ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Зайнетдинова В.С. 1, Губина Н.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ХХI веке приоритетами развития России становятся инновации, развивающие научные знания, технологии, услуги. Пытаясь осуществить рывок в научно-техническом развитии, Россия нацелена на системное внедрение достижений науки в промышленность и активизацию инновационной деятельности предприятий. Всё это возможно только при наличии достаточного количества высококвалифицированных кадров, поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года подчеркивается, что для «противодействия угрозам экономической безопасности силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацелены на поддержку государственной социально-экономической политики, направленной на ... усиление интеграции науки, образования и производства».1 Именно такая интеграция способна обеспечить страну необходимым кадровым потенциалом и наукоёмкими инновационными технологиями. Особая роль в процессе интеграции отводится вузам, которые должны активно участвовать в развитии национальной экономики путем реализации программ обучения высококвалифицированных, компетентных, инициативных специалистов, способных внедрять в производство инновационные продукты и обеспечивать непрерывное развитие производства; и интенсивной научной деятельности, заключающейся в разработке инновационных технологий, продуктов и услуг.

Как отмечают исследователи, необходимый в современном обществе качественный уровень подготовки специалистов можно обеспечить в том случае, если модернизация системы образования будет основываться на сокращении разрыва между содержанием образования, технологиями подготовки будущих специалистов, всей структуры и инфраструктуры образовательной сферы и потребностями рынка труда. Следовательно, зависимость темпов развития экономики страны от уровня и масштабов развития системы образования, требует становления институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития качественной составляющей трудовых ресурсов с потребностями рынка труда, что требует поиска новых форм и методов их взаимоотношений.

Кроме того, взаимодействуя между собой, вузы и предприятия не только обеспечивают экономическое развитие страны, но и получают ряд преимуществ. Реализуя свои социально-экономические потребности вуз, как участник интегративного взаимодействия, повышает свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, получает альтернативные источники финансирования своей образовательной и научной деятельности; а предприятия приобретают специалистов, выпущенных учреждениями профессионального образования, с соответствующими практическими и теоретическими знаниями и навыками, развитыми профессиональными качествами, обладающих высокой работоспособностью, позволяющими обеспечить высокую производительность труда, снизить непроизводственные затраты предприятия на переподготовку кадров, повысить конкурентоспособность предприятия.2

Потребности инновационного развития России, обозначенные выше, делают актуальными исследования процессов и форм интеграции вузов и промышленных предприятий. Если предполагается, что взаимодействия этих организационных структур должны быть не одноразовыми, а постоянными, то в качестве исследовательского, на наш взгляд, наиболее подойдёт институциональный подход.

Как отмечает Н.А. Асаул, институциональная структура общества это те рамки, в которых субъектам дозволено или нет совершать действия – рамки, заданные законами, их ожиданиями о жесткости соблюдения законов, рамки, определяющиеся обычаями и их ожиданиями относительно поведения других субъектов, игнорированиям ими нарушений обычаев, традиций, законов либо нет. Наконец, это могут быть рамки, задаваемые технологиями3.

Таким образом, при исследовании взаимодействия вузов и предприятий может быть выдвинута гипотеза, что совершенствование связей этих социальных институтов может быть обеспечено наличием у каждого субъекта полной информации обо всех участниках, действующих в данном процессе. С учетом усиления знаниевой составляющей современного этапа развития общества, эту гипотезу нужно дополнить предположениями неполноты (несовершенства) информации и отсутствием абсолютной её доступности. Отсюда же следует предположение, что субъекты стремятся оценивать не сегодняшнее, а ожидаемое состояние дел, то есть имеет значение фактор ожидания.

Интерпретация категории «взаимодействие», приведённая в философском энциклопедическом словаре, позволяет рассмотреть его в двух смыслах. В широком смысле взаимодействие – объективная и универсальная форма движения любой социально-экономической системы. В узком понимании данный термин имеет значении «взаимосвязь», «согласование». Таким образом, взаимодействие можно определить как согласованную деятельность различных субъектов социальной среды.

Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи, при этом свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Институциональные взаимодействия рассматриваются, как взаимодействия одного или нескольких формальных институтов с другими формальными институтами.

Выделяют три основных направления исследования взаимодействия.

Во-первых, исследование процессов взаимодействия различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одного объектом другого.

Во-вторых, исследование взаимодействия как интегрирующего фактора, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности

В-третьих, исследование взаимодействия как отношения причины и следствия. А.Г. Спиркин утверждает, что каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны.

Опираясь на институциональный подход, А.А. Цыренова4 предлагает расширительную трактовку структуры институциональной среды, которую можно использовать и для висследования взаимодействия вузов и предприятий. Согласно этой трактовке, институциональная среда условно подразделяется на подсистему нормативную (нормы, правила) и подсистему организационнотехническую (учреждения и организации). Соответственно, каждая из подсистем институциональной среды распадается на формальную и неформальную составляющие.

Относительно институциональной среды высшего профессионального образования основными компонентами можно назвать правовое, экономическое, финансовое, организационное поле, в каждом из которых возникают отношения специфического типа.

Правовые отношения - это конституционные гарантии доступности и качества образования, законодательные нормы, определяющие формы, механизмы и порядок предоставления образования.

Под экономическими отношениями подразумеваются формы реализации образовательных услуг на различных уровнях институциональной среды. Взаимодействие потребителей и производителей на рынке образовательных услуг представлено соотношением спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяется соответствующими факторами, географическим расположением региона, экономической ситуацией, состоянием рынка труда, территориальной численностью вузов и пр. Это формирует поведение и развитие образовательных структур на различных уровнях институциональной среды.

Финансовые отношения реализуются как механизмы взаимодействия образовательного учреждения с потребителями образовательных услуг: государством, индивидами, предприятиями и организациями.

Критериями оптимального состояния институциональной среды можно считать сопоставимость с аналогичными показателями в зарубежных странах, наличие позитивной динамики (внутренних показателей образования и внешних, функционально с ним связанных), соответствие результатов тех или иных изменений поставленным целям.

Всё это позволило А.И. Владимирову5 выделить такие распространенные формы взаимодействия вузов с отраслью, как: целевая контрактная подготовка, филиал кафедры вуза и базовая кафедра в научной организации (предприятии), организация производственных практик, бизнес инкубаторы, технополисы, малые инвестиционные предприятия, некоммерческое партнерство, создание корпоративных центров.

При этом представители бизнеса предлагают следующие способы повышения эффективности сотрудничества вузов и предприятий6:

  • участие работников предприятий в разработке учебных курсов, их учебно-методическое обеспечения;

  • более тесное сотрудничество кафедр и предприятий в подготовке будущих специалистов;

  • чтение некоторых спецкурсов работниками предприятия;

  • налаживание информационного обмена между вузами и промышленными предприятиями о новациях, потребностях в их осуществлении, которые могут быть реализованы совместными усилиями;

  • заключение договора на целевые обучения студентов для отдельных предприятий с привлечением средства федерального и регионального бюджета;

  • создание системы постоянного информирования студентов о возможностях трудоустройства на предприятиях региона;

  • участие бизнеса в повышении качества образования в вузах, укреплении материально технической базы и поддержки преподавательского состава.

Подводя итог, можно сказать, что выбор форм и методов взаимодействия конкретного вуза и предприятия зависят от ряда условий: от целей, преследуемых предприятиями и вузами; от условий и технологий, на которых основывается производство на предприятиях; от направленности научно-исследовательских разработок вузов; от наличия финансовых ресурсов и др.

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2 Максимова Е.Н. Механизм взаимодействия высших учебных заведений и промышленных предприятий региона. // Современные науки: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2012. № 3.

3Асаул Н.А. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов инвестиционно-строительного комплекса / Н.А. Асаул.- Спб.: «Гуманистика», 2004. - 280 с.

4 Цыренова А.А. Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды: монография / А. А. Цыренова. — Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2006. — 178 с.

5 Владимиров А.И. О взаимодействии с бизнесом (отраслью) /.А.И. Владимиров. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2010.

6Меренков А.В. Проблемы взаимодействия промышленных предприятий с вузами региона глазами социолога: научное издание / А. В. Меренков, Н. И. Сивкова // Университетское управление. 2010. № 2. С. 68-74

 

Просмотров работы: 3886