Формализм в знаниях является наиболее серьезным препятствием на пути практического использования знаний, как в дальнейшем обучении, так и в последующей трудовой деятельности. Несмотря на то, что студенты при поступлении готовятся в физике, однако знания их носят формальный характер. Формализм является крупнейшим недостатком: он затрудняет а, иногда, и вовсе не дает возможности учащимся применять полученные знания для объяснения окружающих их явлений, что влечет за собой снижение интереса к изучаемому предмету. Поэтому вопрос о преодолении формализма в знаниях является весьма актуальным.
Для того, чтобы успешно бороться с формализмом, необходимо, прежде всего, хорошо понять причины этого явления. Анализируя работы И.Б. Горбуновой, Л.И. Божович, Н.Ф. Романцевой, а также проводя анкетирование среди студентов и преподавателей, мы выделили следующие причины появления формализма знаний.
Предметные причины формальных знаний:
большой объем учебного материала за малое количество отводимых часов на изучение дисциплины, при этом самостоятельная работа студентов не всегда приводит к прочному усвоению знаний;
сложность изучаемого предмета;
подача материала в упрощенном виде, связанная с недостаточным владением студентами математическим аппаратом;
излишняя наполненность математическими выводами и в результате невидение за математической формулой сущности физического закона.
Социальные причины формальных знаний:
политика государства, которая проявляется в сокращении часов по данной дисциплине и в целом;
невозможность прохождения студентами производственной практики на предприятиях;
юноши во избежание армии приходят в вузы;
высшее образование для получения продвижения в работе.
Профессиональные причины формальных знаний:
слабое представление студентов о будущей профессии;
об использовании физических знаний в будущей профессии;
отсутствие физических задач с профессиональным содержанием и т. д.
Личностные причины формальных знаний:
отсутствие мотивации обучения;
неосознанный выбор будущей профессии;
недостаточное использование творческого потенциала студентов;
отсутствие дифференциации в обучении;
слабый учет интереса и потребности студентов.
Литература:
1. Преодоление формализма знаний студентов технического вуза через формирование инженерного мышления Известия ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе". Вып. 6: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2009. - № 10. - C. 113-116 Мустафина Д. А.,Короткова Н. Н., Рахманкулова Г.А.
2. Мустафина Г.А., Педагогика - Семья – Школа-Общество. Формальные знания студентов технического вуза: сущность, причины возникновения. Книга 11, Стр. 209-216.
3. Горбунова И.Б., Новые компьютерные технологии и проблема формализма в знаниях по физике: Монография.- СПб.: ИздательствоРГПУ им. А.И.Герцена, 1999.-200с.
4. Романцева Н.Ф. Экспериментальные задачи по физике как средство преодоления формализма в знаниях студентов педагогического вуза, автореферат диссертации 2000г.
5. Божович Л.И. Психологический анализ формализма в усвоении школьных знаний.//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.,1980.-292с.