УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рамазанова Д.Д. 1, Тухватуллина М.А. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы. Здоровый образ жизни будущего поколения - это одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно, а значит, занятия физической культурой и спортом должны стать доступными и интересными каждому.

В этой связи возникает необходимость повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта, что означает наиболее рациональное использование имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий для решения данных задач.

Вопросы развития отрасли неоднократно обсуждались на заседании Правительства Российской Федерации. Нормативно-правовой основой управления в области физической культуры и массового спорта является Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" № 329-ФЗ от 04.12.2007 г.

С принятием в 2003 году закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" стали формироваться органы местного самоуправления. Согласно названному закону (ст.6) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В частности, к вопросам местного значения относятся обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта на соответствующих мероприятиях.1

Физическая культура является составной частью культуры, области социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его физической активности.

Спорт является составной частью физической культуры и исторически сложившийся формой соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Таким образом, физическая культура и спорт являются одним из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как населения в целом, так и каждого отдельного индивида, деятельности, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.

Сферу физической культуры и спорта можно разделить на две большие части: профессиональный спорт (спорт высших достижений) и массовая физическая культура и спорт (любительский). Профессиональным спортом занимаются федеральные и региональные органы государственной власти, массовой физической культурой и спортом - органы местного самоуправления.

На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение администрации. В Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан эти функции возложены на муниципальное управление по делам молодежи и спорту исполнительного комитета, которые совместно с управлениями образования, здравоохранения и другими учреждениями регулируют деятельность спортивных клубов, коллективов физической культуры, детско-юношеских спортивных школ, муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивно-технических сооружений.

На сегодняшний день разработана целая система управления физической культурой и спортом, в которой задействованы федеральные, региональные и местные органы власти. Отрабатываются принципы взаимодействия с общественными организациями и федерациями по различным видам спорта.

Физическая культура и спорт - залог здоровья нации и укрепления национальной безопасности страны. Достойное, всестороннее и своевременное обеспечение отечественного спорта - долг и обязанность всех уровней власти.

Для Нижнекамского муниципального района эта сфера представляет особый интерес, поскольку город является одним из тех, кто включающий имена своих спортсменов в мировые спортивные. С другой стороны, физическая культура и массовый спорт являются той сферой, которая в значительной мере обеспечивает физическое здоровье всего населения. Власти Нижнекамского муниципального района стремятся к тому, чтобы жители Нижнекамска, несмотря на экологические проблемы в своем регионе сохраняли свое здоровье, работоспособность, общественную и политическую активность. Поэтому муниципальную политику в области физической культуры и спорта можно рассматривать как важную задачу современности.

Степень разработанности темы. Здоровье нации и роль в нем физического воспитания и спорта давно и глубоко изучалась представителями разных наук и направлений.

В настоящее время всесторонних перемен связка "здоровье и спорт" привлекло также внимание и работников государственного и муниципального управления. Физическую культуру и спорт как объект управления рассматривали М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов, А.С. Соколов, В.Б. Зотов, Н.А.Волгин, Е.В. Тишин и многие другие. В документах конференций, международных встреч, в печати, широко представлены доклады руководящих работников Минспорта России и спортивных организаций, где глубоко рассмотрены проблемы физического воспитания и спорта именно с точки зрения управления и поиска наилучших управленческих решений.

Аристова рассмотрела государственную политику в сфере физической культуры и спорта с точки зрения сохранения здоровья молодого поколения и поддержания хорошего самочувствия и активной деятельности всего населения как один процесс, регулируемый и поддерживаемый государством, поскольку они заинтересовано и ответственно за здоровье нации.

Спортивную политику России на федеральном уровне рассмотрели А.А. Исаева, С.Е. Воронин, А.Ф. Антипов, Н.В. Уловистова и другие.

П.К. Пельменев, В.М. Краснов, И.И. Переверзин, М.И. Золотарев раскрыли механизмы развития физической культуры и спорта на региональном уровне.

А.Г. Маркелов, В.Г. Камалетдинов, А.М. Банников, Р.К. Кудашов рассматривали различные аспекты управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне.

Л.П. Матвеев активно внедрял в практику основные положения проводимых им исследований, а так же анализировал наиболее сложные и противоречивые проблемы физической культуры и спорта.

А.П. Исаев, С.А. Лычагина, Т.В. Потапова представили новые концепции развития физической культуры и спорта.

Целью работы является изучение муниципальной политики в области физической культуры и спорта, ее анализ и выявление проблем и путей их решения.

Задачи:

  • изучить теоретические аспекты сущности управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне;

  • рассмотреть систему управления физической культурой и спортом;

  • проанализировать состояние физкультурно-оздоровительной работы с молодежью в Нижнекамском муниципальном районе;

  • разработать рекомендации по улучшению организации муниципальной политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт на муниципальном уровне.

Объектом работы является муниципальная политика в области физической культуры и спорта.

Предмет работы является способы улучшения организации муниципальной политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, ссылок на использованные источники, списка использованных источников и приложений.

Первый раздел включает в себя теоретико-методологические основы исследования физической культуры и спорта: физической культуры и спорта как объекта управления, система управления в сфере физической культуры и спорта, формы и методы управления в сфере физической культуры и спорта.

Второй раздел включает муниципальную политику в сфере физической культуры и спорта: состояние физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе РТ, анализ проблемы популяризации физической культуры и спорта среди молодежи, рекомендаций по популяризации физической культуры и спорта среди молодежи.

Объем курсовой работы составляет 46 страниц.

1 Теоретико-методологические основы исследования управления физической культурой и спортом 1.1 Физическая культура и спорт как объект управления

В энциклопедических изданиях и специальной литературе «управление» в самом общем виде рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы (технических, биологических, социальных), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. 2

Такое толкование понятия «управление» позволяет выделить его важнейшую особенность, состоящую в том, что оно используется для характеристики специфической управленческой деятельности человека в различных сферах неживой и живой природе и социальной жизни.

Физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни, представляя собой неотъемлемый элемент нематериального производства. В связи с этим не вызывает сомнения правомочность использования понятия «управление» применительно к физической культуре и спорту как к отрасли, трактовку которого дает автор единственного отечественного учебника «Управление физической культурой и спортом» — Л.И. Лубышева «Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей россиян в физическом совершенствовании».3

Физическая культура по своей сущности явление массовое, вовлекающее в сферу своего влияния, хотя и с разной степенью активности, большинство членов общества.

Человечество осознанно пришло к занятиям спортом - специфической социально организованной формой и областью сопоставления физических и интеллектуальных способностей и подготовленности отдельного человека или команды, одобряемой социальной общностью, в которой виды деятельности направлены на достижение результата посредством подготовки и участия в специфических (спортивных) соревнованиях.

Спорт входит в физическую культуру, но только частью, связанной непосредственно с двигательными действиями.

Таким образом, физическая культура и спорт это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как человечества в целом, так и каждого отдельного индивида, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.

В рамках управления социальной сферой вообще и управления физической культурой и спортом в частности все большее значение придается менеджменту как одному из специфических видов управления в рамках конкретной физкультурно-спортивной организации.

Обратим внимание, что в России с некоторых пор стало использоваться понятие менеджмент, будучи заимствованным, из английского языка в начале формирования в нашей стране рыночных отношений.

Спортивный менеджмент тесно связан с главными факторами рыночной экономики - формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, производителя физкультурно-спортивных услуг, так и для потребителей этих услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др.4

Физкультурно-спортивные услуги в условиях рыночной экономики становятся объектом купли-продажи. В связи с этим производители физкультурно-спортивных услуг выступают в качестве продавцов, а потребители - в качестве покупателей.

Рынок услуг физической культуры и спорта многообразен и специфичен.

Следует отметить особенности функционирования физической культуры и спорта в рыночных условиях. Их несколько, главными из которых являются:5

  • преобразование физической культуры и спорта в сферу услуг как специфическую совокупность социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения;

  • децентрализация управления отраслью физической культуры и спорта;

  • возросшее многообразие организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций;

  • правовое закрепление официального статуса профессионального спорта и его развитие в России;

  • все возрастающее экономическое значение физической культуры и спорта, развивающихся в основном на основе коммерческого хозрасчета;

  • возникновение конкуренции физкультурных и спортивных организаций и свободное ценообразование на услуги физической культуры и спорта.

Рыночная экономика способствует:6

  • развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта;

  • росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций;

  • увеличению многообразия их организационно-правовых форм;

  • расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг.

В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обуславливает соответствующие особенности менеджмента в этой отрасли сферы услуг.

Цель управления в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто. В современной специальной литературе цель управления нередко обозначается такими терминами, как «политика», «философия», «миссия» физкультурно-спортивной организации (отрасли).

Определение цели является начальным этапом процесса управления в физической культуре и спорте, поскольку он по своему содержанию характеризует целенаправленное, а не стихийное воздействие.

Функции управления в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

Различают основные и конкретные функции управления.

Основными функциями управления являются такими по следующим причинам: во-первых, они осуществляются во всех отраслях народнохозяйственного комплекса (отрасли материального и нематериального производства); во-вторых, они реализуются в любой физкультурно-спортивной организации (международной, национальной или территориальной; коммерческой или некоммерческой; малой, средней или крупной и т.п.) и на любом иерархическом уровне менеджмента (руководство высшего, среднего или низшего звена); в-третьих, они инвариантны конкретным функциям, т.е. состав и содержание основных функций менеджмента неизменны, независимы от того, какая конкретная функция менеджмента реализуется; в-четвертых, они обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели управления в заданный промежуток времени в условиях ограниченных ресурсов.7

Основные функции управления тесно взаимосвязаны между собой, составляя единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия.

Конкретные функции управления физической культурой и спортом (как отраслью) могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.

Общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике на основе определенных принципов.

Принципы управления в физической культуре и спорте представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия.8

К основным принципам управления в физической культуре и спорте можно отнести следующие:9

  • принцип сочетания отраслевого и территориального управления, базирующийся на существующем административно-территориальном делении страны и отраслевой структуре народного хозяйства и означающий, например, что физкультурно-спортивная организация может быть создана и может функционировать как по отраслевому (например, физкультурно-спортивный клуб образовательного учреждения, промышленного предприятия, учреждения и т. п.; физкультурно-спортивные общества «Динамо», «Спартак», «Юность России» и т.п.), так по территориальному принципу;

  • принцип сочетания материального и морального стимулирования основывается на утверждении, что «всякая крайность, есть признак ограниченности». Одним из наиболее ярких проявлений использования этого принципа в отрасли «физическая культура и спорт» является присвоение сотрудникам различных физкультурно-спортивных организаций званий, государственных наград, моральное и материальное стимулирование труда конкретных работников и другие.

На основе охарактеризованных выше принципов общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике с использованием различных методов.

Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между органами управления и организациями, организациями и работниками, на отношениях власти и подчинения. В совокупности организационных методов управления обычно выделяют следующие группы:10

  • методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия;

  • методы организационно-стабилизирующего воздействия используются при взаимоотношении работников внутри спортивной организации.

  • методы распорядительного воздействия используются для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы этой группы обычно реализуются в форме приказа, распоряжения и т.д.

  • административные методы связаны с властной природой государственного управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях: одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, или должностное лицо) наделена властными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, как правило, прямо подчиненной ей, стороне взаимоотношений (организации), которая обязана выполнять предписанное независимо от того, согласна она с ним или нет; одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) устанавливает нормы, которые подлежат неукоснительному исполнению другой стороной взаимоотношений (организациями, находящимися в административном подчинении). Это обычные методы для взаимоотношений организаций, находящихся в административном подчинении, на региональном, республиканском и муниципальном уровнях.

Методы правового регулирования представляют собой применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения. Различают два основных способа правового регулирования авторитарный и автономный. Авторитарный способ используется при регулировании административных и других правоотношений и характеризуется тем, что одна сторона правоотношений наделена правом, устанавливать другой стороне правоотношений содержание ее деятельности. Автономный способ базируется на том, что стороны правоотношений являются равноправными и в рамках действующего законодательства могут самостоятельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, изменять или прекращать их.11

Методы правового регулирования отношений в сфере трудового, финансового и других отраслей права носят комплексный характер и включают в тех или иных соотношениях элементы авторитарного и автономного способов.

Таким образом, управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения людей в физическом совершенствовании.

1.2 Система управления физической культурой и спортом

Правовое регулирование физкультурно-управленческих отношений -обязательный элемент эффективного спортивного менеджмента. Поэтому в развитых в спортивном отношении странах (Австрия, Германия, Италия, Испания, США, Финляндия, Франция и др.) существует специальное законодательство о спорте и физическом воспитании.

Предметом правового регулирования являются многие аспекты функционирования и развития физической культуры и спорта:

  • в нормах права закрепляются наиболее важные с точки зрения государства социальные функции физической культуры и спорта. В качестве примера, иллюстрирующего это положение, можно привести ст. 41 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что в России «…поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта». Это конституционное положение детализируется в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В ст. 1 этого Закона констатируется, что он «рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом»;

  • право упорядочивает, закрепляет и регулирует существующие отношения в сфере физической культуры и спорта, и содействует развитию в ней новых социально-экономических, организационных и нравственных отношений. Так, отражая федеративное устройство Российской Федерации, Конституция России относит общие вопросы физической культуры и спорта к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ);

  • право придает юридически властный характер государственному управлению физической культурой и спортом.

Юридически властные полномочия государственных органов управления физической культурой и спортом, выступающих от имени государства, проявляются:

  • в издании от имени государства юридических, т. е. обязательных для соответствующей территории нормативных правовых актов по вопросам физической культуры и спорта;

  • в осуществлении контроля исполнения законодательных и нормативных актов.

Текущая исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов управления физической культурой и спортом осуществляется в соответствии с действующим законодательством, т. е. носит подзаконный характер.

Наконец, право выполняет охранительную функцию. Суть охранительной функции выражается в:12

  • законодательном недопущении к профессиональной педагогической деятельности по физической культуре и спорту лиц, не имеющих документа о профессиональном физкультурном образовании;

  • соблюдении правил безопасности, охране здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий;

  • законодательной социальной защите спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций;

  • охране здоровья граждан при занятиях физической культурой и спортом и др.

Таким образом, правовое регулирование представляет собой воздействие при помощи системы юридических норм на социально-педагогические и организационно-экономические отношения в сфере физической культуры и спорта в соответствии с прогрессивными тенденциями. Юридической формой такого регулирования являются правовые нормы. Правовая регламентация предусматривает установление определенного порядка в создании и функционировании организаций физкультурно-спортивной направленности.

Правовые нормы о физической культуре и спорте находят внешнее выражение в нормативных правовых актах — законах, указах и распоряжениях президента, постановлениях и решениях федерального правительства, а также юридических актах субъектов Федерации.

По своей юридической силе нормативные правовые акты по вопросам физической культуры и спорта неодинаковы. Это связано с тем, что деятельность государства по развитию физической культуры и спорта обеспечивается не одним, а целой системой государственных органов разного уровня.

Нормативные акты принимаются и действуют в пределах полномочий соответствующего государственного органа. В соответствии с этим система нормативных правовых актов о физической культуре и спорте подразделяется на следующие группы.13

Первая группа - нормативные акты федеральных органов государственной власти: Конституция и федеральные законы РФ, а также указы и распоряжения Президента России. Они обладают высшей юридической силой.

Вторая группа - нормативные акты (постановления и решения) о физической культуре и спорте федеральных органов государственного управления, имеющие подзаконный характер (постановления Правительства, Федерального агентства РФ по физической культуре и спорту, Минобразования и науки России и т. д.).

Третья группа - законы и подзаконные акты субъектов РФ.

И, наконец, четвертая группа нормативных актов — постановления и решения органов местного самоуправления.

Такая группировка определяет уровень и масштабы действия принимаемых нормативных правовых актов.

Физическая культура и спорт являются отраслью, составной частью социально-культурного комплекса страны, на нее действуют все современные российские нормы права, вся современная система законодательства.

На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение (управление, отдел, комитет и т. д.) администрации, которое совместно с другими (в области образования, здравоохранения и др.) регулирует деятельность следующих учреждений и организаций:

- спортивных клубов, коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организаций независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

- детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки, детско-юношеских спортивно-технических школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва;

- образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм, муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

Таким образом, органы управления физической культурой и спортом представляют собой физкультурно-спортивную организацию являющуюся в системе управления субъектом воздействующим на другие физкультурно-спортивные организации как объекты. Компетенцию органов управления физической культурой и спортом определяют закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» и органы исполнительной власти.

1.3 Формы и методы управления в сфере физической культуры и спорта

Формирование государственной политики в области физической культуры и спорта в значительной мере определяется современными условиями социально-экономического развития нашей страны

Необходимо отметить, что государственная политика в области физической культуры и спорта - это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, направленных на создание правовых, экономических и организационно-управленческих условий обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий и групп населения в физкультурно-спортивной деятельности, с учетом традиций, обычаев и экономического положения.

Основные направления муниципальной политики в области физической культуры и спорта должны основываться на совместной деятельности физкультурно-спортивных организаций, органов и учреждений образования, здравоохранения, средств массовой информации.14

Государственная политика включает в себя организационную деятельность по проведению массовых соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий. В их числе организация и проведение в учреждениях образования внеурочных занятий, в том числе спортивных соревнований и праздников и создание условий для занятия физической культурой и спортом по месту жительства и в парках отдыха, а так же увеличение количества спортивных школ, клубов, центров.

Как приоритетные должны приниматься и реализовываться программы развития физической культуры и спорта среди детей - сирот, «трудных» подростков, среди инвалидов, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма и других девиантных отклонений среди подростков. Целесообразно значительное увеличение числа общедоступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха, в учреждениях образования). Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача вовлекать в спортивную соревновательную деятельность детей, подростков, молодежь. Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.15

В образовательных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами. Необходимо обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов физической культуры и спорта. Информационное и пропагандистское обеспечение. Физическая культура и спорт должны иметь единое информационное пространство. Необходимы федеральная, региональные и локальные информационные системы, пропагандистские информационные технологии по основным видам деятельности отрасли, создание их путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемых на конкурсной основе средствам массовой информации. Основополагающая цель пропаганды - создание в обществе приоритетов здорового образа жизни, ограничение и ликвидацию девиантных форм поведения (наркомании и алкоголизма), повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом, настойчивое формирование в массовом сознании понимания жизненной необходимости этих занятий.16

Управленческие меры. В управлении развитием физической культуры и спорта необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций. Необходима переориентация деятельности региональных и местных физкультурно-спортивных государственных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и спортивного туризма. Вместе с тем, необходимо и участие государства в развитии олимпийского движения в стране, обеспечивающего представительство российского спорта в олимпийских играх, государственная поддержка участия ведущих российских спортсменов и спортивных команд в престижных международных соревнованиях, государственное участие в становлении и развитии профессионального спорта. Не до конца отрегулированы и проблемы социальной защиты и социальной реабилитации спортсменов, закончивших активные занятия спортом.17

Под муниципальной спортивной политикой следует понимать деятельность, которая направлена на осуществление активного отдыха населения путем занятий физической культурой и спортом на местном уровне. Испанские специалисты считают, что «муниципальная спортивная политика - это процесс постоянного взаимодействия, во время которого местная администрация проводит соответствующую деятельность, направленную на реализацию в жизнь тех решений политической власти, которые ведут к достижению определенных результатов и, как следствие, к определенному социальному эффекту». В этом смысле у муниципальных властей, пожалуй, нет более действенных рычагов влияния на общество и личность, ибо именно эти личности и участвуют в осуществлении этой политики и пользуются ее результатами.

Регулирование развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях осуществляется по следующим направлениям: финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, находящихся в собственности муниципального образования, создание условий для развития физической культуры и спорта в сельской местности. Поддержка международных связей физкультурно-спортивных организаций, оказание адресной финансовой поддержки негосударственным физкультурно-спортивным организациям. Поощрение меценатства и благотворительности в сфере физической культуры и спорта, поддержка физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций и сооружений и укрепление их материально - технической базы. Льготы спортсменам, работникам, вкладывающим средства в развитие физической культуры и спорта.18

В управлении развитием физической культуры и спорта органы муниципального управления исходят из приоритета территориального принципа на основе самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций. Основная цель ориентация деятельности физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций преимущественно на развитие массовой физической культуры и спорта.

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» органы управления в области физической культуры и спорта взаимодействуют с учреждениями и организациями по всем вопросам развития данной сферы:

  • совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия;

  • организуют пропаганду физической культуры и спорта;

  • осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений;

  • оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров в установленном законодательством порядке, сбор информации, предоставляемой физкультурно-спортивными организациями в соответствии с формами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области статистики. По предоставленным данным делаются заключения и выносятся рекомендации.19

В соответствии с приоритетом развития массового участия населения в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях составляет важнейшее направление социальной политики органов местного самоуправления. Поэтому последние при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций реализуют программы, в которых предусматриваются повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях. Расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов, введение дополнительных учебных и внеучебных физкультурно-спортивных занятий в образовательных учреждениях по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ в области образования и в области физической культуры и спорта.20

Органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные объединения совместно с физкультурно-спортивными объединениями инвалидов участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами, проведении с ними физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов-инвалидов и обеспечении направления их на всероссийские и международные спортивные соревнования.

В рамках молодежной политики органы местного самоуправления участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, способствуют ее привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады; создают с участием молодежных, детских и других организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, в том числе оборонно-спортивные клубы.21

Источниками финансирования развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне являются средства местного бюджета, физкультурно-спортивных организаций, в том числе общественных физкультурно-оздоровительных объединений, а также от продажи билетов спортивных лотерей, благотворительные пожертвования юридических и физических лиц и другие поступления. Органы местного самоуправления также имеют право устанавливать льготы по налогам, сборам и платежам в местные бюджеты физкультурно-спортивным организациям, спортивным сооружениям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области оздоровления людей, массовой физической культуры и спорта. Освобождать организации от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также на проведение массовых спортивных мероприятий. Вводят дополнительные компенсации и гарантии спортсменам, тренерам и другим организаторам физической культуры и спорта, призерам городских, районных соревнований и их тренерам за счет средств местного бюджета. Органы местного самоуправления могут регулировать цены на посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проведение в муниципальных спортивных сооружениях занятий бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.

Таким образом, в первом разделе курсового проекта рассмотрены теоретико-методологические основы исследования управления физкультурой и спортом. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • физическая культура и спорт - это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как человеческой популяции в целом, так и каждого отдельного человека, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества;

  • в рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности;

  • управление физической культурой и спортом представляет систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта;

  • государственная политика включает в себя организационную деятельность по проведению массовых соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий;

  • Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к компетенции муниципальных образований регулирование вопросов физической культуры и спорта на местном уровне;

  • на муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение администрации.

2 Муниципальная политика в сфере физической культуры и спорта 2.1 Состояние физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе РТ

Государственная политика в области физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе РТ осуществляется в соответствии с Законом Республики Татарстан «О физической культуре и спорте», принятом ГС РТ 10.09.2008, Постановление Кабинета Министров № 19 от 18.01.2011 "О создании государственного автономного учреждения дополнительного образования "Центр спортивной подготовки" Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан", Постановление КМ РТ от 30.12.2010 N 1134 "О Долгосрочной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы", Объединенная целевая программа "Развитие государственной молодежной политики и развитие физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе на 2012-2014 годы" и решение Общественного Совета Нижнекамского муниципального района от 11 ноября 2011 г. «О состоянии и перспективах развития учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта в пгт Камские Поляны и сельских поселениях».22

Управление по делам молодежи и спорту исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района (далее УДМиС) проводит свою деятельность на основе законов РТ «О молодежи и государственной политике РТ», «О физической культуре и спорте» и других законодательных актов, инициативы молодежи, опираясь на ощутимую, действенную поддержку Совета МО «Нижнекамский муниципальный район», Исполнительного комитета муниципального района города Нижнекамска.

В настоящее время в структуру УДМиС входят и функционируют при его поддержке: 23 подростковых клуба; 2 центра психологической помощи - ЦЭПП «Телефон доверия», ЦППП «Эйдос»; 3 детских оздоровительных лагеря - «Заря», «Кама», «Зангар Куль»; КСК «Ильинка»; 8 детско-юношеских спортивных школ: ДЮСШ №1, 3, 4, 5, 6, ДЮСШ УДМиС, ДЮСШ «Актай», ДЮСШ по фигурному катанию и хоккею; ФОК «Батыр», многофункциональный спортивный зал «Ярыш», экстрим-парк.

В районе функционируют 430 спортивных сооружений: 3 стадиона, 2 ледовых дворца (старый ледовый дворец на 2500 человек и СКК «Нефтехимик» на 5500 человек), 1 открытый каток с искусственным покрытием, 1 легкоатлетический манеж, 12 плавательных бассейнов, 12 стрелковых тиров, 3 лыжные базы, 193 плоскостных спортивных сооружения, 89 спортивных залов, 114 приспособленных помещений для занятий физической культурой и спортом. Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями составляет 46,5%, спортивными залами – 46,3%. Единовременная пропускная способность – 10 404 человека.23

Рядом с «Майданом» расположен культурно-спортивный комплекс «Ильинка» (ипподром и автоспортивная трасса). В районе посёлка Красный Ключ — конно-спортивная школа «Актай». В лесных массивах находятся лыжные базы «Корабельная роща» и «Алмаш» (с освещённой трассой).

В зимний период 2008-2009 годов функционировало 44 хоккейных корта (21 – с деревянными бортами и 23 с пластиковыми), в т.ч. в пгт Камские Поляны и сельских поселениях – 18.24

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа направлена на активизацию спортивного и физкультурного движения среди населения района. С этой целью проводятся спартакиады среди учащихся общеобразовательных школ, студентов средне-специальных и высших учебных заведений, подростковых клубов, коллективов предприятий и организаций, смотры-конкурсы на лучшую постановку спортивной и физкультурно-оздоровительной работы.

С целью активизации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в сельских поселениях в 2002 году создан физкультурно-спортивный клуб «Уныш». За этот период во всех сельских поселениях созданы коллективы физической культуры, введены штатные единицы инструкторов по работе с сельской молодежью, проводятся спартакиады среди работающей молодежи, сформированы сборные команды для участия в первенствах и чемпионатах Республики Татарстан. Ведущие спортсмены регулярно участвуют в республиканской спартакиаде «Сәламәтлек» и сельских играх «Авыл яшьләре».

В районе культивируется 50 видов спорта. Наиболее массовыми являются футбол, хоккей, баскетбол, борьба греко-римская и вольная, лыжные гонки, легкая атлетика, восточные единоборства и т.д.

В районе большое внимание уделяется развитию физкультуры и спорта по месту жительства. За счёт местного бюджета введены и содержатся дополнительно 32 ставки тренеров-преподавателей по месту жительства. Тренеры стараются привлечь детей «группы риска» к регулярным занятиям спортом. Особое внимание уделяется детям из неблагополучных семей и состоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Традиционными стали турниры по хоккею на призы клуба Анатолия Тарасова «Золотая шайба», количество участников которого ежегодно растет.25

В 2005 году учрежден новый турнир на Кубок управления по делам молодежи и спорту, в котором ежегодно принимает участие более 50 команд.

В летний период большой популярностью среди подростков пользуются соревнования по футболу на призы клуба «Кожаный мяч». По сравнению с 2005 годом число команд увеличилось на 30 (2005 г. – 86 команд, 2012 г. – 116 команд). 26

  1. Несколько лет подряд проходит Всероссийский день бега «Кросс наций», в котором принимает участие более 11 тысяч человек в возрасте от 4 до 76 лет. Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей всегда были и остаются приоритетными и актуальными для системы образования района. Работа в данном направлении начинается в дошкольных учреждениях, в которых созданы необходимые условия. Все детские сады оснащены спортивными площадками, физкультурными залами и залами ЛФК, в 24 дошкольных учреждениях функционируют плавательные бассейны. Имеются физиотерапевтические кабинеты, оснащенные современным оборудованием, ингалятории, фитобары и галокамеры.

  2. В целях социализации и реабилитации инвалидов разработаны мероприятия физкультурно-оздоровительного характера. Для спортивной работы с людьми с ограниченными возможностями работает инструктор по ЛФК. Систематически занимаются физической культурой и спортом 145 инвалидов, в т.ч. 12 колясочников.27 На протяжении 3-х лет сборная команда Нижнекамска занимает лидирующее место в спартакиаде среди людей с ограниченными возможностями. Более 50 детей с нарушением слуха занимаются в секции греко-римской борьбы в ДЮСШ № 3 управления по делам молодежи и спорту. Спортивно-оздоровительные занятия для инвалидов проводятся в физкультурно-оздоровительном комплексе «Батыр», где также организованы занятия по восстановлению функции органов движения, выпрямлению и укреплению позвоночника. Инвалиды обеспечены специальным автотранспортом для доставки в места занятий спортом. Выделяется автобус для доставки в спортивные комплексы «Батыр» и «Шинник». Ежегодно проводится «Сабантуй» для людей с ограниченными возможностями, где проводятся такие виды соревнований, как гонки на инвалидных колясках, армспорт, толкание ядра, шашки, шахматы, поднятие гири и другие.

В сентябре 2006 года состоялось торжественное открытие первого в городе теннисного корта в санатории профилактории «Шифалы» и второго футбольного поля с искусственным покрытием при спортивном комплексе «Дружба». В рамках реализации социального проекта партии «Единая Россия» «Строительство быстровозводимых физкультурно-оздоровительных сооружений» в 2007 году в городе Нижнекамске был построен физкультурно-оздоровительный комплекс «Батыр» с универсальным спортивным залом, в 2008 году по этой же программе построен открытый каток с искусственным льдом в пгт Камские Поляны, на базе которого создана детско-юношеская спортивная школа по хоккею с шайбой и фигурному катанию. Для активного отдыха горожан созданы все условия в парке семейного и спортивного отдыха «Солнечная поляна», который сдан в эксплуатацию ко Дню города в 2012 году. Единая пропускная способность данного парка составляет 350 человек в час. Продолжается строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом.

В городе и районе проживает 272 041 человек, из которых более 100 тысяч составляют дети и молодежь, 22% горожан активно занимается физической культурой и спортом.28

Важным фактором, способствующим оздоровлению, улучшению качества жизни населения является развитие физической культуры и спорта. С целью развития массовой физкультурной работы в Нижнекамском муниципальном районе созданы и работают 230 коллективов физической культуры. В сфере физической культуры и спорта работает 571 человек, в том числе: инструкторы физической культуры дошкольных образовательных учреждений – 91, учителя общеобразовательных школ – 114, тренеры-преподаватели по месту жительства – 32, в ДЮСШ и СДЮСШОР работают 169 тренеров, в т.ч. 137 штатных. Численность занимающихся физкультурой и спортом составляет 67 496 человек.29

Приоритетным направлением физического воспитания в школе является совершенствование уроков физической культуры и внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни, физической культуры и спорта. В учебных заведениях города и района охвачено систематическими занятиями физической культурой и спортом 54 685 учащихся.30

Развитие спорта в районе во многом опирается на детско-юношеский спорт. ДЮСШ являются основой для подготовки высококвалифицированных спортсменов, добивающихся высоких результатов на республиканском, российском и международном уровнях. В настоящее время в районе функционируют 13 спортивных школ, в том числе 2 СДЮШОР и 11 ДЮСШ, в которых идет подготовка по 20 видам спорта. Наиболее массовыми видами спорта являются легкая атлетика, спортивная гимнастика, баскетбол, бокс, лыжные гонки, футбол, хоккей с шайбой. В спортивных школах развивают и повышают спортивное мастерство 6315 человек. 31Важными задачами, стоящими перед спортивными школами, являются создание условий и возможностей для раскрытия и совершенствования спортивных талантов среди детей, подростков и молодежи, пополнение сборных команд города и Республики Татарстан.

Более 40 нижнекамских спортсменов-воспитанников ДЮСШ являются членами сборных команд Республики Татарстан и привлекаются на Чемпионаты Первенства России.32

Наряду с положительными результатами образовательные учреждения имеют следующие проблемы: не укомплектованность квалифицированными специалистами физического воспитания из-за низкой заработной платы, недостаточная оснащенность качественным спортивным инвентарем и оборудованием, недостаточное финансирование физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий учащихся.

Ведущие спортсмены Нижнекамска являются членами сборных команд Республики Татарстан и Российской Федерации. В 2008 году Нижнекамские спортсмены приняли участие в 8 международных, 28 всероссийских, 9 соревнованиях Приволжского федерального округа, 175 республиканских и 146 муниципальных соревнованиях. Подготовлены 1 мастер спорта международного класса, 3 мастера спорта, 24 кандидата в мастера спорта. 33

На хорошем уровне ведется работа в коллективах физической культуры предприятий и учреждений города. Лучшими являются КФК ОАО «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина», филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ТЭЦ.

В последние годы активизировали работу по оздоровлению своих работников транспортные предприятия, учреждения дошкольного образования, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальные службы и другие, что позволило дополнительно привлечь к занятиям физической культурой более 10000 человек. 34

Для вовлечения жителей в систематические занятия физической культурой и спортом проводят реконструкцию имеющихся спортсооружений, оснащают их современным спортивным инвентарем и оборудованием, продолжают строительство новых игровых площадок для детей, спортивных площадок во дворах, тренажерных залов, малых оздоровительных центров, лечебных кабинетов с разной формой собственности, укомплектовывают их подготовленными кадрами.

В целях организации досуга, профилактики и предупреждения правонарушений среди детей и подростков руководством города совместно с руководителями предприятий и учреждений уделяется особое внимание занятости детей и подростков в летние и зимние каникулы. По инициативе и на средства Нижнекамского муниципального района по месту жительства работает 30 тренеров. В обязанности тренера входит ведение учебно-тренировочной и воспитательной работы среди детей и подростков микрорайона (летом — футбол, зимой — хоккей с шайбой, в межсезонье - флорбол).

В работе по месту жительства особое внимание уделяется детям из неблагополучных семей и, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). Тренера стараются заинтересовать детей «группы риска» к регулярным занятиям спортом. На данный момент 43 ребенка, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, занимаются в дворовых командах.

Во исполнение Постановления Главы Нижнекамского муниципального района «О подготовке хоккейных кортов к зимнему сезону» проводится большая совместная работа предприятиями, отвечающими за ремонт и содержание хоккейных кортов с директорами школ и председателями советов местного самоуправления.

При поддержке руководителей города и предприятий к зимнему сезону 2012/2013 подготовлено 44 хоккейных корта.

В целях развития массового спорта в Нижнекамском муниципальном районе организовано и проводится 8 Спартакиад.35

Вновь проводятся популярные соревнования по шахматам «Белая ладья» и оборонно-спортивная игра «Зарница». Вводятся новые формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселые старты», «Дни здоровья», военно-спортивные эстафеты, конкурсы, «Спортивно-оздоровительный час – глазами детей», спортивно-массовые игры на городском пляже в загородных оздоровительных лагерях, спортивные праздники в микрорайонах.

Таким образом, на фоне повышения интереса жителей нашего города и района к занятиям физической культуры, и спортом, актуальным становится вопрос реконструкции имеющихся сооружений, оснащения их современным спортивным инвентарем и оборудованием, строительство новых игровых площадок для детей, спортивных площадок во дворах. Тренажерных залов, малых оздоровительных центров, лечебных кабинетов с разной формой собственности и комплектованием их подготовленными кадрами.

2.2 Анализ проблемы популяризации физической культуры и спорта среди молодежи

Наше время характеризуется некоторым упадком интереса молодежи к занятиям физической культурой, в том числе – ее спортивными видами. Молодёжь пассивно относится к состоянию своего здоровья, предпочитая, уделять время азартным играм, употреблению наркотиков и беспорядочному образу жизни, и не понимают того, что такой образ жизни приводит их не только к личным трагедиям, но постепенно может превратиться в глобальную катастрофу. Причины такого явления, характеризующиеся все большим увлечением вредными привычками были изучены с помощью социологический опроса молодежи города на тему: «Проблемы популяризации физической культуры и спорта среди молодежи». Исследование было проведено среди молодёжи нашего города.

В опросе приняли участие 50 человек, из них: юношей и девушек по 25 человек. Средний возраст опрашиваемых от 19 лет и выше. Большинство из них имеют высшее образование.

Нами была поставлена задачи, выяснить отношение молодежи к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни. Были выявлены следующие результаты. Большинство респондентов относятся положительно к занятиям физической культурой и спортом (80%), остальные нейтрально (16%) или негативно (4%). Это ещё раз подтверждает то, что в обществе сформировано ярко выраженное положительное отношение к занятию спортом. (Рис.1)

Рисунок 1 - Отношение к занятию спортом, в %

Но если положительно к занятиям физкультурой и спортом относятся 80 % опрошенных, то регулярно занимаются каким-либо видом спорта меньше половины опрошенных респондентов. Парадокс заключается в том, что некоторые не занимаются спортом, но они по-прежнему положительно относятся к занятиям физкультурой и спортом. Половина же респондентов не занимаются спортом регулярно. (Рис.2)

Рисунок 2 - Регулярное занятие спортом, в %

Также, лишь 40% всех опрошенных респондентов стараются придерживаться здорового образа жизни по мере возможностей, 30 % - пока не придерживаются, при этом хотели бы перейти на ЗОЖ, но не знают с чего начать; 10% - придерживаются основных принципов ЗОЖ регулярно; 20% - не придерживаются и не собираются. (Рис.3) Это говорит о том, что молодежь пока что не понимает важность ведения здорового образа жизни, т.к. существует большой соблазн вредных привычек. Этому способствует, открытая реклама, идущая из телевизоров, интернета и т.д. У молодежи складывается мнение, что пить, курить, употреблять наркотики это модно. Некоторые СМИ пытаются доказать людям, что пить, курить, употреблять наркотики - это вредно, вместо того, чтобы доказать, что не пить, не курить, и не употреблять наркотики - это хорошо!

Рисунок 3 - Поддержание здорового образа жизни, в %

Интересуясь, какие спортивные объекты посещают респонденты занимающиеся спортом, были выявлены следующие результаты: в большинстве своем, юношей посещают тренажерные залы (60%) и футбольный стадион (30%). Что касаемо девушек, то в основном посещаемые ими объекты это спортзал (30%), тренажерный зал (8%), фитнес центры (32%) и бассейн (10%).Таким образом, среди тех, кто активно занимается спортом юноши все же, более охотно занимаются спортом. (Рис. 4)

Рисунок 4 - Посещаемые спортивные объекты, в %

Выясняя частоту посещений спортивных объектов, было получены следующие результаты: те респонденты, которые посещают спортивные объекты, ходят в среднем 4 раза в месяц (66%), 4 % посещают 8 раз в месяц.

Причин, из-за которых респонденты не занимаются спортом, во время анкетирования называлось не так уж много. (Рис.5)

Основные три причины по значимости:

  1. банальная нехватка времени;

  2. нехватка денежных средств и материально-технического обеспечения для полноценных занятий;

  3. отсутствие желания.

Рисунок 5 - Причины не посещения спортивных объектов, в %

Таким образом, дело всё-таки не только, а быть может и не столько, в отсутствии времени, сколько в снижении интереса молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Более честный и третий по популярности ответ тех, кто не занимается спортом – «нет желания». Не стоит недооценивать и следующий ответ в рейтинге причин, по которым не занимаются спортом – «нехватка денежных средств». Здесь все не так однозначно. Средняя стоимость абонемента месячного посещения порядка 8-12 занятий в различные фитнес центрах, тренажерных залах составляет 1500 - 2500 рублей, в спортивный зал - 10000 рублей (чаще всего в этому сумму так же входит посещение бассейна или сауны, прокат инвентаря на время занятий, чай, кофе или сок). Для многих достаточно накладно выкладывать подобные суммы. Поэтому большинство либо посещают бесплатные объекты или объекты с более доступной стоимостью, такие как, открытые спортивные площадки. Но у таких объектов имеются свои минусы: сезонность некоторых объектов, минимальная оснащенность спортивным инвентарем, а также влияние на них плохой погоды и т.п. Либо занимаются самостоятельно дома. Другие же в этом находят отличную отговорку, своей собственной лени и безразличностью отношения к состоянию своего здоровья.

Далее, изучая мнение молодежи о состояния спортивно-оздоровительных объектов, был получен результат, что средние балльные оценки, которые ставят спортивным объектам это 4 и 6 баллов. Основными проблемами в этой связи являются (Рис. 6):

  1. вопрос реконструкция уже имеющихся сооружений, а также оснащение их новым качественным спортивным инвентарем;

  2. недостаточное финансирование физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

  3. слишком высокая стоимость за посещения различных спортивных объектов.

Рисунок 6 - Проблемы в сфере управления физической культурой и спортом

Выводы из проведенного исследования можно сделать следующие:

  1. Молодежь положительно относится к занятиям физической культурой и спортом, но при этом регулярно занимаются каким-либо спортом меньше половины опрощенных респондентов;

  2. Молодежь старается придерживаться здорового образа жизни по мере возможностей, но не всегда знают с чего им именно начать, но также есть процент людей, которые не желают придерживаться здорового образа жизни;

  3. Юноши более охотно занимаются спортом, чем девушки;

  4. Парни в большинстве своем посещают тренажерные залы, девушки же различные фитнес центры;

  5. В среднем, те, кто посещает спортивно-оздоровительные объекты, занимаются 4 раза в месяц;

  6. Основными причинами отказа от посещения спортивных объектов являются, отсутствие времени, необходимых денежных средств для посещения данных объектов и отсутствие желания;

  7. Основными проблемами в сфере управления физической культурой и спортом являются, вопрос реконструкции и нового спортивного инвентаря, недостаточное финансирования местных спортивных мероприятий и высокие цены в прейскурантах спортивно-оздоровительных объектов.

Вследствие вышеизложенного, можно сделать вывод, что первая наша гипотеза о том, что идет активный рост занимающихся физической культурой спортом среди молодежи была опровергнута, т.к. молодежь пусть и положительно относится к занятиям физической культурой и спортом, все же не предпринимает никаких особых действий к поддержанию своего здоровья с помощью спорта. Так же была опровергнута и вторая гипотеза, что главной причиной роста занимающихся спортом является улучшение управления в сфере физической культуры и спорта, т.к. роста среди основной массы молодежи так такого нет, а проведенные мероприятия не всегда соответствуют ожиданиям или потребностям людей. Вследствие этого была подтверждена лишь одна гипотеза о том, что все же остаются проблемы в сфере физической культуры и спорта, решение которых должна обеспечить местная администрация совместно с Управлением по делам молодежи и спорту исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района. Так же актуальным остается вопрос развития и привлечения в массовый спорт молодежи и активной пропаганды здорового образа жизни.

Далее мы постараемся разработать и предложить ряд рекомендаций по популяризации физической культуры и спорта среди молодежи, с целью привлечь молодежь в массовый спорт и развитию самой сферы физической культуры и спорта города Нижнекамска.

2.3 Рекомендаций по популяризации физической культуры и спорта среди молодежи

Вследствие выявленных проблем предложен ряд рекомендаций по популяризации физической культуры и спорта среди молодежи:

  1. осуществлять через средства массовой информации пропаганду здорового образа жизни, активного занятия спортом и физической культурой;

  2. организовать регулярные репортажи по каналам телевидения и радиовещания о спортивных соревнованиях по различным видам спорта и физической деятельности;

  3. опубликовывать материалы о спортсменах района, достигших высоких спортивных результатов;

  4. награждать материально и морально авторов и издателей лучших буклетов, очерков, видеосюжетов, пропагандирующих здоровый образ жизни, физическую культуру и спорт;

  5. сформировать потребность в сохранение и укрепление здоровья и необходимости введения здорового образа жизни;

  6. увеличить объемы строительства новых и реконструкцию уже имеющихся физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов в жилых микрорайонах города;

  7. осуществить муниципальный заказ на покупку спортивного инвентаря для уже имеющихся сооружений, либо привлечь различных спонсоров;

  8. осуществить ремонт дворовых спортивных площадок;

  9. организовать подготовку и переподготовку специалистов по физической культуре, работающих на предприятиях и в организациях;

  10. создавать программы по борьбе с вредными привычками (курение, алкоголь, наркотики);

  11. создание условий для занятий физической культурой и спортом особенно молодёжи;

  12. организовать мероприятия по развитию не только физического, но и духовного здоровья личности;

  13. создать условия для развития различных видов спорта, в том числе тех которых пока нет в городе, либо они слабо развиты;

  14. вести ежегодный мониторинг физического развития среди молодежи и не только;

  15. снизить стоимость посещения различных спортивных объектов для некоторых категорий граждан;

  16. внедрить комплексную программу по организации спортивной и физкультурно-оздоровительной работы среди инвалидов;

  17. разработать и внедрить новые формы организации занятий с различными категориями населения: по месту жительствам и в местах массового отдыха;

  18. обратить особое внимание на моральное развитие лиц детского возраста в направлении здорового образа жизни.

Для эффективности муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта, необходимо учитывать все интересы и потребности молодежи.

Можно сказать, что своевременно принятые меры и правильно продуманная политика в сфере физической культуры и спорта – надежнейшее вложение в будущее Нижнекамского муниципального района.

Заключение

Физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни, представляя собой неотъемлемый элемент нематериального производства.

К развитию массового спорта и укреплению его инфраструктуры следует активнее привлекать отечественный бизнес. Это в первую очередь касается детского и юношеского спорта, а также спорта инвалидов и граждан с ограниченными физическими возможностями. Примером может служить программа «Газпром — детям», другие компании также работают в этом направлении. Необходимо всячески поддерживать эту активность.

Спортивные победы России являются не просто международным престижем страны, они служат важным ценностным ориентиром для российской молодежи, с юных лет прививают стремление к спорту, воспитывают у молодых людей лидерские качества.

Для Республики Татарстан эта сфера представляет значительный интерес поскольку республика является одной из тех, кто вписывает имена своих спортсменов в мировые спортивные достижения, а Республика Татарстан известна как носитель высокого спортивного имиджа.36 С другой стороны, физическая культура и массовый спорт являются той сферой, которая в значительной мере обеспечивает физическое здоровье всего населения, тем более весьма важно для республики, значительная часть которой не благополучна с точки зрения экологии. Известно, что и нравственное здоровье населения, формирующее его работоспособность и оптимизм, напрямую зависит от физического.

Республика Татарстан, и муниципальные образования РТ стремятся к тому, чтобы население сохраняло свою работоспособность, здоровье, общественную и политическую активность и поэтому изучение опыта управления на этом уровне, необходимость определения в нем слабых и сильных стороны, можно рассматривать как важную задачу современности.

Курсовая работа предполагала решение следующих задач:

  • изучить теоретические основы управления физической культуры и спорта;

  • проанализировать состояние физкультурно-оздоровительной работы с молодежью в Нижнекамском муниципальном районе;

  • провести исследования проблемы популяризации физической культуры и спорта молодежи города Нижнекамска;

  • разработать рекомендации по повышению эффективности управления данной сферой на муниципальном уровне.

Таким образом, в первой теоретической главе были рассмотрены физическая культура и спорт как объект управления, государственные органы управления физической культурой и спортом, государственная и муниципальная политика в данной сфере.

Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культурой и спорта в целях наиболее полного удовлетворения людей в физическом воспитании.

Органы управления физической культурой и спортом представляют собой физкультурно-спортивную организацию, которая в системе управления является субъектом воздействующим на другие физкультурно-спортивные организации как объекты. Компетенцию органов управления физической культурой и спортом определяют закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и органы исполнительной власти.

Государственная политика в области физической культуры и спорта – это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, направленных на создание правовых, экономических и организационно-управленческих условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий и групп населения в физкультурно-спортивной деятельности, с учетом традиций, обычаев и экономического положения региона.

Под муниципальной спортивной политикой следует понимать деятельность, которая направлена на осуществление активного отдыха населения путем занятия физической культурой и спортом на местном уровне.

Во второй проблемно-аналитической главе было проанализировано состояние физической культуры и спорта в городе Нижнекамске.

В ходе анализа было выявлено, что молодежь пусть и положительно относится к занятиям физической культурой и спортом, все же не предпринимает никаких особых действий к поддержанию своего здоровья с помощью спорта. Основными проблемами в сфере управления физической культурой и спортом остаются вопрос реконструкции и нового спортивного инвентаря, недостаточное финансирования местных спортивных мероприятий и высокие цены в прейскурантах спортивно-оздоровительных объектов. Так же актуальным остается вопрос развития и привлечения в массовый спорт молодежи и активной пропаганды здорового образа жизни.

Рекомендации, предложенные в курсовой работе направлены на развития физической культуры, спорта и туризма в Нижнекамске и Нижнекамском районе.

Таким образом, цель курсовой работы в основном достигнута, намеченные задачи решены.

Список используемых источников и литературы
  1. Федеральный Закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

  2. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации.

  3. Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Часть I / П.А. Виноградов. – Челябинск. : УрГАФК, 2008. – 289 с.

  4. Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях : учебное пособие / В.Е. Горшков, В.А. Какузин, А.В. Починкин. – Малаховка. : МОГИФК, 2007. – 68 с.

  5. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.

  6. Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие для вузов / В. П. Орешин. - м. : инфра-м , 2011. – 320 с.

  7. Соколов А.С. О муниципальной спортивной политике [Электронный ресурс] / А.С. Соколов. – Режим доступа: http : // www.infosport.ru.

  8. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. – М. : Советский спорт, 2010. – 80 с.

  9. Экономико-правовые аспекты физической культуры и спорта. – М. : Национальный юридический центр, 2011. – 169 с.

  10. Молодежь и спорт в Республике Татарстан : информационно-методологический сборник / под общей редакцией М.М. Бариева. – Казань. : РЦИМ, 2009. – 186 с.

  11. Программа основных направлений развития физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе на 2009-2013 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-nizhnekamsk.ru/, свободный.

  12. Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни : материалы Всероссийской Научно-практической Конференции 7-8 октября 2004, Альметьевск : в 2 т. Том 1 / под общей ред. М.М. Кушелева. – Казань. : РЦИМ, 2009. – 186 с.

  13. Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта / под ред. В.И. Жолдак. – Челябинск. : 2010. – 269 с.

Приложение А

Программа социологического исследования

Проблемы популяризации физической культуры и спорта среди молодежи

Обоснование проблемы

С учетом сложившихся в настоящее время социальных, экономических и политических условий указывает на то, что в обществе назрела острая социальная потребность в развитии массового физкультурного движения как средства оздоровления населения, привлечения его к здоровому образу жизни. Нижнекамск является крупнейшим в России центром нефтехимической промышленности. Это, так или иначе, сказывается на состоянии здоровья жителей города, в особенности это касается детей и молодежи.

Необходимость исследования данной проблемы связана, прежде всего, с особенностями развития нашей молодежи, с их образом жизни, повышением значимости для них спорта. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития молодежи, но и укреплением и охраной его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности молодежи, разумной формой организации и проведения досуга, бесспорно влияют на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентации.

Физическая культура и спорт предоставляют молодежи широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения своего «я».

Таким образом, физическая культура - могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения. Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется

Основной проблемой в области физической культуры и спорта в городе Нижнекамске в настоящее время является отсутствие устойчивого, мотивированного интереса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части молодежи. Здоровый образ жизни не стал нормой для большинства.

Цель исследования – проанализировать ситуацию в области физической культуры и спорта среди молодёжи города Нижнекамск.

Объект исследования – молодёжь города Нижнекамск.

Предмет – отношение к занятию физической культурой и спортом и их значимость для молодежи.

Гипотезы:

  1. среди молодежи города Нижнекамск идет активный рост людей занимающихся физической культурой, спортом;

  2. главной причиной является улучшение управления в сфере физической культуры и спорта.

  3. еще остаются проблемы в сфере управления физической культуры и спорта.

Задачи:

  1. выяснить отношение молодежи к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни;

  2. выяснить причины отсутствия интереса к занятию физической культурой и спортом;

  3. определить влияние развития спортивной инфраструктуры Нижнекамского муниципального района на рост занимающихся людей физической культурой и спортом;

  4. выявить оставшиеся проблемы управления в сфере физической культуры и спорта в г. Нижнекамске.

Метод исследования – анкетный опрос

Генеральная совокупность – молодежь города Нижнекамск.

Выборочная совокупность – составляет 50 человек в возрасте от 17 до 26 лет. Тип выборки: квотная, случайная.

Рабочий план исследования:

Мероприятие

Срок выполнения

Исполнитель

Примечание

Составление программы исследования

Октябрь

Рамазанова Д.Д.

 

Утверждение программы исследования

Ноябрь

Рамазанова Д.Д.

Совместно с научным руководителем

Тиражирование бланков анкет

Ноябрь

Рамазанова Д.Д.

50 штук

Процесс получения данных

Ноябрь

Рамазанова Д.Д.

 

Выводы

Ноябрь

Рамазанова Д.Д.

 

Логическая структура инструментария:

Операциональные понятия

Индикаторы

Тип шкалы

Номер вопроса в инструментарии

  1. Роль, которую молодежь отводит физической культуре и спорту

Отношение молодежи к физической культуре и спорту

Отношение

Номинальная

1

Занятие молодежью спортом

Занятие

Номинальная

2

Поддержание здорового образа жизни

Факт поддержания

Номинальная

3

  1. Влияние развития спортивной инфраструктуры на рост занимающихся людей физической культурой и спортом

Посещение спортивно-оздоровительных объектов

Посещение

Номинальная

4

Посещаемые спортивно-оздоровительные объекты

Спортивно-оздоровительные объекты

Номинальная

5

Частота посещаемости спортивно-оздоровительных объектов

Количество посещений

Ранговая

6

Причины отказа посещения спортивно-оздоровительных объектов

Причины

Номинальная

7

Состояние спортивно-оздоровительных объектов

Оценка

Ранговая

8

  1. Проблемы управления в сфере физической культуры и спорта в г. Нижнекамске.

Низкий уровень интереса молодёжи к занятию физической культурой и спортом

Причины

Номинальная

9

Наиболее острые проблемы в сфере управления физической культурой и спортом

Проблемы

Номинальная

10

  1. Паспортичка

Социальная характеристика

Пол

Номинальная

11

Образование

Уровень образования

Ранговая

12

Возраст

Число лет

Интервальная

13

Приложение Б

Анкета социологического исследования

Данное исследование проводится с целью изучения популярности среди молодежи физической культуры и спорта. Чтобы полнее учесть мнение молодежи, о данной проблеме, проводится социологический опрос. Вы стали одним из его участников. Просим Вас ответить на ряд вопросов.

Анкета заполняется следующим образом: прочтите внимательно вопрос и варианты ответов к нему. Далее обведите кружком числовой код напротив того варианта ответа, который совпадает с Вашим мнением, либо допишите свой ответ сами, если он не приводится.

Опрос носит анонимный характер, поэтому фамилию указывать не обязательно. Результаты опроса будут использоваться в обобщенном виде.

  1. Каково ваше отношение к физической культуре и спорту?

  1. Положительное

  2. Нейтральное

  3. Отрицательное

  4. Затрудняюсь ответить

  1. Регулярно ли Вы занимаетесь спортом?

  1. Да

  2. Нет

  3. Сейчас нет, раньше занимался(лась)

  1. Придерживаетесь ли Вы здорового образа жизни?

  1. Стараются придерживаться

  2. Пока не придерживаются

  3. Придерживаются основных

  4. принципов ЗОЖ

  5. Придерживаться не собираются

  1. Посещаете ли Вы какие-то спортивно-оздоровительные объекты?

  1. Да

  2. Нет

  1. Какие объекты вы посещаете?

  1. Спортзалы

  2. Спортивно-оздоровительные комплексы

  3. Фитнес центры

  4. Учебно-тренировочные базы

  5. Культурно-спортивный комплекс

  6. Футбольный стадион

  7. Ледовые дворцы спорта

  8. Бассейн

  9. Другое (укажите)__________________________________________

  10. Ничего не посещаю

  1. Как часто Вы посещаете эти спортивно-оздоровительные объекты в месяц?

  1. 1 раз

  2. 4 раза

  3. 8 раз

  4. 12 раз

  5. Другое__________________________________________________

  6. Не посещаю вообще

  1. По каким причинам Вы не посещаете спортивно-оздоровительные объекты?

  1. нехватка денежных средств и материально-технического обеспечения для полноценных занятий

  2. нехватка времени

  3. усталость, лень

  4. отсутствие навыков и привычки к занятиям

  5. Не знаю куда пойти

  6. Не развиты интересующие виды спорта

  7. Другое (укажите)___________________________________________

  8. Нет желания

  1. Ваша оценка состояния спортивно-оздоровительных объектов. Оцените по 10-балльной шкале от 1 до 10.

  1. Ваш ответ __________________________________________________

  1. В чем, на ваш взгляд, заключаются причины низкого интереса молодежи к занятию физической культурой и спортом?

  1. отсутствие желания и времени

  2. безразличное отношение к своему здоровью

  3. больший интерес к вредным привычкам

  4. лень и отсутствие стимулов в окружающем обществе

  5. пагубное влияние телевидения, интернета

  6. слишком высокая стоимость посещения различных спортивных объектов

  7. другое________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие наиболее острые проблемы, по вашему мнению, управления в сфере физической культуры и спорта?

  1. Слишком высокая стоимость за посещения различных спортивных объектов

  2. Несоответствие между потребностями населения и возможностями спортивных сооружений города в предоставлении необходимых услуг

  3. Недостаточная информационно-просветительская деятельность в СМИ по вопросам физической культуры и спорта

  4. Вопрос реконструкция уже имеющихся сооружений, также оснащение их новым качественным спортивным инвентарем

  5. Недостаточное финансирование физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий

  6. Другое____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваш пол?

  1. Женский

  2. Мужской

  1. Ваш уровень образования?

  1. Неполное среднее

  2. Полное среднее

  3. Среднее специальное

  4. Незаконченное высшее

  5. Высшее

  1. Ваш возраст?

  1. 17-18 лет

  2. 18-19 лет

  3. 19-20 лет

  4. 20-21 год

  5. более 21 года

1 Федеральный Закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2 Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие для вузов / В. П. Орешин. - м. : инфра-м , 2011. - 320 с.

3 Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Часть I / П.А. Виноградов. – Челябинск. : УрГАФК, 2008. – 289 с.

4 Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Часть I / П.А. Виноградов. – Челябинск. : УрГАФК, 2008. – 289 с.

5 Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях : учебное пособие / В.Е. Горшков, В.А. Какузин, А.В. Починкин. – Малаховка. : МОГИФК, 2007. – 68 с.

6 Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.

7 Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях : учебное пособие / В.Е. Горшков, В.А. Какузин, А.В. Починкин. – Малаховка. : МОГИФК, 2007. – 68 с.

8 Там же

9 Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.

10 Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.

11 Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.

12 Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации.

13 Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях : учебное пособие / В.Е. Горшков, В.А. Какузин, А.В. Починкин. – Малаховка. : МОГИФК, 2007. – 68 с.

14 Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта / под ред. В.И. Жолдак. – Челябинск. : 2010. – 269 с.

15 Там же

16 Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта / под ред. В.И. Жолдак. – Челябинск. : 2010. – 269 с.

17 Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. – М. : Советский спорт, 2010. – 80 с.

18 Соколов А.С. О муниципальной спортивной политике [Электронный ресурс] / А.С. Соколов. – Режим доступа: http : // www.infosport.ru.

19 Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. – М. : Советский спорт, 2010. – 80 с.

20 Экономико-правовые аспекты физической культуры и спорта. – М. : Национальный юридический центр, 2011. – 169 с.

21 Экономико-правовые аспекты физической культуры и спорта. – М. : Национальный юридический центр, 2011. – 169 с.

22 Программа основных направлений развития физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе на 2009-2013 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-nizhnekamsk.ru/, свободный.

23 10. Программа основных направлений развития физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе на 2009-2013 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-nizhnekamsk.ru/, свободный.

24 Там же.

25 Программа основных направлений развития физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе на 2009-2013 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-nizhnekamsk.ru/, свободный.

26 Там же.

27 Там же.

28 Программа основных направлений развития физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе на 2009-2013 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-nizhnekamsk.ru/, свободный.

29 Там же.

30 Там же.

31 Программа основных направлений развития физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе на 2009-2013 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-nizhnekamsk.ru/, свободный.

32 Молодежь и спорт в Республике Татарстан : информационно-методологический сборник / под общей редакцией М.М. Бариева. – Казань. : РЦИМ, 2009. – 186 с.

33 Программа основных направлений развития физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе на 2009-2013 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-nizhnekamsk.ru/, свободный.

34 Программа основных направлений развития физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе на 2009-2013 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-nizhnekamsk.ru/, свободный.

35 Там же.

36 Молодежь и спорт в Республике Татарстан : информационно-методологический сборник / под общей редакцией М.М. Бариева. – Казань. : РЦИМ, 2009. – 186 с.

Просмотров работы: 42368