Вместе с ходьбой, бегом и другой двигательной деятельностью способность человека удерживать вертикальное положение в поле земной гравитации имеет жизненно важное значение, так как исходным при выполнении многих видов движений является ортоградное положение. Двигательный акт и рабочие позы включают элементы равновесия, а поэтому правильное и точное выполнение даже относительно простых движений не может быть совершенно без достаточного уровня развития органов равновесия.
Занятия спортом предъявляют к функции равновесия большие требования. Достаточный уровень развития функции равновесия позволяет быстрее овладеть сложной техникой разнообразных физических упражнений, выполнять их рационально и на более высоком техническом уровне.
Одна из основных задач физического воспитания школьников - гармоничное развитие всех сторон их моторики, в том числе и способности к равновесию. Роль и место этого раздела в физическом воспитании определяется прежде всего тем, что становление любого двигательного действия начинается при условии формирования более или менее устойчивой позы, и от оптимального балансирования в ней существенно зависит совершенствование основных форм двигательной деятельности. Следовательно, на уроках физической культуры в школе крайне необходимо развивать и совершенствовать способность к равновесию.[2]
Цель исследования - охарактеризовать показатели равновесия школьников в возрасте 14-15 лет.
Задачи исследования:
1) Оценить физическое развитие школьников.
2) Определить показатели равновесия юношей и девушек в возрасте 14-15 лет.
3) Выполнить сравнительный анализ показателей равновесия юношей и девушек.
Исследование проводилось в спортивном зале МБУСОШ № 45 в конце учебного года. В контрольно педагогическом тестировании принимали участие 10 юношей и10 девушек в возрасте 14-15 лет. Исследуемые были надеты в легкую спортивную форму. Тестирование проводилось в первой половине дня, так как к вечеру координационные способности снижаются. Для решения поставленных задач была проведена оценка физического развития по данным медицинских карт школьников, с разрешения школьного врача. Исследование проводилось в форме констатирующего эксперимента, поэтому был выполнен один срез.
Методы исследования. Антропометрические измерения проводились по общепринятой методике в медицинских кабинетах школ, при комфортном температурно-влажном режиме и хорошей освещенности. Исследование проводилось в первой половине дня с использованием стандартного инструментария, без одежды и обуви.
Проводились антропометрические измерения следующих параметров:
- роста - с помощью вертикального ростомера, с точностью до 0,5 см;
- массы тела - с использованием десятичных медицинских весов (Фербенкса) рычажной системы чувствительностью до 50 г;
- Индекс Кетле, или массо-ростовой индекс, представляет собой отношение массы тела (г) к его длине (см).
Для оценки координационного качества использовали Пробу Ромберга устойчивости статического равновесия: 1) Р1- усложненную пробу Ромберга: испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, руки вытянуты вперед, пальцы разведены 2)Р2 - усложненная Проба Ромберга с закрытыми глазами.3). (Р3; Р4) - Проба Ромберга - стоя на одной (любой) ноге, другая согнута вперед и стопой упирается в колено опорной ноги, руки на пояс, голова прямо. По команде обследуемый принимает стойку. Включается секундомер. Фиксируется время в секундах до момента потери равновесия (покачивание, перемещение опорной ноги, касание пола согнутой ногой, падение). Даются три попытки, результат определяют по лучшей попытке и в секундах заносят в “Карту”. 4)Р5 - Проба Ромберга исследуемый удерживает равновесие стоя на скамейке высотой 25 см; 5)Р6 - Проба Ромберга исследуемый удерживает равновесие стоя на кубе высотой 40 см.
Математическая обработка результатов проводилась с использованием пакета стандартных статистических программ Microsoft Excel, который позволяет более точно судить о достоверности различия показателей.
Результаты исследования. На момент исследования возраст школьников составил у юношей - 14,38±0,14, девушек - 14,33±0,17 лет. В ходе исследования выявили, что антропометрические показатели, такие как, масса тела у юношей составила - 53,92±2,07 кг, у девушек - 56,78±3,55 кг; длина тела у юношей - 168,31±2,07 см, а у девушек - 165,33±2,52 см. Из показателей видно, что масса тела школьников соответствует их длине тела. А это говорит о гармоничном развитии. Индекс Кетле у юношей составил 319,3±9,11, а у девушек - 342,42±18,12, что в ходит в границы нормы.
Данные результатов показывают о гармоничном физическом развитии школьников в возрасте 14-15 лет (табл. 1).
Таблица - 1. Результаты оценки физического развития
юноши |
девушки |
|
Возраст |
14,38±0,14 |
14,33±0,17 |
масса тела |
53,92±2,07 |
56,78±3,55 |
Длина тела |
168,31±2,07 |
165,33±2,52 |
Индекс Кетле |
319,3±9,11 |
342,42±18,12 |
В ходе исследования был проведен сравнительный анализ результатов отражающих равновесие юношей и девушек 14 -15 лет ( табл.2 )
По тесту Р1 получили результаты: юноши - 48,46±1,47; девушки - 36,56±2,14. Разница между показателями составила 27,99 %. Р2 - юноши - 33,62±1,77; девушки - 23,78±2,07. Разница между показателями составила 34,29 %. Р3 - юноши - 24,08±1,59 ; девушки - 22±1,99. Разница между показателями составила 9,03%. Р4 - юноши - 22±1,66; девушки - 21,11±1,64. Разница между показателями составила 4,13 %. Р5 - юноши - 39,88±1,57; девушки - 30,33±2,59. Разница между показателями составила 27,2 %. Р6 - юноши - 30,62±2,14; девушки - 24,33±3,09. Разница между показателями составила 22,89 % .
Таблица - 2. Результаты исследования равновесия школьников
Контрольные упражнения |
юноши M±m |
разница, в % |
Девушки M±m |
Р1 |
48,46±1,47 |
27,99 |
36,56±2,14 |
Р2 |
33,62±1,77 |
34,29 |
23,78±2,07 |
Р3 |
24,08±1,59 |
9,03 |
22±1,99 |
Р4 |
22±1,66 |
4,13 |
21,11±1,64 |
Р5 |
39,88±1,57 |
27,2 |
30,33±2,59 |
Р6 |
30,62±2,14 |
22,89 |
24,33±3,09 |
Данные результаты нуждаются в дальнейшем и более глубоком исследовании.
Выводы. В ходе оценки физического развития школьников в возрасте 14-15 лет, с помощью антропометрических показателей выявили, что масса тела школьников соответствует их длине тела. Индекс Кетле у юношей составил 319,3±9,1 г/см, девушек - 342,42±18,12 г/см, что является нормой, и указывает на гармоничное развитие школьников в данном возрасте.
Сравнительный анализ результатов тестов на равновесие у юношей и девушек определил разницу по всем измеряемым контрольным упражнениям. Из показателей видно, что координированное равновесие у юношей превалируют над показателями девушек. Это можно объяснить, что у мальчиков более развита координация движения в этом возрасте. Но данные не достоверны и нуждаются в дальнейшем и более глубоком исследовании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКорельская И.Е., Звездина А.О. Спортивный отбор детей в возрасте 5-6 лет.//Фитнес в системе непрерывного физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, СПБ: Изд-во: РГПУ им. А.И.Герцена, 2013, С. 222-224.
Лошенко. Е.В, Л.Д. Назаров.-(Методические находки) Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2006.-№2-С.С. 45-47.
Марищук В.Л, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. 0303 « Физ. Культура»/,.- 2-е изд.,доп. и испр.- М.: Просвещение, 1990.-256с
Матвеев А.П, Петрова Т.В Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуры/.- М.:Дрофа,2001.-128с.
Сиваков В.И. ( Педагогические исследования) //Наука и спорт.- 2009.-№4.-С.47-50
Теория и методика физической культуры: Учебник Под. ред. проф. Ю.Ф. Курмашина.- 2-е изд., испр- М.: Советский спорт,2004.-464с.