ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ

Фазылова Ю.Р. 1, Валькевич С.И. 2
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», факультет искусств 2 курс
2Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», факультет искусств, научный руководитель, соавтор, к.п.н., доцент
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Музее-Заповеднике народного быта города Иваново в музейных фондах имеются различные женские и девичьи головные уборы: шамшура, повязка, сорока и др. В XIX в сороки сосуществовали с кокошниками владимиро-суздальского типа в северной половине Владимирской губернии. Сорока (кичка) – головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову самостоятельно. Такой головной убор был реконструирован мастерами музея-заповедника по образцу головного убора Судогодского уезда Владимирской губернии конца XIX в. из собрания РЭМ, и по описанию волосника и сороки Ковровского уезда в сборнике «Традиционная культура Гороховецкого края».

Основными предметами, образующими в совокупности реконструируемый головной убор, являются волосник-кичка, собственно сорока, позатыльник, очелье (налобник). Сорока — верхняя часть головного убора, чехол, надевавшийся поверх волосника-кички. Волосник — нижняя часть головного убора, который надевали непосредственно на волосы. С одной стороны его задача – закрыть, точнее, даже скрыть волосы замужней женщины, чтобы не выглядывало ни одного волоска. А с другой стороны, волосник придает форму головному убору, создавая некоторую жесткость за счет гребня. Восстановлением такого головного убора в Музее занималась Л. Смышляева – руководитель мастерской традиционной одежды и вышивки г. Новосибирска. Сложнее всего было восстанавливать именно волосник, так как мастер не видела его в «натуральном виде». Реконструкцию проводили по описанию волосника и по чертежам в статьях Г.А. Федоровой, а также по фотографиям волосника на сайте «Народный костюм» в Интернете. Жесткость гребня создается за счет прутков ивняка, которые вшиваются в него. Веточки ивняка предварительно вымачиваются в воде, а затем, согнув и придавив им нужную форму фиксируются и высушиваются. После этого веточки обматываются полосками ткани, чтобы они стали толще и мягче. Обмотанные тканью прутки прошиваются между двумя слоями ткани. Шов прокладывается после каждого прутка, закрепляя его, таким образом, практически неподвижно. Для волосника также необходимы шнурки, с помощью которых стягиваются его края, и затем завязываются на голове. По одной из найденных фотографий было определено, что эти шнурки – плетёные. Способ плетения называется «на крюке» или «на стене», потому что нити при плетении закрепляются на крюке, вбитом в стену дома. Плетение обычное – «косичка» в четыре нитки. Сорока выполнялась на основе волосника-кички. Очелье украшено вышитыми узорами счётной гладью. Бисерный позатылень сплетён «сеткой» из крупного бисера по цвету близкому музейному образцу мастером Новосибирской этнографической исследовательской мастерской «Новолавка» – Л. Панеевой. Позатылень укладывается сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывается тесёмками вокруг кички под сорокой. К середине последней трети XIX века сороки заменились повойниками и сборниками.

Просмотров работы: 1063