МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА

Волкова А.В. 1, Тухватуллина М.А. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы социологического исследования.

В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, важным общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья – это уникальная подсистема государства, которая способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

Своевременно принятые меры и правильно продуманная семейная политика – надежнейшее вложение в будущее России.

На сегодняшний день в российском обществе вместо института семьи существует мощный институт разрушения семьи. На это направлены огромные ресурсы. Каков образ российской семьи в средствах массовой информации? Образ мужчины и женщины в СМИ, социально - культурологические характеристики мужского и женского поведения? Методом агрессивной рекламы навязываются идеальные типы «настоящих» мужчины и женщины. Даются определенные установки и предпочтения. Существует необходимость реформировать систему социальной защиты семьи.

Концептуализация современной социальной политики России выполнена в работах И.Григорьевой, Л.Константиновой, В.Ильина, Т. Шанина, О. Шкаратана, В. Ярской. Анализ современного положения семьи в России является фокусом внимания огромного количества исследователей, которые трактуют современную ситуацию с различных позиций и подходов. Подходы большинства известных отечественных авторов в больше степени подчеркивают направленность целей семейной политики на поддержку того типа семьи, который, полезен и функционален с точки зрения общества: А.Антонов, М.Арутюнян, Л. Безлепкина, И.Бестужев - Лада, С. Голод, С. Дармодехин, Г. Климантова, Е. Холостова. Постепенный отход от традиционной патриархальной модели семьи заставил этих исследователей и политиков говорить о кризисе семьи, идея которого восходит к работам П. Сорокина.

Новизна темы заключается в том, что рассмотрены основные вопросы оказания поддержки молодым семьям со стороны государства и муниципальных органов в настоящее время. Государственная политика в отношении семьи является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений.

Целью данной работы является выявление основных проблем современных семей.

Задачи:

  • рассмотреть основные цели и принципы семейной политики в России;

  • определить основные направления семейной политики;

  • проанализировать потребности семей с детьми-инвалидами;

  • оценить поддержку, оказываемую муниципальными органами в воспитании детей - инвалидов;

  • разработать рекомендации по улучшению качества жизни семей с детьми – инвалидами.

Объектом данной работы является муниципальная семейная политика.

Предметом - роль муниципальной семейной политики в жизни молодых семей.

Метод исследования: анкетирование.

Краткое обоснование структуры: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Первый раздел включает теоретико – методологические основы целей, принципов и основных направлений семейной политики. Второй – анализ результатов социологического исследования работы муниципальных органов власти по поддержке семей, воспитывающих детей инвалидов. Объем курсовой работы – 34 страницы.

1 Теоретико-методологические основы целей, принципов и основных направлений семейной политики 1.1 Основные цели и принципы семейной политики в России

В современных условиях существует несколько подходов к определению социальной политики в целом.

По мнению одних ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупности должны служить «народному здоровью».

Другие ученые считают, что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральной проблемой социальной политики.

Часть исследователей придерживается позиции, согласно которой «социальная политика – это политика правительства и его действия, имеющие прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечение их службами и доходами»[1, с. 93].

Одним из важнейших направлений социальной политики является семейная политика, направленная на повышение роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее как социального института.

Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь".

Цели семейной политики сформулированы следующим образом:

  • обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной, воспитательной, культурно-психологической и др.;

  • повышение качества жизни российских семей;

  • создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;

  • обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Основными принципами семейной политики являются:

  • принцип суверенности (независимости семьи от государства),

  • принцип общественного договора,

  • принцип свободы выбора семьей любого образа жизни,

  • принцип единства целей федеральной и региональной политики

  • принцип социального участия.

Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который, с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм, рассматривается как девиантный, отклоняющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства.

Любое ограничение принципа суверенности семьи, обосновываемое интересами общества или государства (например, регулирование производства абортов, установление процедуры регистрации брака или развода, введение воинской повинности и т.п.), должно вводиться и регулироваться законодательно или конституционно. При этом все не оговариваемые юридические случаи прямого вмешательства государства или иных социальных институтов в жизнедеятельность семьи должны считаться нарушением принципа суверенности.

Вместе с тем не является нарушением принципа суверенности семьи пропаганда каких-либо типов семьи и семейного поведения, моделей семьи, равно как и социальная (экономическая и любая иная) поддержка их. Во всяком случае, до тех пор, пока семья имеет возможность выбора этих типов и моделей. Только лишение семей реальной свободы выбора из альтернативных вариантов может рассматриваться как принуждение к чему-либо одному.

Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. В действительности свобода выбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которые связаны с определенными периодами. Например, быстрое снижение смертности сделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обусловило распад системы социокультурных норм многодетности, отмирание запретов на применение контрацепции и аборты. Этот распад нормативной системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности.

В наше время массовым, нормативным, стало одно-двухдетное родительство. Вся же свобода выбора свелась к выбору между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-психологической, и с любой иной точки зрения совершенно неразличимы, абсолютно идентичны. Следовательно, этот «выбор семьи» абсолютно безальтернативен, т.е. никакого выбора в действительности нет.

Семейная политика и должна быть ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание возможности реализовать любую альтернативу.

Разумеется, общество в лице государства и других социальных институтов также свободно в принятии и поддержке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удовлетворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подрастающих поколений.

Принцип общественного договора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенитета и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе формируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях нашей страны, в условиях реформирования экономических и политических отношений.

Семья, как социальный институт, обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого «продукта семейного производства» социальная система не может функционировать. Точнее — она просто не существует.

Следовательно, общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. В то же время, чем дальше, тем в большей мере ослабевают и даже полностью исчезают стимулы, определяющие личную заинтересованность в рождении и социализации новых поколений. В этих условиях семья может потребовать от общества и его представителя — государства — на договорной основе обеспечить всестороннюю поддержку тех моделей семейной жизни, которые способствуют эффективной реализации функций воспроизводства и социализации.

Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — части одного и того же государства. Этот принцип исходит из того, что отмирание многодетности является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества. И потому, хотя и существуют территории, где преобладают «традиционные» типы семьи и семейного поведения (многодетность), но и на них необходима политика, ориентированная на укрепление семьи, тех ее моделей и образцов, которые наиболее адекватны целям эффективной реализации специфических функций семьи.

Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели семейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей семейной политики и учета региональных особенностей являются региональные программы семейной политики.

Принцип социального участия. В настоящее время, как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни:

  • семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономических условиях и преследующей свои собственные цели и интересы;

  • разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных (соседские общины, этнические и социокультурные меньшинства, партии, общественные, политические, религиозные и другие объединения и союзы, группы интересов и т.д);

  • государства в лице его специализированных органов (федеральных, региональных и локальных), в чью компетенцию входят разработка и осуществление социальной политики, в том числе семейной.

В этих условиях семейная политика возможна лишь как деятельность по созданию и реализации программ нового типа, по взаимовыгодному для всех использованию ресурсов и возможностей, которыми располагает каждый из участников, для достижения согласованных целей, интересов и потребностей. Иными словами, субъекты семейной политики — это, наряду с государством, разнообразные объединения граждан — партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно семейных (или более широко — демографических) интересов. Важно лишь, чтобы все эти объединения имели четко осознанные и выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес применительно к воспроизводству населения вообще. Такая новая технология формирования и реализации семейной политики и выражена в том, что здесь названо принципом социального участия [2, с. 7].

Социальное участие:

  • это форма реализации прав и свобод личности и семьи. Оно предполагает право и возможность каждого человека и каждой семьи непосредственно или через свои объединения влиять на решения, имеющие самое прямое и непосредственное отношение к их важнейшим потребностям и интересам;

  • обеспечивает улучшение качества решений и программ, касающихся семьи. Семейная политика перестает быть чем-то навязанным сверху, она как бы становится общим достоянием всех соучастников, которые идентифицируют себя с нею;

  • это демократический посредник, медиатор между государством и его гражданами. Социальное участие укрепляет и улучшает связи между ними, повышая вероятность реализации программ и решений;

  • минимизирует социальную напряженность и уменьшает вероятность социальных конфликтов, конфигураций между гражданами и государством;

  • способствует развитию чувства ответственности за собственную судьбу и судьбу семьи, помогает преодолению, с одной стороны, иждивенческих настроений по отношению к государству и обществу, а с другой, — патернализм этого государства по отношению к своим гражданам:

  • это первый шаг к социальной активности и реальной политической вовлеченности, к формированию демократической политической культуры [3, с. 6].

1.2 Основные направления семейной политики

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов - укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики [4, с. 130].

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики России и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи и укрепление института семьи.

Объектом семейной политики является сама семья, а также государственные и общественные институты, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи [5, с. 55].

Семейная политика области, направленная на достижение поставленных целей и задач, в соответствии с вышеизложенными принципами предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

Создание условий для экономической самостоятельности семьи, улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:

  • разработка и реализация программ усиления правовой защиты и экономической поддержки становления индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства; создание условий для развития высококвалифицированного надомного труда;

  • обеспечение государственных гарантий занятости трудоспособных членов семьи, в том числе на условиях неполного рабочего дня (недели) для подростков (от 14 до 18 лет) в свободное от учебы время, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей;

  • усиление гарантий занятости в сфере общественного труда для семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров, и др.): стимулирование создания для них специальных рабочих мест, предоставление налоговых или иных льгот предприятиям, использующим их труд;

  • обеспечение условий для повышения квалификации или переобучения работниц, имеющих перерыв в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной реабилитации;

  • разработка и внедрение экономических стимулов и льгот, а также других мер поощрения, повышающих заинтересованность предприятий, организаций и учреждений в приеме на работу женщин как на условиях полного, так и неполного рабочего дня, по гибкому графику или работы на дому, в том числе с использованием высококвалифицированного труда (услуги в сфере информационных технологий, переводческие услуги и др.);

  • формирование системы банковского и потребительского кредитования семей с учетом семейного состава за счет снижения ставки налогообложения банковской прибыли, возмещения банками недополученной прибыли за счет средств областного и местных бюджетов либо специальных фондов;

  • формирование системы семейных пособий, охватывающей поддержку семьи с несовершеннолетними детьми и обеспечивающей частичное возмещение сокращения доходов семей в связи с занятостью одного из ее трудоспособных членов уходом за детьми;

  • предоставление дополнительной материальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на основе адресного и заявительного принципа с обязательной взаимной ответственностью сторон;

  • повышение гарантий материального обеспечения ребенка при раздельном проживании родителей, совершенствование в этих целях алиментных правоотношений;

  • разработка и реализация областных и муниципальных программ, направленных на обеспечение жильем молодых семей и семей с детьми, а также льготное кредитование и субсидирование семей с детьми, осуществляющих строительство и приобретение жилья в собственность. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей. Обеспечение приемлемого для семьи соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров оплаты аренды и найма жилья;

  • развитие программ трудоустройства и занятости подростков и молодежи [6, с. 19].

Обеспечение сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей:

  • реализация на практике прав отца и других членов семьи на льготы, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери в связи с воспитанием детей, пропаганда ценности отцовства, равенства в распределении домашних обязанностей и баланса в сфере занятости;

  • усиление помощи родителям в выборе желаемой формы ухода за ребенком и его воспитания: обеспечение развития сети детских дошкольных учреждений различных направлений и форм собственности;

  • развитие сети специальных учреждений для содержания и ухода за детьми-инвалидами, взрослыми-инвалидами, престарелыми и безнадежно больными, в том числе для временного пребывания.

Охрана здоровья детей и родителей, создание условий для формирования здорового образа жизни семьи:

  • сохранение за счет бюджетного и иных источников финансирования бесплатных медицинских услуг для детей, беременных женщин, медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан, а также традиционной системы детского оздоровления;

  • распространение современных знаний о культуре репродуктивного поведения, профилактика беременности среди несовершеннолетних и профилактика заболеваний, передающихся половым путем;

  • укрепление и развитие системы учреждений и служб планирования семьи, охрана репродуктивного здоровья женщин и мужчин, пропаганда осознанного материнства и отцовства;

  • развитие медико-генетической помощи населению: совершенствование и внедрение современных медицинских технологий для ранней диагностики заболеваний плода, развитие системы обязательного обследования беременных и новорожденных и системы подготовки семьи к родам;

  • улучшение оказания медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия;

  • создание и внедрение междисциплинарных программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с проблемами физического и умственного развития;

  • формирование рабочих мест специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохранения; создание и поощрение инициатив всех форм сотрудничества в сфере профилактики наркомании и алкоголизма, токсикомании;

  • пропаганда своевременного и регулярного медицинского обследования всех членов семьи любого возраста;

  • соблюдение требований действующего законодательства об охране труда;

  • обмен опытом работы в сфере охраны здоровья семьи между российскими и зарубежными специалистами [7, с. 21].

Укрепление воспитательного потенциала семьи, культурно-просветительская работа:

  • формирование новой семейной культуры, основанной на гендерном равенстве, толерантном отношении и ненасильственной коммуникации;

  • объединение и координация усилий заинтересованных родителей, обеспокоенных проблемами детства, семьи, образования, готовых к защите прав и интересов детей;

  • реальное участие родителей через все доступные формы местного самоуправления в реализации образовательной, семейной, молодежной политики;

  • общественный родительский контроль за деятельностью конкретных органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию государственной политики в сфере образования, семьи и детства;

  • пропаганда и распространение среди родителей педагогической культуры, разработка программ самообразования, образовательных программ, курсов и консультаций для родителей;

  • внедрение новых эффективных форм и методов взаимодействия семьи и образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания семьи и детей, помощь семье в эффективной социальной адаптации детей;

  • разработка и внедрение программ по формированию позиции ответственного родительства;

  • внедрение программ по повышению правовой компетентности, гражданской инициативы и ответственности детей и родителей, в том числе профилактика подростковых правонарушений;

  • совершенствование культуры родительства через создание и развитие родительских общественных организаций, использование успешного российского и зарубежного опыта в данной сфере (ассоциации многодетных семей, ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями, родительские комитеты и другие общественные объединения);

  • формирование культуры семейного досуга, создание условий для реализации творческого и духовного потенциала семьи;

  • формирование у учащихся осознанного ответственного отношения к будущему родительству через включение в планы образовательных учреждений области основ семейного законодательства, разработку и внедрение образовательных программ по основам здорового образа жизни;

  • привлечение учреждений культуры к разработке и реализации программ работы с семьей, направленных на популяризацию опыта успешных семей, пропаганду детного образа жизни, возрождение и развитие семейных традиций;

  • организация совместной досуговой деятельности детей и родителей с целью формирования общесемейных нравственных и духовных ценностей, распространения культуры здорового образа жизни.

Создание условий для реализации права ребенка на воспитание в семье. Профилактика социального сиротства, детской безнадзорности:

  • совершенствование нормативной правовой базы и обеспечение контроля подготовленными специалистами в сфере социальной работы за соблюдением прав детей и подростков;

  • внедрение и развитие всех форм устройства детей в семью: усыновление, опекунство, приемные семьи, семейные воспитательные группы и т.д.;

  • совершенствование работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с лицами, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;

  • выработка рекомендаций, методов и внедрение проектов по профилактике безнадзорности и социального сиротства;

  • разработка и внедрение программ, направленных на формирование семейной культуры и культуры ответственного родительства у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях;

  • активизация деятельности в направлении обобщения опыта и обмена информацией между российскими и зарубежными специалистами по охране прав детства и профилактике социального сиротства и детской безнадзорности.

Подготовка специалистов, работающих с семьей:

  • организация подготовки кадров социальных работников, психологов, юристов, врачей различной специализации для обеспечения работы служб социальной помощи и планирования семьи;

  • создание системы непрерывного образования и повышения квалификации социальных работников - специалистов по работе с семьей, семейных врачей, семейных психологов, семейных психотерапевтов, юристов семейного профиля, социальных педагогов и др.;

  • организация и проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, а также конференций разного уровня с целью повышения квалификации, обмена опытом работы, распространения инновационных технологий работы с семьей;

  • содействие получению работниками социальных служб высшего, второго высшего и среднего специального образования по социальной работе с семьей (с отрывом и без отрыва от производства, очной и заочной форм обучения);

  • разработка новых программ профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с семьей в социальной сфере;

  • разработка и внедрение эффективных механизмов аттестации и профессионального роста специалистов социальных учреждений и служб, работающих с семьей [8, с. 9].

Использование научного потенциала для работы с семьей, организация исследовательской и информационной работы:

  • создание на базе вузов и научных учреждений области специального направления исследовательских и внедренческих работ в сфере проблем семьи: доведение результатов исследований до широкой общественности, организация проблемных дискуссий по семье, гендерным отношениям, социализации, семейной политике Нижегородской области в средствах массовой информации;

  • участие в разработке социальных стандартов по обслуживанию семьи для формирования государственного социального заказа; участие в организации изучения экономических, демографических, правовых, педагогических и социально-психологических проблем, постоянный мониторинг и анализ состояния нижегородской семьи; подготовка доклада о положении нижегородской семьи один раз в три года;

  • привлечение ученых и активистов негосударственных организаций к разработкам научно-практического характера, междисциплинарным исследованиям современного состояния семьи;

  • использование научного потенциала области для разработки различных программ комплексного и целевого характера по направлениям семейной политики;

  • организация межведомственного информационного взаимодействия по созданию единой интегрированной информационной базы; обеспечение информационной безопасности семьи и личности при использовании базы данных единой интегрированной системы персонифицированного учета;

  • изучение и обобщение мирового опыта социальной работы с семьей, разработка инновационных программ, методов и технологий в сфере социальной работы с семьей.

Развитие системы комплексной социальной помощи семье:

  • дальнейшее развитие на территории области сети специализированных учреждений и служб социального обслуживания семьи и детей (центров помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья, кризисных центров для членов семьи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, семейных детских домов и др.), укрепление их материально-технической базы;

  • использование ресурсов некоммерческого сектора для расширения сферы услуг, предоставляемых семье;

  • внедрение и совершенствование механизмов конкурсности при определении размера финансирования деятельности и программ учреждений социального обслуживания семьи и детей;

  • разработка и внедрение новых социальных технологий, ориентированных на успешную семью;

  • реализация пилотных проектов по внедрению практики семейных врачей;

  • развитие сети учреждений и служб для молодежи (клубы по месту жительства, центры молодежных инициатив, молодежные биржи труда, службы психологической помощи, другие);

  • организация социальной работы по технологии "телефона доверия";

  • разработка модели и внедрение на правах пилотного проекта механизма действия общественной комиссии, осуществляющей правозащитные функции в отношении семьи и ребенка ("товарищеский семейный суд", социально-педагогический консилиум);

  • сохранение и развитие материально-технической базы учреждений отдыха, оздоровления детей и семьи, развитие семейных форм отдыха, досуга и творчества;

  • содействие сотрудничеству учреждений и организаций в целях наилучшего обслуживания семьи.

Формирование общественного мнения и поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию семейной политики:

  • разработка системы организационных и иных мер по формированию в средствах массовой информации образа успешной семьи, пропаганда через средства массовой информации семейных ценностей и семейного образа жизни; выпуск в различных видах средств массовой информации специальных программ и рубрик по вопросам семейной политики;

  • организация конкурсов больших и малых грантов (со смешанным финансированием) на исследования семьи, конкурсов поддержки социальных проектов;

  • привлечение спонсоров и благотворителей, создание попечительских советов для реализации наиболее интересных проектов в сфере семейной политики;

  • развитие сотрудничества государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих организаций, учреждений, общественных организаций, в том числе этнических культурных центров и представительств различных концессий, в области семейной политики.

Организационные и финансовые механизмы реализации основных направлений семейной политики:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка новых нормативных документов, обеспечивающих условия успешного функционирования семьи - совершенствование семейного права;

  • разработка и реализация областных и муниципальных программ комплексного и целевого характера по направлениям семейной политики, а также включение соответствующих разделов в областные программы экономического, социального и культурного развития с соответствующим выделением средств из бюджетов различного уровня;

  • обеспечение приоритетности распределения средств на реализацию программ, направленных на укрепление социального института семьи;

  • широкое использование, распространение социальной и демографической статистики для информационного обеспечения органов власти различного уровня, издание соответствующих информационных бюллетеней;

  • организация фамилистической экспертизы (экспертное установление соответствия деятельности управленческих решений и законопроектов в Нижегородской области интересам нижегородской семьи и условиям ее успешного функционирования);

  • развитие экспертизы печатной и видеопродукции на установление наличия рекламы и пропаганды порнографии, культа насилия и жесткости, употребления алкоголя, наркотических и психоактивных веществ;

  • совершенствование менеджмента социальных учреждений

  • обеспечение научного изучения различных аспектов жизнедеятельности нижегородской семьи, включая вопросы финансирования исследований;

  • усиление контроля за процессом перепрофилирования детских дошкольных учреждений, сохранение материальной базы данных учреждений в областной и муниципальной собственности для расширения сферы услуг, предоставляемых семье и детям;

  • содействие совместным программам обмена опытом специалистов в сфере социальной работы, образования, здравоохранения и внутренних дел, координация услуг социальных, медицинских, образовательных и юридических учреждений [9, с. 86].

Эти направления социальной политики в отношении семьи нуждаются в фундаментальном научном анализе и обосновании, основательном подкреплении на уровне социальных технологий.

Изучив теоретико – методологические основы целей, принципов и основных направлений семейной политики, можно прийти к выводу, что важнейшим направлением социальной политики является семейная политика, направленная на повышение роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее как социального института.

Ниже рассмотрим анализ оценки оказываемой поддержки со стороны муниципальных органов власти семьям, воспитывающим детей – инвалидов г. Нижнекамска.

2Анализрезультатов социологического исследования семейной политики в России

2.1 Анализ потребностей семей с детьми-инвалидами (по результатам мониторинга в Красноярском крае)

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является социальная работа с семьями, воспитывающими детей – инвалидов.

Ведущая роль в воспитании ребенка-инвалида принадлежит матери, при том, что семьи с детьми-инвалидами в крае преимущественно полные (68%). В 90% случаев анкету заполняли матери, из других вариантов указывались отец, бабушка, опекуны.

Семьи с детьми - инвалидами имеют сходные проблемы. Кроме этого, все представители генеральной совокупности имели одинаковую вероятность попадания в выборочную совокупность. На основании этих факторов можно с уверенностью говорить о совпадении основных характеристик выборочной и генеральной совокупности (репрезентативность полученных результатов).

Исследование показало, что детская инвалидность в крае нарастает в возрасте 4 - 7 и 8 - 16 лет (период начала и окончания обучения в школе).

Результаты исследования показывают, что основные причины инвалидизации детского населения в крае лежат в плоскости патологий нервной системы, психических расстройств и врожденных пороков, что обусловлено не только недостаточным уровнем ранней диагностики и лечения тяжелых заболеваний, но и социальными проблемами: алкоголизацией населения, неблагополучной экологической обстановкой, педагогической запущенностью. Более 50% детей страдали психологическими расстройствами и болезнями нервной системы, 11% - врожденными аномалиями, 8% - болезнями кровообращения, по 3% -болезнями глаз, мочеполовой системы и эндокринными заболеваниями.

Проведенный опрос высветил проблему нехватки в крае специализированных детских садов (групп), коррекционных и специальных школ. Результаты обработки переменных показали высокий процент неорганизованных детей с инвалидностью (30%). 11% посещают коррекционные школы, 10% - детские сады. Домашним обучением охвачено 20% детей, 18% - общеобразовательными психологами.

Остро назрела необходимость открытия (переоборудования) учреждений дневного (почасового) пребывания детей с тяжелыми формами инвалидности, чтобы дать возможность родителям (матери, т.к. семьи зачастую неполные, либо один из родителей постоянно на работе) удовлетворить элементарные бытовые потребности: сходить к врачу, сделать покупки и т.п.

Как следует из опроса, более всего семьи озабочены лечением и социально-медицинской реабилитацией детей с ограничениями по здоровью. Так как основными заболеваниями в крае являются заболевания нервной системы, психические расстройства и пороки развития, то вполне закономерно, что в ответах на вопрос о медицинской помощи доминирует консультирование и помощь врачей этой специализации (20%). Стабильно высокий спрос на специалистов детской кардиологии, ортопедии, мануальной терапии. Чтобы удовлетворить потребности в медицинской реабилитации детей с инвалидностью, проживающих в отдаленных муниципальных образованиях, приоритетными направлениями восстановительного лечения и медицинской реабилитации становится развитие базовых межрайонных реабилитационных центров, использующих самые совершенные медицинские технологии.

В ходе исследования изучались основные социально-экономические характеристики семей, в которых проживают дети-инвалиды. Это семья с особым статусом, особенности которой определяются решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери. Без всесторонней поддержки у родителей может произойти психо - эмоциональный срыв, приводящий к распаду семьи.

Результаты обработки данных показывают, что большая часть семей (до 70%) имеет доход ниже прожиточного минимума, причем число таких семей выше в сельских муниципальных образованиях края.

Подавляющее большинство семей проживает в отдельных квартирах (от 62%) либо домовладениях (18%).

Ответы на вопрос о сумме расходов на содержание ребенка с инвалидностью укладываются в 8 - 10 тыс. рублей в месяц. Видимо, респонденты указывали не реальную сумму, которую они фактически тратят на содержание ребенка-инвалида, а сумму, которая, по их представлению, необходима для удовлетворения потребностей ребенка.

С целью изучения возможности полной или частичной трудовой занятости неработающих родителей (одного родителя), осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в анкету был включен ряд вопросов, ответы на которые показали, что от 42 до 69% респондентов не имеют постоянного места работы.

Наибольшее число безработных родителей проживает в южной территориальной зоне - 69%, наименьшее - в северной, более промышленной зоне края - 42%, ограничения способности к трудовой деятельности имеют до 10% респондентов.

Могли бы работать на дому не более 50% опрошенных, большинство из которых хотели бы заниматься изготовлением изделий декоративно-прикладного искусства и народного промысла (до 15%). Из других ответов назывались работа на компьютере, ремонт бытовой техники, репетиторство, диспетчер на телефоне, массажист, бухгалтер, мастер по ремонту квартир и т.д.

Абсолютное большинство респондентов (до 90%) нуждается в дополнительной информации об оказываемых услугах и до 40% родителей сталкивались с нарушением законных прав ребенка. В целом анализ полученных результатов показал естественную озабоченность родителей решением проблем лечения и высококвалифицированного медицинского консультирования детей. При этом городские семьи более озабочены решением данной проблемы (в Красноярске - 29%, Минусинске - 24%, Норильске- 18%).

Часть проблем, связанных с медицинской и социальной реабилитацией детей, родители решают самостоятельно за счет собственных средств В ответах отмечены расходы к месту получения квалифицированного лечения (11 - 17%), приобретение лекарств (8 - 18%), технические средства реабилитации (5 - 6%), оплачивали операции, восстановительное и санаторно-курортное лечение 10 - 25% семей. Абсолютное большинство семей (90%) отметили потребность в дополнительной информации о видах и возможности получения реабилитационных услуг.

Уровень инвалидности детей в муниципальных образованиях отражает не только состояние здоровья этой группы населения, социально-экономическое положение семей, в которых они проживают, но и уровень развития и эффективность деятельности государственных и муниципальных учреждений, занимающихся проблемами таких семей [10, с. 140].

Поэтому эффективным способом решения обозначенных проблем в муниципальных образованиях края могла бы стать организация выездной мобильной социальной службы с функциями: информирования о наличии и компенсаторных возможностях современных технических средств реабилитации, средств ухода и ортопедических изделиях; обучения их пользованию; обеспечения реабилитационными и иными средствами на условиях проката; выездного консультирования специалистами всех видов и профилей реабилитации; оказания помощи в оформлении полагающихся льгот и компенсаций непосредственно на месте постоянного проживания [10, с. 140]

2.2 Оценка оказываемой поддержки со стороны муниципальных органов власти семьям, воспитывающим детей – инвалидов.

На сегодняшний день молодые семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в особой помощи, выдвигаются на первое место. По своей структуре современная молодая семья, которая находится в трудной жизненной ситуации, бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи, в которых один из ее членов является инвалидом.

Молодая семья находящиеся в трудной жизненной ситуации как коллективный клиент социальной работы, имеет сложную объектно-субъектную природу, потребляя помощь государственных, общественных и прочих социальных служб, занимаясь в то же время самодеятельностью по обеспечению собственного выживания, сохранения своих функциональных задач и структурных связей.

Молодая семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации нуждается в определенной поддержке «извне» и, тем самым, становится объектом социальной работы.

Подробнее хотелось бы рассмотреть семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями. Для этого было проведено исследование, где были выявлены основные проблемы таких семей.

В анкетировании приняли участие 20 семей, из них 55% респондентов составили оба супруга, 30% один из супругов (женщина), 15% один из супругов (мужчина). В большей степени были опрошены полные семьи. Возраст респондентов варьировался: от 18-25 лет – 37% респондентов, от 26-30 лет – 38% и от 31 и более – 25% респондентов.

По данным нашего опроса, проведенного в 2013 г. мы выяснили, какие трудности испытывают родители детей – инвалидов в получении поликлинического мед. обслуживания по месту жительства. 46% респондентов испытывают наибольшие трудности в получении консультации специалистов. Возможно, это связано с тем, что к высококвалифицированным специалистам выстраивается большая очередь; 38% - отметили, что возникают затруднения в получении обследования, т.к. многие виды обследований являются платными и доступны не всем; 10% - выделили затруднения со сдачей анализов; остальные не испытывают трудностей в получении.

На вопрос о получении бесплатного лекарственного обеспечения мы получили такие результаты: 68% опрошенных получают частично, остальные 32% не получают совсем.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что многие лекарственные препараты, требуемые для лечения ребенка – инвалида, бесплатно не выдаются, а те, кто не получает вообще ничего – возможно недостаточно информированы о своих правах и правах своего ребенка либо не добиваются помощи со стороны государственных и муниципальных органов.

Далее последовал вопрос о том, насколько информированы граждане о правах своего ребенка на мед. льготы. 55% опрошенных не полностью информированы о правах ребенка - инвалида, 39% - не достаточно хорошо знают о своих правах и правах своего ребенка, остальные 6% - затруднились ответить.

Как показал результат предыдущего и данного вопросов семьи с детьми – инвалидами недостаточно знают о социальных льготах. Это означает, что органам власти следовало бы чаще оповещать население о правах детей – инвалидов и об их изменениях.

Задав вопрос о доступности спортивно – культурных объектов для детей – инвалидов, мы выявили, что более 50% респондентов наиболее доступны спортивные площадки, театры и кинотеатры; остальные отметили доступность тренажерных, концертных залов и т.д.

Доступность спортивных площадок объясняется тем, что ими может пользоваться каждый и абсолютно бесплатно, а отсутствие сложности в посещении кинотеатров объясняется действующими скидками в определенные дни.

На вопрос «Есть ли у вашего ребенка друзья?» 58% респондентов указали на то, что их детей окружают дети с ограниченными возможностями; 20% - отметили, что их дети дружат со здоровыми детьми, а остальные 22% ответили, что у их детей нет друзей.

Далее родителям нужно было оценить отношение других детей к их ребенку. Результаты ответов таковы: снисходительно относятся 53%, неприязненно и равнодушно – 23%, остальные 24% - хорошо.

Отсюда следует, что детей – инвалидов окружают, в основном, дети с ограниченными возможностями, а многие здоровые дети относятся к таким детям снисходительно. По той простой причине, что они также оказались в сложной жизненной ситуации и многие из них находят себе друзей в лечебно – профилактических учреждениях. Неприязненное и равнодушное отношение характеризуется отсутствием милосердия либо возрастом.

На вопрос о трудности организации жизни ребенка – инвалида родители выделили все пункты. Также мы выяснили, какие мысли о будущем их ребенка вызывают наибольшее беспокойство у родителей. Большинство родителей беспокоят вопросы создания семьи и невозможность жить без посторонней помощи – 64%, 20% - обеспокоены дальнейшим трудоустройством своих детей, 16% - волнует вопрос лечения и получения образования.

Здесь можем отметить, что родители детей – инвалидов испытывают большое количество трудностей и переживаний о будущем своего ребенка.

Далее на вопрос «Считаете ли вы достаточной помощь муниципальных органов власти?» 58% опрошенных не устраивает уровень оказываемой помощи, 21% - удовлетворены поддержкой муниципальных органов власти, остальные затруднились ответить на данный вопрос.

После этого мы выяснили, какую помощь от муниципальных органов власти хотели бы получать родители детей – инвалидов. 30% респондентов отметили важным открытие учреждений почасового пребывания таких детей, остальная часть опрошенных практически поровну выбрали другие варианты ответов.

Исходя из результатов, можно сказать о том, что большее количество респондентов не удовлетворены оказываемой помощью со стороны муниципальных органов власти.

Права семей мало информируются в СМИ и было бы удобным открытие учреждений для почасового пребывания детей – инвалидов, а также ввести бесплатное высшее образование для таких детей либо предоставлять льготы на получение высшего образования.

Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза не подтвердилась.

На сегодняшний день стоит проблема обеспечения детей – инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно – ортопедическими изделиями и средствами ухода. Ребенок должен получать необходимое техническое средство или ортопедическое изделие значительно чаще, чем взрослый инвалид. Родителю ребенка – инвалида сложно устроиться на работу, так как установленное законодательством право на четыре оплачиваемых дополнительных свободных дня в месяц делает такого работника заведомо неконкурентоспособным на рынке труда. Недостаточный уровень денежных доходов у основной массы семей с детьми – инвалидами не позволяет оплачивать наемных помощников, а гарантированных государственных услуг по социальной защите явно недостаточно. Кроме этого, родители сталкиваются с проблемами реализации индивидуальных программ реабилитации ребенка – инвалида, связанных с нехваткой реабилитационных учреждений, учреждений для почасового пребывания детей – инвалидов, инновационных технологий и методик ведения реабилитационного процесса, а также квалифицированных специалистов.

Нельзя утверждать, что помощь семьям с детьми – инвалидами не оказывается вообще. Для детей – инвалидов установлены льготы на проезд, мед. обслуживание, питание в учебных учреждениях, на оплату коммунальных услуг и т.д. В Нижнекамске работают специализированные детские сады и школы - интернаты для детей с ограниченными возможностями, создана система дистанционного обучения инвалидов, когда ребенок и учитель общаются с помощью компьютера, Также для удобства передвижения закуплены специальные трамваи и автобусы, установлены пандусы и удобные съезды для инвалидов и мам с колясками при входах в подъезды и на первых этажах. Это - огромный шаг вперед. Но все же проблема поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями актуальна и ее решение продолжает быть значимой.

2.3 Рекомендации по решению проблемы поддержки семей, имеющих детей с ограниченными возможностями

Молодые семьи - это динамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменения часть общества. Состояние данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада.

Обозначая основные проблемы молодой семьи, необходимо отметить, что стартовые возможности, условия и альтернативы молодых семей в решении своих проблем во многом определяют состояние и развитие различных сфер жизнедеятельности общества через один-два десятилетия. Это доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения, и демонстрирует актуальность ее проблем и возможных способов их решения.

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка - инвалида увеличиваются.

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психические расстройства и болезни нервной системы; пороки развития; болезни, связанные с нарушением обмена веществ; болезни костно-мышечной системы.

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.

Изучив результаты собственного исследования и исследования других авторов, можно разработать следующие рекомендации по улучшению качества жизни семей с детьми – инвалидами:

  • открытие учреждений для почасового пребывания детей – инвалидов;

  • введение бесплатного высшего образования для таких детей либо предоставление льгот на получение высшего образования;

  • строительство специализированных лечебно – профилактических бесплатных учреждений, оснащенных новейшим оборудованием;

  • возможность брать в прокат различное реабилитационное оборудование, на покупку которого у многих семей нет средств;

  • открытие отделений для занятий адаптивной физкультурой (борьбой, плаванием, игровыми видами спорта).

Необходимо внедрение новых технологий реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях соц. обслуживания, здравоохранения, образования, создание условий для развития их творческого потенциала, развитие сети служб социального сопровождения таких семей, усовершенствование программ семейного отдыха и оздоровления.

Эффективным способом решения проблем муниципалитета г. Нижнекамска могла бы стать организация выездной мобильной социальной службы с функциями: информирования о наличии и компенсаторных возможностях современных технических средств реабилитации, средств ухода и ортопедических изделиях; обучения их пользованию; обеспечения реабилитационными и иными средствами на условиях проката; выездного консультирования специалистами всех видов и профилей реабилитации; оказания помощи в оформлении полагающихся льгот и компенсаций непосредственно на месте постоянного проживания.

Для эффективности муниципальной семейной политики, необходимо учитывать все интересы и потребности молодых семей с учётом их нуждаемости.

Можно сказать, что своевременно принятые меры и правильно продуманная семейная политика – надежнейшее вложение в будущее России.

Заключение

Можно сделать вывод о том, что муниципальная семейная политика – это система межведомственного взаимодействия, опирающаяся на скоординированные нормативно-правовые акты, ресурсную базу муниципалитета, направленная на повышение качества жизни семей.

Основными направлениями оптимизации муниципальной семейной политики является: определение приоритетных направлений ее формирования, управленческого механизма ее реализации, информационная обеспеченность специалистов и населения.

Концептуальные основы реализации муниципальной семейной политики позволяют совершенствовать работу в области социальной защиты и поддержки различных типов семей, проживающих в муниципальном социуме. Программа реализации муниципальной семейной политики способствует разрешению существующих противоречий между нормативно-правовым и организационно-технологическим обеспечением реализации муниципальной семейной политики.

Эффективность организации социальной работы с семьей и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, зависит от степени информированности по данной проблеме, имеющегося опыта работы и профессионального мастерства работника. Сложность, нестандартность социальных ситуаций в жизни детей и семьи, с которыми сталкиваются работники специализированных учреждений, необходимость принимать грамотные решения в интересах детей, интенсивность труда предъявляют высокие требования к специалисту по социальной работе.

Решение проблемы семей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, требует максимальной реализации возможностей и имеющихся ресурсов. Такой подход предусматривает одновременное использование различных стратегий оказания помощи, построение эффективных моделей социальной работы, и, прежде всего, социально-реабилитационной работы, способствующей комплексным изменениям в жизни семей групп особого риска.

Таким образом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Широкое распространение различных форм социальной работы, ее оформление как объективно необходимого общественного явления и стало одним из основных путей решения современных социальных противоречий, обеспечения социального прогресса в целом.

Список использованных источников и литературы
  1. Гуслякова, Л. Г. Социальная защита и социальное обслуживание как направления социальной работы : учеб. пособие / Л. Г. Гуслякова, Г. В. Говорухина, Ю. А. Калинина. – Барнаул : Изд-во Азбука, 2005. - 135 с.

  2. Дармодехин,С. В. Государственная семейная политика : методология, теория, практика / С. В.Дармодехин // Семья в России.- 2006.- №2. С. 5 - 28.

  3. Дармодехин, С. В. О состоянии и неотложных мерах по развитию государственной семейной политики / С. В. Дармодехин // Семейная психология и семейная терапия. 2004. - №3. - С. 3-9.

  4. Климантова, Г. И. Сущность семейной политики и ее взаимосвязи с социальной политикой / Г. И. Климантова // Семья : история и современность : хрестоматия. М., 2005. - С. 125-138.

  5. Кадомцева, С. Социальная политика и население / С. Кадомцева // Экономист. – 2006. -№7. - С. 48 - 58.

  6. Синицына Г.В. Государственная семейная политика: сущность, основные направления реализации, региональный аспект / Г.В. Синицына // Материалы Байкальской международной научно-практической конференции, 26–27 июня 2008 г., г. Улан-Удэ. Ч.1. Улан-Удэ, 2008. (0,2 п.л.).

  7. Сабитова, Г. В. Мониторинг жизнедеятельности семьи : концептуальные подходы / Г. В. Сабитова // Педагогика. 2007. №3. - С. 15-22.

  8. Тихонова, Н. Е. Оптимальная модель социальной политики в массовых представлениях / Е. Н. Тихонова // СОЦИС : социол. исслед. – 2006. -№12. - С. 9-14.
  9. Психосоциальная работа с семьями и несовершеннолетними детьми на стадии раннего семейного неблагополучия. Научно-методическое пособие / под ред. Н.А. Цветковой. - Псков: ПОИПКРО, 2005.
  10. В.Г. Сухих, С.В. Чеха. Особые потребности семей с детьми-инвалидами (по результатам мониторинга в Красноярском крае) / Социс: социол. исслед. – 2011. - №1. – С. 140-143.
Приложение А

Программа социологического исследования социальной работы с семьями, воспитывающими детей – инвалидов

Проблема современной семьи является одной из важных и актуальных проблем. Её значимость определяется тем, что, во-первых, семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис.

Одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Наиболее эффективным местом реабилитации детей-инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так как учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало.

Целью данного исследования является рассмотрение социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Объектом исследования являются семьи, имеющие детей – инвалидов.

Предметом – основные направления социальной работы с семьями, имеющими детей инвалидов.

Гипотеза – муниципальная семейная политика ориентирована на материальное, психологическое поддержание семей, воспитывающих детей - инвалидов

Задачи:

  • определить доступность семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в получении поликлинического медобслуживания, бесплатного лекарственного обеспечения, а также информированность о социальных медицинских льготах на ребенка – инвалида;

  • выявить доступность детей – инвалидов к спортивно – культурным объектам;

  • определить отношение других здоровых детей к детям с ограниченными возможностями;

  • выяснить трудности в организации жизни ребенка и его будущего;

  • определить уровень оказываемой помощи государственными и муниципальными органами власти семьям, имеющим ребенка – инвалида.

Метод исследования – анкетирование.

Генеральная совокупность – семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями.

Выборочная совокупность составляет – 20 человек.

Рабочий план исследования:

Мероприятие

Срок выполнения

Исполнитель

Примечание

Составление программы исследования

октябрь

Волкова А.В.

 

Утверждение программы исследования

ноябрь

Волкова А.В.

Совместно с научным руководителем

Тиражирование бланков анкет

ноябрь

Волкова А.В.

20 штук

Процесс получения данных

ноябрь

Волкова А.В.

 

Выводы

ноябрь

Волкова А.В.

 

Логическая структура инструментария:

Операциональные понятия

Индикаторы

Тип шкалы

Номер вопроса в инструментарии

1. Определить доступность семей в получении поликлинического медобслуживания и информированность о социальных медицинских льготах на ребенка – инвалида

Доступность семей в получении медобслуживания и бесплатного лекарственного обеспечения

Доступность

Номинальная

1

Информированность о социальных медицинских льготах

Информированность

Ранговая

2

2. Выявить доступность детей – инвалидов к спортивно – культурным объектам

Доступность к спортивным объектам

Доступность

Номинальная

3

Доступность к культурным учреждениям

Доступность

Номинальная

4

3. Определить отношение других здоровых детей к детям с ограниченными возможностями

Наличие друзей у детей с ограниченными возможностями

Наличие друзей

Номинальная

5

Оценка отношения других детей к детям с ограниченными возможностями

Индивидуальная оценка

Интервальная

6

4. Выяснить трудности в организации жизни ребенка и его будущего

Трудности в организации жизни ребенка - инвалида

Трудности в организации

Номинальная

7

Беспокойство при мысли о будущем ребенка - инвалида

Беспокойство о будущем

Номинальная

8

5. Определить уровень оказываемой помощи государственными и муниципальными органами власти семьям, имеющим ребенка – инвалида

Наличие оказываемой помощи органами власти

Наличие помощи

Ранговая

9

Оказание частичной помощи

Факт оказания

Номинальная

10

6. Паспортичка

Социальная характеристика

Пол

Номинальная

11

Возраст

Число лет

Интервальная

12

Приложение Б

Анкета социологического исследования

Данное исследование проводится с целью изучения социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. Чтобы полнее учесть мнение населения, о данной проблеме, проводится социологический опрос. Вы стали одним из его участников. Просим Вас ответить на ряд вопросов.

Анкета заполняется следующим образом: прочтите внимательно вопрос и варианты ответов к нему. Далее обведите кружком числовой код напротив того варианта ответа, который совпадает с Вашим мнением.

Опрос носит анонимный характер, поэтому фамилию указывать не обязательно. Результаты опроса будут использоваться в обобщенном виде.

  1. Ваш пол:

а) жен.

б) муж.

  1. Ваш возраст:

а) 18 – 25

б) 26 – 30

в) 31 и более

  1. Какие трудности вы испытываете при получении поликлинического медобслуживания по месту жительства?

а) абсолютно никакие

б) сдача анализов

в) консультации специалистов

г) обследования

д) другое

2. Получаете ли вы бесплатное лекарственное обеспечение?

а) да

б) частично

в) нет

3. Достаточно ли вы информированы о правах вашего ребенка, о социальных медицинских льготах?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) нет

г) затрудняюсь ответить

4. Какие спортивные объекты и культурные учреждения вам доступны?

а) тренажерные залы

б) физкультурные залы

в) спортивные площадки

г) театры, кинотеатры

д) концертные залы

е) другое

5. Есть ли у вашего ребенка друзья?

а) да, среди здоровых

б) да в своей среде

в) нет вообще

6. Как вы оцениваете отношение других детей к вашему ребенку по 4-хбалльной шкале?

а) 1 (неприязненное)

б) 2 (равнодушное)

в) 3 (снисходительное)

г) 4 (хорошее)

7. Что для вас является самым трудным в организации жизни вашего ребенка?

а) трудности с формированием личности

б) проблемы с физическим развитием

в) проблемы с транспортом и передвижением

г) трудности с проведением лечения

д) проблемы с организацией обучения

е) трудности с уходом за ребенком

8. Что вызывает у вас наибольшее беспокойство при мысли о будущем вашего ребенка?

а) получение образования

б) дальнейшее трудоустройство

в) создание семьи

г) невозможность жить без посторонней помощи

д) лечение

9. Считаете ли вы достаточной оказываемую помощь муниципальных органов власти?

а) да, все устраивает

б) нет

в) затрудняюсь ответить

10. Какую государственную и муниципальную помощь вы бы хотели получать?

а) создание специализированных лечебно – профилактических бесплатных учреждений

б) бесплатное высшее образование

в) информирование в СМИ о правах семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями

г) посещение таких семей работниками соц.защиты и решение их по мере возникновения.

Просмотров работы: 5620