ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

Жарёнкова Е.А. 1, Седова И.Г. 2
1Шуйский филиал ИвГУ, Шуя, Россия
2Шуйский филиал Ивановского государственного университета. Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из важных средств методики воспитания на уроках изобразительного искусства является коллективное творческое дело. А.С. Макаренко [2] рассматривал совместную деятельность как важнейшее средство воспитания, т.к. именно в коллективе формируются основные нравственные понятия, которые ярко проявляются во взаимоотношениях между личностями. По его мнению, в процессе совместной деятельности идет активное взаимодействие друг с другом с целью получения единого значимого для всех результата.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел», которая известна широким кругам педагогической общественности. Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает простор для развития личности. Поэтому в каждом из таких дел присутствует гибкая форма, богатое разнообразием содержание, нестандартные варианты. [1]

Основной отличительный признак коллективного творческого дела - это общая практическая значимость. Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные. Каждый из этих видов обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.

Художественно-эстетические коллективные творческие делаимеют особые воспитательные возможности. Главные из них - развитие эстетической стороны жизни нашего общества и других стран, приобщение к искусству, как составной части духовной культуры, выработка отношения к себе, как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к искусству, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души и единое творческое мышление.

Наиболее эффективны художественно-эстетические коллективные творческие дела, организация которых предусматривает шесть этапов: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение коллективного творческого дела и подведение итогов подготовки, коллективное подведение итогов, ближайшее последствие коллективного творческого дела. [1]

Успешное использование системы коллективных творческих дел для реализации воспитательных возможностей обеспечиваются соблюдением трех основных условий: всемерное развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников, всемерное развитие отношений творческого развития между воспитанниками, всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями.

В процессе анализа реализуемых в нашей стране образовательных программ следует отметить «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (авторы Т.Я. Шпикалова и др.), в которой, с точки зрения коллективной творческой деятельности, можно отметить, что коллективная работа разнообразна и активно применяется в учебно-воспитательном процессе.

Коллективное художественно-эстетическое творческое дело - это уникальное и естественное, социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности любого коллектива. Оно имеет большие возможности влиять на личностные, творческие, художественно-практические, коммуникативные и др. качества личности .

Литература

  1. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. — М., 1989.

  2. Макаренко А. С. О воспитании. – М., 1988.

Просмотров работы: 1501