КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БАЙКАЛА В XXI ВЕКЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БАЙКАЛА В XXI ВЕКЕ

Вершинина В.Ю. 1
1Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Байкал – один из самых удивительных природных объектов на Земле. На его долю приходится пятая часть всех мировых запасов пресной воды. А это больше, чем объем воды вместе взятых Великих озер в Северной Америке. По площади озеро сравнимо с площадью некоторых стран, например Бельгии. Кроме того, в водах Байкала обитает несколько сотен видов растений и животных, которые больше не встречаются нигде в мире. Неудивительно, что Байкал называют жемчужиной России.

Очевидно, что озеро с такими огромными запасами пресной воды приобретает важнейшее стратегическое значение. В XXI столетии важность «голубого золота» будет только увеличиваться, ведь потребности человечества ежегодно растут, а воды больше не становится. На одно только сельское хозяйство во всем мире приходится около 70 % потребляемой пресной воды. По данным ООН, уже сегодня примерно 700 млн. человек страдают от дефицита воды, и это число будет расти [10]. Ученые прогнозируют, что к 2030 г. объем потребляемой пресной воды сравнится с ее запасами, и 40 % населения будут испытывать нехватку этого ресурса. Резюмируя итоги «водных саммитов», проводимых по инициативе той же ООН, можно заключить одно: «воды на всех не хватит». Генсек ООН Пан Ги Мун подчеркивал в своих выступлениях, что мир стоит на пороге «водных войн» [3], т.к. недостаток воды угрожает социальному и экономическому благосостоянию и может стать источником конфликтов.

Исходя из вышеприведенных данных, вполне логично задаться вопросом: обладает ли Байкал конфликтогенным потенциалом и в какой мере? Возможно ли, что в условиях нарастающего дефицита воды это потрясающее творение природы может стать причиной бед и конфликтов?

Для начала хотелось бы отметить, что вокруг Байкала тесно переплетаются политические, экономические и экологические факторы. К примеру, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК), работавший многие годы, был одним из важнейших промышленных предприятий региона. Несмотря на многочисленные требования со стороны общественности, власти не хотели его закрывать, т.к. с экономической точки зрения он приносил немалую выгоду. Однако вместе с тем он наносил огромный ущерб байкальской экосистеме, негативные эффекты которого пока еще даже не проявились в полной мере. Здесь прослеживается явное игнорирование принципа превентивных действий в российской экологической политике, когда угроза ущерба окружающей среде должна учитываться заранее. Такая политика, в свою очередь, негативно влияет на имидж всего государства, ведь тенденция экологизации международных отношений в последние годы возрастает. И это только один из примеров взаимодействия различных факторов, связанных с Байкалом.

В настоящее время возрастает влияние на Байкал со стороны соседних стран, в частности, Монголии и Китая. Так, в реку Селенга, являющуюся крупнейшим притоком озера, со стороны Монголии регулярно сбрасывается большое количество загрязняющих веществ. Это связано с работой золотодобывающих предприятий в Заамаре, промышленных предприятий в Дархане и добычей полезных ископаемых в верхнем течении рек Орхон и Хараа-Гол. Сброс загрязняющих веществ вызывает возмущение со стороны российских экологов и политических деятелей. В апреле 2013 г. заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин заявил, что необходимо защитить Байкал от соседних стран, сбрасывающих в его притоки огромное количество отходов [1]. Серьезные опасения российских экологов вызывают и планы Монголии по строительству ГЭС на главном русле Селенги. Новые ГЭС могут значительно обеднить экосистему реки и нанести серьезный ущерб самому Байкалу. Есть в Монголии и проект по орошению пустыни Гоби, для которого будет использоваться до трети водостока всё той же Селенги, что, в свою очередь, отрицательно скажется на уровне воды в Байкале. Это не только может повлиять на всю экосистему Байкальского региона, но и нанести урон местной энергетике (ГЭС не смогут работать в обычном режиме). Однако из-за добрососедских отношений Монголии и России, со стороны российских властей пока не предпринимается никаких попыток остановить реализацию этих планов или же воспрепятствовать загрязнениям.

В последние годы пристальное внимание на Байкал обращает Китай. Его заинтересованность связана с двумя факторами: энергетическим и ресурсным. КНР с каждым годом всё сильнее нуждается в энергии. Энергопотребление этой страны растет в таких темпах, что мировое сообщество всерьез обеспокоилось данной проблемой и вынудило Китай дать обязательства по снижению объемов выбросов парниковых газов. Чтобы выполнить эти обязательства и обеспечить страну необходимым количеством энергии, КНР решила обратиться к возможностям гидроэнергетики. В планы 12-й китайской пятилетки входит форсированное развитие этой области [8]. Проблема заключается в том, что внутри страны основные речные системы уже используются, а значит, нужно обращать внимание на реки других стран. К 2020 г. планируется владеть 30 % мощностей ГЭС за рубежом, в том числе для импорта из соседних государств [8]. Россия и Китай уже вступили в энергетический диалог, жертвой которого может стать Байкал. Строительство новых «экспортных» ГЭС нанесет огромный удар экологическому и, в дальнейшем, социальному благополучию региона.

Вопрос обеспеченности водными ресурсами в Китае с каждым годом встает всё острее. С территории государства уже исчезли многочисленные реки. Две трети китайских городов и 50 млн. крестьян испытывают недостаток питьевой воды [5]. Экономика страны, особенно ее северных регионов, также испытывает огромную нехватку этого ресурса. В качестве одного из вариантов решения проблемы Китай рассматривает импорт воды из России. Так, еще в 2011 г. Мэн Саньдун, мэр китайского города Эрлянь, пытался обосновать целесообразность строительства водопровода от Байкала в Китай [6]. В том же году президенту Бурятии Вячеславу Наговицыну пришло письмо от китайской компании с просьбой рассмотреть возможность строительства водопровода по маршруту Бурятия – Монголия – Китай [6]. По оценкам экспертов, такой водопровод не повредит экосистеме Байкала. Вполне вероятно, что в будущем Россия станет еще и важным экспортером воды. Скорее всего, с течением времени Китай будет всё больше интересоваться российскими водными ресурсами, и Байкал станет главным объектом этого интереса.

Конечно, не только соседние страны заинтересованы в потенциале озера. Никуда не деть и других акторов международных отношений, в частности, США. В западной прессе периодически появляются заявления о том, что если Россия не может эффективно использовать свои ресурсы, то ей нужно «помочь». Со стороны США появляются утверждения, что Сибирь – это общемировое достояние [4]. Про Байкал тоже иногда звучат заявления в таком ключе. Всё это четко говорит о том, что развитые государства, прекрасно понимая ценность Байкала, стремятся получить как можно больше влияния в этом регионе. Международное сообщество постоянно проявляет озабоченность проблемами Байкала, и беспокойство за состояние России здесь вовсе не является ключевым.

Здесь мы и подходим к вопросу о конфликтах, связанных с озером. Общая картина складывается, к сожалению, далеко не самым лучшим образом.

Во-первых, российская экологическая политика является абсолютно непродуманной. О влиянии экономической и промышленной деятельности на байкальскую экосистему даже и говорить нечего: экологическая обстановка постоянно ухудшается. Многие разработанные проекты и программы по защите Байкала существуют только на бумаге и не реализуются. К тому же, как уже было сказано выше, экономическая деятельность ближайших соседей также наносит серьезный ущерб. Вместе с ухудшением экологической ситуации со временем будет ухудшаться и социальная. Тем временем свои силы подключит Запад: общественники, экологи, политические деятели, которые всё больше будут давить на Россию. Это может породить различного рода противоречия и конфронтацию между государствами.

Во-вторых, в случае, если в России определенным образом изменится экономическая политика, и наше государство, наконец, перестанет закрывать глаза на массу экологических проблем, может также возникнуть напряженность в двусторонних отношениях с Монголией и Китаем. Российские претензии монгольской и китайской сторонам могут привести к сбавлению темпов сотрудничества в тех или иных сферах и охлаждению отношений в целом.

В-третьих, грозящий всему миру дефицит пресной воды делает Байкал объектом пристального внимания. В первую очередь, опасность исходит со стороны Китая, где по официальным данным проживает 1,3 млрд. человек, на которых не хватает воды. Когда дефицит водных ресурсов будет всё сильнее обостряться, куда смотреть Китаю, как не на огромный Байкал, располагающийся, ко всему прочему, на малоосвоенных и плохо защищенных землях Восточной Сибири? А если принять во внимание факт наращивания китайской военной мощи, связанного с долгосрочной стратегией национального развития, то и вовсе становится страшно.

А теперь прибавим ко всему этому статистику, говорящую, что к 2030 г. половина населения может столкнуться с нехваткой воды [9], а также многочисленные прогнозы, согласно которым войны будущего могут начаться именно по этой причине, особенно в Ближневосточном и Азиатском регионах [2]. В принципе, такого рода конфликты случаются уже в наше время: опустынивание и водный дефицит часто становятся причиной столкновений в Африке [3]. В настоящее время нет предпосылок для сдерживания конфликтов на этой почве.

Безусловно, говоря о конфликтогенном потенциале Байкала, нельзя рассматривать только самые плохие сценарии, в которых может дойти до военного столкновения. К счастью, этот вариант пока кажется маловероятным. Но ведь конфликты могут быть разного характера (социальный, экономический, политический) и происходить на разных уровнях (внутригосударственный, международный). Исходя из вышеприведенной информации, можно заключить, что Байкал теоретически может быть причиной того или иного вида конфликта в связи со своей особой значимостью и огромным потенциалом.

Так, проблемы, связанные с неблагоприятной экологической или социально-экономической ситуацией в районе озера могут вызвать волнения на уровне государства, столкновения интересов энергетических корпораций и простых граждан. Желание воспользоваться ресурсами Байкала в условиях нехватки воды может привести к экономическому или политическому конфликту между Россией и заинтересованными странами. В самом худшем случае через несколько десятилетий может дойти и до военного столкновения между РФ и КНР. В целом, все эти варианты можно объединить в группу т.н. экополитических конфликтов, т.е. неразрывно связанных с экологическим фактором.

В итоге всё сводится к тому, что обладание таким уникальным природным объектом, как Байкал, накладывает на наше государство огромную ответственность за его сохранение и рациональное использование. Более того, политика России должна быть тщательно продуманной, дальновидной, учитывающей все факторы, ведь ошибки в настоящем и неверное стратегическое планирование в будущем могут привести к тем или иным конфликтам. А допускать этого в XXI столетии, когда мир и без того полон противоречий, не стоит. Байкал должен быть оберегаемым сокровищем страны, а не «яблоком раздора».

Литература

  1. Байкал нужно защитить от сбросов отходов соседних стран – замминистра // РИА Новости. – 08.04.2013. – Режим доступа: http://ria.ru/eco/20130408/931488334.html#13877156056213&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration

  2. В мире могут начаться войны за воду // Ас-Салам: духовно-просветительская газета. – Режим доступа: http://assalam.ru/content/story/3377

  3. Васецкий А. Повод для будущих войн // Взгляд. – 05.12.2007. – Режим доступа: http://ecocrisis.wordpress.com/1-2/suprapopulatia/water/

  4. Володин А. США хотят в Сибирь // Военное обозрение. – 20.06.2013. – Режим доступа: http://topwar.ru/29739-ssha-hotyat-v-sibir.html

  5. Иванов И. Китай страдает от недостатка воды // Великая эпоха. – 18.02.2012. – Режим доступа: http://www.epochtimes.ru/content/view/58454/4/

  6. Китай предлагает протянуть водопровод из Байкала // Байкал Daily. – 29.07.2013. – Режим доступа: http://www.baikal-daily.ru/news/19/72231/

  7. Куприянов Т. Байкал как разменная монета мировой войны за воду // Чита.ру. – 26.08.2013. – Режим доступа: http://articles.chita.ru/53200/

  8. Ласкин С. Реки Сибири и Байкал вступают в 12-ю китайскую пятилетку // Плотина. Нет! – 27.05.2011. – Режим доступа: http://www.plotina.net/reki-sibiri-baikal-china/

  9. ООН предупредила о дефиците воды // Дни.ру. – 08.10.2013. – Режим доступа: http://www.dni.ru/society/2013/10/8/261458.html

  10. Российские экологи: через 13 лет наступит водный кризис // Сибирское агентство новостей. – 26.03.2012. – Режим доступа: http://krsk.sibnovosti.ru/society/187042-rossiyskie-ekologi-cherez-13-let-nastupit-vodnyy-krizis

Просмотров работы: 1427