ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов [8]. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что необходимо делать для ее эффективного развития и функционирования. Успех любого плана зависит от [18]:

  • Качества целеполаганияв основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;

  • Качества проведенного предварительного анализадеятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.;

  • Правильной оценки конкурентоспособностиорганизации;

  • Выбораи реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.

Основное содержание планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка [11].

Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом [12].

Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации.

Объект исследования: система планирования в организации.

Предмет исследования: процесс планирования в ООО «Скайвэй».

Цель работы: проведение всестороннего анализа процесса планирования деятельности организации и разработка рекомендаций по совершенствованию системы планирования на примере ООО «Скайвэй».

Задачи курсовой работы:

  • Рассмотреть общетеоретические вопросы выбранной темы;

  • Дать общую характеристику выбранной организации;

  • Рассмотреть основные элементы планирования организации;

  • Показать преимущества организации, раскрыть проблемы и пути их решения.

При написании данной работы использовались научные труды, журналы, учебники и научная литература, WEB-сайты.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность и цели планирования

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения [14]. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации [1].

В широком смысле слова планирование - это задание целей любой системе или подсистеме [4]. Важность планирования деятельности предприятия выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым», то есть предприятие, которое не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, само становится объектом планирования, средством достижения чужих целей. Планирование как экономическую категорию можно рассматривать с общеэкономической и управленческой позиций.

С общеэкономической позиции планирование – это один из методов регулирования пропорций производства. Долгие годы централизованное планирование было основным регулирующим механизмом в экономике нашей страны. Однако в условиях действия рыночных отношений выступает закон стоимости. Сегодня в разных странах в зависимости от конкретной экономической ситуации использование механизма планирования для регулирования экономики осуществляется по-разному. В масштабах же предприятия планирование было и остается основным механизмом регулирования пропорций производства, поскольку его подразделения вступают в отношения друг с другом не как независимые товаропроизводители, а как участники единого производственного процесса [10].

С позиций управления производством, планирование - одна из важнейших основных функций. Таких функций семь [2]:

  • Планирование;

  • Регулирование;

  • Стимулирование;

  • Учет;

  • Анализ;

  • Контроль;

  • Организация.

По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса [6]:

1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?

2. В каком направлении хочет двигаться организация?

3. Каким образом организация собирается сделать это?

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия [15].

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке [20]. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся: формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;-обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации; планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления; проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением [3].

В качестве предмета планирования, как науки, выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций. А основными функциями (видами деятельности) являются: хозяйственная деятельность (главной задачей которой является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей собственника и членов трудового коллектива);социальная деятельность (обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов: оплата труда, безопасность условий труда и т.д.);экологическая деятельность (направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду) [5].

1.2Классификация планирования

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов [13].

С точки зрения обязательности плановых заданий:

- директивное;

- индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного планирования носила исключительно директивный характер. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители предприятий несли дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В целом индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер.

В процессе деятельности при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. Два этих планирования должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степень детализации плановых расчетов принято различать:

- долгосрочное планирование (перспективное);

- среднесрочное планирование;

- краткосрочное планирование (текущее).

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10,15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития предприятия в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования.Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гадание, а не научным предвидением.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют:

- стратегическое планирование;

- тактическое планирование;

- оперативно-календарное планирование;

- бизнес-планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.

Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.

В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.

Оперативно - календарное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия, и его структурных подразделений.

В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции:

Определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов цехами-поставщиками их потребителями;

Осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставка на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснасткой, необходимой для выполнения плана производства продукции;

Ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового.

Оперативно-календарное планирование увязывает все эти элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.д.

Бизнес – планирование предназначено для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса. В частности, планирование можно классифицировать по следующим категориям [16]:

I. По степени охвата:

- общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;

- частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры.

II. По объектам планирования:

- целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;

- планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);

- программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;

- планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров.

III. По сферам планирования:

- планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);

- планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);

- планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

- планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);

- планирование инвестиций, финансов и т.д.

IV. По глубине планирования:

- агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;

- детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта.

V. По координации частных планов во времени:

- последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;

- одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования.

VI. По учету изменения данных:

- жесткое планирования;

- гибкое планирование.

VII. По очередности во времени:

- упорядоченное (текущее) планирование, при котором о завершении одного плана разрабатывается другой план, (планы чередуются последовательно один за другим);

- скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

- внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.

1.3 Основные принципы планирования

Принципы планирования предприятие может выбирать самостоятельно. К основным принципам планирования относятся следующие [17]:

Гибкость (адаптивность) - реакция на изменчивость условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта - это значит, что предприятие должно иметь некоторый запас прочности, некоторый резерв (денежный, производственные мощности, площади).

Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать в процесс разработки плана работников предприятия.

Холизм - объединяет два направления координацию и интеграцию. Принцип координации устанавливает, что деятельность любой части организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в организации существуют разнообразные относительно обособленные подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно, согласно принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.

Оптимальность - выбор из альтернативных вариантов развития такого, который обеспечит максимальную эффективность функционирования предприятия.

Комплексность - взаимосвязь взаимозависимость всех элементов системы планирования.

Целенаправленность - разработка планов для достижения намеченных целей.

Точность предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в такой степени, в какой это необходимо для успешной реализации плана и в какой позволяют внутренние возможности.

1.4 Методы планирования

Методы планирования – основной инструмент плановиков. Современная теория и практика располагают богатым инструментарием, позволяющим решать широкий круг вопросов. Многие методы хорошо известны и применяются не только в планировании.

Часть методов формализована и доведена до уровня экономико-математических моделей, другие имеют слабое описание. Все эти методы могут применяться отдельно и в комплексе [7].

Практики могут все их и не знать, но желательно все же иметь о них представление, знать их сущность, возможности применения.

К основным методам планирования относятся [19]:

  • Балансовый;

  • Опытно-статистический;

  • Нормативный;

  • Экономико-математический.

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета.

Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности.С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.

Опытно–статистический метод – характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток – плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его погрешностями в прошлом.

Нормативный метод (метод технико-экономических расчетов) основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин.

Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов.

Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др.

Экономико-математические методы и модели. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных

2. АНАЛИЗСИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯВ ООО «СКАЙВЭЙ»

2.1 Характеристика предприятия

Туристическая компания «Скайвэй» расположена по адресу: г. Барнаул, ул. Советская, 22.

Тел: (3852) 611-125 Факс: 612-830 E-mail: [email protected]

Описание деятельности туристической компании:

Туры по всем направления, индивидуальные, VIP, шоп, корпоративные туры, авиа, Ж/Д билеты, экскурсионное обслуживание, услуги переводчика, кредиты на отпуск.

Основные виды деятельности:

  • Отдых на побережье;

  • Лечебный отдых;

  • Экскурсии;

  • Морские и речные круизы;

  • Экзотика;

  • Туры по России и за рубежом.

Компания «Скайвэй», была создана в 2002 году. С тех пор она поддерживает репутацию надежной и успешной компании.

Коллектив «Скайвэй» уникален - здесь работают люди, влюбленные в туризм, и знающие толк в хорошем отдыхе. Менеджеры имеют весомый багаж впечатлений из рекламных поездок в зарубежные страны и активно участвуют в туристических семинарах, выставках, на «воркшопах» и презентациях.

Имеется большой опыт отправки туристов в такие страны, как ОАЭ, Индонезия, Китай, Вьетнам, Таиланд, Египет, Доминиканскую Республику, Кубу, страны Европы и Скандинавии. Летом к этому списку автоматически добавляются Турция, Испания, Болгария, Хорватия, Черногория.

Другим важным направлением является обслуживание корпоративных клиентов: подбор тура любой сложности и проработка каждой детали, индивидуальный подход к каждому клиенту. Сотрудники подскажут, как сократить затраты на мероприятие, но получить от него максимум пользы и результата.

С 2005 года туристическая компания «Скайвэй» является членом Алтайской Региональной ассоциации туризма (АРАТ). С 2009 по 2010 год директором компании «Скайвэй» была Елена Чупина- президент АРАТ. В 2010 году прошла презентация компании на международной туристической выставке в Праге. В начале 2010 года компания получила фин. гарантии и реестровый номер туроператора (ВНТ 002800) по внутреннему туризму (отдых в Горном Алтае, Белокурихе и Горной Шории).

Персонал компании – это специалисты с высшим образованием – выпускники АГУ, АлтГАКИ, РМАТ. Рассмотрим структуру персонала.

Таблица 2.1.

Структура персонала туристической фирмы "Скайвэй"

Категория

Пол

Возраст

Образование

Стаж

1. Директор

Муж.

34

в/о

10

2. Зам. Директора

Жен.

30

в/о

5

3. Гл. бухгалтер

Жен.

30

в/о

9

4. Начальник отдела кадров

Жен.

32

в/о

8

5. Менеджер по туризму

Муж.

24

в/о

5

6. Менеджер по визе

Жен.

25

в/о

4

7. Менеджер по рекламе

Муж.

25

в/о

8

2.2 Организационная структура

Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов системы, состав, взаимосвязанность и степень устойчивости отношений, которые обеспечивают целенаправленное функционирование и развитие ее как единого целого [9].

Построим организационную структуру управления фирмы "Скайвэй ".

 

Начальник визового отдела

Менеджер по визам

 

Рис. 2.1. Организационная структура ООО "Скайвэй"

Как видно из схемы "Скайвэй" имеет линейную структуру управления. Рассмотрим преимущества и недостатки этой структуры [9].

Таблица 2.2.

Преимущества и недостатки линейной структуры управления

Преимущества

Недостатки

1. Единство и четкость распорядительства.

2. Согласованность действий исполнителей.

3. Простота управления.

4. Четко выраженная ответственность.

5. Оперативность в принятии решений.

6. Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

1. Высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления.

2. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений.

3. Перегрузка информацией.

4. Множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами.

5. Затруднительные связи между инстанциями.

6. Концентрация власти в управляющей верхушке.

Рассмотрим функции отделов.

1. Отдел туризма – покупает и продает туры, разрабатывает программы, работает непосредственно с клиентом;

2. Отдел рекламы – организует работу со всеми средствами массовой информации, разрабатывает рекламу компании;

3. Отдел маркетинга – занимается продвижением услуги, изучает рынок, среду фирмы и все окружение.

4. Отдел кадров – обеспечивает фирму необходимым персоналом, ведет набор и отбор, проводит деловую оценку персонала, аттестацию.

5. Визовый отдел – ведет работу по визовому обеспечению клиента.

2.3 Внешняя и внутренняя среда организации

Деловая среда ООО "Скайвэй" характеризуется неопределенностью, т.е. отсутствием необходимой информации о деловой среде и непредсказуемостью происходящих в ней изменений.

Анализируя деятельность предприятия и его нынешнее состояние, можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты в его работе, т.е. можно отметить как положительные, так и отрицательные характеристики его внутренней среды. Прежде всего, скажем об организационной структуре предприятия. Организационная структура предприятия построена по линейно-функциональному принципу. Эта структура в современном менеджменте признается как одна из наименее эффективных.

Далее, система управления персоналом, с одной стороны, направлена на крайнюю заинтересованность работников в результатах труда – это и зависимость величины зарплаты от выполнения плана, и ответственность за работу в размере премии, и конкуренция между отделами предприятия по уровню рентабельности. Но, с другой стороны, это является существенным тормозом в квалификационном продвижении персонала и в налаживании климата в коллективе. С оптимистической точки зрения политика предприятия в области управления персоналом может быть охарактеризована как направленная на поддержание сильной организационной культуры. Продвижение персонала идет в соответствии с умением работать в коллективе; философия предприятия сводится к здоровой конкуренции среди работников, которая позволяет им делать работу предприятия более эффективной.

Культура организации складывается из стиля управления людьми, климата на предприятии, так и из его истории, назначения и условий работы. Этот внутренний фактор общий для современных коммерческих организаций – напряженный, но не "взрывной" климат во взаимоотношениях между отделами при четком определении ответственности каждого.

В своей повседневной деятельности фирма не испытывает особых затруднений в финансовой сфере. За прошедшие годы наметилась тенденция к росту выручки и чистой прибыли организации (См. приложение 1).

2.4 SWOT-анализ

SWOT-анализ - это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также исходящих из внешней среды возможностей и угроз. На этом этапе процесса стратегического планирования руководители сопоставляют результаты анализа внешней с профилем предприятия, чтобы увидеть, какие у него существуют сильные и слабые стороны, какие возникают взаимосвязанные возможности и угрозы бизнесу [21].

Таблица 2.3.

Выявление сильных, слабых сторон, возможностей и угроз фирмы «Скайвэй»

Сильные стороны:

Слабые стороны

  1. Наличие необходимых финансовых ресурсов

  1. Отсутствие четкой стратегии

  1. Высокий профессионализм сотрудников по продажам туров

  1. Неэффективная реклама

  1. Широкий спектр предоставляемых туров

  1. Влияние фактора сезонности на прибыль

  1. Гибкая ценовая политика

  1. Небольшой период работы на рынке

  1. Удачное месторасположение

  1. Низкая эффективность перехода на новые туры

  1. Наличие необходимых финансовых ресурсов

  1. Отсутствие четкой стратегии

  1. Высокий профессионализм сотрудников по продажам туров

  1. Влияние фактора сезонности на прибыль

  1. Широкий спектр предоставляемых туров

  1. Небольшой период работы на рынке

  1. Гибкая ценовая политика

 

Возможности

Угрозы

  1. Возможность снижения цены

1. Появление новых конкурентов

  1. Ослабление позиций конкурентов

2. Снижение платежеспособности населения

  1. Увеличение темпов роста рынка

3. Неблагоприятные изменения в курсах валют

  1. Возможность расширения деятельности за счет статуса фирмы как туроператора и турагента

4. Неблагоприятная демографическая ситуация

  1. Выход на рынки других регионов

5. Изменения во вкусах потребителей

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СКАЙВЭЙ»

3.1 Цели, задачи предприятия и основные задачи по повышению его эффективности

Можно выделить несколько целей данной туристической компании:

  • Обеспечение большим количеством туров.

  • Участие в разработке и продвижение новых турпродуктов.

  • Продвижение на рынок комплекса дополнительных услуг.

Для реализации указанных целей ставятся следующие задачи:

1. Обеспечение большим количеством туров:

1.1. Поиск клиентов (турагенты, туроператоры, корпоративные клиенты).

1.2. Работа с турфирмами (заключение договоров).

1.3. Обмен информацией и координация деятельности со службами гостиницы, участвующими в обслуживании туристов.

1.4. Разработка и реализация программ проведения семинаров и конференций.

1.5. Разработка и реализация туров («пакетов»).

2. Внешний маркетинг:

2.1. Анализ ситуации на рынке туристских услуг Алтайского края

2.1. Комплексное изучение внутренней и внешней конкурентной среды

2.1. Ведение базы данных потенциальных клиентов (фирмы, компании, корпорации).

3. Внутренний маркетинг:

3.1. Контроль соответствия стандарту

3.2. Изучение и анализ потребностей и пожеланий клиентов, а также контроля качества.

3.3. Работа со Службами гостиницы с целью предоставления оперативной информации о ценовой политике, новых разрабатываемых турах, проводимых и планируемых рекламных кампаниях.

4. Связи с общественностью:

4.1. Работа с контрагентами

4.2. Разработка и реализация рекламной стратегии, обеспечение и контроль изготовления всех видов рекламы: СМИ, радио, телевидение, щитовая и печатная реклама.

4.3. Внутренняя информационная поддержка

4.4. Участие в туристских ярмарках с целью поиска новых партнёров

5. Организация туристско–экскурсионного обслуживания, конференций и семинаров.

5.1. Предложение туристско-экскурсионного обслуживания группам туристов, индивидуалам, корпоративным туристам; информирование об имеющихся возможностях в отношении семинаров и конференций.

5.2. Работа с внештатным составом гидов и экскурсоводов. Инструктаж и контроль за их деятельностью по обслуживанию туристов.

5.3. Разработка новых туров, экскурсионных пакетов, программ и конференц-пакетов.

5.4. Оперативная работа по обеспечению туристско-экскурсионного обслуживания

Для достижения планируемого уровня необходимо проведение системы ниже перечисленных мероприятий:

1) Рекламная стратегия

Основное требование к стратегии проведения рекламы – скоординированный и целенаправленный поток информации в регионы проживания потенциальных клиентов.

Стратегия работы с постоянными клиентами:

1. Определение критерия постоянного клиента – индивидуала.

2. Определение постоянного клиента – корпорации.

3. Определение постоянного клиента – турагентства.

4. Ведение базы данных выше перечисленных клиентов.

5.Налаживаниемаркетинга взаимоотношений, посредством: news letters, возможно оказание VIP – услуг (после реконструкции), выявление потребностей клиентов и составление на их основе комплексного предложения услуг.

6. Использование WEB-сайта в качестве стратегического источника информации (структура сайта, удобная для различных сегментов пользователей).

7. Использование WEB-сайта в качестве коммерческого посредника, то есть в качестве канала доставки и распространения информации, общения и маркетинга.

2) Ценовая стратегия

Введение более гибкой ценовой политики. Для этого необходимо:

1) Владение информацией о минимальном ценовом пределе, ниже которого снижение цены не выгодно для туристического предприятия.

2) Владение информацией о себестоимости или минимального порога стоимости путевок различных категорий для более эффективной разработки турпакетов.

3) Введение бонусной системы (системы скидок) для постоянных клиентов (индивидуалы, корпорации, турагентства).

Туристическая фирма "Скайвэй" является фирмой с хорошей рыночной позицией, но в условиях меняющегося экономического положения и динамичного состояния рынка она должна постоянно подтверждать свои позиции. Для этого ей необходима четко разработанная стратегия действий, которой ей следует придерживаться с учетом всех происходящих изменений.

К сожалению, разработать и реализовать такую стратегию представляется для фирмы сложной в связи с тем, что необходимо постоянно изучать состояние рынка, т.е. проводить маркетинговые исследования, на что к сожалению фирма обращает мало внимания даже с имеющимся у нее отделом маркетинга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических и практических аспектов вопроса планирования деятельности организации на примере ООО «Скайвэй» позволил сделать следующие теоретические выводы по результатам работы:

1. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия. Процесс планирования заключается в разработке последовательности действий, в организации действий по выполнению планов и контроле за конечными результатами. Чем лучше отработаны и теснее взаимосвязаны эти важнейшие функции, определяющие в совокупности существо предмета управления, тем результативнее управление.

2. Сам процесс планирования в организации состоит из 9 последовательных этапов, на каждом из которых выполняются определенные цели и задачи. Важнейшей составляющей планирования развития любой компании является формулирование миссии. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством. Миссия определяет основную цель фирмы.

3. Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. В процессе реализации плана, необходимым является контроль за его исполнением.

Благодаря проведенным исследованиям внешней и внутренней среды кафе ООО «Скайвэй» были сделаны определенные выводы, которые помогли сформулировать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования предприятия на основе выбора и разработки стратегии деятельности компании. Следует отметить, что сильные стороны деятельности ООО «Скайвэй» делают его конкурентоспособной и позволяют занимать лидирующие места среди барнаульских туристических компаний.

5. Для ООО «Скайвэй» существует ряд возможностей, которые дают все шансы для дальнейшего развития.

6. Изучив все сильные и слабые стороны ООО «Скайвэй» а также открывающиеся возможности была построена комбинированная стратегия, которая направлена на снижение расходов и на рост и развитие всех других факторов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М., 1997

2. Ансофф И. Стратегическое управление - М.: "Экономика", 2005.

3. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Вачугова Д.Д. Курс менеджмента. Ростов-на-дону Издательство Феникс, 2003.

6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ООО Издательство Элит, 2004.

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2005.

8. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. М.: Экономист, 2004.

9. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии Учебное пособие в 2 ч. Ч.2. Тактическое планирование/под общ. ред.А.И. Ильина. - Мн.: ООО "Новое знание", 2008.

10. Кнышова Е.Н. Менеджмент. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.

11. Колпина Л.Г. Финансовые планы предприятия. Минск: Высшая школа, 2007.

12. Люкшинов А.И. Стратегический менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2001.

13. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие для вузов. М.: "Экзамен", 2005.

14. Петрова А.Н. Стратегическое планирование. ГУЭФ, 2004.

15. Петров Л.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. - С. - Петербург, 2003.

16. Подсолонко Е.А. Менеджмент: теория и практика/ Под ред.В.А. Подсолонко. М.: - "Высшая школа", 2005.

17. Скриба Н.Н. Бизнес-планирование в торговле: методические подходы и практические рекомендации. М., 2000.

18. Смолкин А.М. Менеджмент: Основы организации. М.: ИНФРА-М, 2000.

19. Тренев Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. М.: "Приор", 2006.

20. Тян Р.Б. Планирование деятельности предприятия / Учебное пособие М.: "МАУП", 2008.

21. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2001.

22. Официальный сайт ООО «Скайвэй» http://skywaysib.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Поступления и расходы фирмы «Скайвэй» (тыс. руб.) за 2008-2012 гг.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Поступления:

         

Доход от реализации туров

1121

1090

1201

1297

1337

Бонусное вознаграждение туроператора

105

125

129

163

247

Доходы от иных видов деятельности

350

300

290

297

310

Взносы учредителей

350

250

270

140

150

Кредит

300

240

310

214

236

Всего

2226

2005

2200

2111

2280

Расходы:

         

Приобретение основных средств

207

123

23

64

24

Сертификация

5

   

5

 

Прочие орг. расходы

16

14

13

12

12

Арендная плата

504

504

504

504

504

Амортизация

90

50

37

21

25

Обновление или пополнение основных средств

100

 

150

   

Оплата труда

240

240

290

310

310

Отчисления с заработной платы

92,4

92,4

92,4

92,4

92,4

Реклама

65

65

75

75

85

Накладные, канцелярские и прочие переменные издержки

26,08

24,56

20,4

21,12

20,64

Налог на прибыль (20%)

445,2

401

440

422,2

456

Всего

1790,68

1513,96

1644,8

1526,72

1529,04

Чистая прибыль

435,32

491,04

555,2

584,28

750,96

Просмотров работы: 35517