ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ УЛИЦ, ЗДАНИЙ И МАГИСТРАЛЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ УЛИЦ, ЗДАНИЙ И МАГИСТРАЛЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любой город, а в особенности мегаполис, нуждается в искусственном освещении. Географические и климатические особенности Санкт-Петербурга таковы, что в осенне-зимний период на протяжении большей части года преобладают дни с облачной и пасмурной погодой, и даже в наиболее светлое весеннее и летнее время, несмотря на так называемые «белые ночи», наш город нуждается в большом количестве искусственного освещения. И поэтому появляется необходимость создания развитой системы наружного освещения в Санкт-Петербурге.

Наружное освещение города и его классификация

Наружное освещение города представляет собой пространственно распределенную организационно-техническую структуру, объединяющую совокупность инженерных комплексов, систем энергоснабжения, зданий и сооружений, предприятий и подразделений управления и обслуживания, а также самих установок наружного освещения, оборудованных на территории города.

Наружное освещение города в самом общем виде можно классифицировать по признаку вида освещаемого объекта. Так, выделяют три вида наружного освещения - освещение улиц и магистралей, внутриквартальное освещение и архитектурно-художественная подсветка.

Итак, первый вид - освещение улиц и магистралей. К данному видуотносятся элементы системы наружного освещения, расположенные на улицах игородских площадях, на дорогах, проездах и транспортных развязках, а также на пешеходных переходах города.Сюда же включают и наружное освещение инженерных сооружений, таких как мосты, путепроводы и транспортные эстакады, и освещение аллей, парков, садов и скверов города. Наиболее важной задачей, возложенной на систему освещения улиц и магистралей, является обеспечение безопасности населения, а также всех участников дорожного движения.

Второй вид наружного освещения, согласно нашей классификации, это квартальное освещение. К данному виду относятся элементы системы наружного освещения города, расположенные внутри жилых кварталов: на фасадах жилых домов, у входов в подъезды, на подъездных аллеях и дорожках, а также на спортивных и детских площадках. Квартальное освещение города выполняет функцию обеспечения безопасности населения.

Третий вид наружного освещения города представляет собой архитектурно-художественную подсветку, ивключает в себя элементы наружного освещения архитектурных памятников и исторических зданий города. Наиболее значимой функцией архитектурно-художественной подсветки является создание единого светового образа города.

Для централизованной и системной эксплуатации наружного освещения в крупных городах и областных центрахгосударством создаются специализированные электросетевые предприятия.В Санкт-Петербурге для обслуживания установок наружного освещения было создано государственное унитарное предприятие «Ленсвет». Очевидно, что весь комплекс наружного освещения принадлежит городу в лице уполномоченных органов, а ГУП «Ленсвет» данное имущество передается на праве хозяйственного ведения. Координацию и регулирование деятельности предприятия осуществляет Комитет по энергетике и инженерному обеспечению.[1]

Проблемы наружного освещения Санкт-Петербурга

Комплекс наружного освещения является значительной и значимой структурой в масштабах города, и его проблемы, к сожалению, обладают теми же свойствами.После изучениявсевозможных материалов по данному вопросу, было принято решение о систематизации имеющейся информацию посредством составления типологии проблем. Итак, в данной работе будут рассмотрены следующие типы проблемы:

1)                 недостаточное выполнение комплексом наружного освещения города своих функций;

2)                 противоречие между получением выгоды и сохранением нормативных показателей установок наружного освещения;

3)                 отсутствие единого эстетического образа города.

1.                  Для характеристикипервого типа можно выделить три основные проблемы:

  • проблема отсутствия наружного освещения на окраинах города;
  • проблема несоответствия характеристик установок нормативным показателям;
  • проблема временного отсутствия эксплуатации установок вследствие сложности процесса перехода прав собственности.

1.1.            Проблема отсутствия наружного освещения на окраинах города начала проявляться вследствие быстрого роста территории Санкт-Петербурга, так как увеличилось количестворайонов, функция освещения которых не возложена на ГУП «Ленсвет». Например, установки наружного освещения внутри некоторых дворов Красногвардейского и Калининского районов отсутствуют, и порой освещение обеспечивается лишь от территории социальных учреждений, например, школ или детских садов. Однакотакие установки отключают вместе с завершением рабочего дня учреждения, и получается, что в вечернее и ночное время суток, кода искусственное освещение наиболее необходимо, оно отсутствует вовсе, что, безусловно, угрожает безопасности жителей домов, так как в районах повышается криминогенная обстановка.[2]

Для решения данной проблемы разрабатываются специальные адресные программы, направленные на выделение бюджетных ассигнований наустановкунаружного освещения конкретных участков города. Однакочасть «проблемных» районов пока не включена в подобные программы, а некоторые другие будут ждать своей очереди только на проектирование наружного освещения в течение нескольких следующих лет. Соответственно,установка и ввод в эксплуатацию ожидается в еще более поздние сроки. Жители таких кварталов должны не оставлять попытки бороться за нормальное существование, у них есть возможность в любой момент подать официальный письменный запрос в Администрацию города с целью рассмотрения заявки о включении квартала в «программу развития внутриквартального освещения». Районы, требующие экстренной установки наружного освещения, могут быть включены в программу вне очереди. К сожалению, иногда при этом сроки работы на других участках возрастают. [3]

1.2.            Далее перейдем ко второй проблеме - несоответствию характеристик части установок наружного освещения нормативным показателям. Важно отметить, что данной проблеме подвержены далеко не все установки наружного освещения Санкт-Петербурга - большинство из них, которые находятся в ведении ГУП «Ленсвет», полностью соответствует качественным и количественным светотехническим характеристикам: уровням освещения территории и равномерности распределения освещения. Одной из причин несоответствия нормам может быть отсутствие самих установок на балансе централизованногообслуживающего предприятия.

К сожалению, в Санкт-Петербурге, особенно за пределами центральной части, до сих поростаютсятакие установки наружного освещения, которые смонтированы еще в советские годы, илибо ихсветотехнические характеристики безнадежно устарели, либо сами установки пришли в негодность. Так, например, во время кризиса девяностых многие предприятия, в том числе производители светильников, вынуждены были прекратить свою деятельность, поэтому ассортимент осветительных установок значительно сократился, а оставшаяся часть была упрощена для экономии. Экономия выражалась во всем: в качестве металла, из которого состоял корпус установки, в количестве элементов установки и качестве её сборки, и даже в материале покрытия светильников. Последствия не заставили себя ждать: при уменьшении затрат на производство снизились основные характеристики установок, в основном это коснулось срока службы. Дешевое покрытие быстро облупилось, дешевый металл коррозировал и прогнил - и опоры с корпусами светильников пришли в негодное состояние уже через несколько лет. Стекла светильников также были не лучшего качества, стык с корпусом выполнялся ненадежно, происходило  быстрое потемнение стекол и заполнение пространства между стеклом и корпусом водой от осадков, что мешало проникновению света, и, соответственно, снижало показатели интенсивности освещения, опускаясь ниже нормативного значения. Кроме этого, в кризисном положении, в отсутствии материальных ресурсов, упрощенные и дешевые светильники казались наилучшим решением, поэтому их монтировали в большом количестве. К счастью, не для централизованного освещения города, но для внутриквартального освещения, а также освещения гаражных кооперативов и совхозов. И теперь при включении новых территорий в программы капитального ремонта, приходится сталкиваться не только с аварийным состоянием, но и с давно не работающими установками.

1.3.            Еще одна проблема данного типа - сложности процесса перехода прав собственности на установки наружного освещения. Так как имущество, находящееся в ведении ГУП «Ленсвет», принадлежит городу Санкт-Петербургу, соответственно, смонтированные подрядчиком установки необходимо сначала передать в его собственность. В целом этот процесс включает в себя несколько этапов: сначала передающая организация готовит и оформляет документы, содержащие паспорта и основные характеристики передаваемого имущества, а также условия передачи. Затем администрацией города создается специальная комиссия по приемке-передаче жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства в муниципальную собственность. Эта комиссия осуществляет рассмотрение передаваемых объектов на предмет соответствия нормам, а также проверяет всю техническую, бухгалтерскую и прочую документацию, предоставленную передающей организацией. Весь процесс занимает определенное количество времени, в течение которого предприятие, на баланс которого передаются готовые установки, еще не вправе заниматься их эксплуатацией.К сожалению, пока не может быть вынесено конструктивных предложений по поводу решения данной проблемы, так как ни одну из работ нельзя выполнять параллельно другой, соответственно, нет резерва времени для сокращения сроков неэксплуатируемого состояния новых установок наружного освещения.

2.                  Рассмотрение следующего типа проблем - противоречия между получением выгоды и сохранением нормативных показателей установок - можно проиллюстрировать на примере рассмотрения проблемы внедрения энергосберегающих технологий в сфере наружного освещения. Способ достижения финансовой выгоды в данном случае очевиден - это экономия электроэнергии. Для анализа нормативных показателей необходимо упомянуть об основных используемых технологиях - ими являются светодиодные установки наружного освещения. Такие установки имеют увеличенный срок службы и более высокую надежность, их светотехнические характеристики дают преимущество перед другими при освещении садово-парковых территорий и пешеходных зон, однаковопрос о возможности установки светодиодов для внутриквартального и магистрального освещения Санкт-Петербурга сейчас находится на стадии разработки: существует несколько пробных проектов. В дальнейшем результаты будут проанализированы, и появится возможность сделать вывод о целесообразности внедрения данных технологий в определенных видах наружного освещения. Сейчас же при рассмотрении финансовой стороны вопроса, можно сделать вывод о том, что светодиоды являются прорывом в решении проблемы энергосбережения, несмотря на то, что их внедрение требует высоких затрат. Согласно экспертным оценкам, в долгосрочном периоде планируется получить финансовую выгоду, обусловленную снижением затрат на ремонт установок.

3.                  Третья проблема - отсутствие единого эстетического облика Санкт-Петербурга, имеет такое же большое значение, как и предыдущие.

Несомненно, Санкт-Петербург является одним из красивейших городов мира, и ежегодно его посещает колоссальное количество туристов - порядка нескольких миллионов. Всех их привлекает неповторимый облик города, его история, воплощенная в архитектуре. Для того чтобы подчеркнуть фасады неповторимых зданий, выделить памятники,  используется архитектурно-художественная подсветка, разрабатываемая по уникальным проектам. Однако особенности архитектуры должны пониматься не только как многообразие отдельных роскошных зданий, соборов и арок, но и как система улиц города, кварталы, набережные, мосты - важно восприятие картины города в целом. И тогда наружное освещение улиц рассматривается не только как средство удовлетворения потребности населения в освещении, но и как средство придания городу особенного светового облика, причем важную роль при этом играет внешний вид самих установок наружного освещения. Световое оформление города является основным фактором, формирующим имидж города в вечернее время. Сейчас в исторической части Санкт-Петербурга гораздо меньше проблем, как с количеством, так и с качеством и внешним видом установок наружного освещения, чем на территориях, расположенных на окраинах. Кроме того, в отличие от установок уличного освещения, установки внутриквартального освещения имеют далеко не такой презентабельный вид, причиной чего является произведенная подсветка различных городских объектов в разное время с помощью разных технических средств. Поэтому сейчас в световом облике Санкт-Петербурга наблюдается явная дисгармония, а в силу статуса города эта проблема является одной из наиболее важных, и её решение требует значительных материальных и временных затрат. На решение данной проблемы направлена программа «Светлый город», в рамках которой планируется проведение мероприятий по улучшению качества уличного освещения и архитектурно-художественной подсветки Санкт-Петербурга.[4]

Таким образом, в Санкт-Петербурге существует ряд проблем, связанных с наружным освещением, которые являются чрезвычайно значимыми, потому что оказываютвлияние как на качество жизни населения, так и на статус и восприятие города в целом. Принятие мер, направленных на решение данных проблем, должно являться одним из приоритетных направлений политики правительства Санкт-Петербурга.

Литература

1.      Указания по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов // приказ Минжилкомхоза РСФСРот 12.05.1998 - №120.свет

2.      В России снова становится актуальной проблема нехватки уличных фонарей // Телеканал «100 ТВ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tv100.ru.

3.      О Программе развития внутриквартального освещения в Санкт-Петербурге с установкой энергосберегающего оборудования на период 2011-2020 годов //Правительство Санкт-Петербурга, Постановление от 28.06.2011 - №838.

4.      О программе развития системы наружного освещения в Санкт-Петербурге "Светлый город" на период 2010-2017 годов // Правительство Санкт-Петербурга, Постановление от 21.12.2010 - №1714.

Просмотров работы: 2880