совещаниях, собраниях, встречах, «днях открытых дверей» в органах местного самоуправления; общественных форумах, «круглых» столах, конференциях, съездах представителей органов территориального общественного самоуправления, «неделях местной демократии», информационных часах по актуальным вопросам местного самоуправления с приглашением представителей политических партий и общественных объединений; научно-практических конференций и многих других совместных мероприятиях, способствующих сближению двух сторон. С каждым разом такие мероприятия будет посещать все большее количество небезразличных граждан.

Таким образом, можно сказать, что для активизации населения в управлении муниципальным образованием, требуется не так много материальных средств, но больше времени и действий со стороны муниципалитета и СМИ.

Заключение

Рассмотрев понятие муниципального образования и формы участия населения в управлении муниципальным образованием, можно сделать вывод, что муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Местное самоуправление – власть, которая выбирается населением муниципальных образований из своих жителей, хорошо осведомленных проблемами своей территории.

Каждый житель в отдельности и сообщество в целом обладают правом участия: в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; в местных референдумах; в собраниях; в проведении отзыва депутатов и других выборных должностных лиц; в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; в осуществлении народной правотворческой инициативы и т.д. При этом жители становятся участниками процесса управления, которое имеет социальный характер. Социальная общность, являясь субъектом отношений, сознательно организует все процессы, связанные с осуществлением управления. Действия жителей направлены на установление, изменение и прекращение определенной группы прав и обязанностей, образуемых ими других субъектов местного самоуправления, а также субъектов, не формируемых ими, но вступающих с ними в различные отношения.

В Законе об общих принципах организации местного самоуправления сказано о следующих формах непосредственного осуществления населением местного самоуправления: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан; ,правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

В городе Нижнекамске приемы избирателей, работа с их обращениями является одной из важнейших составляющих деятельности депутатов Нижнекамского городского Совета. Депутаты городского Совета проводят свои приемы, придерживаясь графика. В своих обращениях к депутатам граждане поднимают вопросы улучшения оказания жилищно-коммунального комплекса, благоустройства придомовых территорий и микрорайонов, капитального ремонта жилых домов, трудоустройства, обеспечения жильем, здравоохранения, транспортного обслуживания и др.

Депутатами проводится последовательная работа по выполнению обращений избирателей, оказывается правовая и консультативная помощь. Ряд обращения избирателей, в том числе и коллективные, изучаются с выездом на место, обсуждаются на заседаниях профильных постоянных комиссий.

Таким образом, становится понятно, что депутаты готовы сотрудничать с населением, а активные граждане, которые идут со своими проблемами к органам местной власти, в большинстве случаев получают реальную помощь.

Проанализировав непосредственное участие граждан в управлении муниципальным образованием, стало понятно, что жители Нижнекамска довольно пассивны в управлении городом, мало интересуются политической обстановкой, более того, они с подозрением относятся к процессу управления, не доверяют властям и сопротивляются вовлечению в политику и общественную деятельность, в том числе направленную на улучшение качества их жизни и решение насущных проблем.

Главным решением проблемы нежелания населения участвовать в политической и общественной жизни можно назвать создание благоприятных условий для взаимодействия граждан с органами власти. Такие условия могут заключаться в доступной и полной информации о формах и способах взаимодействия горожан с властями; освещение проблем граждан в местных источниках получения информации и их конкретное решение; создание позитивного образа человека, участвующего в управлении муниципальным образованием путем публичного поощрения, признания, выражения благодарности, присуждением званий, грантов и т.п. Органы местного самоуправления должны больше уделять внимание просьбам, предложениям и пожеланиям населения. Тогда население будет знать, что желание горожан для органов власти важно, ценно и мнение абсолютно любого гражданина будет учтено при решении каких-либо вопросов. Горожане будут понимать, что они тоже причастны к процессу управления и будут испытывать гордость и чувствовать ответственность за все то, что происходит там, где они живут.

Список использованной литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека, 1948 года

  2. Конституция РФ, ч. 2 ст. 130

3. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года

4. ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

5. ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года

6. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. "Муниципальное право: учебник для вузов", 2-е издание, стереотипное. "Юстицинформ", 2005

7. Игнатюк, Павлушкин «Муниципальное право». Учебное пособие. / М.: Юстицинформ, 2007

8.Чиркин В.Е. «Система государственного и муниципального управления» Учебник, 2005, 379 стр.

9. Яновский В.В., Кирсанов С.А. «Государственное и муниципальное управление», — Учебное пособие. — М.: КноРус, 2013. — 202 с.

10. Система муниципального управления. Под ред. Зотова В.Б., СПб.: 2005. - 493 с.

11.Энциклопедический словарь экономики и права, http://onlineslovari.com/entsiklopedicheskiy_slovar_ekonomiki_i_prava/

12. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты https://edu.tatar.ru›upload/images/files/

13. Официальный сайт Нижнекамского муниципального района

http://www.e-nizhnekamsk.ru/news

Приложение А

Программа социологического исследования степени участия населения в управлении городом Нижнекамском

Современная теория и практика убедительно показывают, что развитое гражданское общество и правовое государство немыслимо без эффективного местного самоуправления.

За последние два десятилетия в нашей стране накоплен определенный теоретический и практический опыт по институционализации местного самоуправления. Принят целый ряд законодательных актов, стимулирующих его развитие, укрепляются финансово-экономические основы и т.п. Однако нельзя пока считать, что местное самоуправление в полной мере утвердилось в нашем обществе. Остается еще много нерешенных вопросов в сфере законодательства, низкой остается финансовая обеспеченность. Не случайно именно эти вопросы находятся в центре внимания ученых и практиков.

Вместе с тем, не меньшего внимания заслуживают социальные составляющие данного института. Без их учета местное самоуправление вряд ли разовьётся в полноценный социально-политический институт общества. Прежде всего, речь идет о главном субъекте местного самоуправления – местном сообществе или местном населении. Пока этот социальный субъект во многом пассивен.

Причины такой пассивности кроются не только в настоящем, но и в историческом прошлом страны. При советской системе управления отношения граждан и власти строились одновременно на вере во власть и её боязни. Политическая, экономическая, духовная и общественная активность граждан направлялась сильной и авторитетной властью, но при этом граждане ожидали от государства предоставления реальных благ и решения насущных проблем, определения будущего развития. Данные меры способствовали сплочению общества на основании единой идеологии, схожих ценностей и жизненных ориентиров.

Современное государство тотально не контролирует многие сферы, отказалось от регулирования многих направлений жизни и граждане столкнулись с новым видом политической ответственности, требующим совместной работы с органами власти. При этом граждане по-прежнему продолжают с большим подозрением относятся к политическому процессу и сопротивляются вовлечению в политику и общественную деятельность, даже направленные на решение их собственных проблем.

Для исследования был выбран город Нижнекамск республики Татарстан.

Объектом настоящего исследования стало население данного города. Население является многонациональным и насчитывает 227 107 человек (по данным на июль 2010 года).

Предметом выступили характер и степень непосредственного участия населения в управлении городом Нижнекамском его жителями, степень их сознания себя участниками самоуправления, отношение к представителям власти, проблемы управления, существующие в городе.

В настоящем исследовании ставилась следующая цель: изучить с помощью социологического исследования наличие взаимодействия граждан с органами местного самоуправления.

Исходя из цели были поставлены задачи:

- определение личных данных объекта исследования;

- определение характера участия в общественной и политической жизни города;

- определение отношения к существующему положению дел в сфере самоуправления;

- определение интереса к делам в городе;

- определение наличия доверия органам власти;

- выявить возможные проблемы во взаимодействии жителей с органами власти.

Была выдвинута следующая гипотеза:

Жители Нижнекамска довольно пассивны в управлении городом, мало интересуются политической обстановкой, более того, они с подозрением относятся к процессу управления, не доверяют властям и сопротивляются вовлечению в политику и общественную деятельность, в том числе направленную на улучшение качества их жизни и решение насущных проблем.

Основная процедура исследования – опрос с помощью анкеты, рассчитанной на самозаполнение респондентами. Опрос проводился в городе Нижнекамск в ноябре 2013 года. Для отбора респондентов использовался метод квотной выборки. Генеральной совокупностью стало население города Нижнекамск (227 107 человек). Объем выборки – 100 человек, отобранные случайным образом. Анкета социологического опроса представлена в приложении Б.

Рабочий план исследования.

Мероприятия

Срок выполнения

Исполнитель

Примечания

Составления программы исследования

Октябрь

Поликарпова Е.М.

 

Составление анкеты

Октябрь

Поликарпова Е.М.

 

Определение генеральной совокупности

Октябрь

Поликарпова Е.М.

 

Тиражирование бланков анкеты

Ноябрь

Поликарпова Е.М.

100 экземпляров

Распространение анкеты среди представителей генеральной совокупности

Ноябрь

Поликарпова Е.М.

 

Сбор заполненных анкет

Ноябрь

Поликарпова Е.М.

 

Обработка полученной информации

Ноябрь

Поликарпова Е.М.

 

Анализ полученных данных

Ноябрь

Поликарпова Е.М.

 

Выработка практических рекомендаций

Декабрь

Поликарпова Е.М.

 

Логическая структура инструментария

Операциональ-ные понятия

Индикаторы

Тип шкалы измерения

Номер вопроса в инструмента-рии

1.Социально-демографические характеристики

Возраст

Число лет

Интервальная

1

Образование

Уровень образования

Ранговая

2

Национальность

Этническая общность, к которой относит себя человек

Номинальная

3

2. Характер участия в общественной и политической жизни города

Участие в общественной жизни города

Степень участия жителей в общественной жизни

Номинальная

4

Участие в политической жизни города

Степень участия горожан в политической сфере

Номинальная

5

3. Отношение к существующему положению дел в сфере самоуправления

Одобрение населением политики местной власти

Согласие или несогласие с деятельностью органов власти

Ранговая

6

4. Интерес к делам в городе

Информированность о текущих делах

Наличие информации о проблемах города

Ранговая

7

Полнота получения информации

Уровень доступности получения информации

Ранговая

8

Источники информации

Виды источников получения информации горожанами

Номинальная

9

5. Наличия доверия органам власти

Доверие населения органам местной власти

Уровень доверия

Ранговая

10

6. Проблемы во взаимодействии жителей с органами власти

Проблемы взаимоотношений между населением и органами власти

Вид проблем

Номинальная

11

Приложение Б

Анкета социологического исследования

Просим Вас ответить на вопросы проводимого в городе Нижнекамске социологического исследования. Отметьте любым способом вариант ответа в анкете. Ответы являются анонимными, результаты исследования будут использованы в обобщенном виде.

  1. Ваш возраст:

а) до18 лет

б) 18-25 лет

в) 25-35 лет

г) 35-50 лет

д) старше 50 лет

2. Ваше образование:

а) неполное среднее

б) среднее

в) средне-специальное

г) неоконченное высшее

д) высшее

3. Ваша национальность

а) русский

б) татарин

в) украинец

г) другое

4. Участвуете ли Вы в общественной жизни города?

а) да

б) нет

5. Участвуете ли Вы в политической жизни города?

а) да

б) нет

6. Одобряете ли Вы действия органов местной власти?

а) да, почти всегда

б) нет

в) затрудняюсь ответить

7. Хорошо ли Вы знакомы с самыми острыми проблемами города?

а) да

б) нет, но хотел бы их знать

б) нет, я не интересуюсь проблемами города

8. Считаете ли Вы, что информация о жизни города доступна всем гражданам?

а) да

б) нет

9. Из каких источников Вы получаете информацию о городе?

а) местные газеты

б) новости по местным каналам

в) интернет

г) радио

д) рассказы знакомых и близких

е) все вышеперечисленное

ж) не интересуюсь

10. Доверяете ли Вы органам местной власти?

а) скорее да, чем нет

б) скорее нет, чем да

в) нет

11. Как Вы считаете, что мешает населению города принимать участие в управлении городом?

а) нежелание органов власти взаимодействовать с населением

б) нежелание населения участвовать в управлении городом

в) другое, укажите __________________________________

1 Энциклопедический словарь экономики и права, http://onlineslovari.com/entsiklopedicheskiy_slovar_ekonomiki_i_prava/

2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года

3 https://edu.tatar.ru›upload/images/files/

Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты

4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

5 ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года

6 "Муниципальное право: учебник для вузов", 2-е издание, стереотипное. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. "Юстицинформ", 2005

7 Яновский В.В., Кирсанов С.А. «Государственное и муниципальное управление», — Учебное пособие. — М.: КноРус, 2013. — 202 с.

8 Всеобщая декларация прав человека, 1948

9 Конституция РФ, ч. 2 ст. 130

10 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 25

11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»

12 «Система государственного и муниципального управления» Учебник, Чиркин В.Е. 2005, 379 стр.

13 Муниципальное право. Учебное пособие. Игнатюк, Павлушкин/ М.: Юстицинформ, 2007

14 Система муниципального управления. Под ред. Зотова В.Б., СПб.: 2005. - 493 с.

15 http://www.e-nizhnekamsk.ru/news/252/19795/

Официальный сайт Нижнекамского муниципального района

16 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

17 http://www.e-nizhnekamsk.ru/news/252/19796/

Официальный сайт Нижнекамского муниципального района

18 http://www.e-nizhnekamsk.ru/news/250/12795/


 

Просмотров работы: 22950