ВЛИЯНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ НА КОМПЕТЕНТНОСТНУЮ ПОДГОТОВКУ ВЫПУСКНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ НА КОМПЕТЕНТНОСТНУЮ ПОДГОТОВКУ ВЫПУСКНИКОВ

Пшеничная Ж.М. 1, Губина Н.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нефтехимический комплекс Республики Татарстан (РТ) является базовым сектором экономики, определяющим устойчивое развитие региона. Развитие данной отрасли промышленности является определяющим для РТ, задающим тенденции регионального развития. Роль ведущего звена будет по праву принадлежать комплексу и впредь в силу заключенного в нем потенциала.

Модернизация существующих и строительство новых высокотехнологичных производств создает необходимость подготовки специалистов нового формата (с учетом запросов предприятий-работодателей). Это актуализирует потребность в интеграции профессионального обучения с наукой и производством.

В последнее время требования к работникам работодатели формулируют не столько в формате «знаний, умений, навыков», сколько в терминах «способов деятельности». В связи с этим и в образовании происходит переориентация оценки результатов образовательной деятельности с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность», поэтому и переход к компетентностному подходу в образовательном процессе надо рассматривать, как попытку привести обучение в вузе в соответствие с потребностями рынка труда.

Наиболее обобщённая формулировка понятия «компетенция», дана С. Мокеевой в работе «Проблемы внедрения компетентностного подхода»1 − «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности – знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – это обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, т.е. общая способность и готовность личности к деятельности».

Ассоциация инженерного образования России (АИОР) в связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и членством АИОР в международных организациях (European Network for Accreditation of Engineering Education – ENAEE и Washington Accord – WA) планирует при аккредитации образовательных программ учитывать соответствие компетенций выпускников, заложенных в образовательных программах вуза, требованиям международных организаций определенным требованиям по следующим разделам:

1. Профессиональные компетенции:

1.1 Фундаментальные знания.

1.2. Инженерный анализ.

1.3. Инженерное проектирование.

1.4. Исследования.

1.5. Инженерная практика.

1.6. Ориентация на работодателя.

2. Универсальные (личностные) компетенции:

2.1. Проектный и финансовый менеджмент.

2.2. Коммуникация.

2.3. Индивидуальная и командная работа.

2.4. Профессиональная этика.

2.5. Социальная ответственность.

2.6. Обучение в течение всей жизни.

Как показывают результаты ежегодного индекса рынка труда в основных регионах и отраслях мира (Hays Skills Index), специалистов, которые могли бы самостоятельно решать поставленные задачи, не хватает практически во всех отраслях экономики. При этом необходимо отметить, что у нефтехимической отрасли есть важные особенности. Во-первых, сделать карьеру в этой отрасли, сидя в офисе, практически невозможно. А во-вторых, замена сложившегося специалиста выходцем из другой отрасли задача не из легких: требуются глубокие внутриотраслевые знания и навыки.

Для ОАО «Нижнекамскнефтехим» - одной из крупнейших нефтехимических компаний Европы сегодня очень актуальны две кадровые проблемы. Во-первых, данная организация ощущает недостаток высококвалифицированных рабочих кадров - например, опытных механиков, инженеров, сварщиков, ремонтников оборудования, монтажников, так как стремительное развитие отрасли, увеличение объемов производства, открытие новых производственных установок - резко увеличило потребность в таких специалистах. Данная проблема обострилась также в связи с непрестижностью профессии рабочего и отсутствием хорошей школы подготовки этой категории персонала. Во вторых, хотя на предприятии очень большой процент работников с дипломами инженеров, однако, грамотных специалистов среди них не так много.

Качество образования молодых специалистов, не имеющих практики, в 100 % случаев не устраивает работодателя. Это связано с тем, что в российских вузах учат технологиям вчерашнего дня. Причин такой ситуации множество. Это и деиндустриализация в стране, и потеря проектных институтов, которые прежде работали при каждом заводе. Таким образом, сейчас происходит огромный разрыв между реальными потребностями промышленности и возможностями вузов по подготовке кадров.

Основные потребители выпускников вузов – и строительство, и нефтедобыча, и нефтехимия – почти повсеместно переходят на эксплуатацию импортной техники из Европы, США, Японии или Китая. Однако в вузах эксплуатации этой техники студентов не учат, поэтому прежде, чем допустить выпускника к работе, предприятие несколько лет вынуждено его доучивать. Во всех крупных компаниях действуют собственные учебные центры повышения квалификации и переподготовки персонала. Некоторые из них позволяют практически полностью закрыть потребность в кадрах.

Учебный центр ОАО «Нижнекамскнефтехим» также осуществляет такую деятельность на основе лицензии Министерства образования РТ о подготовке и повышении квалификации по 100 профессиям и направлениям. Центр является структурным подразделением акционерного общества и предназначен для организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и практики студентов и учащихся средне специальных учебных заведений. По оснащенности материально-технической базы учебного процесса он является одним из лучших среди промышленных предприятий Республики Татарстан.

Планирование профессионального обучения кадров осуществляется в ОАО «Нижнекамскнефтехим» на основании фактического состояния кадрового потенциала, исходя из необходимости эффективной работы, выпуска качественной продукции, перспектив развития производств, внедрения новейшей техники и технологии, коллективных форм организации и стимулирования труда.

Для повышения квалификации персонала предприятие привлекает следующие учебные заведения:

- Институт дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»;

- Государственная Академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль;

- Камский филиал ФГОУ ДПО «ПЭИПК», г. С.-Петербург;

- ННОУ «Приволжский региональный центр подготовки кадров «Энергетик», г. Казань;

- Московский институт экономики и управления в промышленности;

- НОУ «Институт повышения квалификации «Нефтехим»», г. Москва

- ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации», г. Казань;

- ГОУ ДПО Новомосковский институт повышения квалификации специалистов химической промышленности.

Четко осознавая необходимость «выращивания» местных профессиональных кадров и руководствуясь решением коллегии Министерства образования РФ о создании Федеральной экспериментальной площадки «Система университетских комплексов Республики Татарстан», на базе ОАО «Нижнекамскнефтехим» была создана и действует на протяжении 5-ти лет «Федеральная экспериментальная площадка» для Нижнекамского химико-технологического института.

В рамках этой формы обучения студенты 5-го выпускного курса инженерных специальностей в течении года проходят на предприятии стажировку по рабочим профессиям. После защиты дипломных проектов молодых специалистов принимают на работу в ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Проведение эксперимента позволило вузу не только решить традиционные задачи повышения качества и актуальности выпускных квалификационных работ студентов и обеспечения трудоустройства выпускников, но и такую инновационную задачу, как формирование целостной системы социально - профессиональных качеств у выпускников. Эта система качеств, по-другому, компетенций, позволяющая выпускникам успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми, была сформирована для предприятия, на котором они и будут осуществлять свою профессиональную деятельность.

Подводя итог, отметим, что приведённый пример показывает, как тесное взаимодействие вуза и предприятия обеспечивает эффективную компетентностную подготовку кадров для нефтехимической промышленности.

При этом следует отметить, что институциональные формы взаимодействия вузов и предприятий не исчерпываются «Федеральной экспериментальной площадкой». Поэтому и Нижнекамскому химико-технологическому институту следует искать более новые и эффективные формы взаимодействия с предприятиями всех форм собственности и отраслевой направленности, чтобы оставаться для региона востребованным высшим учебным заведением, обеспечивающим территорию высококвалифицированными кадрами.

1 Мокеева С. Г. Проблемы внедрения компетентностного подхода [в высшей школе России] / С. Г. Мокеева, И. Г. Решетова, А. Е. Упшинская // Инновации в образовании. – 2011. – № 4. – С. 41–49.

Просмотров работы: 1371